Урок по теме "Имеют ли личные местоимения значение рода". 4-й класс
Цель: познакомить с изменением местоимений 3-го лица по родам;
формировать умения заменять имя существительное местоимением соответствующего ему рода;
Задачи:
1. Обучающие:
научить распознавать местоимения в речи;
определять их грамматические признаки, роль в речи;
дать первоначальное представление об изменениях личных местоимений по числам и родам.
2. Развивающие:
вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по теме урока;
развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также память и внимание, логическое мышление при введение новых знаний; речевые способности и личностные качества: ответственность, самостоятельность; развивать речевые способности, орфографическую зоркость.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к родному языку, культуру ответа, коммуникативные отношения: ученик-учитель, ученик-ученик.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основной метод: проблемно-поисковый, исследовательский.
Оборудование к уроку:
мультимедийная установка;
презентация к уроку;
лист наблюдений для учащихся, учебники, тетради.
Предметные результаты: обучающиеся научатся: распознавать местоимения в тексте и правильно их употреблять; обучающиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст), изменять местоимения по числам и родам;
Метапредметные результаты
Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.
Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, на слайде у меня написано слово настроение. А какое бывает настроение? Поделитесь своим настроением на данный момент.
Я вижу, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. И вы с таким же настроением подойдете к концу урока.
3. Актуализация знаний.
Этот урок будет для вас уроком открытий, и открытия эти вы будете делать сами. Вашими помощниками будут тексты, карточки, а также листы наблюдений, куда вы будете записывать наблюдения и выводы. (Приложение 1)
Запишем в наших листах число.
Первое открытие, которое вы должны сделать – определить тему урока. Для этого я предлагаю вам посмотреть этот слайд, прочитать подписи и предположить, что означает этот рисунок.
- Ваши предположения?
- Почему сложно было догадаться? Или легко?
Тема: изменение личных местоимений по родам.
С темой урока мы определились, попробуем поставить цели. У вас в рабочих листах есть таблица, вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу и, обсудив это с соседом по парте, запишите эти сведения в первой графе таблицы. Что мы знаем Что мы хотим узнать Что мы узнали
1. Местоимение – самостоятельная часть речи.
2. Отвечают на вопросы кто?что?
3. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
А теперь поставьте вопросы к изучаемой теме и запишите в графу: хотим узнать.
Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам?
4. Целеполагание.
- Итак, каковы цели нашего урока? (Учащиеся ставят цели урока.)
Сегодня на уроке мы с вами повторим, что знаем о местоимении, углубим знания об этой специфической части речи и узнаем изменяются ли местоимения по родам.
Слайд №5 Отгадайте загадки - стихотворение Елены Кай «Он, оно, она»
Почему нельзя сказать солнце – она, месяц – он, луна – оно?
§ Какой можно сделать вывод о местоимениях 3-го лица?
§ Изменяются по родам, как существительные.
§ Как ещё изменяются местоимения?
§ По числам
§ Значение рода имеют только местоимения 3-го лица единственного числа. Это значение определяется по роду имени существительного, на которое указывает местоимение.
5. Закрепление нового и самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Слайд№7
У меня есть собака. Он, она, оно - очень умная.
У меня есть кот. Он, она, оно – пушистый и ласковый.
Возле дома растет дерево. Он, она, оно – высокое.
Укажите род имен существительных и местоимений 3-го лица.
Вывод: Значение рода имеют только местоимения 3-го лица единственного числа. Это значение определяется по роду имени существительного, на которое указывает местоимение
6. Заполним таблицу «Личные местоимения» (работа в парах)
лицо |
число |
|
|
единственное |
множественное |
1-е |
Я |
Мы |
2-е |
Ты |
Вы |
3-е |
Он, она, оно
(м.р, ж.р, ср.р.) |
Они |
7. Игра «Четвертое лишнее»
8. Посреди комнаты стоял стол. ____был таким громоздким, что казалось, занимал все пространство. Вокруг него стояли стулья. ___ были незаметны и как бы срослись со столом в одно целое. На столе стояла ваза. ___ казалась частью столешницы.
Подчеркните в предложениях подлежащее. Укажите род и число частей речи, которыми они выражены.
Какой вывод?
9. Подведение итогов.
Сегодня на уроке вы много отвечали, дополняли, творили. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. Заполните 3 графу таблицы. (Местоимения изменяются по числам и только местоимения 3 лица ед.числа по родам.)
10. Рефлексия
11. Домашнее задание: стр.18, упр.33
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.