Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют училище и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества училища и семьи играют воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую училищем по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Воспитателя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности.
В основе взаимодействия семьи и воспитателя лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Значительное место в системе воспитателя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Встречи с родителями — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Воспитатель беседует с родителями о его характере ребенка, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к учебе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, выписка из приказов, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон.
Общение с помощью интернет ресурсов: скайп, социальные сети, переписка с помощью электронной почты
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется воспитателем.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Родительские собрания внутри отделения проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы отделения, планирование воспитательной работы в отделении, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с училищем, подводятся итоги работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме. Родители учащихся юридически не входят в коллектив училища и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе училища. Они своего рода социальные заказчики, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в жизни училища.
Организация совместных досуговых
мероприятий
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и вечера,
посвященные Международному женскому дню 8 марта, Дню Матери, Новому году, и
концерты художественной самодеятельности. Посещение соревнований. Все это позволяет
лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны
их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные
праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр, обсуждение фильмов и
спектаклей; соревнования, конкурсы.
Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Педагогическая дискуссия (диспут)
— одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры.
Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь
всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке
умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные
навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки.
Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
Индивидуальные тематические консультации.
Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь
непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать.
Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя.
Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка,
учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем
каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию
относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями
педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей,
намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери.
Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы
можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми
родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не
найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом
от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования —
доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.