ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
10.06.2018
На сегодняшний день значительная интенсивность умственной деятельности, повышенные требования, которые предъявляют содержание, формы и методы вузовского обучения к интеллектуальной деятельности, приводят к эмоциональному напряжению студентов, проявляющемуся в тревожности, неконтролируемой агрессивности, быстрой утомляемости. Разнообразие использованных средств психологической регуляции и саморегуляции состояний обуславливают необходимость ставить вопросы об исследовании комплексного воздействия разных функций на психические состояния человека, то есть полифункциональную регуляцию, когда осуществляется одновременно воздействие на различные анализаторы, на разные уровни сознания, задействуя разные системы организма, что приводит к регуляции механизмов центральной нервной системы и других анатомо-физиологических систем организма.
Статья 7 Индив-псих особ. по мет Варда.doc
ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СТУДЕНТОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
РЕГУЛЯЦИИ ИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Пестов Александр Валерьевич
Постановка проблемы. На сегодняшний день значительная интенсивность
умственной деятельности, повышенные требования, которые предъявляют
содержание, формы и методы вузовского обучения к интеллектуальной
деятельности,
приводят к эмоциональному напряжению студентов,
проявляющемуся в тревожности, неконтролируемой агрессивности, быстрой
утомляемости. Разнообразие использованных средств психологической регуляции
и саморегуляции состояний обуславливают необходимость ставить вопросы об
исследовании комплексного воздействия разных функций на психические
состояния человека,
когда
то есть полифункциональную регуляцию,
осуществляется одновременно воздействие на различные анализаторы, на разные
уровни сознания, задействуя разные системы организма, что приводит к
регуляции механизмов центральной нервной системы и других анатомо
физиологических систем организма. Для разработки типов программных
комплексов полифункциональной регуляции, их содержания, необходимо
учитывать индивидуальнопсихологические особенности студентов, так как и от
их дифференциация зависит эффективность использования предложенных
эмоциогенных способов.
Анализ исследований и публикаций. Проблема регуляции психических
состояний изучалась в нескольких направлениях: в контексте регуляции
психической деятельности (П.К.Анохин,
О.А.Конопкин,
А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн и др.); регуляции психических
Л.С.Выготский,
состояний личности (Г.Д.Горбунов, Л.Г.Дикая, Э.И.Киршбаум, А.С.Кузнецова,
А.Б.Леонова,
волевой
Ю.Е.Сосновикова);
А.О.Прохоров,
В.А.Семиченко,
регуляции деятельности (В.К.Калин, А.Ц.Пуни, А.Я.Чебыкин, Л.А.КитаевСмык,
Е.М.Полевая, С.И.Хохлов); в контексте общепсихологического исследовании психических состояний (Л.М.Балабанова, О.А.Будницкая,
А.В.Брушлинский,
Т.П.Висковатова, В.А.Ганзен,
Н.Д.Левитов,
В.Е.Лёвкин, В.Н. Юрченко); генезиса состояний (Г.А.Виленская, В.А.Гвоздев,
Е.И.Кульчицкая,
Л.В.Куликов,
В.Н.Мясищев),
А.В.Запорожец,
Т.С.Кириленко, Э.И.Киршбаум, А.Б.Леонова, А.Е.Ольшанникова, О.А.Орищенко,
эмоциональной регуляции
(У.Джеймс,
Т.Рибо, О.П.Санникова, В.А.Семиченко, П.М.Якобсон и др.); в контексте
исследования структуры личности
Т.П.Висковатова,
(Б.Г.Ананьев,
С.Д.Максименко, В.С.Мерлин, А.В.Фурман и др.) и процессов ее саморегуляции
(Л.И.Анцыферова, Л.Г.Дикая, Е.П.Ильин, О.А.Конопкин, Д.А. Леонтьев,
В.И.Моросанова, А.О.Прохоров и др.).
Целью данного исследования явилось изучение индивидуально
психологических особенностей студентов в актуализации полифункциональной
регуляции их психических состояний.
Изложение основного материала.
