Индивидуальный план логопедического сопровождения

  • docx
  • 09.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Индивидуальная карта сопровождения.docx

Индивидуальный план логопедического сопровождения

Направление работы

Задачи

Форма работы

Показатели достижений обучающегося

Развитиезвуковойстороныречи.

 

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.

Индивидуальные, групповые КРЗ

Консультация родителей, учителя-предметника

 

Качество и количество выполняемых заданий на занятиях.

Положительная динамика в усвоении фонем родного языка

 

 

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.

 

-формирование и обогащение словарного запаса,                                          - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов; - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок;                                     -обогащение словаря подбором родственных слов; -  практическое использование  предлогов; - практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления.

 

Индивидуальные, групповые КРЗ

Консультация родителей,  самого обучающегося

 

Качество и количество выполняемых заданий на занятиях

Самостоятельное выполнение заданий

Развитие связной речи.

-формирование навыка чёткого изложения своих мыслей, ответов на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию.

 

Индивидуальные, групповые КРЗ

 

Умение составлять рассказ по сюжетной картинке, пересказывать текст, устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

Формирование навыков чтения и письма

 

Индивидуальные, групповые КРЗ

Консультация родителей, учителя-предметника

Качество и количество выполняемых заданий на занятиях.

Самостоятельное выполнение заданий.

Отсутствие ошибок в  написании; понимание прочитанного текста

 

 

Развитие психических процессов

-развитие высших психических функций;     -формирование пространственных представлений;                           -формирование временных представлений;                 -развитие графомоторных навыков, моторных движений.

Индивидуальные, групповые КРЗ

 

Качество и количество выполняемых заданий на занятиях.

Умеет концентрировать внимание на изучаемом материале.

Положительная динамика развития ребенка.

 

 

Тематическое планирование индивидуальных и групповых  занятий

№ п.п

Наименование раздела

Количество  занятий

1-ый  этап обучения

1.

Развитие общих речевых навыков

3\3

 

Звук и буква

 

Звуко-буквенный анализ и синтез

8/4

Слово. Слог

10/5

Гласные и согласные звуки

7/ 4

Разделительный твердый и мягкий знак

5 /2

Согласные твердые и мягкие

7/2

Согласные звонкие и глухие

10/7

Развитие связной речи

10/3

 

Итого 

60/30

 

 Содержание коррекционно-логопедической работы

Развитие общих речевых навыков (3/3 часа)

Формирование правильного дыхания и осанки учащихся: выработка глубокого диафрагмально-рёберного дыхания; свободного, плавного, удлинённого, направленного выдоха.

Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).

Коррекция/уточнение произношения в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения звукопроизношения.

Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом; интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.

Развитие голосовых характеристик: сила голоса и устойчивость звучания.

Формирование умения воспринимать выразительность речи других, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.

Звуки речи. Звуко-буквенный анализ и синтез слов (8 /4 часов)

Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Различие звуков и букв.

Слово (4\2 часа)

Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.

Слоговой анализ и синтез слов (6\3 часа)

Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».

Гласные и согласные звуки (7/4 часов)

Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Разделительный твердый и мягкий знак (5 /2часов)

Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий и твердый знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого и твердого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак.

Согласные твердые и мягкие (7/2часов)

Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

Звонкие и глухие согласные (10/7 часов)

Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях.

Развитие связной речи (10/3 часов)

 Последовательный пересказ по вопросам. Последовательный пересказ с опорой на действия.  Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки.

 

Использование лексических тем:

«Осень»

«Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края.

«Дикие животные». Ознакомление с редкими животными  «Детеныши диких животных».

«Рыбы». Ознакомление с рыбой наших рек и озер.

«Школьные принадлежности».

«Части предметов».

«Птицы». Знакомство с перелётными птицами .

«Домашние животные». Ознакомление с домашними животными родного края. «Детеныши домашних животных».

«Зима». Особенности зимы нашего края.

«Весна». Особенности весны нашего края.

«Цветы и растения». 

 

Ожидаемые результаты логопедической работы

В итоге логопедической работы обучающаяся 1 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ЗПР)   Таисиядолжна  уметь:

-фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

-четко дифференцировать все звуки речи;

-выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;

-правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

-пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;

-владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;

-владеть навыками словообразования и словоизменения;

-грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать  четко; простые и сложные предлоги употреблять адекватно;

-использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

-в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.

-правильно читать текст (без искажений, замен, пропусков, угадывания) и понимать смысл прочитанного;

-отвечать на вопросы и передавать содержание текста.

 

Результативность логопедического сопровождения отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования   с внесением последующих корректив в содержание логопедической работы и в индивидуальные маршруты коррекции.

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

-динамики развития обучающейся 1 класса  Таисии с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ЗПР); 

-эффективности плана индивидуального логопедического сопровождения;

- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья,  Таисия сможет стабильно развиваться и обучаться   по  адаптированной общеобразовательной программе.

 

 

 

 

Литература:

 

1.                Бабина Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чте­ние: трудности обучения и коррекции: учеб. пособие / под общ.ред. О. Б. Иншаковой. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – с. 174-192.

2.                Дисграфия, дислексия: технология преодоления.Садовникова И.Н. – М.: Владос,  2012.

3.                Ефименкова Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.

4.                               Иншакова О. Б. Отражение зрительно-пространственных трудностей в письме первоклассников / О. Б. Иншакова, А. И. Кричевец, Т. В. Ахутина // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. – М.: Изд-во МОГИ, 2006. – с. 44-49.

5.                               Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопедов. В 2 ч. / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

6.                               Ишимова О. А. Развитие речемыслительных способностей детей /
О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, Е. Д. Худенко. – М.: Просвещение,
2009. – 111 с.

