«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
Оценка 4.8

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
математика +1
5 кл
28.11.2018
«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
посредством учебных заданий способствовать формированию представления об именах существительных, имеющих форму только множественного числа. Тип урока: урок «открытия» нового знания Планируемые результаты: Предметные: - учащиеся знают понятие «имена существительные, имеющие формы только мн.ч.», определяют их принадлежность к тематическим группам, разграничивают омонимичные формы мн.ч. - умеют находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употребляют их в речи. - развивают чувство языка на основе работы с тематическими группами слов.
конспект 5.doc
Предмет: русский язык Класс: 5 Тема: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» Место урока в системе уроков по данной теме: 1­ый урок Цель деятельности учителя: посредством учебных заданий  способствовать формированию представления об именах существительных,  имеющих форму только множественного числа.  Тип урока: урок «открытия» нового знания Планируемые результаты: Предметные: ­ учащиеся знают понятие  «имена существительные, имеющие формы только мн.ч.», определяют их принадлежность к тематическим группам, разграничивают омонимичные формы мн.ч. ­ умеют находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употребляют их в речи. ­ развивают чувство языка на основе работы с тематическими группами слов. Метапредметные:  Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывают и преобразовывают информацию из одного  вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеют разными видами аудирования (выборочного, детального). ­ высказывают предположения на основе наблюдений; ­ формулируют тему и цели урока; ­ пользуются словарём; ­ осуществляют рефлексию; ­ договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; ­ соотносят цели и результаты своей деятельности Личностные:  ­чувствуют выразительные возможности языка,  ­проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Методы/приёмы обучения: беседа, наглядно­иллюстративный прием, работа со словарём, лексическая работа, проблемный вопрос, диалог.   Формы работы на уроке: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная. Образовательные ресурсы: учебник для общеобразовательных учреждений в 2­х ч. : Ч.2. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.  Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская; учебник для общеобразовательных учреждений в 2 книгах. Книга 2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева; словарь С.И. Ожегова; учебник «Русское слово» Е.А. Быстровой.      Оборудование, наглядность: раздаточный материал (  конверт с картинками), учебник, толковый словарь, мультимедийное оборудование Предварительная подготовка: презентация. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно­нравственное воспитание I. Оргмомент. II. Актуализация  изученного с элементами  проверки домашнего  задания.  Учитель: Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на   землю.   Сначала   опустились   самые   хрупкие   снежинки     (сели девочки), затем снежинки побольше   (сели мальчики). Все снежинки оказались   на   земле,   они   улыбнулись   друг   другу   и   сказали   «Доброе утро!» Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок   принесёт   всем   нам   радость   общения.       Меня   зовут   Шатунова Ирина Викторовна. Я работаю учителем русского языка и литературы в школе   с.   Пестровка,   где   также   обучаю   своих   пятиклассников,   с которыми у меня сложились тёплые отношения. И я думаю, что и мы с вами подружимся.   Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами  активно поработаем.  Откройте тетради,  запишите число, «Классная работа». Учитель: Ребята, чтобы быть здоровым и сильным, надо заниматься  спортом в любое время года. Скажите, пожалуйста, какие вы  используете предметы для занятия спортом зимой? (коньки, лыжи…) Сейчас я прочитаю загадки,  а вы должны отгадать, о каком предмете   идёт речь? А я посмотрю, как вы бережёте своё здоровье (дети  отвечают) 1 ученик работает у доски 1) Всё лето стояли, Зимы ожидали. Познавательные УУД  1. Владеть разными видами  аудирования (ознакомительного,  выборочного). 2. Адекватно понимать информацию  устного сообщения. 3. Анализировать, сравнивать,  обобщать, делать выводы, строить  логические рассуждения. Дождались поры ­ Помчались с горы (санки)  2) Льдом покрылась гладь реки. Встали дети на... (коньки) 3) Бегут по дорожке  Доски да ножки (лыжи) ­Прочитайте, какие слова вы записали? ( санки, коньки, лыжи) (рис на  магнит)  А какой части речи данные слова?  А что такое имя существительное?  Как изменяются имена существительные?  А теперь поставьте  эти слова  в форму ед.ч..  Какие возникли трудности?  Какой особенностью обладают эти существительные? ( употр­ся только во мн.ч) Какие в основном окончания имеют сущ.