Индивидуальный иследовательский проект на тему "Осторожно фейки"
Оценка 5

Индивидуальный иследовательский проект на тему "Осторожно фейки"

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
информатика
7 кл
10.08.2023
Индивидуальный иследовательский проект на тему "Осторожно фейки"
РИКО 2023 Тема проекта: "Фейки"
Индивидуальный проект Данилов Никита.docx

 

 

 

 

 

 

 

Тема проекта:

«Осторожно! Фейки. Проверка достоверности информации»

 

 

 

 

 

 

Автор проекта: Данилов Никита, обучающийся 7 класса МБОУ «ООШ № 29» д. Шумаки

Наставник проекта: Татьяна Александровна Сырбу, учитель информатики

 

 

 

 


 

Содержание

Аннотация наставника. 3

Введение. 4

1.    Теоретическая часть. 5

1.1.     История возникновения понятия «фейк». 5

1.2 Типы фейковых новостей. 7

1.3 Как распространяются фейковые новости. 9

1.4 Чем могут быть опасны фейковые новости и как можно проверить их на достоверность  10

2.    Практическая часть. 12

2.1.     Законы Российской Федерации о «фейках». 12

2.2.     Анкетирование и анализ полученных результатов. 13

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Приложение 1. 17

Приложение 2. 19

 

 


 

Аннотация наставника

Проект «Осторожно! Фейки. Проверка достоверности информации» знакомит нас с основными проблемами, которые сокрыты в сети интернет. Автор проекта углубленно изучил происхождение этого социального явления. Рассмотрел историю появления фейков, грамотно работал с различными источниками информации. Провел анкетирование среди учащихся, тем самым углубившись в тему более подробно. И разработал тематический буклет.

Введение

Когда мне предложили выбрать тему для индивидуального проекта, я  сразу выбрал эту тему. Она меня заинтересовала тем, что в наше время развития информационных технологий  каждый человек сталкивается с различной информацией. Но вся ли эта информация является достоверной? Как научиться различать фейковую информацию от настоящей? На эти и многие вопросы мне предстоит найти ответы.

Появление Интернета позволило состояться «виртуальному общению», которое стало для многих ресурсом и открыло дополнительные социальные возможности. Анонимность, допустимая в Интернете, позволяет человеку экспериментировать с разными социальными ролями и разными «Я», не боясь негативной оценки или социальных санкций, которые бы последовали при общении вживую [3]. Что это ведет за собой? А приводит это к тому, что в сети интернет все больше появляется различного рода информации. Информация бывает различной: «доброжелательной», которая при прочтении не вызывает отрицательных эмоций и  «негативной», после прочтения, которой человек испытывает «бурю» негатива. Но вся ли эта информация является «настоящей», ответить на этот и многие другие вопросы мне предстоит в ходе выполнения моего проекта.

Актуальность работы: защита подросткового населения от фейковой информации в сети интернет. 

Цель проекта: разработка буклета, который будет содержать информацию о защите подросткового населения от фейковой информации.

Задачи:

·                    Изучить историю возникновения такого «социального явления», как фейк;

·                    Проанализировать для каких целей была создана фейковая информация;

·                    Представить буклет «Как отличить фейк от правды».


 

1.      Теоретическая часть.

1.1.   История возникновения понятия «фейк»

 

Прежде чем начать изучать теоретическую часть, я решил определить значение этого слова. Информацию я брал в виртуальной библиотеке им. Б. Ельцына. В словаре синонимов определены следующие толкования: ложь, неправда, обман, подделка, фальсификация [1].

Я решил обратиться к толковому словарю И. Мостицкого. Фейк – подделка, не легальная копия [1].

В словаре современной лексики,  жаргона и сленга это определение описывается так,  фейк – об интернет контенте: подделка, фикция. Это видео – фейк! Интернет сленг. [1].

И так, с понятием определились. Теперь разберемся, откуда  же пошло такое «социальное явления».

Выражению «газетная утка» больше трехсот лет. Впервые оно прозвучало в Германии в XVII веке.  Добропорядочные немецкие газетчики, сообщая о недостоверных событиях, ставили пометку из двух букв: «NT» — эн-те, то есть non testatum (в переводе с латинского «не проверено»). К примеру, известие о том, что на территории графства Таксис рождено дитя о двух головах и с шестыми пальцами подле мизинцев сопровождалось такой пометкой. Условный знак звучал как «энте», что по-немецки значит «утка». Так возник символ журналистских измышлений, а в наше время оно приобрело иное понятие «фейк» [3].