7.                               Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001. – 219 с.

8.                               Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Ле­вина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 311 с.

9.                               Логинова Е. А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации её диагностики и коррекции / Е. А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – с.  167-174.

10.                        Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995. – 380 с.

11.           Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г. Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 2. – с. 4-14.

12.            Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачёв, 2008. – 128 с.

13.            Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 256 с.

14.            Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.

15.            Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием – М.: 1993.

16.            Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.

17.            Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательном учреждении. – М.: Когито-центр, 1996.

18.            Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи –  М.: Аркти, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

  коррекционно-логопедических индивидуальных занятий для  обучающейся 1 класса  ОНР (III уровень) и ОВЗ (ЗПР)

 

Количество занятий  в неделю - 3

Количество  занятий за  первое полугодие -  60

Тема урока

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

1

Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика Дыхательные упражнения.

1

 

 

 

2

Развитие слухового внимания.  Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно-временных представлений.

1

 

 

 

3

Развитие просодической стороны речи

1

 

 

 

4

Знакомство с органами речи. Образование звуков речи.

1

 

 

 

5

Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове.

1

 

 

 

6

Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове.

1

 

 

 

7

Определение количества и места звуков в слове.

1

 

 

 

8

Определение количества и места звуков в слове.

1

 

 

 

9

Определение количества и места звуков в слове.

1

 

 

 

10

Соотношение между буквами и звуками в слове.

1

 

 

 

11

Различие звуков и букв.

1

 

 

 

12

Слово Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет.

1

 

 

 

13

Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия.

1

 

 

 

14

Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов.

1

 

 

 

15

Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.

1

 

 

 

16

Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков.

1

 

 

 

17

Определение порядка слогов в слове.

1

 

 

 

18

Составление слов из слогов.

1

 

 

 

19

Деление двусложных слов на слоги.

1

 

 

 

20

Деление трехсложных слов на слоги.

1

 

 

 

21

Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».

1

 

 

 

22

Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы].

 

1

 

 

 

23

Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и].

1

 

 

 

 24

Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и].

1

 

 

 

25

Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов.

1

 

 

 

26

Образование согласных звуков.

1

 

 

 

27

Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных.

1

 

 

 

28

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

 

 

 

29

Мягкий знак на конце слова.

1

 

 

 

30

Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

1

 

 

 

31

Мягкий и твердый знак в середине слова..

1

 

 

 

32

Смыслоразличительная роль мягкого и твердого знака в середине слова

1

 

 

 

33

Разделительный мягкий знак.

1

 

 

 

34

Твердые и мягкие согласные.

1

 

 

 

35

Твердые и мягкие согласные

 

 

 

 

36

Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных.

1

 

 

 

37

Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных.

1

 

 

 

38

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

1

 

 

 

39

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

1

 

 

 

40

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

1

 

 

 

41

 

Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных.

 

1

 

 

 

42

Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов.

1

 

 

 

43

Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов.

1

 

 

 

44

Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях.

1

 

 

 

45

Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях.

1

 

 

 

46

Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях.

1

 

 

 

47

Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях.

1

 

 

 

48

Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях.

1

 

 

 

49

Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях.

1

 

 

 

50

Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях.

1

 

 

 

51

Последовательный пересказ по вопросам

1

 

 

 

52

Последовательный пересказ  по вопросам

1

 

 

 

53

Последовательный пересказ по вопросам

1

 

 

 

54

Последовательный пересказ с опорой на действия

1

 

 

 

55

Последовательный пересказ с опорой на действия

1

 

 

 

56

Последовательный пересказ с опорой на действия

1

 

 

 

57

Последовательный  пересказ с опорой на предметные картинки.

1

 

 

 

58

Последовательный  пересказ с опорой на предметные картинки.

1

 

 

 

59

Последовательный  пересказ с опорой на предметные картинки.

1

 

 

 

60

Итоговая контрольная работа

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

к   программе   индивидуального логопедического сопровожденияобучающейся 1 класса  

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

  коррекционно-логопедических групповых занятий для  обучающихся 1 классовс ОНР (III уровень) и НВ ОНР

 

Количество занятий  в неделю - 2

Количество  занятий  за  первое полугодие - 30

 

Тема урока

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

1

Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика Дыхательные упражнения.

1

 

 

 

2

Развитие слухового внимания.  Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно-временных представлений.

1

 

 

 

3

Развитие просодической стороны речи

1

 

 

 

4

Знакомство с органами речи. Образование звуков речи

1

 

 

 

5

Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове.

1

 

 

 

6

 Определение количества и места звуков в слове.

1

 

 

 

 7

Соотношение между буквами и звуками в слове. Различие звуков и букв.

1

 

 

 

8

 Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия.

1

 

 

 

9

Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам.

1

 

 

 

10

Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков.

1

 

 

 

11

Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов.

1

 

 

 

12

Деление двусложных и трехсложных слов на слоги.

1

 

 

 

13

Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы].

1

 

 

 

14

Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов.

1

 

 

 

15

Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных.

1

 

 

 

16

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

 

 

 

17

Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

1

 

 

 

18

Мягкий и твердый  знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого и твердого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак.

1

 

 

 

19

Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных.

1

 

 

 

20

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

1

 

 

 

21

Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях..

1

 

 

 

22

Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах Выделение [д-т] в предложениях.

1

 

 

 

23

Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях

1

 

 

 

24

Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях.

1

 

 

 

25

Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях.

1

 

 

 

26

Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях

1

 

 

 

27

Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях

1

 

 

 

28

Последовательный пересказ по вопросам

1

 

 

 

29

Последовательный  пересказ с опорой на предметные картинки.

1

 

 

 

30

Последовательный  пересказ с опорой на предметные картинки.

1