Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы педагога-психолога с подростками по повышению уровня учебной мотивации
Оценка 4.8

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы педагога-психолога с подростками по повышению уровня учебной мотивации

Оценка 4.8
doc
21.03.2023
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы педагога-психолога с подростками по повышению уровня учебной мотивации
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для подростков по повышению учебной мотивации.doc

 

БОУ г. Омска «Казачья кадетская школа-интернат среднего общего образования им. Маршала Советского Союза Д.Т. Язова»

 

 

РАССМОТРЕНО:

На педагогическом совете

Протокол № ___ от _____________20___ г.

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ г. Омска

«Казачья кадетская школа-интернат среднего общего образования им. Маршала Советского Союза Д.Т. Язова»

___________________ В.В.Прихоженко

Приказ №______ от«____»___________ 20___г.

 

 

           

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы педагога-психолога с подростками по повышению уровня учебной мотивации

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: педагог – психолог БОУ г. Омска «Казачья кадетская школа-интернат среднего общего

образования им. Маршала Советского Союза Д.Т. Язова»

______________  Е.А.Марченко

                                                                         

 

                        

 

 

 

Омск, 2023 г.


Сформированность мотивационной сферы играет важнейшую роль для успешности учебной деятельности. Наличие мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет любого обучающегося проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Гуманизация образования требует формирования в обучающемся как субъекте деятельности гармонично развитой системы мотивов.

При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими обучающимися коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.

Программа коррекционно-развивающих занятий

Цель программы: коррекция учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у обучающихся

Задачи программы:

1.        Формирование интереса к себе и другим; укрепление идентичности, определение границ своего «Я»; развитие внутренних критериев самооценки.

2.        Актуализация представлений о личностных чертах, зна­ниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей

3.        Осознание важности адекватной оценки своих возможностей и необходимо­го времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем

4.        Ориентация подростков на поиск истинных целей жиз­ни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее

5.        Накопление эмоционально-положительного опыта и повышение внимания к происходящим в себе изменениям; работа с тревожностью.

 

Адресат коррекции: учащиеся 6-7-х классов, имеющие низкий уровень учебной мотивации, состоящие в группе риска по итогам психодиагностического обследования.

Предмет коррекции: интеллектуальный, эмоциональный, волевой компоненты учебной деятельности учащихся.

Средства коррекции:

·            вербально-коммуникативные;

·            орудийно-манипулятивные;

·            изобразительно-графические;

·            экспрессивно-мимические.

Форма коррекции: групповая.

Условия организации занятий: программа состоит из 9 анятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.

Структура занятий:

·            организационная часть. Приветствие;

·            основная часть. Игровой блок;

·            заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Рефлексия.

Обязательным является рефлексия и домашнее задание. Домашнее задание является очень значимым в данной программе, так как заставляет обучающихся задумываться о занятиях на протяжении всей недели. Возможно применение домашних заданий с использованием арттерапевтических методик, что является наиболее интересным.

 


Содержание программы

Занятие № 1

Цель. Знакомство с целями данного блока занятий. Создание положительной мотивации; освоение приемов самодиагностики.

Ритуал приветствия (на выбор).

Упражнение 1 «Это мое имя»

Детям предлагается поискать в комнате такой предмет, которому они бы могли дать свое имя. После того как каждый сделает свой выбор, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки.

Упражнение 2 «Круг воли». (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии»),Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними безвольный человек. Затем даются определения волевых качеств.

 

 

Заполнение бланка «Круг воли»

Ф.И.____________ возраст______дата_____

 

Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:

1.Решительность

2.Настойчивость

3.Смелость

4.Самосоятельность

5.Целенаправленность

6.Инициативность

7.Выдержка

8.Дисциплинированность

Упражнение 3. Части моего «Я».

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).

Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, быть может, символически. После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут оставить их себе) с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей, но участники могут их посмотреть до и после занятий.

Упражнение 4 «Учимся расслабляться»

«Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем».

По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

Рефлексия.

1.                    Домашнее задание. Предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы… Затем на листе ватмана, в центре подросток располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки. Работы принести на следующее занятие.

 

Занятие 2.

