Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных заболеваний
Оценка 5

Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных заболеваний

Оценка 5
Лекции
docx
естествознание
09.02.2021
Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных заболеваний
МОТ.docx

краевое государственное бюджетное

 профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский  медицинский техникум»

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

общепрофессиональных дисциплин

Протокол №_____

«___» ____________ 20__г.

Председатель ЦМК

Роппельт Л.А.

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УР

Корнева Н.М.

___________________

«___»______________

 

 

 

Методическое обеспечение темы 2.2.

 

Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных заболеваний

ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии

для специальности 34.02.01 Сестринское дело

                                       

 

 

 

 

 

 

 

Составил преподаватель:

                                                                            Л.А.Роппельт

 

 

 

 

 

 

Красноярск

Формируемые компетенции:

Общие компетенции

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

Профессиональные компетенции

 

ПК.1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК.1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

ПК.1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК.2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию

Студент должен знать:

 

Иммунопрофилактиуа (вакцинация), иммунотерапия (сыворотки)

Студент должен уметь

1. ориентироваться в задачах и целях микробиологии как науки

2.отличать по морфологии микроорганизмы и классифицировать их

3.ориентироваться в бинарной номенклатуре названий МО

4. объяснить значение микроорганизмов в природе

 

Основная литература:

1.Борисов Л.Б. Микробиология, иммунология, вирусология. – М.: Издательство МИА, 2016.

2.Воробьёв А.А. Медицинская и санитарная микробиология: учеб. пособ. для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А. Воробьёв, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широбоков. –М.: Издательский центр «Академия», 2015.

3.Камышева К.С. Микробиология, основы эпидемиологии и методы микробиологических исследований. Уч.пособие. «Феникс», 2018.

 

Дополнительная литература:

1.     Микробиология и иммунология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А. А. Воробьева, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2015. - 496 с: ил. // ЭБС «Консультант студента».

2.     Мальцев, В. Н. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Мальцев В. Н., Пашков Е. П., Хаустова Л. И.. - М.: Медицина, 2015. - 280 с.: ил. // ЭБС «Консультант студента».

3.     Медицинская микробиология, вирусология и иммунология [Текст] : в 2 т. / под ред. В. В. Зверева, М. Н. Бойченко. - Том 1. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.- 448 с.

4.     Интернет-ресурсы:

www.medcollegelid.ru ЭБС «Консультант студента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная карта занятия

Цели занятия:

Учебные:

·         Расширить кругозор знаний о разнообразии форм жизни

·         Ознакомиться с целями и задачами микробиологии

·         Рассмотреть особенности морфологии микроорганизмов

·         Ознакомиться с принципами классификации микроорганизмов

 

Развивающие:

·         Развивать навыки самообразования, творческие способности студентов

·         Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений;

·         выделять главное и существенное

·         устанавливать причинно-следственные связи

 

Воспитательные:

·         продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира

·         воспитывать уважение к людям, науки, их достижениям

·         продолжить формирования умения работать в коллективе, принимать совместные решения

·         продолжить формирования здорового образа жизни

 

Междисциплинарные связи:

1.      Биология

2.      Инфекционные болезни

3.      Эпидемиология

4.      Терапия

5.      Гигиена

 

Внутридисциплинарные связи:

1.      История развития микробиологии

2.      Морфология микроорганизмов

3.      Учение об инфекционным процессе

4.      Основы иммунологии

5.      Основы иммунопрофилактики иммунотерапии

 

Место проведения: аудитория

Тип занятия: практическое

Количество часов: 2 академических

Обеспечение занятия: мультимедийное оснащение, учебная литература, конспект, таблицы.

 

 

 

Тема: Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных заболеваний

 Вид занятия – интеллектуальная игра –  систематизация знаний.

 Форма проведения занятия – -конкурс.

 Методическая цель - интенсификация репродуктивной деятельности студентов с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.

 Обучающая цель – обобщить накопленные знания по основам микробиологии и иммунологии, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний по дисциплине.

 Развивающая цель – развитие репродуктивных навыков и способностей студентов, умение преодолевать трудности.

 Воспитательная цель – воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, победе.

 Время – 90 минут

 Место проведения занятия – кабинет микробиологии.

 Оснащение занятия – раздаточный материал конкурсов. Презентация различных форм микробов; кроссворды, тексты описаний микроорганизмов

Домашнее задание:

Подготовка к итоговому занятию.