мн.ч.? (и,ы,а) Выделить окончания ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) III. Введение в тему  урока. Цель этапа: вызвать  1. Презентация. Слайд  Учитель: Запишите к каждому рисунку слово. Сравните рисунки.  Чем отличаются? Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на  основе наблюдений. интерес к получению  новой информации,  актуализировать учебное  содержание, необходимое  для изучения нового  материала, подвести к   формулировке темы  урока. Слайд № 2. Формулировать тему урока. Сделайте вывод: имеют ли сущ­е ГРАБЛИ, ЧАСЫ разные формы для  единственного и для множественного числа? Ученики делают вывод о том, что для обозначения одного и  нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч. Учитель:  ­ Может, попробуем образовать от этих сущ­х единственное число? – Может, кто­то уже догадался, о чем пойдет дальше речь?  Ученики (в русском языке есть группа слов, которые имеют форму  только множественного числа) Учитель:  ­ Вы можете сказать мне, как звучит тема нашего урока? Давайте  запишем её в тетрадь.  (слайд 3)  Тема урока ­ «Имена существительные, которые имеют форму  только множественного числа»   Слайд № ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…; УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО  Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.  Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске. 1. 2. ИСПОЛЬЗОВАТЬ… . Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые  имеют форму только множественного числа; учиться находить их  среди других существительных и правильно их использовать. IV. Открытие новых  знаний. Цель этапа: зафиксировать цели, проговорить новую  информацию во внешней  речи, переосмыслить  собственные знания Учитель: ­Дорогие ребята, конечно же, вы много читаете и много  знаете. Подумайте, где в своей жизни вы наиболее часто используете   существительные, которые имеют форму только множественного  числа. Приведите примеры Ученики   называют примеры существительных   Задание: 1.  обратите внимание на доску: давайте прочитаем  предложения и назовём среди них сущ., которые употр­ся только во  мн.ч       (устно ,1 уч­к) На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В  первом­ большой выбор молочных продуктов:  кефир, сметана, йогурт,  сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия:  конфеты,  мармелад, пряники.  Молодцы! 2. Наблюдение над словами, имеющими форму только  множественного числа.  – выявление тематических групп слов, имеющих форму только  множественного числа.   работа в парах. Слайд №  Учитель ­ Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет? Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты,  сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы. Ученики (Эти существительные имеют форму только множественного  числа) Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать  свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Познавательные УУД  1. Владеть разными видами чтения  (ознакомительным, поисковым,  изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить  логические рассуждения, делать  выводы. 3. Извлекать информацию,  представленную в разных видах  (рисунок, текст, схема),  преобразовывать её из одной формы в  другую (схема). Коммуникативные УУД  1. Свободно излагать свои мысли в  устной форме. 2. Слушать и слышать других, быть  готовым корректировать свою точку  зрения. Учитель ­ Запишите слова группами, продолжите ряд слов в группе,  дополнив 1­2 своими примерами или из упр. 509, 510 Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы,  подбирают примеры для каждой группы слов из упр.509, 510. Значение имён существительных, которые имеют форму только  множественного числа Парные и  составные  предметы Игры,  действия,  процессы Массы,  вещества Отрезки  времени Географические  названия Слайд № Сравните с эталоном и оцените себя Парные и  Массы,  вещества составные  предметы Игры,  действия,  процессы Сани   клещи  очки  плоскогубцы грабли  ворота жмурки  горелки  пятнашки  салочки  прятки Сливки   духи  макароны  дрожжи  чернила Отрезки  времени Географические  названия Сумерки  каникулы  сутки  часы Альпы Карпаты  Мощаницы  Новосёлки  Сенницы Учитель – Определите у существительных, записанных в нашей  таблице род, склонение и падеж.  Ученики отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно  Физминутка Учитель – Давайте сделаем вывод:  Ученики У существительных,  множественного числа нельзя определить         имеющих только форму       род и склонение. Слайд № В русском языке есть имена существительные, которые  употребляются только во множественном числе. К ним  относятся существительные, обозначающие составные («парные»)  предметы, вещества, явления природы, события, отрезки времени,  игры и др. Учитель Сравните свои наблюдения с правилом на слайде (текст в  рамке).  Учитель Запишите в тетради правило в любой символьной форме  (рисунок, схема, текст, кластер) По желанию можете объединиться в группы. – Создайте на основе текста в рамке схему или модель. Озаглавьте её.     (примерная схема) Тематические группы имён существительных только мн.ч. составные        вещества          явления       события       отрезки      игры («парные»       (продукты)       природы                           времени предметы) Слайд Учитель Что вы скажете о слове ОЧКИ? – Как вы определили, какое значение имеет слово очки в 1м примере? а во 2м?  Почему слово очки («прибор для улучшения зрения») не имеет формы  единственного числа? (Называет парные предметы.)  – Как называются такие слова? Составление предложений со словамиомонимами очки. Какой вывод можете сделать?  (Слова, имеющие форму только множественного числа, могут иметь  ОМОНИМЫ, имеющие формы единственного и множественного чисел) ФИЗМИНУТКА ­ Ребята, мы с вами много работали и  устали. Давайте сейчас немного  отдохнём. V. Развитие учебно­ языковых и речевых  умений. Цель этапа: закрепить  полученные знания. 1.  Работа в группах  с текстами «Из мира простых вещей».  Задание. Прочитайте предложенный текст. Обсудите в группе, о каком предмете идет речь. Если у вас несколько мнений, обоснуйте свой  выбор.  Если сами не справились, предложите другим группам назвать  описываемое в тексте слово.  Вставьте пропущенные буквы. Карточка 1. Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который  итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для м..ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п..стухов  и зол..тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр..стов. Это…  ___________ (джинсы). Карточка 2. Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Грец..и для них  использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной  их все же считается Венец..я – царица зеркал и стеклянной посуды. На  Познавательные УУД  1. Анализировать, сравнивать,  группировать, строить логические  рассуждения, делать выводы. 2. Владеть разными видами  аудирования, приёмами отбора и  систематизации материала. Коммуникативные УУД  1. Высказывать и обосновывать свою  точку зрения. 2. Адекватно использовать речевые  средства для решения  коммуникативных задач. Руси их стали н..сить с XV века. Это... _______ (очки) Карточка 3. На н..чном небе в созвездии Большого Пса есть зв..зда которую можно  видеть только летом. В эту пору работать было т..жело из­за жары и  люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и  зимний, и весенний. Это _______ (каникулы). Слайд      (Ключ) проверяем Задание.2 Учитель  А сейчас, ребята, я хочу   проверить, насколько успешно вы  усвоили материал. Я предлагаю  вам небольшую сам.раб. 1 в., откройте учебники на стр.59, выполните упр.510. Задание:  внимательно рассмотрите географическую карту, выпишите  географические названия, которые имеют форму только мн.ч.;  Составьте 1 предложение с любым из слов.  2в. Выпишите из орфографического словаря на с.151 ­153 учебника  существительные, имеющие форму только множественного числа.  Составьте с любым из них предложение. (проверка, чтение предложений)  3.Распределительный диктант. (Индивидуально) Учитель – Прослушайте слова и запишите их, распределив в два  столбика (двое у доски): имеют ед.ч. не имеют ед.ч. Алфавиты, библиотеки, ворота, заморозки, инструменты, встречи, VI. Итог урока.  Рефлексия. Цель этапа: оценить  результаты собственной  деятельности проводы, шахматы, проценты, тефтели, клещи, хлопоты, чернила. ­ Проверьте, сверившись с эталоном на слайде и оцените себя. Имеют ед. число Алфавиты, библиотеки,  инструменты, встречи,  проценты,  Имеют мн. число Ворота, заморозки,  проводы, шахматы, клещи,  тефтели, хлопоты, чернила. 4.Выборочный диктант (по времени, если раньше справятся) Задание ­ Выпишите существительные, которые имеют только форму  множественного числа. Очки, удивление, молоко, тиски, погода, весы, опилки, ворота,  керосин, макароны, горелки. Слайд   Учитель ­Прочитайте предложение.   Что объединяет выделенные слова? Мне в жизни приходилось передвигаться на многих видах транспорта:  на оленьих нартах по летней тундре, на сибирских санях и салазках,  на собаках по зимней тундре, в розвальнях, на телеге, на самолёте, на  льдине. (В.Солоухин) Ученики Это сущ­е, имеющие форму только множественного числа; с  точки зрения лексического значения – вид транспорта  Учитель – Что нового узнали на уроке?  Что было важным?  (познакомиться с именами существительными, которые имеют форму  только множественного числа; учиться находить их среди других  существительных и правильно их использовать). Учитель – Молодцы! Давайте теперь поставим оценки (поднимите  руку, кто сегодня получил поощрения(награды). Оценки!!! Учитель ­ Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете 3 картинки: изображения ОГНЯ, ОРЕШКА и корзины для мусора. Вы должны выбрать и оставить   у себя только тот рисунок, который Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей  деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и  определять степень успешности  работы. Познавательные УУД  Преобразовывать информацию (схема,  рисунок), сопоставлять информацию,  представленную в разных формах. Личностные УУД: Самооценка своих действий.  ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее  (слайд        ):   ОГОНЬ  ­   на   уроке   чувствовал   себя   хорошо,   и   полученные   знания пригодятся в дальнейшем;  ОРЕШЕК  – не всё понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать;  КОРЗИНА – ничего не понял, знания не пригодятся.  1) Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа сущ­е,  которые могут употребляться только во множественном числе. 2) Упр. 512, стр.59­60. 3) Найдите на карте России географические названия (топонимы)  только множественного числа и составите с ними 7  предложений. VII. Домашнее задание.  Приложение 1. 1. Слуховая разминка. Вещи, люди и цветы, Носороги икоты,  Джинсы, майки и штиблеты Называются ПРЕДМЕТЫ! Шубы, шапки и зонты,  Гвозди, гайки и винты, Сёла, города, планеты –  Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! Ах, какие все слова восхитительные, Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ! 2. Тест. КЛЮЧИ: б, г, а, б.    3.  Запишите слова группами, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1­2 своими примерами или из упр. 509, 510 Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов из упр.509, 510. Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа Игры,  действия,  процессы Массы,  вещества Отрезки  времени жмурки  горелки  пятнашки  салочки  прятки Сливки   духи  макароны  дрожжи  чернила Сумерки  каникулы  сутки  часы Географические  названия Альпы  Карпаты  Мощаницы  Новосёлки  Сенницы Парные и  составные  предметы Сани   клещи  очки  плоскогубц ы грабли  ворота 4. Тематические группы имён существительных только мн.ч. СХЕМА 5. Составление предложений со словамиомонимами очки. 1)Бабушка читала газету в очках, спущенных на нос.   2) Первенство на различных этапах конкурса приносила очки в копилку корманды.  3) Бросок с двенадцати метров – мяч в корзине, и команда зарабатывает ещё три очка! Вывод: слова, имеющие форму только множественного числа, могут иметь ОМОНИМЫ, имеющие формы единственного и множественного  чисел. 6. Работа в группах с текстами «Из мира простых вещей». Задание. Прочитайте предложенный текст. Обсудите в группе, о каком предмете идет речь. Если у вас несколько мнений, обоснуйте  свой выбор.  Если сами не справились, предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово.  Вставьте пропущенные буквы. Карточка 1. • Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для  моряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это  ДЖИНСЫ Карточка 2. • Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной  их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это ОЧКИ • На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было тяжело из­за  жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и  осенний отдых, и зимний, и весенний. Это КАНИКУЛЫ. Карточка 3. 7. Распределительный диктант. Имеют ед. число Имеют мн. число Алфавиты, инструменты, проценты, тефтели   библиотеки, встречи,   Ворота, заморозки, проводы,   хлопоты,   клещи, шахматы, чернила. 8. Прочитайте предложение. Что объединяет выделенные слова? Мне в жизни приходилось передвигаться на многих видах транспорта: на оленьих нартах по летней тундре, на сибирских санях и салазках,  на собаках по зимней тундре, в розвальнях, на телеге, на самолёте, на льдине. (В.Солоухин) Это сущ­е, имеющие форму только множественного числа; с точки зрения лексического значения – вид транспорта) Картинки на рефлексию. Приложение 2. Задание. Прочитайте предложенный текст. Обсудите в группе, о каком предмете идет речь. Если у вас несколько мнений, обоснуйте  свой выбор.  Если сами не справились, предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово.  Вставьте пропущенные буквы. • Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для  моряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это  ДЖИНСЫ Карточка 1. Задание. Прочитайте предложенный текст. Обсудите в группе, о каком предмете идет речь. Если у вас несколько мнений, обоснуйте  свой выбор.  Если сами не справились, предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово.  Вставьте пропущенные буквы. • Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной  их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это ОЧКИ Карточка 2. Задание. Прочитайте предложенный текст. Обсудите в группе, о каком предмете идет речь. Если у вас несколько мнений, обоснуйте  свой выбор.  Если сами не справились, предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово.  Вставьте пропущенные буквы. Карточка 3. • На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было тяжело из­за  жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и  осенний отдых, и зимний, и весенний. Это КАНИКУЛЫ.

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018