Цель: поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения «Я-концепции»; осознание своих социальных ролей (кто «я» в этом мире); активизация механизмов творческого воображения.

Ритуал приветствия.

Упражнение 1 (Разминка). «Мое имя». Каждый участник пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2-3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую.

Упражнение 2 «Метафорический автопортрет». Обсуждение домашнего задания. При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства.

Еще один групповой вариант, это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свою фотографию в центр. Задача группы - по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центр его фотографию.

 

Упражнение 3 «Ролевая карта». Обсудить вопросы: что такое социальная роль, какие роли мы играем?

Выписать в столбик роли, которые мы играем. Затем нарисовать круг, в центре написать «Я». Вокруг разместить роли, которые играем, разукрасить цветными карандашами. Обсудить, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства испытываем.

Упражнение 4«Учимся расслабляться» Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем». По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились. Данное упражнение способствует не только усвоению подростками простых навыков саморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.

Рефлексия.

Домашнее задание. Сфотографировать себя в разных социальных ролях. Распечатанные на принтере снимки принести на следующее занятие.

 

Занятие 3.

Цель: углубление процессов самораскрытия, самосознания; осознание своих страхов, тревог; освоение методов борьбы со своими тревогами и страхами.

 

 

 

 

Ритуал приветствия.

Обсуждение домашнего задания в свободной форме. Заострить внимание в какой роли испытываете больше всего тревожность, страх, волнение (как правило называют роль ученика).

 

Мини-лекция «Что такое волнение, тревога, страх и зачем они нам нужны».

Страх - это негативное эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече с угрозой или при ее ожидании. Угроза, вызывающая страх, может затрагивать жизнь и здоровье человека (биологические страхи), его материальное благополучие или статус в обществе (социальные страхи), а также не иметь материального подтверждения, а быть отражением его собственных мыслей (экзистенциональные страхи).

Тревога - это расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда еще нет (а может быть, и не будет) реальной опасности для человека, но он ждет ее, причем пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций - страха, печали, стыда и чувства вины. Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своем прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем проецирует этот опыт в свое будущее.

Рассмотрим подробнее отличия состояния тревоги и страха, так как эти эмоции являются предметом исследования в данной работе.

Тревога несет в себе адаптивные функции, предупреждая о внешней или внутренней опасности, подсказывает организму, что надо принять необходимые меры для предупреждения опасности или смягчения ее последствий. Эти меры могут быть осознанными, например, подготовка к экзамену, или бессознательными (к ним относятся механизмы психологической защиты). Исследования ученых показывают, что умеренно развитая тревожность, как личностное качество, повышает шансы человека достичь успехов в учебе или карьерном росте. Другое дело, что ценой такого успеха может быть повышенное беспокойство, нарушение сна и преобладание негативных переживаний над позитивными эмоциями. Существует два типа тревожности: один - как более или менее устойчивая черта личности, и второй - как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию. Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определенная связь. То есть любой человек, повстречавший поздним вечером на пустынной улице группу пьяных подростков, встревожится (ситуативная тревожность), но если человек только собирается выйти на улицу и при этом уже тревожится по поводу возможного нападения преступников, значит он обладает повышенным уровнем личностной тревожности. Особенно сильное влияние на поведение склонных к повышенной тревожности людей оказывают боязнь неудачи, поэтому такие индивидуумы особенно чувствительны к сообщениям о неуспехе их деятельности, ухудшающие показатели их работы. Напротив, обратная связь с информацией об успехе (даже вымышленном) стимулирует таких людей, повышая эффективность их деятельности.

Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность человека перед лицом общественных требований и установок. Это лишний раз подчеркивает социальную природу явления «тревожности», в то время, как страх в большей степени опирается на биологические факторы. При этом отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются той ценой, которую вынужден платить человек за повышенную способность лучше приспосабливаться к социальным требованиями и нормам.

Страх более конкретная и предметная эмоция, чем тревога. Тревогу можно сравнить с предварительной командой «боевой готовности» приводящий организм в состояние относительной мобилизации. Страх же можно сравнить с сигналом «Внимание! Нас атакуют!». Человек рождается бесстрашным. Маленький ребенок не боится дотронуться до огня или змеи, споткнуться, упасть и т.п. Все эти страхи приходят потом, с полученным опытом. На разных этапах нашей жизни нас могут одолевать разные страхи. Но вместе с полезными, конструктивными страхами часто приобретаются и иррациональные. Когда они становятся слишком сильными и приобретают регулярный характер, их называют фобиями.