Исследовались студенты первого курса гуманитарных специальностей
Макеевского экономикогуманитаоного института, использовались:
методика
Л.А.Рабинович
для
выявления устойчивых эмоциональных переживаний студентов в учебном
«Четырехмодальностный эмоциональный вопросник»
процессе; методика А.Басса – А.Дарки «Диагностика показателей и форм
агрессии» для определения
деструктивных тенденций; методика
уровня
Ч.Д.Спилбергера для выявления уровня тревожности; 16PF опросник Р.Б.Кет
телла для выявления индивидуальнопсихологических особенностей личности;
методика
ответственности субъекта;
Дж.Роттера «Локус контроля»
проективная методика А.В.Либина
ля изучения локализации
«ТиГр»
Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических
форм для определения индивидуальных и типологических особенностей человека.
Для кластерного анализа основным методом в работе являлся
иерархический анализ по методу Варда, в качестве меры сходства использовалось квадратичное евклидово расстояние. Параметрами кластеризации являлись
показатели динамики психических и вегетативных состояний студентов.
Значимый скачок коэффициента агломерации происходил при образовании
модели, состоящей из двух кластеров. Рассмотрим характеристики каждой из
сформированных групп (см. табл. 1) и проанализируем присущие им общие
тенденции.
Обе группы характеризуются статистически значимым повышением уровня
реактивной тревожности. При этом, если в первой он повышается примерно на 14
баллов, то во второй – на 17, что в обоих случаях можно считать существенной
тревожной реакцией на эмоциональноокрашенный период учебной деятельности.
Этим аспектом и ограничивается сходство между двумя выделенными кластерами.
В отношении изменения вегетативных показателей для второй группы
характерным является активизация симпатической регуляции кровообращения со
стороны сердечнососудистой системы, что, в целом, может приводить к
напряжению адаптационных механизмов.
С другой стороны у первой группы студентовгуманитариев статистически
значимого изменения физиологических показателей не обнаруживается. Это
указывает на возможный дефицит способности мобилизации со стороны сердечно
2] выявил, что величина и качество
сосудистой системы. Так,
.Д.Скрябин [
Η
вегетативных и нейродинамических сдвигов на неожиданный раздражитель зависит
от того, насколько у человека развито самообладание (смелость). У лиц, склонных
к трусливости, частота сердечных сокращений при оценке ситуации как опасной
может не повыситься, а снизиться, а вместо покраснения лица наблюдается его
побледнение. «Трусливые» характеризуются меньшей устойчивостью баланса
нервных процессов и для них наиболее характерен сдвиг его в сторону
торможения (в отличие от «смелых», у которых баланс чаще сдвигается в сторону
возбуждения). Эмоциональные изменения у первой группы связаны с повышением
интенсивности двух противоречивых эмоций – радости и печали, тогда как во
второй группе отмечается только статистически значимое снижение уровня
показателя «Радость», что говорит о понижении позитивного эмоционального
Таблица 1
Изменение средних значений психологических показателей в группах,
полученных в результате кластерного анализа
Показатель
Реактивная тревожность
Личностная тревожность
Систолическое давление
Диастолическое давление
Пульсовое давление
Частота пульса
Индекс Кердо
Индекс Аллговера
Индекс Робинсона
Коэффициент выносливости
Коэффициент эффективности кровообращения
416,188
Радость
Гнев
Страх
Печаль
Физическая агрессия
Косвенная агрессия
Раздражение
Негативизм
Обида
Подозрительность
4,063
3,750
2,438
4,375
0,375
0,188
0,063
0,688
0,125
0,250
Группы
1
14,125
1,125
5,375
1,313
4,063
2,188
0,239
0,015
6,829
3,447
2
17,059
3,412
13,412
0,529
12,882
11,765
14,276
0,022
24,290
6,781
1401,882
1,000
3,471
1,412
3,118
0,353
0,059
1,118
0,235
0,235
0,529 Вербальная агрессия
Чувство вины
Враждебность
Агрессивность
0,063
0,125
0,063
0,019
0,412
1,059
0,206
0,282
Примечание: жирным шрифтом отмечены статстически значимые изменения (р<0,05)
фона у студентовгуманитариев в период экзаменационной сессии. Если у первой
группы не отмечалось статистически значимых изменений показателей опросника
А.БассаА.Дарки, что свидетельствует об отсутствии агрессивного реагирования
на эмоциональноокрашенный период, то у второй – повышение раздражения
наряду со снижением чувства вины. Последняя тенденция, является на наш взгляд
отражением возникающих в данный период проективных обвинений в отношении
окружения,
«раздражительного утомления».
