МБОУ Брасовского района ЛСОШ №1 имени П.А.Маркова
Урок русского языка в 6 классе
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе
Учитель русского языка и литературы
Кулицкая Антонина Алексеевна
П. Локоть
Тема. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Цели. 1) Вспомнить и закрепить знания и умения по орфографии: ь после шипящих в именах существительных , буквы о – е после шипящих и ц в именах существительных.
2) Развивать монологическую устную и письменную речь, орфографическую зоркость, творческие способности.
3)Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство взаимопомощи, коллективизма, помочь почувствовать красоту природы и вызвать эмоциональное лирическое настроение.
Оборудование: учебники, плакат по содержанию темы, перфокарты, карточки для групповой и индивидуальной работы, алгоритмы, таблицы, иллюстрации, грамзапись, картина «Рассвет над Москвой-рекой»
Нет в этом мире радости сильней,
Чем лицезренье близких и друзей.
Рудаки
Ход урока
1.Организационный момент. Оформление работы в тетрадях. Сообщение темы. Цели формулируют ученики. Создание благоприятной рабочей атмосферы на уроке.
-Вопросы:
1.Какие сведения об имени существительном мы вспомнили на прошлом уроке?
2.В правописании какой орфограммы, которая связана с правописанием существительного, мы упражнялись?
Ребята, я буду рада, если увижу, что вы усвоили то, над чем мы работали на прошлом уроке.
1.Работа с текстом.
-Слово учителя.
-Дети , я хочу подарить вам музыкальный фрагмент из оперы Мусоргского «Хованщина» «Рассвет над Москвой-рекой» и эпизод из произведения А.М.Горького. Отрывок называется «Утро». Этот текст показался мне таким добрым, ласковым, дружелюбным, и мне так захотелось, чтобы вы услышали его. (На фоне музыки учитель читает текст).
Утро
Самое лучшее в мире - это смотреть, как рождается новый день.
Вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор, в трещинах камней, в густой листве деревьев. Вершины гор улыбаются ласковой улыбкой, точно говоря мягким теням ночи: «Не бойтесь, это солнце!»
Доброе солнце смеётся. «Добрый день»,-говорит оно , поднимаясь над морем.
Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы и, мигая сонными глазками, шепчут друг дружке: «Сегодня будет жарко!»
Проснулись красногрудые малиновки, покачиваясь на тонких ножках, и звенят радостно и счастливо. Гоняясь за мошками, мелькают ласточки и стрижи. Просыпаются люди, для которых вся жизнь- труд.
День пришёл.
Добрый день, дети, пусть в жизни вашей будет множество добрых дней!
- Вопросы к тексту.
1.Почему текст так озаглавлен?
2.Какова его тема? Основная мысль?
3.Каков стиль текста? Докажите.
-Задание.
Выпишите из текста по 1 существительному 1, 2, 3 склонения. Выделите окончание, обозначьте падеж, укажите синтаксическую роль в предложении (с проверкой).
(В это время один ученик у доски производит синтаксический разбор 2-го предложения).
2. Проверка домашнего задания.
1) Рассказ об имени существительном по памяти (у доски 1 ученик, класс сверяет по плакату (опорные сигналы).
2) Работа в группах.
1группа - работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 1-3 склонений».
2 группа – работа с перфокартами (на повторение).
3 группа – работа по карточке «Правильно ли записаны слова по столбикам»( в соответствии со склонением).
4 группа – Творческая работа по карточке «Составить короткую записку с просьбой зайти за вами, чтобы вместе пойти в библиотеку (на каток), используя существительные 1-3 склонения. (Выполнение с последующей проверкой).
-Вопрос учителя.
- Как вы думаете, это все сведения о существительном из курса 5 класса, или вы можете назвать орфограммы, над которыми мы ещё не работали сегодня?
Сообщение целей урока. - Каковы же цели нашего урока, как вы думаете? (Вспомним и закрепим знания, умения по правописанию ь после шипящих в существительных и букв о-е после шипящих и ц в именах существительных).
ФИЗПАУЗА
II. Работа по теме урока.
- Мягкий знак после шипящих в именах существительных.
Вопрос: что нужно знать и уметь, чтобы не ошибиться в написании данной орфограммы?
1. Алгоритм. (1 ученик на доске воспроизводит составленный дома алгоритм и комментирует, а класс конспектирует в тетрадях).
2. Таблица. (1 ученик у доски - с проверкой и записями в тетрадях).
3. Закрепление.
-1 группа – работа с учебником упр. 200 (1 ученик у доски выборочно- с проверкой).
- 2 группа – работа по карточке №1 ( правописание ь в им. Существительных. Ответить на вопрос: почему пишется или не пишется мягкий знак?- с проверкой).
- 3 группа – работа по карточке №2 ( по теме. Обозначить условия выбора орфограммы – с проверкой).
- 4 группа - творческая работа. Сочинение по иллюстрации «Осень в школьном саду».Задание: использовать существительные с орфограммой ь после шипящих в существительных (по цепочке с проверкой).
4. Морфологический разбор существительного осени (рады чему?) - класс (самостоятельно с проверкой).
-Вопрос: есть ли трудности в работе с орфограммой, кто не усвоил?
Вывод: -Когда ь пишется и не пишется после шипящих в именах существительных?
-Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.
1. Таблица. (1 ученик у доски, класс в тетрадях)
2. Алгоритм. (1 ученик у доски, класс в тетрадях)
3. Закрепление.
-1 группа – работа по карточке №1(составить задание по теме, подчеркнуть существительные с данной орфограммой)- с проверкой.
-2 группа – работа с учебником. Упражнение 201 (1 ученик у доски выборочно с проверкой).
-3 группа - работа по карточке №2 (вставьте пропущенные буквы о-е после шипящих и ц. 1 ученик у доски , с проверкой).
-4 группа работа со словарём: составить со словами на полях учебника словарный диктант, определить лексическое значение 1 слова (каждый ученик по одному слову). Затем 1 ученик диктует классу, и после этого все сверяют по учебнику.
Вывод: Когда пишется о-е в окончаниях существительных?
4. Тест №9, вариант 1, 1-6 задания (класс - самостоятельно).
III. Итоги урока.
- Вопросы учителя.
1) Что вы запомнили по теме урока?
2) Что было самым важным для нас?
3) Справились ли мы с этим?
4) Какой вид работы больше понравился?
Ребята, я сегодня горжусь вами, у вас действительно все получилось, и каждый успешно справился со своим заданием. Вы порадовали меня. Спасибо!
-Выставление оценок.
- Домашнее задание:
- составить таблицы и алгоритмы (по желанию).
- знать теоретический материал по теме.
- упражнение 199 или 204 ( по выбору с комментарием).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.