Беспокойство - это переживание является вариантом тревоги, при котором происходит логический перебор будущих негативных вариантов развития событий. Человек, испытывающий беспокойство, испытывает неуверенность по поводу будущего, и это неуверенность заставляет его напряженно размышлять о том, какие неприятности его могут ожидать впереди и как он может с ними справиться.

Обсуждение. Беседа о своих страхах, тревогах.

Упражнение 1.«Нарисуй свой страх». Всем предлагается изобразить свой страх. Затем на выбор превратить его в смешной рисунок или разорвать, уничтожить его.

Упражнение 2 «Дыхание». Займите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь, сконцентрируйтесь на каждом вдохе, прочувствуйте его. Затем при выдохе отпускайте все негативные мысли и эмоции. Постарайтесь почувствовать, как дышит каждая клеточка вашего организма, вся кожа. Занятие проводите в течение 3-5 минут. Особое внимание обратите на лицо и руки, расслабьте их.

Упражнение 3 «Снятие мышечных зажимов». Поочередно необходимо напрягать и расслаблять мышцы кисти рук, предплечья, лица. Затем перейти к мышцам лица (брови, рот, нос). Далее стоит напрягать мышцы шеи, груди, диафрагмы. Наконец перейти к мышцам живота, спины и мышцам ног: бедра, голени, ступни. Наберите в живот такое количество воздуха, какое вы можете максимально вместить, задержите на несколько секунд дыхание. Далее начинайте выдыхать из себя медленно весь кислород.

Рефлексия

Домашнее задание. Создать коллаж своих тревог и страхов. Принести на следующее занятие. В течении недели использовать приемы борьбы со своими тревогами, волнениями, возможно придумать свои.

 

Занятие 4.

Цель: осознание своих сильных и слабых сторон; получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки.

 

Ритуал приветствия.

Обсуждение домашнего задания в свободной форме.

 

Упражнение 1. «Китайская рулетка» (шуточный тест) (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 140).

Участникам предлагается закончить предложения

Если бы я был деревом, то хотел бы быть…. То не хотел бы быть…

Если бы я был одеждой, то хотел бы быть, то не хотел бы быть…

Если бы я был животным, то хотел бы быть…, то не хотел бы быть…

Если бы я был писателем, то хотел бы быть, то не хотел бы быть…

Если бы я был киногероем, то хотел бы быть… то не хотел бы быть…

Интерпретация такова: то, кем или чем ты хотел бы быть, - это ты в будущем, а то, кем или чем не хотел, - такой ты в настоящем.

Упражнение 2. «Мой дракон»

У каждого из нас есть свой дракон. Нарисуйте сейчас своего дракона, назовите его в целом и каждую голову в отдельности. Придумать историю о том, как каждый будет сражаться со своим драконом.

 Упражнение 3.«Самореклама» (рисование).

Участникам группы предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. По окончании все по очереди представляют свои проекты.

Рефлексия

Домашнее задание. Подготовить рисунок или коллаж «Таким я хочу быть»

 

Занятие 5.

Цель: Ориентация подростков на поиск истинных целей жиз­ни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее.

Ритуал приветствия (придумать новый).

Обсуждение домашнего задания «Таким я хочу быть» в свободной форме. Заострить внимание на таких моментах как осознание подростками своих истинных целей жизни, наиболее актуальных проблем на­стоящего, которые могут отразиться на их буду­щем.

Упражнение 1. «В поисках смыслов жизни». Каждый человек для чего-то

рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение - это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от вре­мени эта мысль его посещает. Даже самый неда­лекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл может быть найдет во всем и всегда. По­пытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?

2. Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?

3. Как я отношусь к тому, как я живу?

4. Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»

Самые смелые могут озвучить свои мысли. Возможно, они совпадают с мыслями большин­ства ребят. Можно обсудить, почему?

 

Упражнение 2. «События моей жизни».