Обычай первоапрельской шутки появился во Франции при короле Карле IX, который, решив перевести страну с юлианского на григорианский календарь, сдвинул начало года на 1 января. До 1659 года французы отмечали новый год 25 марта. Те, кто не принял это нововведение, получали разные издевательские подарки: приглашение на пирушку по несуществующему поводу, красивую коробочку с мусором и другие.

Теофраст Ренодо в 1635 году писал: «Я обязан вам сказать, что история есть рассказ о действительных событиях. Газета же пользуется и слухами» [3].

Подпись к некоторым статьям газеты Le Gazetier cuirassé (1771) о слухах французского двора предупреждала читателя о том, что половина изложенного здесь неправда. Читателю оставалось решить самому, чему верить или не верить. Во Франции подпольные газеты распространялись нувелистами, которые собирали новости из подслушанных разговоров в парках и других общественных местах. Нувелистов преследовали, и задержанных с поличным (обрывками заметок в карманах) сажали в Бастилию [3].

Сэмюэл Клеменс, который подписывал большинство материалов для газеты псевдонимом Марк Твен, готовил журналистские материалы, в которых факты, эмоции и фантазия автора превращались в единое целое [3].

А Бенджамин Франклин писал в одном из писем своей вымышленной переписки: «Подлинность фактов не стоит считать абсолютной ценностью: слишком часто они уступают вымыслу в увлекательности, а этот дефект не так безобиден, как кажется на первый взгляд» [3].

 


 

1.2 Типы фейковых новостей

 

Как правило, фейковые новости делятся на две категории [4]:

Заведомо ложная информация – автор, публикующий материал, знает, что в нем содержатся недостоверные сведения. Целью таких действий может быть манипулирование общественным мнением или увеличение посещаемости определенного веб-сайта.

В целом неточная информация, но содержащая достоверные данные. В этом случае автор мог проверить не все факты или преувеличить некоторые аспекты, чтобы подчеркнуть конкретную точку зрения.

Дезинформация – это не новое явление. Термин «фейковые новости» появился еще в XIX веке, но интернет и социальные медиа изменили способы создания и распространения фейковых новостей. До появления интернета люди, как правило, получали новости из надежных источников в СМИ, журналисты которых были обязаны соблюдать строгие нормы профессиональной этики. С распространением интернета появились новые способы публикации, обмена и потребления новостей и информации, а стандарты контроля и редакционные нормы значительно снизились. Многие теперь читают новости в социальных сетях и других онлайн-источниках. Однако не всегда легко определить, какие истории являются достоверными, а какие – нет.

Существуют разные типы фейковых новостей. Они зависят от мотивации тех, кто их создает. Например [4]:

ü    Кликбейтные заголовки. Сенсационность продает – возмутительные и необычные истории или искаженные изображения увеличивают количество просмотров и распространение публикаций в интернете. Кликбейтные заголовки используются специально для привлечения посетителей на сайт и увеличения доходов владельцев сайта от рекламы. Однако часто это делается в ущерб правдивости и точности информации.

ü    Пропаганда. В целях пропаганды используется ложная информация или искаженные факты, задача которых – ввести аудиторию в заблуждение и продвигать политическую программу или предвзятую точку зрения.

ü    Журналистика низкого качества. Иногда у журналистов нет времени проверить все факты перед публикацией, в результате чего обычные ошибки порождают фейковые новости. Однако в обновленных доверенных источниках таких ошибок не будет, и читатели смогут получить достоверную информацию.

ü    Вводящие в заблуждение заголовки. Иногда сама новость может быть в целом правдивой, но чтобы побудить читателей открыть ее, используется сенсационный или вводящий в заблуждение заголовок. Это может привести к появлению фальшивых новостей, поскольку в социальных сетях – основном месте распространения новостей, обычно отображается только заголовок и небольшой фрагмент статьи.

ü    Подставной контент. В этом случае ложные, выдуманные истории выдаются за сведения из подлинных источников новостей, с целью ввести аудиторию в заблуждение.

ü    Сатира и пародия. Некоторые фейковые новости публикуются с целью развлечения. Это сатирические истории на основе актуальных новостей или об известных личностях, с юмором, иронией и элементами преувеличения. Такие истории не пытаются ввести аудиторию в заблуждение, их не следует воспринимать всерьез. Известные примеры сатирических сайтов: The Onion и The Daily Mash.

Известно, что высокопоставленные политики опровергают и называют «фейковыми новостями» информацию, с которой они не согласны, несмотря на то, что это фактически подтвержденные сведения. «Фейковые новости» – это широкое понятие, означающее разные вещи в понимании разных людей, и его значение может вызвать разногласия. В 2018 году британское правительство запретило использовать этот термин в официальных документах, заявив, что он не имеет четкого содержательного определения. Вместо этого для описания ложных историй предпочтительно использовать термины ложные сведения и дезинформация [3].