Подведение итогов занятия

Преподаватель еще раз делает акценты на самых важных моментах лекции. Отвечает на вопросы студентов. Дает рекомендации для самостоятельной подготовки

Рефлексия

Студенты заполняют таблицу «Плюс-минус-интересно»

+

-

интересно

 

 

 

 

.

 

 

Дополнительный материал

Иммунитет – невосприимчивость организма ко всяким генетически чужеродным агентам в том числе и к микроорганизмам и их ядам. Иммунитет выполняется отдельным действием неспецифических и специфических факторов защиты. К неспецифическим факторам относится

т о л ь к о  я в л е н и е фагоцитоза, а к специфическим факторам – антитела, которые образуются в сыворотке крови в ответ на антиген. В результате совместного действия макрофагов, Т и B-лимфоцитов. Образовавшиеся антитела вступают в специфическое взаимодействие с антигеном, образуя иммунные комплексы АНТИГЕН + АНТИТЕЛО. Специфичность антигена определяется, а к т и в н ы м ц е н т р о м, а специфичность антитела детерменантой, т.е. небольшими участками молекул между которыми происходит соединение. Образование иммунных комплексов в сыворотке крови называют реакцией иммунитета или серологической реакцией, которая не нашла применения в практической медицине.    

 

Характеристика антибиотиков

 

 Антибиотики – продукты жизнедеятельности живых организмов, способных избирательно убивать или подавлять рост микроорганизмов.  Выработка антибиотиков микроорганизмами является одним из важнейших проявлений комменсализма.

  Основными источниками антибиотиков являются плесневые грибы, актиномицеты, почвенные бактерии. 

 Антибиотики оказывают на микробов только бактерицидное действие. Характер действия не зависит от вида антибиотика и его дозы.

Для антибиотиков не характерен спектр действия.  Антибиотикотерапия чаще безвредна для макроорганизма.  Эффективность антибиотикотерапии определяется главным образом степенью чувствительности бактерий к антибиотикам.

 

 

Характеристика фагов

 ФАГИ – это вирусы животных клеток, в определённых условиях они вызывают лизис своих хозяев. Действие фагов проявляется в природе и широко применяется в медицине и науке.

Фаги имеют ш а р о в и д н у ю ф о р м у и обладают специфичностью.              По характеру действия фаги бывают вирулентные, которые вызывают лизогенизац и ю к л е т к и, и умеренные, которые вступают в симбиоз с клеткой, встраиваясь в её хромосому и вызывая е ё л изис. Такой фаг называют профагом, а клетку лизогенной клеткой. Профаг - является мощным фактором изменчивости, профаг, под влиянием факторов среды может выйти из хромосомы и погибнуть.

 

Таблица подведения итогов

Группа/ конкурсы

 

Разминка 3 балла

 

Узнай микроорганизм по подсказке 3 балла

Термино-логический 3 балла

 

Узнай микроорганизм 3 балла

 

Кроссвордный 3 балла

 

Итого  баллов

 

I группа  

 

 

 

 

 

 

 

II группа

 

 

 

 

 

 

 

III группа

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Конкурс № 1

Разминка – 3 балла. В течение одной минуты команды вспоминают термины, относящиеся к формам бактерий. Затем выходят (встают) по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал больше терминов. Максимальное количество терминов – 24. Минимальное количество терминов – 19.

 Приложение № 2

Конкурс № 2

Количество баллов -  3 балла. Узнайте микроорганизм по подсказке. Каждой команде даётся пять подсказок. Чем быстрее будет дано название микроорганизма, тем больше баллов заработает команда.

 Приложение № 3

Конкурс № 3

 Количество баллов -  3 балла . Из большого – малое. На доске написано слово «микробиология».  Каждая команда должна написать (назвать) как можно больше новых слов, относящихся к данному предмету, на каждую букву. М  - 10 слов И - 10 слов К - 10 слов Р – 3  слова О – 4  слова Б – 6  слов Л – 5  слов Г – 6 слов

 Минимальное количество слов:  М  - 5 слов И - 6 слов К - 6 слов Р – 2  слова О – 2  слова Б – 3  слова Л – 2  слова Г – 3  слова  

 Приложение № 4

Конкурс № 4

 

 Количество баллов -  3 балла . «Терминологический».

