Индивидуальный образовательный маршрут школьника по теме: "Анализ мыла", 10 класс

  • Карточки-задания
  • Рабочие листы
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический продукт является индивидуальным образовательным маршрутом школьника, изучающего органическую химию. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. В ходе прохождение маршрута обучающиеся выполняют исследовательские задания, направленное на привлечение к проведению химического эксперимента, позволяющего активно овладевать знаниями и различными способами действий. Также есть исследовательские задания в виде вопросов, заданий на составление формул и уравнений, расчетных задач, заданий на выполнение мысленного эксперимента и домашнего эксперимента.
Иконка файла материала анализ мыла.docx
Знаете ли вы, что… существует  несколько видов  мыла: туалетное,  детское,  хозяйственное и  специальное.  Последний вид мыла  содержит особые  лечебные или  дезинфицирующие  добавки. При этом  все виды мыла  получают в  результате  омыления жиров. АНАЛИЗ МЫЛА Вам   уже   известно,   что   мыло   получают   при гидролизе жиров в присутствии щелочи – этот процесс называют   омылением   жиров. –   это водорастворимые   соли   высших   жирных   кислот. Натриевые соли образуют твердые мыла, калиевые соли – жидкие мыла.  Мыла  Л а б о р а т о р н ы й   о п ы т   1   «Выделение   высших карбоновых кислот из мыла с помощью неорганических кислот». Приготовьте мыльные растворы разных сортов мыла, смешав 0,5 г мыльной стружки с 10 мл воды. В пробирку   налейте   5 мл   исследуемого   мыльного раствора и прилейте 2 мл 10%­ного раствора соляной кислоты.   Что   наблюдаете?   Смесь   нагрейте   почти   до кипения. Расплавившиеся жирные кислоты всплывают в виде   маслянистого   слоя.   Коснитесь   верхнего   слоя жидкости   синей   лакмусовой   бумажкой.   Какой   цвет приобрел индикатор? О чем это свидетельствует? Что вам удалось выяснить? Л а б о р а т о р н ы й   о п ы т   2   «Определение содержания   высших   карбоновых   кислот   в   образце хозяйственного мыла». Взвесьте 5 г хозяйственного мыла, порежьте его на мелкие   полоски,   поместите   в   химический   стакан   и залейте 50 мл дистиллированной воды. Нагрейте смесь на   электрической   плитке   через   асбестовую   сетку   до полного   растворения   мыла.   К   мыльному   раствору прилейте 10 мл соляной кислоты (1 : 1) и продолжайте нагревать   на   слабом   пламени   до   образования   двух слоев. Затем нагрев прекратите. Когда стакан остынет, поставьте   его   в   сосуд   с   холодной   водой.   Что наблюдаете?   Перенесите   застывшие   высшие   жирные кислоты   стеклянной   палочкой   на   фильтровальную бумагу   и  промокните   другим  листом  фильтровальнойбумаги. Взвесьте полученные жирные кислоты и, зная первоначальную   навеску,   вычислите   их   содержание   в данном образце мыла. Сравните полученный результат с информацией на этикетке хозяйственного мыла. Метод   количественного   анализа,   основанный   на измерении массы определяемого компонента, называют весовым, или гравиметрическим. 1. Ответьте на вопросы. 1.1. Каков состав мыла? 1.2. Почему водные растворы мыла имеют щелочную среду? 1.3. Благодаря   какому   свойству   высших   карбоновых   кислот   возможно   их вытеснение из солей под действием соляной кислоты? 2. Выполните упражнения. 2.1. В двух склянках без этикеток находятся животный жир и твердое мыло. Предложите не менее двух способов экспериментального подтверждения того, что в одной из склянок находится мыло. 2.2. Известно,   что   хорошим   качеством   обладает   мыло,   приготовленное   из кокосового   масла,   основу   которого   составляют   триглицериды  лауриновой кислоты: С11Н23СООН. Составьте формулу этого триглицерида. 2.3. На   занятии   вы   получали   стеариновую   кислоту   из   твердого   мыла. Составьте уравнение этой реакции. 3. Решите задачи. 3.1. Рассчитайте   молярную   концентрацию:   а)   стеарата   натрия;  б)  стеарата калия в 3%­ном растворе соответствующего мыла. Плотность раствора считайте равной плотности воды. 3.2. Рассчитайте массу стеариновой кислоты, которую можно получить   из жидкого  мыла,  содержащего  96,6 г  стеарата  калия.  Массовая доля выхода продукта реакции составляет 80 % от теоретически возможного. 4. Проведите опыт «Выделение высших карбоновых кислот из мыла с помощью органических кислот». Приготовьте раствор хозяйственного мыла. Разделите раствор на три части. К первой части прилейте раствор уксуса, ко второй части – раствор лимоннойкислоты,   третью   часть   оставьте   в   качестве   контрольного   образца.   Что происходит   в  первом   и   втором   стаканах?   Найдите   объяснения   наблюдаемым явлениям. О т в е т ы   н а   р а с ч е т н ы е   з а д а ч и 3.1. а) 0,098 моль/л; б) 0,093 моль/л. 3.2. 68,16 г.