Подросткам предлагается нарисовать «график событий». На горизонтальной оси - «Вре­мя» - указываются годы жизни, не только про­шедшие и настоящие, но и будущие. На вертикальной - «События» - значимость собы­тий жизни, которая отражается высотой разно­цветных столбиков от 1 до 10. Синим цветом обо­значаются события прошлого, красным - настоящего, зеленым - будущего.

 Оптимальным считается примерно одинаковое количество красного, синего и зеленого цветов. Наличие проблем с постановкой жизнен­ных целей указывает отсутствие или малое коли­чество зеленого цвета.

 Как протекала ваша жизнь до сегодняшнего дня? В чем ваши успехи и поражения? О каких событиях хотелось бы забыть? Каким вы видите свое будущее? Чего хотели бы достичь? Каких уда­ров судьбы ожидаете?

Упражнение 3 «Формула удачи»

Подросткам предлагается занять удобную позу, закрыть глаза и расслабиться.

Представьте, что вы стоите посре­ди пустыни. Оглядитесь вокруг. Сзади вы видите гор­ную гряду - это ваши трудные события в жизни. Посмотрите, насколько высоки горы, но вы преодо­лели эти вершины, вы приобрели опыт "восхожде­ния", теперь вы знаете, как бороться с трудностями. А теперь посмотрите вперед. Вы видите прекрасный оазис. Попытайтесь разобраться: это мираж или на­стоящий рай в пустыне. Подойдите ближе, мираж не отодвигается и не пропадает. Смело входите в пре­красный сад и оглянитесь. Какие прекрасные цветы и деревья окружают вас, их кто-то уже посадил. А вам не хочется в этом саду посадить свои цветы? При­ступайте к работе. (Пауза.) А теперь посмотрите, на­сколько от вашего труда сад преобразился, стал еще прекраснее. Это ваше будущее, и вы его творцы! Вы сами можете сделать его прекрасным своим трудом! Почувствуйте удовлетворение от проделанной рабо­ты! А теперь возвращайтесь в нашу комнату и поде­литесь впечатлениями».

Каким вы увидели свое будущее? Осознали ли вы, что для того, чтобы «вырастить» прекрас­ный сад, нужно изрядно потрудиться, иначе он может оказаться миражом?

Рефлексия.

Домашнее задание. Подготовить фоторепортаж на тему «Один день из моей жизни». Отметить, что это должен быть желательно не выходной день.

 

Занятие 6.

Цель: Осознание течения собственного времени; развитие навыков адекватного своим воз­можностям расчета времени.

Ритуал приветствия.

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение 1.«Представление о времени»

 Подросткам предлагается представить время в виде физического объекта, который можно увидеть и пощупать. После этого им дается зада­ние нарисовать этот объект, обозначив на рисун­ке прошлое, настоящее, будущее и точку време­ни, в которой они находятся на момент его создания.

По окончании все участники внимательно рассматривают свои рисунки.

Правильно ли, что люди откладывают решение проблем на потом? Возможно ли, что времени не хватит на выполнение каких-либо планов? Чтобы исполнилось задуманное, нужно ли предпринять что-то именно сейчас?

Упражнение 2 «Чувство времени»

Участникам предлагается закрыть глаза и после команды ведущего попытаться уловить мо­мент, когда пройдет минута. Ведущий определя­ет течение минуты по секундомеру. Участник, по ощущению которого минута уже прошла, молча открывает глаза и поднимает руку, ожидая, пока все участники не откроют глаза. Подростки де­лятся на три подгруппы: тех, кто открыл глаза раньше, чем закончилась минута; тех, у кого те­чение времени совпадает с часами, и тех, у кого минута тянется дольше, чем 60 секунд.

Подгруппы расходятся в разные углы ком­наты и стараются определить общие для них ощу­щения, когда они сидели с закрытыми глазами.

 Зависит ли ощущение течения времени от психического состояния человека? Зависит ли оно от его личностных свойств? В каких общих случаях время тянется как «резина», а в каких летит, как ракета? Влияет ли на отношение окружа­ющих к человеку тот факт, что у него время течет по-другому?

