Индивидуальный план логопедического сопровождения
Направление работы |
Задачи |
Форма работы |
Показатели достижений обучающегося |
Развитиезвуковойстороныречи.
|
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова. |
Индивидуальные, групповые КРЗ Консультация родителей, учителя-предметника
|
Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Положительная динамика в усвоении фонем родного языка
|
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.
|
-формирование и обогащение словарного запаса, - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов; - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок; -обогащение словаря подбором родственных слов; - практическое использование предлогов; - практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления.
|
Индивидуальные, групповые КРЗ Консультация родителей, самого обучающегося
|
Качество и количество выполняемых заданий на занятиях Самостоятельное выполнение заданий |
Развитие связной речи. |
-формирование навыка чёткого изложения своих мыслей, ответов на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию.
|
Индивидуальные, групповые КРЗ
|
Умение составлять рассказ по сюжетной картинке, пересказывать текст, устанавливать причинно-следственные связи.
|
Формирование навыков чтения и письма |
|
Индивидуальные, групповые КРЗ Консультация родителей, учителя-предметника |
Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Самостоятельное выполнение заданий. Отсутствие ошибок в написании; понимание прочитанного текста
|
Развитие психических процессов |
-развитие высших психических функций; -формирование пространственных представлений; -формирование временных представлений; -развитие графомоторных навыков, моторных движений. |
Индивидуальные, групповые КРЗ
|
Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Умеет концентрировать внимание на изучаемом материале. Положительная динамика развития ребенка.
|
Тематическое планирование индивидуальных и групповых занятий
№ п.п |
Наименование раздела |
Количество занятий |
|
1-ый этап обучения |
|||
1. |
Развитие общих речевых навыков |
3\3 |
|
|
Звук и буква
|
Звуко-буквенный анализ и синтез |
8/4 |
Слово. Слог |
10/5 |
||
Гласные и согласные звуки |
7/ 4 |
||
Разделительный твердый и мягкий знак |
5 /2 |
||
Согласные твердые и мягкие |
7/2 |
||
Согласные звонкие и глухие |
10/7 |
||
Развитие связной речи |
10/3 |
||
|
Итого |
60/30 |
Содержание коррекционно-логопедической работы
Развитие общих речевых навыков (3/3 часа)
Формирование правильного дыхания и осанки учащихся: выработка глубокого диафрагмально-рёберного дыхания; свободного, плавного, удлинённого, направленного выдоха.
Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).
Коррекция/уточнение произношения в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения звукопроизношения.
Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом; интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.
Развитие голосовых характеристик: сила голоса и устойчивость звучания.
Формирование умения воспринимать выразительность речи других, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.
Звуки речи. Звуко-буквенный анализ и синтез слов (8 /4 часов)
Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Различие звуков и букв.
Слово (4\2 часа)
Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.
Слоговой анализ и синтез слов (6\3 часа)
Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».
Гласные и согласные звуки (7/4 часов)
Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков.
Разделительный твердый и мягкий знак (5 /2часов)
Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий и твердый знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого и твердого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак.
Согласные твердые и мягкие (7/2часов)
Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.
Звонкие и глухие согласные (10/7 часов)
Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях.
Развитие связной речи (10/3 часов)
Последовательный пересказ по вопросам. Последовательный пересказ с опорой на действия. Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки.
Использование лексических тем:
«Осень»
«Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края.
«Дикие животные». Ознакомление с редкими животными «Детеныши диких животных».
«Рыбы». Ознакомление с рыбой наших рек и озер.
«Школьные принадлежности».
«Части предметов».
«Птицы». Знакомство с перелётными птицами .
«Домашние животные». Ознакомление с домашними животными родного края. «Детеныши домашних животных».
«Зима». Особенности зимы нашего края.
«Весна». Особенности весны нашего края.
«Цветы и растения».