Дезинформация – поддельная или вводящая в заблуждение информация, создаваемая и распространяемая преднамеренно, часто с финансовыми или политическими мотивами[4].

Ложные сведения – это также поддельная или вводящая в заблуждение информация, но в этом случае ее целью не является преднамеренный обман[4].


 

1.3 Как распространяются фейковые новости

Фейковые новости обычно распространяются через фальшивые новостные сайты, которые часто копируют внешний вид подлинных источников новостей с целью вызвать доверие пользователей. Согласно исследованиям, через социальные сети ложная информация распространяется быстрее, чем настоящие новости. Причиной быстрого распространения фейковых новостей является их обращение к эмоциям, поэтому они часто содержат странные утверждения или вызывают гнев или страх [3].

Ленты социальных сетей «просматривают» контент по показателям вовлеченности, то есть на основании того, как часто пользователи делятся и лайкают определенный пост, а не того, насколько он точен или основательно подготовлен. Такой подход приводит к широкому распространению новостей с кликбейтными заголовками, преувеличенных данных и дезинформации. Компании, представляющие социальные сети, рассматриваются как платформы, а не как издатели, а значит, не несут такой же юридической ответственности, как традиционные СМИ. Однако по мере развития политических и правовых аспектов ситуация может измениться[4].

В социальных сетях фейковые новости могут распространяться ботами, массово выпускающими и распространяющими статьи, независимо от надежности их источников. Боты могут создавать поддельные аккаунты, которые впоследствии зарабатывают подписчиков, признание и авторитет. Некоторые такие аккаунты используются для распространения ложной информации [3].

Тролли – это пользователи, цель которых – провоцировать споры и выводить из себя других пользователей. Они также играют определенную роль в распространении фейковых новостей. Иногда им могут платить за такие действия по политическим причинам. Термины «ферма троллей» или «фабрика троллей» иногда используются для обозначения организованных групп троллей, пытающихся вмешиваться в процесс принятия политических решений [3].

В фейковых новостях иногда используются дипфейки. Это фальшивые видеоролики, созданные с помощью цифрового программного обеспечения, машинного обучения и замены лиц. Изображения объединяются в новые видеоролики, показывающие никогда не происходившие в реальности события или действия. Результаты могут оказаться весьма убедительными, не позволяющими идентифицировать их как ложные [4].

 


 

1.4 Чем могут быть опасны фейковые новости и как можно проверить их на достоверность

 

В наше время «фейк» - это информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для того чтобы получить финансовую или политическую выгоду. Люди часто принимают важные решения, например, за кого голосовать на выборах или какое лечение принимать, на основе информации, полученной из новостей, поэтому достоверность новостей настолько важна. Фейковые новости несут в себе следующие опасности [4]:

ü    Когда люди не могут отличить реальные новости от фейковых, создается путаница и непонимание по важным социальным и политическим вопросам. У людей возникает общее ощущение, что «нельзя верить всему, что вы читаете». Это подрывает общее доверие к серьезным источникам новостей.

ü    Фейковая и вводящая в заблуждение информация о лечении серьезных заболеваний, таких как рак или Covid-19, может привести к тому, что люди примут неверные решения касательно своего здоровья.

ü    Многие фейковые новости нацелены на разжигание и обострение социальных конфликтов. У сторонников каждой точки зрения имеются собственные «факты», что ведет к росту поляризации общества и может повлиять на результаты выборов.

ü    Студенты университетов и колледжей должны использовать надежные источники информации для выполнения заданий. Учащиеся, использующие источники с недостоверной или вводящей в заблуждение информацией, могут получить более низкие оценки.

Для того чтобы не попасться на уловки и уметь распознать фальшивую информацию, ее можно проверить. В России запустили сайт, на котором можно проверить на достоверность любую информацию. Сервис назвали «Лапша», на нем публикуют статьи о том, как отличить фейк от настоящей информации и какие приемы используют для обмана в Сети. Но главная функция сайта — проверка на фейк. На сайт можно отправить ссылку на статью или новость, а ее проверят специалисты. Интерфейс этого сайта представлен на рисунке 1, ссылка на этот сайт представлена в списке литерытуры [5].


Рисунок 1. Сайт созданный в России для проверки информации.

Чтобы отправить информацию на проверку воспользуйтесь формой в правом верхнем углу. Приложите ссылку на сообщение, которое надо проверить. Например, на пост в соцсетях или статью в СМИ. Если ссылки нет — подойдут скриншоты, видео или аудиозаписи [5].

