Индивидуальный план самообразования
Оценка 4.6

Индивидуальный план самообразования

Оценка 4.6
Документация
docx
другое +1
Взрослым
13.10.2022
Индивидуальный план самообразования
Цель: Внедрить новые активные формы и методы, методические приёмы и подходы в преподавании предметов естественного цикла с применением интернет - технологий и мультимедийных ресурсов
самообразованиеMicrosoft Word Document (3).docx

                    Министерство образования и науки Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Забайкальский транспортный техникум»


Индивидуальный план

самообразования

учителя географии- биологии- экологии

Калининой Валентины Владимировны

 

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/25/s_5ea388a5f0236/1429969_1.png

 

ТЕМА:

«Активные формы и методы обучения

географии-биологии

как один из путей системно-деятельностного  подхода в образовании» 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              г.Чита, 2022

 

        «Самообразование – это система умственного и мировоззренческого

самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное

самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью».

(Г.М.Коджаспирова)

 

Пояснительная записка

      В настоящее время педагогу необходимо постоянно повышать свои профессиональные качества. Профессиональное развитие требует от человека осознанного выбора направления развития. Постоянное самосовершенствование педагога подразумевает не только накопление информационного материала, но и способ его подачи, грамотное донесение до слушателя, логическое и эмоциональное соответствие теме занятия.

       Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

      Необходимость самообразования диктуется , с одной стороны, самой спецификой преподавательской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

       Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

        Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

       Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность.

 

 

 

 

Личная карта преподавателя:

Преподаватель: Калинина Валентина Владимировна

Образование: высшее, Читинский Государственный Педагогический институт им. Н.Г Чернышевского, Естественно-географический факультет.

Специальность: учитель географии- биологии

Преподаватель:  биологии - географии –экологии

Педагогический стаж: 35 лет, в данной должности 13 лет.


ТЕМА:

«Активные формы и методы обучения географии-биологии

как один из путей системно-деятельностного  подхода в образовании»

 

Цель: Внедрить новые активные формы и методы, методические приёмы и подходы в преподавании предметов естественного цикла с применением интернет - технологий и мультимедийных ресурсов.

Задачи:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе активных методов обучения, внедрения новых технологий и средств, включая ИКТ, разработка учебных и дидактических материалов по предметам.
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, практических знаний, умений, навыков;
  • расширение кругозора обучающихся при помощи активных форм и методов обучения, интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;
  • воспитание патриотических чувств, воспитание нравственных и духовных качеств личности, умения слушать других, высказывать свою точку зрения, работать в команде.
  •  повышение своего методического уровня.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

 

        Активные методы обучения – это методы, включающие обучающихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность обучающихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у обучающихся творческое мышление, развивать речь обучающихся, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения. Сейчас нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль преподавателя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности обучающегося. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения.

      Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей учебного занятия.

   Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей.

·                     Обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);

·                     эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра);

·                     развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);

·                     повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра); отработка изучаемого материала (тренинги);

·                     применение знаний, умений и навыков (метод обучения на основе имитации ситуаций);

·                     использование опыта обучающихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия);

·                     обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);

·                     эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);

·                     развитие навыков работы в группе (метод проектов);

·                     развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций)

        При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я стараюсь использовать нетрадиционные подходы в преподавании географии- биологии-экологии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах занятий.

     Вектор развития системы образования задают ФГОС СПО нового поколения. Главная задача стандартов образования – комплексная подготовка специалистов, способных применять полученные знания в дальнейшей практической деятельности в условиях современной экономики.

     1.Системно-деятельностный подход в обучении направлен на развитие способности обучающихся выполнять ту или иную деятельность(действия). В связи с этим перед преподавателем стоит очень важная задача: спланировать и построить занятие так, чтобы не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформулировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации (в результате у обучающихся должны быть сформированы умения самостоятельно получать и контролировать качество полученного материала).