 Каждая группа должна представить  определение понятий. 1. Бациллы 2. Клостридии 3. Грамположительные бактерии 4. Грамотрицательные бактерии 5. Бактерицидное и бактериостатическое действие 6. Культивирование микроорганизмов 7. Культура, чистая культура микроорганизма 8. Штамм 9. Дисбактериоз 10. Культуральные свойства возбудителя 11. Морфологические  свойства 12. Тинкториальные свойства 13. Ферментативные свойства 14. Антиген. Антигенные свойства. 15. Антитело.

 Приложение № 5

Конкурс № 5

 

 Количество баллов -  3 балла. Найти ошибку в тексте.  Каждой команде раздаётся текст, необходимо найти ошибку, допущенную в тексте. В каждом тексте по 5 ошибок.

 Приложение № 6

Конкурс № 6

 

 Количество баллов -  3 балла. Узнайте микроорганизмы по рисунку. Раздаю рисунки, фотографии, бактерии, вирусов, грибов, простейших, по которым студенты должны определить, что изображено на рисунке (слайде) и рассказать о нём подробнее. По алгоритму: - отношение к царству - коротко особенности строения - возбудителями,  каких  заболеваний они являются.

 

 

 Приложение № 7

Конкурс № 7

 

 Количество баллов -  3 балла. Кроссвордный. Каждой команде раздаётся кроссворд.  Отгадав все слова по горизонтали, вы получите ключевое слово, означающее свойства возбудителя. Дать определение свойству возбудителя.

 

 

 

 

 

 Приложение № 8

 

Эталон ответов к конкурсу № 1

 Разминка

 Термины, относящиеся к формам бактерий:

 Шаровидные или кокковидные, кокки Палочковидные Извитые Ветвящиеся или актиномицеты Микрококки Диплококки Тетракокки Сарцины Стрептококки Стафилококки Вибрионы Спириллы Спирохеты Микоплазмы Микобактерии Риккетсии Хламидии Бациллы Клостридии Монотрихии Лофотрихии Амфитрихии Перетрихии Спора  

 

Эталон ответа к конкурсу № 2

  Подсказки команде № 1, на основании которых, Вы должны определить группу микроорганизмов.

 1. Это одноклеточные организмы размером 0,5-1,0 mkm. 2. Не имеют дифференцированного ядра. 3. Делятся  путём простого деления пополам. 4. Имеют богатый набор экзоферментов и эндоферментов. 5. Растут на искусственных питательных средах. 

/Бактерии/

 

 Подсказки команде № 2, на основании которых, Вы должны определить группу микроорганизмов:

 1. Мельчайшие организмы неклеточного строения размером 15-400 пт. 2. Являются облигатными внутриклеточными паразитами. 3. Вызывают заболевание у человека – грипп. 4. Внутри находится только один тип нуклеиновой кислоты или ДНК или РНК. 5. Культивируются только в культуре живых клеток.

/Вирусы/

 

 Подсказки команде № 3, на основании которых, Вы должны определить группу микроорганизмов:

 1. Одноклеточные организмы размером   2-10-130 mkm

2. Имеют  дифференцированное ядро

3. Многие виды имеют органы движения

4. Ряд представителей в окружающей среде превращаются в цисту

5. Питаются за счёт пиноцитоза и фагоцитоза

/Простейшие/

 

 

Эталон ответа к конкурсу № 3

 

 На букву «М»: 1. Микоплазмы 2. Микобактерии 3. Мендозикуты 4. Мембрана клетки 5. Митохондрии простейших 6. Малярия 7. Морума 8. Микрофаги 9. Макрофаги 10. Микробоноситель

 На букву «И»: 1. Идентификация микробоносителей 2. Иммунитет 3. Иммунизация 4. Иммуноглобулины 5. Инвазивность 6. Ингибиторы 7. Инкубационный период 8. Интерферон 9. Инфекция, инфекционный процесс, болезнь 10. Инфекционная аллергия 11. Идиосинкразия

 На букву «К»: 1. Капсид 2. Капсомеры 3. Капсула, капсульный антиген 4. Клон 5. Колония 6. Культивирование 7. Культура микроорганизмов 8. Комплемент 9. Клостридия 10. Клеточная стенка

 На букву «Р»: 1. Рибосомы 2. Рекомбинация 3. Реконвалесцент, реконвалесценция

 На букву «Б»: 1. Бактерии 2. Бактериостатическое действие 3. Бактериемия 4. Бляшки фагов, бляшкообразование у вирусов 5. Бациллы

 На букву «Л»: 1. Лимфоцит 2. Лизис 3. Лизогения, лизогенная клетка 4. Лофотрихии 5. Люминисцентный, люминисценция

 На букву «Г»: 1. Гаптены 2. Генерализованная инфекция 3. Гомеостаз 4. Гомологичный 5. Гуморальные факторы защиты 6. Гетерогенный

 На букву «О»: 1. Опсонины 2. О-антиген 3. Облигатный 4. Очаговая инфекция.