Мини-лекция«Правила гармоничного распределения времени»

Время - характеристика нашего физического мира. Следовательно, когда происхо­дят неполадки с выделением времени на что-либо, это свидетельствует о том, что вы не находитесь здесь и сейчас, а где-то витаете. Если вы оторваны от физического мира, у вас пропадает связь со вре­менем: вы будете его терять, хронически ощущать его недостаток, везде опаздывать и не выполнять обещания. Каждый раз, когда речь идет о нехватке времени, подразумевается неуверенность в соб­ственной силе. Чтобы не происходило неприятно­стей с окружающими, нужно правильно и реаль­но распределять свое время.

Существуют правила гармоничного рас­пределения времени. Очень полезно не только ознакомиться с ними, но и применять их в жиз­ни.

Первое правило. Определение относитель­ной важности дела (принцип Парето - итальян­ского социолога и экономиста).

Принцип подразумевает соотношение 80:20. Этот принцип работает, если вы умеете от­личать важные дела и не очень важные. Потратив всего 20 % времени, вы получите 80 % удовлетво­рения, занимаясь важным делом. И, наоборот, прозанимавшись весь день неглавным делом, в итоге вы получите 20 % удовлетворения.

Как же отличить главное дело от не очень главного? Сейчас вам предстоит найти ответ на этот вопрос».

Не стоит вмешиваться в спор. Если подрост­ки все-таки не придут к общему решению, можно им подсказать. Главным считается то дело, кото­рое нельзя откладывать на потом, так как послед­ствия неразрешенной проблемы окажутся край­не негативными. Можно показать это на жизненных примерах.

 Второе правило. Умение трезво рассчитывать свои силы и время.

Подавляющее большинство лю­дей склонны преувеличивать свои силы и недо­оценивать время, необходимое для решения за­дачи. Определить величину заблуждения можно, если X единиц времени умножить на 3. Например, если вы считаете, что сочинение вы можете написать за 30 минут, умножайте это число на 3 и получите точные временные затраты. Приведи­те примеры, когда вы не успевали сделать заду­манное».

Необходимо выбрать несколько примеров и посчитать вместе с участниками реальные вре­менные затраты.

 Третье правило. Умение давать обещания.

Необходимо научиться анализи­ровать свои возможности, прежде чем соглашать­ся делать что-то. В ответ на просьбу сначала не­обходимо ответить: "Подожди, я подумаю, смогу ли я выполнить, что ты просишь". Затем нужно проанализировать ситуацию и только после это­го дать ответ. Это проверенный способ приобре­тения авторитета и заслуженной славы надежно­го человека или настоящего лидера группы.

 Следует проанализировать вместе с ребятами ситуации, когда они, дав обещание, не смогли его выполнить.

•Не торопись соглашаться в ситуациях психо­логического давления.

•Принимай решения только после рассужде­ний о приоритетах и затратах времени.

•Честно говори "нет", если не сможешь спра­виться с чем-либо.

•Предлагай компромисс, бери на себя только посильную часть проблемы.

•Говори себе: "Молодец!", если сдержал слово».

Рефлексия

 

Занятие 7

Цель: Развитие навыков постановки жизненных целей и само­определения в их достижении

Упражнение 1 «Я - великий мастер»

Каждый участник по желанию выходит в центр круга и объявляет о своих умениях: «Я - великий мастер делать ...» Можно заявлять о лю­бых своих способностях: готовить какое-то блю­до, играть на гитаре, рисовать. Задача выступаю­щего - убедить остальных в том, что он делает что-то лучше других. Ведущий может спросить: «Может, кто-то умеет это делать лучше?» Если та­ких участников не находится и группа соглаша­ется с утверждением, то выступающий признает­ся «Великим мастером» и награждается овациями.

 Трудно ли было хвалить себя и почему? В каких ситуациях нужно говорить о своих досто­инствах?

 В группе могут оказаться ребята, которых уже столько ругали, что в результате их самооцен­ка оказалась существенно занижена, и они не могут найти в себе ничего положительного. Им необходимо помочь, так как на середину круга должен выйти каждый. Это требование является обязательным для выполнения.

Упражнение 2 «Хочу, могу, умею»

Многие люди, ставя перед собой какие-то цели, переоценивают или недооценива­ют свои способности. Это мешает им идти к на­меченному, приносит множество разочарований. Сейчас мы с вами попробуем потренироваться в постановке простейших целей и определять свои способности к их достижению. (Подросткам раз­даются бланки для заполнения.)