Ожидаемые результаты логопедической работы
В итоге логопедической работы обучающаяся 1 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ЗПР) Таисиядолжна уметь:
-фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
-четко дифференцировать все звуки речи;
-выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
-правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
-пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;
-владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;
-владеть навыками словообразования и словоизменения;
-грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги употреблять адекватно;
-использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
-в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.
-правильно читать текст (без искажений, замен, пропусков, угадывания) и понимать смысл прочитанного;
-отвечать на вопросы и передавать содержание текста.
Результативность логопедического сопровождения отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования с внесением последующих корректив в содержание логопедической работы и в индивидуальные маршруты коррекции.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
-динамики развития обучающейся 1 класса Таисии с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ЗПР);
-эффективности плана индивидуального логопедического сопровождения;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, Таисия сможет стабильно развиваться и обучаться по адаптированной общеобразовательной программе.
Литература:
1. Бабина Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: учеб. пособие / под общ.ред. О. Б. Иншаковой. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – с. 174-192.
2. Дисграфия, дислексия: технология преодоления.Садовникова И.Н. – М.: Владос, 2012.
3. Ефименкова Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.
4. Иншакова О. Б. Отражение зрительно-пространственных трудностей в письме первоклассников / О. Б. Иншакова, А. И. Кричевец, Т. В. Ахутина // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. – М.: Изд-во МОГИ, 2006. – с. 44-49.
5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопедов. В 2 ч. / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
6.
Ишимова О. А. Развитие речемыслительных способностей детей /
О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, Е. Д. Худенко. – М.: Просвещение,
2009. – 111 с.
7. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001. – 219 с.
8. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 311 с.
9. Логинова Е. А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации её диагностики и коррекции / Е. А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – с. 167-174.
10. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995. – 380 с.
11. Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г. Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 2. – с. 4-14.
12. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачёв, 2008. – 128 с.
13. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 256 с.
14. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.
15. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием – М.: 1993.
16. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.
17. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательном учреждении. – М.: Когито-центр, 1996.
18. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи – М.: Аркти, 2000.
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-логопедических индивидуальных занятий для обучающейся 1 класса ОНР (III уровень) и ОВЗ (ЗПР)
Количество занятий в неделю - 3
Количество занятий за первое полугодие - 60
№ |
Тема урока |
Запланировано |
Фактически проведено |
||
Кол-во часов |
Дата проведения |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||
1 |
Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика Дыхательные упражнения. |
1 |
|
|
|
2 |
Развитие слухового внимания. Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно-временных представлений. |
1 |
|
|
|
3 |
Развитие просодической стороны речи |
1 |
|
|
|
4 |
Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. |
1 |
|
|
|
5 |
Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. |
1 |
|
|
|
6 |
Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. |
1 |
|
|
|
7 |
Определение количества и места звуков в слове. |
1 |
|
|
|
8 |
Определение количества и места звуков в слове. |
1 |
|
|
|
9 |
Определение количества и места звуков в слове. |
1 |
|
|
|
10 |
Соотношение между буквами и звуками в слове. |
1 |
|
|
|
11 |
Различие звуков и букв. |
1 |
|
|
|
12 |
Слово Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. |
1 |
|
|
|
13 |
Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. |
1 |
|
|
|
14 |
Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. |
1 |
|
|
|
15 |
Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов. |
1 |
|
|
|
16 |
Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. |
1 |
|
|
|
17 |
Определение порядка слогов в слове. |
1 |
|
|
|
18 |
Составление слов из слогов. |
1 |
|
|
|
19 |
Деление двусложных слов на слоги. |
1 |
|
|
|
20 |
Деление трехсложных слов на слоги. |
1 |
|
|
|
21 |
Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов». |
1 |
|
|
|
22 |
Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы].