 

Эталон ответа к конкурсу № 4 «Терминологический»

 

1. Бациллы – палочковидные аэробные бактерии, образующие спору. Например: Сибирская язва.

 

2. Клостридии – палочковидные анаэробные бактерии, образующие спору. Например: Ботулизм, столбняк

 

3. ГР+ и ГР- - это отношений бактерий к окраске по Грамму, зависит от строения клеточной стенки.

 

4. ГР+ и ГР- - это отношений бактерий к окраске по Грамму, зависит от строения клеточной стенки.

 

5. Губительное действие или задержка роста и размножения антимикробными средствами.

 

6. Выращивание микробов на ИПС или вирусов на культуре клеток в лабораторных условиях.

 

7. Микроорганизмы, выращенные на ИПС называют культурой, и чистая культура – это рост одного вида микроорганизмов.

 

8. Выделенная из источника и изученная культура микроорганизмов называется штаммом.

 

9. Нарушение качественного или количественного состава микробных биоценозов в разных биотоках организма.

 

10.  Характер роста микробов на ИПС.

 

11. Это форма, размеры, подвижность, расположение в плоскости, строение клетки.

 

12. Способность бактерий, простейших окрашиваться.

 

13. Способность синтезировать и выделять ферменты, расщепляющие белки, углеводы, кровь.

 

14. Генетически чужеродный агент, в ответ на который синтезируются антитела, природа белка, полисахариды.

 

15. Специфические белки, сыворотки крови иммуноглобулины, синтезируемые в плазматических клетках.

 

Эталон ответа к конкурсу № 5

 

1.     Характеристика антибиотиков

2.     Характеристика фагов

3.     Характеристика иммунитета.

 

 

 

 

 

Кроссворд группе № 1

 

1. Форма инфекционного процесса в зависимости от источника инфекции.

2.Дополнительная структура бактериальной клетки, являющаяся внехромосомным фактором наследственности.

3.Шаровидные бактерии, расположенные цепочкой.

4.Липополисахаридопротеиновый комплекс, связан с клеточной стенкой, определяет картину общей интоксикации при инфекционном заболевании.

5. Степень заразности возбудителя инфекционного заболевания.

6.Уничтожение микробов с помощью химического фактора на предметах обихода.

7. Первооткрыватель микроорганизмов.

8.Введение в организм иммунологического препарата с целью создания искусственного активного иммунитета.

9.Вещество белковой природы, выделяется в организм и при жизни клетки определяет клиническую картину инфекционного заболевания. 10. Внедрение возбудителя в клетку хозяина и длительное пребывание в ней без проявления.

11.Основоположник научной микробиологии.

12.Цель полного уничтожения микроорганизмов на том или ином объекте.

 

Эталон ответов

 

1 А Н Т Р О П О Н О З Н А Я     

2 П Л А З М И Д Ы    

3 С Т Р Е П Т О К О К К И   

4 Э Н Д О Т О К С И Н   

5 К О Н Т А Г И О З Н О С Т Ь

6 Д Е З И Н Ф Е К Ц И Я    

7 Л Е В Е Н Г У К    

 8 В А К Ц И Н А Ц И Я      

 9 Э К З О Т О К С И Н   

10 П Е Р С И С Т Е Н Ц И Я    

11 П А С Т Е Р      

12 С Т Е Р И Л Ь Н О С Т Ь   

 

 

 

 Кроссворд группе № 2

 

1. Первооткрыватель микроорганизмов.

2.Явление клеточной неспецифической защиты организма от микроорганизмов.

3. Вирусная частичка 

4. Способность организма уничтожить генетически чужеродного агента.

5. Носитель генетической информации бактериальной клетки.

6. Уничтожение микробов с помощью химического фактора на предметах обихода.

7. Свойство возбудителя.

8. Шаровидные бактерии, расположенные цепочкой.