снижением фрустрационной толерантности,
нарастанием
С помощью непараметрического Uкритерия МаннаУитни было
произведено сравнение двух независимых выборок – групп, полученных в
результате кластерного анализа. Параметрами сравнения выступали относительно
устойчивые личностные черты – показатели опросников 16PF Р.Б.Кеттелла,
Л.К. Дж.Роттера и проективной методики ТиГр. Было выявлено лишь два
статистически значимых различия – оба по факторам методики Р.Б.Кеттелла.
Этими факторами являлись E (U = 72,000; p = 0,032) и G (U = 76,500; p = 0,049).
Более высокие значения фактора Е отмечались у респондентов второй
группы (М = 5,688; Ме = 6,000 против М = 6,688; Ме = 7,000). Высокие оценки по
данному фактору свидетельствуют о властности,
стремлении к
самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условностей и
авторитетов. Такие студенты склонны действовать смело, энергично и активно,
они живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают
свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от
окружающих. Они стремятся быть лидером для занимающих более низкое
положение и бороться за более высокое положение. Здесь проявляются черты, входящие в симптомокомплекс, известный как «личность типа А», связанные с
чрезмерным напряжением симпатической регуляции кровообращения со стороны
сердечнососудистой системы.
Более высокие значения фактора G отмечались у респондентов первой
группы (М = 7,625; Ме = 8,500 против М = 6,375; Ме = 6,000). Позитивный полюс
данного фактора говорит об ответственности, обязательности, добросовестности,
стойкости моральных принципов, всего, что согласно авторской концепции входит
в понятие «сила СуперЭго». Такие студенты проявляют эмоциональную
дисциплинированность, собранность, совестливость. Все это говорит о
характерном для них интрапсихическом, пассивном реагировании на стрессовые
ситуации.
Первый кластер получил название «Пассивно реагирующие на стресс»,
второй – «Активно реагирующие на стресс». Исходя из вышеприведенных данных
для студентов первой группы, отличающихся низкой скоростью изменения
психических процессов (инертных) предложен тип программы «Активизация». Для
студентов второй группы (подвижных), отличающихся выраженным изменением
психологических показателей и активизацией симпатического тонуса
рекомендован тип программы «Релаксация».
Изучение индивидуальнопсихологических особенностей студентов дало
возможность разработки и использования полифункциональной регуляции
в эмоциональноокрашенный период учебной
психических состояний
деятельности, то есть напряженный период учебной деятельности, включающий
проверку знаний в форме итоговой аттестации, модульных контролей, зачета,
экзамена, защиты выпускных, дипломных, магистерских работ, предполагает
нервнопсихическое напряжение, проявление деструктивных психических
состояний.
Полифункциональная регуляция в наших разработках это
потенциальная возможность выполнения нескольких функций одними и теми же способами, а также потенциальная возможность поразному влиять на процедуру
регуляции, множественность влияний, которые могут быть реализованы на
индивидном, личностном и субъектном уровнях, учитывая скорость изменения
психических и вегетативных процессов, степень инертности психоэмоциональных
состояний, проявление индивидуальноличностных характеристик,
изменение
эмоционального фона
положительного или же устранения отрицательного,
своевременного поддержания и усиления
вредного для
для
Полифункциональная
жизнедеятельности человека психического состояния.
регуляция психических состояний личности в наших исследованиях представлена
эмоциогенными способами и основана на звукоцветовой регуляции.
Звукоцветовая регуляция психических состояний базируется на некоторых
и
непосредственных
опосредованных, пассивных (бинауральная звукотерапия) методах регуляции,
биозвукотерапия,
(музыкотерапия,
цветотерапия)
включенных в перцептивную психотерапию, имеющую аудиальные и визуальные
[1], которые
эмоциогенные способы
психических состояний
регуляции
позволяют звукоцветовую регуляцию представить интегрированными блоками
различных сенсорных модальностей: блока звукотерапии и блока цветотерапии,
полимодальным образованием и результатом интеграции которых является
структурное единое образование, обуславливающее регуляцию состояний.