      Как преподаватель биологии и географии веду внеклассную работу. Ежегодно на своих неделях провожу различные познавательные игры, конкурсы, викторины, КВН, «Счастливый случай». Традиционно во время недели «естественных наук»  проводится  тур олимпиад. Кружковая работа «Я- забайкалец: патриот России». В 2020-2021 году- кружок «По малой Родине моей……»

 2. Кейс-технологии. На мой взгляд применение «кейс-стади» «как современной технологии и один из активных методов обучения может стать одним из решений данной задачи. Кейс (от англ. «case» - «случай») – это комплекс учебных материалов, содержащих актуальную проблему, предполагающих коллективный или индивидуальный поиск решения данной проблемы.

2. Информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь. Не обойтись без них и на занятиях, использовать их можно на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна

3. Дидактические игры: «Кто такой? Что такое?», «Найди половинку», «Составь слово», «Географические диктанты», «Заморочки из бочки», «По странам и континентам», «Угадай» и т.д. Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в занятие.

4. Творческие работы. Сам замысел творческой работы, процессе выполнения, ее результат – все требует от обучающегося  максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации и т.д.

5. Работа с картой. Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности обучающихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: «Покажи моря, омывающие территорию России», «Страны-острова», «Страны, не имеющие выхода к морю» и т.д.  Отличие частично-поискового уровня заключается в том, что при выполнении заданий обучающийся должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: «Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте».

6.Ребусы. Ребусы можно использовать для проверки знаний обучающихся, как одну из форм самостоятельного задания или для работы на занятиях в группах.

7.Проектная деятельность обучающихся на уроках географии - биологии - экологии. Метод проектов является одним из методов проблемного обучения. Преподаватель   переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний». По одной из типологий выделяют возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные и метапредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

                   Обоснование выбранной темы.

      Вопросы экологического воспитания и активизации познавательной деятельности обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качеств учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся.

    Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных обучающимися теоретических положений от умения применить их на практике.

    Актуальность данной темы состоит в том, что экологическое воспитание и активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо- поисковой деятельности.

Предполагается закончить работу над темой в 2025 г.

Ожидаемые результаты

1.Повышение профессиональной компетентности в области методики преподавания предметов естественного цикла.

2.Рост результативного участия обучающихся групп во внутритехникумовских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.

3.Разработка дидактических средств, направленных на формирование у обучающихся прочных и глубоких знаний по предмету.

4.Пополнение Портфолио педагога, методической копилки

5.Повышение уровня успеваемости, качества образования и мотивации обучающихся.

6.Написание отчета о проделанной работе с анализом, выводами и рекомендациями.

7.Провести педагогический мониторинг как системную диагностику качества образования.

 

Направления самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

1. Изучать новые программы, учебники, пособия, уяснять их особенности и требования. Материалы Министерства образования РФ по введению ФГОС.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями.

3. Повышать квалификацию на различных  курсах, вебинарах.

Регулярно

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Регулярно

Методические

1. Изучение методической и научной литературы, публикаций в интернете, журналах по теме самообразования.

2. Посещение занятий коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности.

3. Мониторинг педагогической деятельности.

4. Подготовка выступлений на МС, школьных учебно-воспитательных центрах, педсовете, РМО.

5. Участие в конкурсах профессионального мастерства, помощь в подготовке (участие в инициативных группах).

6. Систематизация материалов по теме самообразования.

7. Формирование банка разработок, конспектов открытых уроков по теме самообразования.

8. Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию.

Регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

Регулярно

 

Планирование деятельности по самообразованию

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Продукт деятельности

Предполагаемый результат

Способ, форма предъявления результата проделанной работы

Диагностический

Анализ затруднений, выявление проблем.

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, выбранной теме.

Выявление противоречий.

Выбор темы.

Знакомство с локальными, областными, федеральными нормативно-правовыми актами.

Анализ обеспеченности выбранной темы информационно-методическими ресурсами.