Хочу

Могу

Умею

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В колонке "Хочу" нужно написать свое же­лание, при этом не стоит ставить глобальные цели, ведь это только тренировка. Рядом в колон­ке "Могу" напишите свое личное мнение по по­воду того, возможно ли достижение намеченно­го. Здесь же отметьте, насколько осуществимо задуманное, в процентах или одним из трех ва­риантов: "уверен", "несколько неуверен", "не уве­рен". В колонке "Умею" напишите свои качества, которые необходимы для достижения поставлен­ной цели и которые у вас уже есть».

Упражнение 3 «Тропинка к мечте».

Подросткам предлагается выбрать любую свою мечту, можно взять ее из колонки «Хочу». Далее нужно представить свою мечту в виде ка­кого либо объекта.

Каждый должен нарисовать на листе тро­пинку, в начале которой находится он, а в конце - его «мечта». На этой тропинке могут оказать­ся преграды и ухабы - те препятствия, которые могут встретиться на пути достижения постав­ленной цели. Эти препятствия нужно преодолеть. Тропинка может оказаться и без «ям» - значит, к цели будет двигаться легко.

 Трудно ли было увидеть «тропинку» и «препятствия»? Если были затруднения, то почему? Может быть, мы иногда бываем несколько само­надеянны, и нам кажется все легким? Нужно ли уметь видеть препятствия?

Рефлексия.

Домашнее задание. Сделать фоторепортаж или коллаж на тему«Мои ресурсы». Подросткам предлагается подумать, что и кто им может помочь в достижении той мечты, которую они обозначили в предыдущем упраж­нении. Чем они уже обладают для исполнения намеченного? Нужно изобразить свои качества в виде символов - это личные ресурсы.

 

Занятие 8

Цель: Создание плана действий для достижения жизненных целей.

Ритуал приветствия.

Обсуждение домашнего задания. Можно ли привлекать к достижению поставленных целей других людей? Или все же нуж­но надеяться только на себя?

В ходе обсуждения участники должны прийти к мысли, что другие люди - это внешние ресурсы, помощь в исполнении задуманного, но главными ресурсами в достижении цели облада­ет человек, которому она принадлежит.

Упражнение 1. «Цели и дела»

Важно уметь отличать дела от целей. Дела - то, что можно предпринять, для того чтобы достичь цели. Например, при наличии одной цели - хорошо отдохнуть вечером, дела, ведущие к ней, могут быть различными: пригла­сить гостей, договориться с друзьями пойти на дискотеку, убраться в комнате, чтобы спокойно смотреть телевизор и т. п.

Сейчас вам необходимо будет в течение двух минут придумать максимум способов, как вы можете отдохнуть вечером. Не останавливайте свою фантазию, пишите без остановок».

Когда работа будет закончена, ведущий за­писывает на доске самый популярный способ ве­чернего отдыха и предлагает ребятам составить список дел, которые необходимо выполнить, что­бы вечер состоялся. Затем ребятам предстоит определить, сколько времени они предполагают затратить на выполнение дел и к какому сроку эти дела должны быть завершены.

 Трудно ли было составить план действий?

Какие внутренние и внешние ресурсы учитыва­лись при составлении плана достижения цели?

Упражнение 2 «Закончи предложения»

Участникам предлагается написать окончания к предложениям:

•«Я очень хочу, чтобы в моей жизни было ...»;

•«Я пойму, что счастлив, когда ...»;

•«Чтобы быть счастливым сегодня, я должен...».

 С каким предложением было справиться легко и какое вызвало затруднение? Увидели ли вы в ваших предложениях список дел, которые вам предстоит выполнить?

 У ребят могут возникнуть затруднение в определении понятия «счастье». В этом случае стоит поговорить с ними, как они понимают свое счастливое состояние, в чем оно выражается.

Упражнение3 «Волшебная подушка»

У меня есть волшебная подушка. Я положу ее в центр комнаты, и каждый, по жела­нию, может сесть на нее и рассказать нам о ка­ком-то своем желании. Тот, кто сидит на подуш­ке, начинает свой рассказ со слов "Я хочу...".