9.Высокоспециализированный класс белков, обеспечивающих клетке процессы питания и дыхания.

10.Дополнительная органелла клетки, обеспечивающая ей сохранность в окружающей среде.

11. Структура клетки, выполняющая защитную роль от фагоцитоза.

12. Основоположник научной микробиологии.

13. Неспецифические факторы защиты крови.

 

Эталон ответов

 

1.Л Е В Е Н Г У К   

2 Ф А Г О Ц И Т О З        

3 В И Р И О Н       

4 И М М У Н И Т Е Т     

5 Н У К Л Е О Т И Д  

6 Д Е З И Н Ф Е К Ц И Я   

7 П А Т О Г Е Н Н О С Т Ь   

8 С Т Р Е П Т О К О К К И  

9 Ф Е Р М Е Н Т Ы         

10 С П О Р А        

11 К А П С У Л А       

12 П А С Т Е Р    

13 Г У М О Р А Л Ь Н Ы Е   

 

 

 

 

Кроссворд группе № 3

1. Покоящаяся форма простейших в окружающей среде.

2. Зафиксированный мазок.

3. Белки, осуществляющие процессы питания клетки.

4. Серологическая реакция склеивания и выпадения в осадок клеток.

5. Кокки, имеющие вид грозди винограда.

6.Проявление паразитических взаимоотношений между макро и микроорганизмом.

7. Специфические белки сыворотки крови – иммуноглобулины.

8. Единичные случаи инфекционного заболевания.

9. Защита организма от генетически чужеродного агента.

10. Вещество, определяющее картину общей интоксикации организма при инфекционном заболевании.

11. Структура клетки, выполняющая защитную функцию от фагоцитоза.

12. Уничтожение микроорганизмов в тканях и органах с помощью химических веществ. 13. Необязательность присутствия молекулярного кислорода в процессе дыхания.

 

Эталон ответов

1 Ц И С Т А           

 2 П Р Е П А Р А Т         

3 Ф Е Р М Е Н Т Ы     

4 А Г Г Л Ю Т И Н А Ц И Я           

5 С Т А Ф И Л О К О К К И        

 И Н Ф Е К Ц И Я         

7 А Н Т И Т Е Л А      

8 С П О Р А Д И Ч Е С К И Е        

9 И М М У Н И Т Е Т          

10 Э Н Д О Т О К С И Н        

11 К А П С У Л А         

12 Х И М И О Т Е Р А П И Я      

13 Ф А К У Л Ь Т А Т И В Н Ы Й

 

 

 

 

    

 

       

 

 

       


 

Красноярский медицинский техникум»

Красноярский медицинский техникум»

Формируемые компетенции: Общие компетенции

Формируемые компетенции: Общие компетенции

Основная литература: 1.Борисов

Основная литература: 1.Борисов

Учебная карта занятия Цели занятия:

Учебная карта занятия Цели занятия:

Тема: Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных заболеваний

Тема: Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных заболеваний

Дополнительный материал Иммунитет – невосприимчивость организма ко всяким генетически чужеродным агентам в том числе и к микроорганизмам и их ядам

Дополнительный материал Иммунитет – невосприимчивость организма ко всяким генетически чужеродным агентам в том числе и к микроорганизмам и их ядам

Такой фаг называют профагом, а клетку лизогенной клеткой

Такой фаг называют профагом, а клетку лизогенной клеткой

Приложение № 4 Конкурс № 4

Приложение № 4 Конкурс № 4

Приложение № 8 Эталон ответов к конкурсу № 1

Приложение № 8 Эталон ответов к конкурсу № 1

Эталон ответа к конкурсу № 3

Эталон ответа к конкурсу № 3

Выращивание микробов на ИПС или вирусов на культуре клеток в лабораторных условиях

Выращивание микробов на ИПС или вирусов на культуре клеток в лабораторных условиях

Кроссворд группе № 1 1. Форма инфекционного процесса в зависимости от источника инфекции

Кроссворд группе № 1 1. Форма инфекционного процесса в зависимости от источника инфекции

Кроссворд группе № 2 1. Первооткрыватель микроорганизмов

Кроссворд группе № 2 1. Первооткрыватель микроорганизмов

Кроссворд группе № 3 1. Покоящаяся форма простейших в окружающей среде

Кроссворд группе № 3 1. Покоящаяся форма простейших в окружающей среде

Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных заболеваний

Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных заболеваний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2021