Кузнецова Нонна Борисовна,
заместитель директора по УВР,
МБОУ ДО «Куйбышевский ДДТ»,
г. Куйбышев, Новосибирская область
Индивидуализация образовательно-воспитательного процесса
в условиях дополнительного образования
Ключевые слова: образовательно-воспитательный процесс; личностно-ориентированный, компетентностный подходы; индивидуальный образовательный маршрут.
В условиях новой образовательной парадигмы переход к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности, определение для себя цели и стратегии индивидуального развития становится как никогда актуальным.
Сложившиеся в свое время в практике обучения подходы во многом исчерпали свои возможности, поскольку были «обезличены», не ориентированы на конкретного ребенка.
Личностно-ориентированный, компетентностный подходы в современном образовании приобретают особую значимость и ценность, так как направлены на свободное самоопределение и самореализацию учащегося, неповторимость его субъектного опыта.
Совершенно очевидно, современному обществу нужны образованные, творчески активные личности, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, умением сотрудничать, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Подготовить таких людей можно только в том случае, если образовательно-воспитательный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Поскольку основой дополнительного образования детей всегда являлось признание сущностного права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию (через обеспечение свободного выбора объединений, права заниматься в нескольких объединениях, менять их, разнообразия видов, форм творческой деятельности и др.), выполнение государственного заказа на образование личности с индивидуальной моделью поведения возможно в условиях дополнительного образования.
Следует отметить, что дополнительное образование имеет существенный потенциал как для сохранения традиционных форм, подходов обучения, так и для становления и развития новых. Индивидуализация образовательно-воспитательного процесса создает реальные предпосылки обучения учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам, где превалируют субъект-субъектные отношения и акцент переносится на сотрудничество, сотворчество педагогов и учащихся, формирование у подрастающего поколения готовности проявлять творческую инициативу и развивать свою индивидуальность.
Модель индивидуализации образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования включает в себя два основополагающих компонента:
-деятельность педагогов, направленная на организацию и оценку персонального жизнетворчества учащихся;
-деятельность учащихся, направленная на реализацию личных жизненных замыслов и притязаний в контексте самостоятельного проектирования и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов.
Как следствие, мотивированное взаимодействие и этапы совместной творческой деятельности педагогов и учащихся обеспечивают достижение более высокого уровня индивидуализации образовательно-воспитательного процесса, в котором доминирует взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Таким образом, индивидуализация образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования является главной ценностной ориентацией и помогает ребенку как субъекту культуры и деятельности определить для себя цели и стратегии индивидуального развития для успешной интеграции в социум.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.