Запросить проверку можно и через наших чат-ботов в «Viber», «Telegram» и «ВКонтакте» [5].

 


 

2.       Практическая часть.

2.1.   Законы Российской Федерации о «фейках»

 

На данном этапе работы проекта я решил изучить есть ли в России законы, запрещающие распространение фейковой информации.  На самом деле их немного [2]:

ü    С 4 марта 2022 года, согласно статье 207.3 Уголовного Кодекса  Российской Федерации, если гражданин России под видом достоверной информации распространяет заведомо ложные сведения о действиях Вооруженных сил Российской Федерации или работе госорганов России за пределами страны, ему грозит наказание от штрафа в 700 тыс. рублей до тюремного заключения на три года.

ü    Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (редактирован от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

ü    (с изменениями вступившими в силу с 09.01.2023)Статья 15.3. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона

ü    «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (редактирован от 27.01.2023) Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния.


 

2.2.   Анкетирование и анализ полученных результатов

 

В связи с изученными законами, возник вопрос, а знают ли учащиеся нашей школы о «фейках», а также об ответственности за распространение фейковой информации.

Я решил провести небольшой опрос, среди учащихся своей школы. Анкета опроса представлена в приложении 1, она состоит из ряда вопросов связанных с данной темой.

 Опросу подверглись учащиеся 4-9 классов в количестве 6 человек, так как они наиболее подвергнуты этому риску. И так опрос показал, что у 3 человек новостная информация вызывает сомнение, что составляет 37,5% от опрошенных. Это говорит о том, что не каждую информацию мои сверстники воспринимают всерьез, так как она вызывает у них сомнение. Знают что такое фейк и сталкивались с недостоверной информацией 8 человек, что составляет 100%. Это значит, что каждый день, особенно в сети интернет и в популярных мессенджерах нам попадается эта информация. 2 человека, что составляет 25% от опрошенных, считает, что фейковую информацию в системах массовой информации публикуют специально, и отчасти они правы, так как в наше время это актуально. 3 человека думают, что фейковая информация способна нанести вред обществу, что составляет 37,5%. Хочу отметить, что помимо вреда обществу недостоверная информация может «подорвать» власть страны, поэтому важно разбираться в этом вопросе, чтобы не быть «инструментом» в «чужих руках». Слышали о пакете федеральных законов связанных с достоверностью информации и защитой информации 4 человека, что составляет 50%. Слышали, но более подробно с сводом этих законов не знакомы.

На основании этих данных я построил диаграмму, рисунок 2, где наглядно показаны результаты моего опроса.

 


Рисунок 2. Результаты опроса

Подведя итог можно отметить, что мы сталкиваемся с множеством не всегда осознаваемых нами коммуникативных рисков. Что можно сделать, чтобы постараться их предупредить? Борьба с некорректным поведением в Интернете движется по двум направлениям. С одной стороны, это развитие технических приспособлений, ограничивающих не желательный контент (фильтры, цензура), располагаемые в социальных сетях и на веб-сайтах разнообразные кнопки тревоги («пожаловаться»), предназначенные для включения в неприятную ситуацию сотрудников сайта, и настройки конфиденциальности персональных аккаунтов. Алгоритмы социальных сетей устроены так, что попавший вам в ленту пост, скорее всего появится и у ваших друзей с одинаковыми интересами. В случае если вы пожалуетесь на фейковую информацию или на подозрительный аккаунт вы предотвратите ее распространение. Эти действия внесут вклад в обеспечение цифровой безопасности страны. В результате опроса я пришел к выводу, что нужно разработать брошюру для моих сверстников в которой будет описано как различить настоящую информацию от фейковой.

Результатом моего проекта будет буклет, «Как отличить фейк от правды», разработанная для просветительской деятельности, среди моих сверстников.

Заключение

 

Итак, я рассмотрел, что же такое фейк, какие формы он имеет. На основании всего выше изложенного, мною была разработана буклет, направленная на избежание недостоверной информации, состоящая из системы мер предосторожности, чтобы снизить риск того, что ребенок или подросток окажется в роли предмета или инициатора распространения фейковой информации.

Нужно помнить, что с приходом в нашу жизнь различных информационных технологий, приходит и большая опасность и ответственность, поэтому работая с различной информацией и тем более «передавая» ее друзьям нужно быть предельно осторожным, а разобраться где «правда», а где «ложь» вам поможет моя буклет, которая представлена в приложении 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Список литературы

1.                  https://www.prlib.ru/ - (библиотека им. Б. Ельцына – справочная инфорсация из онлайн словарей);

2.                  http://www.consultant.ru/law/podborki/zakon_o_fejkovyh_novostyah/ -  (Консультант плюс – информационно-правовой ресурс);

3.                  https://sila.media/fakes/  - (Порвали сети. Как противостоять фейкам и противоправным ресурсам в социальных сетях? Е. Завьялова – статья);

4.                  https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2022/03/FAKTY-O-FEJKAH.pdf - (Методические материалы для педагогов и родителей факты о фейках- методическое пособие);

5.                   https://lapsha.media/  - (ссылка на медиа сайт «Лапша»).