|
1 |
|
|
|
23 |
Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. |
1 |
|
|
|
24 |
Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. |
1 |
|
|
|
25 |
Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. |
1 |
|
|
|
26 |
Образование согласных звуков. |
1 |
|
|
|
27 |
Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. |
1 |
|
|
|
28 |
Дифференциация гласных и согласных звуков. |
1 |
|
|
|
29 |
Мягкий знак на конце слова. |
1 |
|
|
|
30 |
Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. |
1 |
|
|
|
31 |
Мягкий и твердый знак в середине слова.. |
1 |
|
|
|
32 |
Смыслоразличительная роль мягкого и твердого знака в середине слова |
1 |
|
|
|
33 |
Разделительный мягкий знак. |
1 |
|
|
|
34 |
Твердые и мягкие согласные. |
1 |
|
|
|
35 |
Твердые и мягкие согласные |
|
|
|
|
36 |
Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. |
1 |
|
|
|
37 |
Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. |
1 |
|
|
|
38 |
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. |
1 |
|
|
|
39 |
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. |
1 |
|
|
|
40 |
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. |
1 |
|
|
|
41 |
Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных.
|
1 |
|
|
|
42 |
Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. |
1 |
|
|
|
43 |
Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. |
1 |
|
|
|
44 |
Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. |
1 |
|
|
|
45 |
Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. |
1 |
|
|
|
46 |
Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. |
1 |
|
|
|
47 |
Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. |
1 |
|
|
|
48 |
Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. |
1 |
|
|
|
49 |
Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. |
1 |
|
|
|
50 |
Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях. |
1 |
|
|
|
51 |
Последовательный пересказ по вопросам |
1 |
|
|
|
52 |
Последовательный пересказ по вопросам |
1 |
|
|
|
53 |
Последовательный пересказ по вопросам |
1 |
|
|
|
54 |
Последовательный пересказ с опорой на действия |
1 |
|
|
|
55 |
Последовательный пересказ с опорой на действия |
1 |
|
|
|
56 |
Последовательный пересказ с опорой на действия |
1 |
|
|
|
57 |
Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки. |
1 |
|
|
|
58 |
Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки. |
1 |
|
|
|
59 |
Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки. |
1 |
|
|
|
60 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
|
|
Приложение №2 к программе индивидуального логопедического сопровожденияобучающейся 1 класса
|
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-логопедических групповых занятий для обучающихся 1 классовс ОНР (III уровень) и НВ ОНР
Количество занятий в неделю - 2
Количество занятий за первое полугодие - 30
№ |
Тема урока |
Запланировано |
Фактически проведено |
||
Кол-во часов |
Дата проведения |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||
1 |
Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика Дыхательные упражнения. |
1 |
|
|
|
2 |
Развитие слухового внимания. Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно-временных представлений. |
1 |
|
|
|
3 |
Развитие просодической стороны речи |
1 |
|
|
|
4 |
Знакомство с органами речи. Образование звуков речи |
1 |
|
|
|
5 |
Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. |
1 |
|
|
|
6 |
Определение количества и места звуков в слове. |
1 |
|
|
|
7 |
Соотношение между буквами и звуками в слове. Различие звуков и букв. |
1 |
|
|
|
8 |
Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. |
1 |
|
|
|
9 |
Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. |
1 |
|
|
|
10 |
Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. |
1 |
|
|
|
11 |
Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. |
1 |
|
|
|
12 |
Деление двусложных и трехсложных слов на слоги. |
1 |
|
|
|
13 |
Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. |
1 |
|
|
|
14 |
Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. |
1 |
|
|
|
15 |
Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. |
1 |
|
|
|
16 |
Дифференциация гласных и согласных звуков. |
1 |
|
|
|
17 |
Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. |
1 |
|
|
|
18 |
Мягкий и твердый знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого и твердого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. |
1 |
|
|
|
19 |
Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. |
1 |
|
|
|
20 |
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. |
1 |
|
|
|
21 |
Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях.. |
1 |
|
|
|
22 |
Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах Выделение [д-т] в предложениях. |
1 |
|
|
|
23 |
Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях |
1 |
|
|
|
24 |
Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. |
1 |
|
|
|
25 |
Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. |
1 |
|
|
|
26 |
Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях |
1 |
|
|
|
27 |
Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях |
1 |
|
|
|
28 |
Последовательный пересказ по вопросам |
1 |
|
|
|
29 |
Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки. |
1 |
|
|
|
30 |
Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки. |
1 |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.