Изучение информационных ресурсов (книги, периодические издания, медиаресурсы, ресурсы ИНТЕРНЕТ) по теме.

Изучение опыта работы коллег.

Определение форм организации самообразования.

Разработка календарного плана индивидуальной работы.

Сентябрь-декабрь 2022 г

Выбор темы для самообразования.

Список литературы, электронных ресурсов.

Банк информационно-методических материалов (книги, конспекты, ксерокопии...).

Педагогические записки.

Аналитическая записка.

План индивидуальной работы по самообразованию.

Собеседование с администрацией.

Выступление на педсовете.

Прогностический

Обоснование выбора темы с точки зрения актуальности и новизны.

Определение цели и задач работы.

Формулировка гипотезы.

Прогнозирование результата.

Проектирование собственного педагогического поиска. Выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске).

Январь-апрель 2023 г

Программа по самообразованию.

Презентация программы на заседании МО Собеседование с администрацией

Обмен опытом с коллегами

Практический

Формирование банка методических материалов.

Формирование банка диагностических материалов, документов по мониторингу профессиональной деятельности.

Формирование банка электронных ресурсов.

Изучение литературы, электронных ресурсов, ИКТ.

Апробация, проверка эффективности новых приемов, методов, форм, технологий работы, постановка экспериментов.

Разработка программно-методического комплекса обеспечения образовательного процесса Отслеживание процесса работы по теме самообразования, промежуточных результатов, ведение мониторинга деятельности, развития детей.

Корректировка темы, содержания работы в связи с изменившимися условиями, обстоятельствами на основе анализа деятельности.

Посещение семинаров, заседаний МО, круглых столов, консультаций, практикумов.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Участие в работе творческих групп.

2022-2023 учебный год,

 2023-2024 учебный год

2024-2025

учебный год

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС.

Календарно-тематическое планирование.

Конспекты занятий.

Подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий.

Список литературы, электронных ресурсов.

Тематические подборки по теме самообразования.

Мониторинг профессиональной деятельности.

Мониторинг развития обучающихся.

Собеседование с администрацией

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на педсовете, МО.

Презентация опыта работы на конференциях, семинарах.

Публикации в СМИ.

Обмен опытом.

Открытые занятия.


 

Обобщающий

Обработка данных

Анализ работы. Подведение итогов.

Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.

Систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта.

Представление результатов работы.

Определение перспективных направлений работы.

Сентябрь –декабрь 2022 г

Мониторинг профессиональной деятельности, развития обучающихся.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитический отчет.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Собеседование с администрацией

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на различных уровнях.

Участие в конференциях, семинарах различного уровня с презентацией опыта работы.

Открытые занятия.

Проведение семинаров, консультативная помощь преподавателям и обучающимся.

Внедренческий

Использование опыта работы в процессе профессиональной деятельности.

Распространение опыта.

В ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

Проектная деятельность.

Методические рекомендации.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитический отчет.

Участие в профессиональных конкурсах.

Публикации в СМИ, на сайте школы, в сетевых сообществах, на образовательных порталах.


Планируемые результаты самообразования

 

• повышение качества преподавания предмета до 73-75%;

• разработка и применение новых форм, методов и приемов обучения;

• доклады, выступления;

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

• разработка и проведение открытых уроков по теме самообразования;

• проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по теме самообразования.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью»

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью»

Личная карта преподавателя: Преподаватель:

Личная карта преподавателя: Преподаватель:

Сейчас нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль преподавателя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в…

Сейчас нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль преподавателя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в…

Как преподаватель биологии и географии веду внеклассную работу

Как преподаватель биологии и географии веду внеклассную работу

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры

Актуальность данной темы состоит в том, что экологическое воспитание и активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к…

Актуальность данной темы состоит в том, что экологическое воспитание и активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к…

Охрана здоровья1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии

Охрана здоровья1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии

Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске)

Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске)

Обобщающий Обработка данных

Обобщающий Обработка данных

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2022