Цели урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного.
2. Формировать умения определять имена собственные в тексте, классифицировать их по группам; тренировать умение писать имена собственные.
3. Развивать умения правильно писать словарные слова. Способствовать формированию орфографической зоркости, навыков грамотного и каллиграфического письма.
4. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Имена собственные и нарицательные.docx
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Цели урока:
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о
грамматических признаках имени существительного.
2.Формировать умения определять имена собственные в
тексте, классифицировать их по группам; тренировать
умение писать имена собственные.
3.Развивать умения правильно писать словарные слова.
Способствовать формированию орфографической
зоркости, навыков грамотного и каллиграфического
письма.
4.Способствовать нравственному воспитанию учащихся. – Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний
урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы
получили удовольствие от работы друг с другом и
стали немножко добрее.
А сейчас расшифруйте формулу удачи:
осанка
улыбка
настроени
е
вера в
себя
результ
ат
Разотрите руки.
Натяните улыбку.
Привяжите ниточки к уголкам губ и накрутите на уши.
Настроение каково? (Дети: «ВО!»)
Ну, а если настроение «ВО!», то и работать будем
«ВО!»
1.Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы будем расширять и закреплять
свои знания о грамматических признаках имени
существительного.
2.Работа в тетрадях. Запись числа и минутки
чистописания.
Почему слово роза можно написать и с маленькой и с
большой буквы?
3.Словарная работа.
Сегодня словарную работу мы с вами проведём не
совсем обычно. Я знаю, вы любите разгадывать
кроссворды. Я для вас приготовила кроссворд из
словарных слов.
Детям раздаются карточки с кроссвордами. (На доске вывешивается большой кроссворд)
Дети записывают слова в клеточки. После взаимопроверка:
Скажите, какой частью речи являются слова, которые мы
вы вписали? Что такое имя существительное? А почему я
выделила первые буквы в словах под номерами 1, 2, 4?
Почему эти слова надо писать с большой буквы?
4.Основная часть.
Когда я утром вошла в школу, сторож передал мне
этот конверт. Так интересно подписан конверт, кому
его отдать я не знала, а потом решила принести его
к нам на урок.
город алматы
улица гоголя 139 а
от вовки Но кто такой этот Вова? В нашем классе мальчиков с
таким именем нет … но кажется, я догадываюсь кто
это может быть, и вы с ним знакомы …
(Идут картинки из мультфильма «Вовка в Тридевятом
царстве»)
Скажите, почему у Вовки ничего не получалось?
(потому что не хотел ничего делать сам). Он
попросился сегодня к нам на урок. Может, мы его
научим чемунибудь. Например, как исправить ошибки,
которые он допустил. А когда вы исправите ошибки,
вы сможете назвать тему нашего урока. (дети
исправляют ошибки)
Попробуйте назвать тему нашего урока. Догадались?
Из конверта достаю карточки:
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ
ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
А знаете ли вы почему они так называются?
Вот что имя существительное само об этом говорит:
Я имя существительное.
Я называю все вокруг,
Об этом я пою.
Всем имена даю.
Бываю нарицательным,
Но надо понимать,
Что я могу быть собственным –
Старайся различать...
Русский термин "нарицательный" образовался от старославянского слова
нарицати - "называть". Им обозначались "назывные, обыкновенные, обычные"
существительные. Нарицательные имена существительные - это обобщенные
названия однородных предметов. Например, ученик, учитель, цветок, дерево
и т.п.
Слово "собственный" происходит от старославянского собьство, что означает
"свое", "личное", "себе принадлежащее", а также "особенность, лицо".
Собственное имя - это второе имя, которым называют предмет, чтобы
отличить его от другого однородного предмета.
Думаю, все знают, чем отличаются нарицательные
существительные от собственных. (собственные
существительные пишутся с большой буквы, а
нарицательные с маленькой).
Работа по учебнику. Чтение правила на стр. 99.
5.– А сейчас помогите решить одну проблему.
(Поворачиваюсь спиной к классу): Саша, когда у тебя день рождения?
А почему возникла пауза? (В классе два человека
носят имя Саша)
Какой выход из ситуации? (назвать фамилию).
Давайте рассмотрим ещё одну ситуацию. В одной
школе, в одном классе учились два Семёновых
Михаила. И причём они были одной комплекции, одного
роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к
ним обращаться? Учительница нашла выход из данной
ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков
по имени отчеству).
Задание: запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя
и отчество. Это собственные или нарицательные имена
существительные?
6.Динамическая пауза.
«Пальчики здороваются»
Локти стоят на столе. Каждым пальцем правой руки
касаешься большого пальца левой руки вперёд и
обратно. Потом тоже на другой руке.
«Согреем пальчики»
Поглаживаем кисти рук и пальцев. Правой рукой
поглаживаем левую руку и наоборот.
Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по
одному, начиная с большого. Сначала на одной
руке, потом на другой.
Игра «Пианино»
7. Объясните написание:
Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая машина
девочка Надежда – надежда на удачу
8.Упражнение «Лови ошибку»:
У вас на столе карточки голубого цвета. В каждой есть
два слова сходных по форме, но разных по значению:
одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию.
Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми
правилами орфографии. 9.Самостоятельная работа. Выборочное списывание. На
жёлтых карточках записаны предложения:
Выпишите только имена собственные вместе с
именами нарицательными, связанными с ними.
Проверка.
10.
11.
Домашнее задание: упражнение № 228.
Итог урока.
Наш урок подошёл к концу. Что вы вынесли из него?
12.
Рефлексия.
Ребята, я прошу Вас поставить отметку за урок Вовке и
всему классу, при помощи солнышек.
«5» это красное солнышко
«4» это зелёное солнышко
«3» это жёлтое солнышко
Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!
Имена собственные и нарицательные
Имена собственные и нарицательные
Имена собственные и нарицательные
Имена собственные и нарицательные
Имена собственные и нарицательные
Имена собственные и нарицательные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.