Сценарий внеклассного мероприятия по истории России
Учебная игра по теме: «Именем Петра Великого».
Оборудование: презентация к игре, мультимедийный проектор, компьютер.
Литература: И.Д.Агеев Кто лучше всех знает историю? Москва Сфера. 2007
Цель мероприятия: обобщить и подвести итог изучения школьниками
основных
положений темы: «Царствование Петра I»;
Задачи:
Образовательные: проверить и пополнить знания учащихся о времени
правления Петра I; содействовать развитию классного коллектива,
формированию навыков работы в команде;
Развивающие: развивать умение грамотно работать с информацией, развивать
активность и инициативу, расширять кругозор, содействовать развитию
логического мышления;
Воспитательные: способствовать формированию у учащихся чувства
патриотизма, интереса к истории своей страны и своей малой Родины.
Ход мероприятия:
I.Организационный момент: Здравствуйте ребята! Садитесь. Скажите,
пожалуйста, кто сегодня отсутствует на уроке.
Слова учителя: Пока жива будет Россия, не умолкнут споры о Петре
великом, начаты ещё его современниками. Нет однозначной оценки личности
императора, так же, как и его преобразований. Сегодня наша игра посвящена
этому великому правителю.
II. Проведение игры. Учащиеся работают в группах (по 89 чел.), что
содействует развитию детского коллектива. Каждая группа выбирает
категорию и уровень сложности вопроса. Игра имеет состязательную основу,
возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий
познавательный процесс.
1.Объяснение правил игры. Перед вами – игровое поле. (Слайд 2)
1 Команды по очереди выбирают категорию
1. «Детство и юность Петра I»
2. «Экономика и политика»
3. «Культурная жизнь страны».
4. «Военная слава».
5. «Птенцы гнезда Петрова».
Сложность вопроса определяется количеством указанных баллов, которые и
получает команда за правильный ответ. Победившей будет считаться команда,
набравшая большее количество баллов.
2. Проведение игры:
Раздел № 1.«Детство и юность Петра I »
Вопрос №1. В каком году родился Петр I?
Ответ:(1672).
Вопрос №2. Какую фамилию носил первый русский император?
Ответ: (Романов)
Вопрос № 3. Сколькими ремёслами владел Петр I?
Ответ: (14).
2 Вопрос №4. Как звали дъяка, учителя Петра I, участника развлечений
молодого царя, названного за это «всешутейшим патриархом»?
Ответ: (Никита Зотов.)
Вопрос № 5. Под каким именем отправился Петр во время «Великого
посольства» в Европу?
Ответ: (Петр Михайлов.)
Раздел № 2 «Экономика и политика»
Вопрос № 1. Как назывался основной прямой налог, введенный при Петре I?
Ответ: («подушная подать»).
Вопрос № 2. При проведении реформы местного управления Петр I
организовал:
Ответ: (губернии)
Вопрос № 3. Как назывался документ, уравнивающий в правах вотчины и
поместья?
Ответ: («указ о единонаследии»)
Вопрос№4. Как называлась государственная поддержка отечественной
промышленности, защита ее таможенными пошлинами
Ответ: (протекционизм).
Вопрос № 5. В 1721 был опубликован «Духовный регламент», в котором
прямо говорилось о нежелательности патриаршества, поскольку простой
народ видит в патриархе второго государя. Каковы последствия учреждения
Святейшего Синода вместо патриаршества?
Ответ: (подчинение церкви светской власти).
Раздел №3 «Культурная жизнь страны»
Вопрос №1. Как назывался первый в истории России музей, созданный
Петром I?
Ответ: (Кунсткамера).
3 Вопрос № 2. Книга о хороших манерах, составленная для молодых людей во
времена царствования Петра I?
Ответ: («Юности честное зерцало»).
Вопрос № 3. Собраниябалы с участием женщин в домах российской знати,
введенные и регламентированные Петром I
Ответ: (Ассамблеи).
Вопрос №4. Что запретил делать необразованным дворянам Петр I
Ответ: (жениться).
Вопрос № 5. Петр ввел новое летосчисление с 1 января 1700 г. Какой год по
старому стилю шел до этого?
Ответ: (7208 г)
Раздел № 4
«Военная слава»
Вопрос №1. «Оная победа виною всех благополучных последствий России,
понеже тут первая проба солдатская была»
О каком сражении говорил Петр I?
Ответ: (сражение у деревни Лесной)
Вопрос №2. Из каких отрядов, созданных для военных игр Петра I,
образовались Преображенский и Семеновский полки?
Ответ: (Потешных).
Вопрос № 3. По какому поводу Петр I приказал выбить медаль с надписью
«Небывалое бывает»?
Ответ: (после первой победы русских на море).
Вопрос № 4. Что вы видите на рисунке?
4 Ответ: (ботик Петра).
Вопрос № 5. Как при Петре I называли знаменосца?
Ответ: (прапорщик)
Раздел №5. «Птенцы гнезда Петрова»
Вопрос № 1. Кто стал первым российским фельдмаршалом при Петре I?
Ответ: (Б.П.Шереметев.)
Вопрос № 2. Он сделал головокружительную карьеру: начав с должности
царского денщика, стал светлейшим князем и богатейшим вельможей.
«Полудержавным властелином» назвал его А.С.Пушкин. Кто это?
Ответ: (А.Д.Меншиков).
Вопрос № 3. Первый генералпрокурор России?
Ответ: (П.Я.Ягужинский)
Вопрос № 4. Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии: в России
стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вицеканцлером
Российской империи и графом…
Ответ: (А.И.Остерман).
Вопрос № 5. «Сей князь был…собою видом как монстра, нравом злой тиран,
привеликий нежелатель добра никому, пьян по вся дни, но его величеству
верный так был, что никто другой. Кому современник дает такую
характеристику?
Ответ: (Ф.Ромодановский)
III. Итог мероприятия.
5 Объявление победителя.
Заключительное слово учителя
В заключение мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I,
произнесенные на публичном чтении в честь 200летия Петра: “То нетленное
наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда,
силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к
своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности,
в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает
народам долголетие”.
6 7
«Именем Петра Великого».
«Именем Петра Великого».
«Именем Петра Великого».
«Именем Петра Великого».
«Именем Петра Великого».
«Именем Петра Великого».
«Именем Петра Великого».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.