Особая форма бытия человека, в рамках которой он обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает ему возможность проявлять свою активность в соответствии со своими потребностями и способностями.
совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые… обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов. Они воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни (Асмолов А.Г., 1986).
Индивидуальность
это глобальная высшая психическая функция прогрессивного овладения собственным поведением и внесение новых высших закономерностей в процессы взаимодействия с миром и саморазвития на основе социального опыта, вычерпываемого из мира, и биологической основы, с которой мы в этот мир приходим
Личность
Леонтьев
Дмитрий Алексеевич
процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуализация
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
Принципы ФГОС ДО
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
5) сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
9) учет этнокультурной ситуации развития детей
В качестве оснований личностно-ориентированного подхода называют гуманистическую педагогику, индивидуальный и дифференцированный подходы к решению педагогических проблем
Личностно-ориентированный подход
Индивидуальный образовательный маршрут – составляющая часть обобщенного образовательного маршрута, который, как множество индивидуальных, объединяет их в концентрированном виде.
Такой подход позволяет рассматривать понятие «индивидуальный образовательный маршрут» с двух точек зрения:
– как один из множества возможных вариантов индивидуального образовательного продвижения личности;
– как результат взаимодействия обучающегося с образовательной средой, отражающей общее, специфическое обобщенного образовательного маршрута.
принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития
принцип соблюдения интересов ребенка
принцип опоры на детскую субкультуру
принцип отказа от усредненного нормирования
Принципы
метод реагирования
обеспечение гибкости в инициированной деятельности
отбор материалов
метод «строительных лесов»
иррадирующее обучение
Методы индивидуализации
Самостоятельная деятельность
явление, полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка.
Совместная деятельность
несвободна ни для ребенка, ни для взрослого.
Самостоятельность и совместность
Ребенок не принимает совместную деятельность
Возможные причины
Наличие широкого диапазона других возможностей, в частности свободной игры;
Несоответствие предложения взрослого и интересов ребенка;
Неумение (неготовность) взрослого быстро реагировать на реакции ребенка, перестроить предложенную ему деятельность и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.