Выводы. С помощью кластерного анализа были выделены две группы
студентов, для которых планировалась разработка
соответствующих
коррекционных программ – пассивно и активно реагирующих на стресс. Студенты
первой группы отличались низкой скоростью изменения психических и
вегетативных процессов, с преобладанием парасимпатического тонуса, студенты
второй группы отличались выраженным изменением психологических показателей
и активизацией симпатического тонуса. Коррекционные мероприятия для первой
группы подразумевают активизирующий характер, для второй – релаксирующий. Перспективами дальнейших разработок является создание программных
комплексов, их обоснование для студенческой аудитории, представителей разных
категорий, в зависимости от места проживания, от метеорологических условий с
учетом возрастных, гендерных особенностей.
Резюме. В данной статье представлены эмпирические результаты
гуманитарных
индивидуальнопсихологических особенностей студентов
специальностей в эмоциональноокрашенный период учебной деятельности.
Поставлен вопрос о комплексном воздействии разных функций на психические
студентов, когда осуществляется одновременно воздействие на
состояния
различные анализаторы, на разных уровнях сознания, задействуя разные системы
организма. С помощью кластерного анализа выделены две группы студентов –
пассивно и активно реагирующих на стресс, для которых планируется разработка
С учетом индивидуально
соответствующих коррекционных программ.
психологических особенностей предложена полифункциональная регуляция
способами.
психических состояний студентов эмоциогенными
Полифункциональная регуляция представлена интегрированными блоками
различных сенсорных модальностей: блока звукотерапии и блока цветотерапии.
Ключевые слова: индивидуальнопсихологические особенности студентов,
эмоциональноокрашенный период, учебная деятельность, кластерный анализ,
психические состояния, полифункциональная регуляция, эмоциогенные способы,
звукоцветовая регуляция.
Резюме. У даній статті представлені емпіричні результати індивідуально
психологічних особливостей студентів гуманітарних спеціальностей в емоційно
забарвлений період навчальної діяльності. Поставлено питання про комплексний
вплив різних функцій на психічні стани студентів, коли здійснюється водночас
вплив на різні аналізатори, на різних рівнях усвідомлення, задіюючи різні системи
організму. За допомогою кластерного аналізу виділено дві групи студентів – що пасивно чи активно реагують на стрес, для яких планується розробка
відповідних корекційних програм. З врахуванням індивідуальнопсихологічних
особливостей запропонована поліфункціональна регуляція психічних станів
студентів емоціогенними засобами. Поліфункціональна регуляція представлена
інтегрованими блоками різних сенсорних модальностей: блоку звукотерапії і
блоку кольоротерапії.
Ключові слова: індивідуальнопсихологічні особливості студентів, емоційно
забарвлений період, навчальна діяльність, кластерний аналіз, психічні стани,
поліфункціональна регуляція, емоціогенні засоби, звукоколірна регуляція.
Summery. In given article empirical results of students' individuallypsychological
features of humanitarian specialties are presented to the emotionallypainted period of
educational activity. The attention to the question on complex influence of different
functions on mental states of students when influence on various analyzers, at different
levels of consciousness, setting into motion the different systems of an organism is
carried out simultaneously is brought. By means of cluster analysis two students group
are sorted out passively and actively reacting to stress for which working out of the
conforming correctional programs is planned. Taking into account individually
psychological features multifunctional regulation of students mental states emotonal
genic are offered by means. Multifunctional regulation is presented by the integrated
blocks of various sensory modalities: the sound therapy block and the color therapy
block.
Keywords: individuallypsychological features of the students, the emotionally
painted period, educational activity, cluster analysis, mental states, multifunctional
regulation, emotionalgenic means, sound color regulation.
Литература
1. Волженцева И.В. Генезис полифункциональной регуляции психических
состояний личности эмоциогенными способами: дисс. … дра психол. наук :
спец. 19.00.01 «Общая психология, история психологии» / Волженцева Ирина Викторовна ; Одес. нац. унт им. И.И. Мечникова. – Одесса, 2013. –
535с.
2. Скрябин Н. Д. Реакция лиц с различным уровнем смелости на неожиданный
раздражитель / Н. Д. Скрябин // Психофизиология спортивных и трудовых
способностей человека. – Л., 1974. – С. 8196.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.