Все остальные внимательно слушают. Же­лание может быть связано с чем угодно: с ваши­ми друзьями, с семьей, с нашей группой».

Не следует усаживать подростков на подушку насильно. Они могут делиться своими желани­ями только добровольно.

Что вы чувствовали, когда сидели на «волшебной подушке»? Что вы ощущали, когда слыша­ли о желаниях других, не появились ли у них какие-то важные желания? Трудно ли было набраться смелости и сесть на подушку?

Упражнение 4 «Четыре сферы»

Что бы вы сделали, если бы мог­ли все? О чем вы мечтаете, каковы ваши желания и цели на ближайшие пять недель, пять месяцев, пять лет? Люди вкладывают свою энергию в раз­личные сферы жизни. Основными среди них счи­тают: тело, деятельность, контакты, творчество. Хорошо, если энергия распределяется между ними равномерно.

Подумайте и напишите, как вы будете ис­пользовать свою энергию и время? Что будете делать для тела - красоты вашего лица, фигуры, для своего здоровья? Что вы хотели бы сделать для своей деятельности - учебы, работы, карье­ры? Для контактов с людьми - семьей, друзьями? Для своего творчества - развлечений, путеше­ствий, хобби? Для города, страны, человечества - например, для достижения мира на Земле?»

Обсуждение

Что вы выяснили для себя? В чем нашли для себя главное? Возможно, в процессе работы у вас появились жизненные цели и наметился план действий?

У ребят могут возникнуть трудности в по­становке целей и построении планов на далекое будущее. Пусть это вас не расстраивает, не забы­вайте о том, что дети живут «здесь и сейчас». Они обязательно об этом задумаются.

 

 

Рефлексия.

Домашнее задание. Составить альбом из домашних работ, которые были выполнены на протяжении занятий. Также можно добавить еще, что-нибудь, по желанию, на любую тему. Придумать название и защитить свой проект.

 

 

Занятие 9

Цель: Развитие навыков свободного выбора, актуализация зна­ний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов.

Ритуал приветствия.

Упражнение 1. «Должен или выбираю»

С детства мы слышим от других людей слово "должен" настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, ситуации и собственные моральные установки. Бывает, что какая-то часть нашей личности сопротивляется этому "должен",

но, как правило, мы все же подавляем ее и подчи­няемся. Если человек руководствуется в основном "долженствованием", значит, хозяин положения не он, а посторонние авторитеты, порой сомни­тельные. Например, в вашей компании принято курить и выпивать пиво, соответственно, каждый новичок должен делать то же, что и все, даже если ему это не нравится. Или вам говорят, что вы дол­жны учиться, и вы подчиняетесь этому, каждый день "приводя" себя в школу за шиворот, но толь­ко лишь для того, чтобы отсидеть положенное ко­личество часов. За вас принимает решение кто-то другой, вы подчиняетесь ему, но после этого остается чувство обиды или внутреннего проте­ста. Оба этих способа реагирования, в свою оче­редь, толкают к мести.

Однако когда мы сами выбираем отноше­ние к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Чтобы быть самостоятельными в своих решени­ях, нужно уметь сосредоточиться на собственной мотивации для каких-то действий. Сейчас вам предстоит попытаться это проделать. Замените утверждения, вынуждающие вас на какое-либо действие, на утверждения, предполагающие ваш собственный выбор. Продолжите список утвер­ждений, приведенных в таблице.

Я должен

Я хочу

Я должен ходить в школу, так как этого требуют родители

Я хочу учиться в школе, для того чтобы получить знания, которые мне пригодятся в жизни

Я должен вечером прийти на ту­совку со сверстниками

Я хочу вечером пообщаться со своими друзьями-сверстниками

Я должен помогать родителям в домашних делах

Я хочу заниматься домашними делами, мне доставляет удоволь­ствие чистота в доме

 

 

 

 

 

Переход от "я должен" к "я хочу" означает что вам будет легче бороться не только с соб­ственными долгами, но и с долгами, возложенны­ми на вас другими. Быть может, у вас есть несколь­ко дел, которые вам не по душе. Но, так или иначе, вы выполняете их. Почему бы вам не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки и раз­дражения испытать удовольствие? Такой созна­тельный выбор может превратить неудачный день в день достижений. Бессильное, серое суще­ствование может превратиться в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору». Обсуждение: В каких ситуациях вам было трудно переменить свое отношение?