 

Приложение 1

Опрос на тему: «Знаешь ли ты  что такое фейк

 

1.         Скажите, как часто Вы смотрите/ читаете новости?

·         Несколько раз в день

·         Раз в день

·         Несколько раз в неделю

·         Раз в неделю

·         Раз в месяц

2.         Бывает ли так, что новостная информация вызывает у вас недоверие, сомнения?

·         Да, часто

·         Да, редко

·         Нет, не бывает

3.         В последнее время в СМИ и интернете часто встречается выражение «фейковые новости» («fake news»). Вы когда-либо сталкивались с выражением «фейковые новости»?

·         Да, слышал(а), сталкивался(-лась)

·         Нет, слышу впервые

4.         Скажите, Вы знаете или что-то слышали о законе, по которому предусматривается наказание за распространение недостоверной информации, так называемом законе «О фейковых новостях»?

·         Да, хорошо об этом знаю

·         Да, что-то слышал(а), но подробностей не знаю

·         Ничего не знаю про это

5.         Как Вы считаете, нужен ли в нашей стране закон, согласно которому предусматривается наказание за распространение недостоверной общественно значимой информации, которая может создавать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан, угрозу нарушения общественного порядка, под видом достоверных сообщений?

·         Определенно нужен

·         Скорее нужен

·         Скорее не нужен

·         Точно не нужен

·         Затрудняюсь ответить

6.         Как вы считаете, фейковые новости наносят какой-либо вред обществу?

·         Особого вреда не наносят

·         Причиняют большой вред

·         Затрудняюсь ответить

7.         Как Вы считаете, большинство таких недостоверных новостей опубликованы специально или случайно?

·         В большинстве случаев публикуются специально

·         В большинстве случаев публикуются случайно, из-за ошибок журналистов, редакторов и т.д.

·         Затрудняюсь ответить


 

Приложение 2

Буклет «Как отличить фейк от правды»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема проекта: «Осторожно! Фейки

Тема проекта: «Осторожно! Фейки

Индивидуальный иследовательский проект на тему "Осторожно фейки"

Индивидуальный иследовательский проект на тему "Осторожно фейки"

Аннотация наставника Проект «Осторожно!

Аннотация наставника Проект «Осторожно!

Введение Когда мне предложили выбрать тему для индивидуального проекта, я сразу выбрал эту тему

Введение Когда мне предложили выбрать тему для индивидуального проекта, я сразу выбрал эту тему

Теоретическая часть. 1.1.

Теоретическая часть. 1.1.

Нувелистов преследовали, и задержанных с поличным (обрывками заметок в карманах) сажали в

Нувелистов преследовали, и задержанных с поличным (обрывками заметок в карманах) сажали в

Типы фейковых новостей Как правило, фейковые новости делятся на две категории [4]:

Типы фейковых новостей Как правило, фейковые новости делятся на две категории [4]:

Вводящие в заблуждение заголовки

Вводящие в заблуждение заголовки

Как распространяются фейковые новости

Как распространяются фейковые новости

Чем могут быть опасны фейковые новости и как можно проверить их на достоверность

Чем могут быть опасны фейковые новости и как можно проверить их на достоверность

Рисунок 1. Сайт созданный в России для проверки информации

Рисунок 1. Сайт созданный в России для проверки информации

Практическая часть. 2.1.

Практическая часть. 2.1.

Анкетирование и анализ полученных результатов

Анкетирование и анализ полученных результатов

Рисунок 2. Результаты опроса

Рисунок 2. Результаты опроса

Заключение Итак, я рассмотрел, что же такое фейк, какие формы он имеет

Заключение Итак, я рассмотрел, что же такое фейк, какие формы он имеет

Список литературы 1. https://www

Список литературы 1. https://www

Приложение 1 Опрос на тему : «

Приложение 1 Опрос на тему : «

Как Вы считаете, большинство таких недостоверных новостей опубликованы специально или случайно? ·

Как Вы считаете, большинство таких недостоверных новостей опубликованы специально или случайно? ·

Приложение 2 Буклет «Как отличить фейк от правды»

Приложение 2 Буклет «Как отличить фейк от правды»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2023