Упражнение 2 «Чемодан в дорогу».

Защита домашнего задания.

Вспомните, чему вы научились на занятиях всего цикла. Что, на ваш взгляд, обя­зательно пригодится вам в жизни? Для того что­бы не забывать некоторые мысли, рекомендую вам их записать. Это будет ваш багаж знаний и умений - "чемодан" с необходимыми вещами, которые будут нужны в вашем путешествии по длинной жизненной дороге».

Что ребята положили в «чемодан»? Действительно ли им багаж пригодится в жизни, или он собран на всякий случай?

Упражнение 3 «Я- подарок человечеству»

Каждый человек - это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Поразмышляйте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументи­руйте свое утверждение, например: "Я - подарок для человечества, потому что я могу принести пользу миру в..."»

После 5 минут раздумий ребята по кругу высказывают свои соображения. Группа поддер­живает своего товарища заявлениями: «Это дей­ствительно так!»

Не останавливайте подростков, даже если вам кажется, что их аргументы не убедительны. Признать свою полезность для мира в целом зат­руднительно и для взрослого человека.

ПРОЩАНИЕ

Наши групповые занятия подошли к концу. Вы многое узнали о себе, многому научились. Хотелось бы, чтобы эти знания при­годились вам в жизни. Почаще заглядывайте в "че­модан" - там есть все необходимое для вашей поддержки и уверенности в себе. Не забывайте о том, что рядом есть ваши верные друзья, которые всегда готовы придти на помощь!

Далее, в трех словах, как в короткой телеграмме, выскажите свои впечатления».

Подростки высказываются по кругу. Ведущие благодарят их за участие в групповой работе и делятся впечатлениями.

В завершение возможно сделать групповую фотографию на память.

 

 


Использованная литература:

1. А.В. Микляева, П.В. Румянцева «Трудный класс» Диагностическая и коррекционная работа»Речь, С-П, 2007

2. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва-Тула, 1993

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы - теория и практика. М., 1990

4. Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ», Речь С-П, 2005.

5. Шрайнер К. Как снять стресс., 1993


БОУ г. Омска «Казачья кадетская школа-интернат среднего общего образования им

БОУ г. Омска «Казачья кадетская школа-интернат среднего общего образования им

Сформированность мотивационной сферы играет важнейшую роль для успешности учебной деятельности

Сформированность мотивационной сферы играет важнейшую роль для успешности учебной деятельности

Содержание программы Занятие № 1

Содержание программы Занятие № 1

Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях

Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях

Рефлексия. Домашнее задание.

Рефлексия. Домашнее задание.

Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определенная связь

Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определенная связь

Далее стоит напрягать мышцы шеи, груди, диафрагмы

Далее стоит напрягать мышцы шеи, груди, диафрагмы

Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу?

Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу?

Занятие 6. Цель: Осознание течения собственного времени; развитие навыков адекватного своим воз­можностям расчета времени

Занятие 6. Цель: Осознание течения собственного времени; развитие навыков адекватного своим воз­можностям расчета времени

И, наоборот, прозанимавшись весь день неглавным делом, в итоге вы получите 20 % удовлетворения

И, наоборот, прозанимавшись весь день неглавным делом, в итоге вы получите 20 % удовлетворения

Трудно ли было хвалить себя и почему?

Трудно ли было хвалить себя и почему?

Обсуждение домашнего задания. Можно ли привлекать к достижению поставленных целей других людей?

Обсуждение домашнего задания. Можно ли привлекать к достижению поставленных целей других людей?

Что бы вы сделали, если бы мог­ли все?

Что бы вы сделали, если бы мог­ли все?

Замените утверждения, вынуждающие вас на какое-либо действие, на утверждения, предполагающие ваш собственный выбор

Замените утверждения, вынуждающие вас на какое-либо действие, на утверждения, предполагающие ваш собственный выбор

ПРОЩАНИЕ Наши групповые занятия подошли к концу

ПРОЩАНИЕ Наши групповые занятия подошли к концу

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2023