Предлагаемый методический продукт является индивидуальным образовательным маршрутом школьника, изучающего органическую химию. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. В ходе прохождение маршрута обучающиеся выполняют исследовательские задания, направленное на привлечение к проведению химического эксперимента, позволяющего активно овладевать знаниями и различными способами действий. Также есть исследовательские задания в виде вопросов, заданий на составление формул и уравнений, расчетных задач, заданий на выполнение мысленного эксперимента и домашнего эксперимента.
ДЕНАТУРАЦИЯ БЕЛКА
Для того чтобы белок приобрел присущие ему
функциональные свойства, полипептидная цепь должна
определенным образом расположиться в пространстве,
сформировав объемную конфигурацию.
Последовательность аминокислотных остатков в
полипептидной цепи представляет собой первичную
структуру молекулы белка:
глицин серин валин серин аспарагин
Первичная структура молекулы белка
Вторичная структура представляет собой закрученную
в виде спирали полипептидную цепь.
Определенным образом свернутая в пространстве
спираль представляет собой третичную структуру
белковой молекулы.
Для некоторых белков характерна еще более сложная
пространственная организация – четвертичная структура –
взаимное расположение нескольких полипептидных цепей в
составе единого белкового комплекса.
Пространственная структура белковой молекулы
удерживается благодаря множеству внутримолекулярных
водородных связей, а также ковалентных и ионных связей,
возникающих между функциональными
группами
аминокислотных остатков.
Рассмотрим устойчивость пространственной организации
молекулы альбумина куриного яйца.
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т 1 «Действие на белок
высокой температуры».
Знаете ли вы,
что… еще
в XVIII веке
ученые заметили
свойство белков
денатурировать
при нагревании.Выданный в пробирке раствор яичного белка (2–3 мл)
осторожно нагрейте на пламени спиртовки. Что наблюдаете?
В какой момент в пробирке с белком произошли изменения?
При нагревании выше 80 °С разрываются связи,
поддерживающие пространственную структуру белка
(четвертичную, третичную и вторичную). Разрушение
пространственной
называется
денатурацией.
структуры
белка
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т 2 «Действие на белок
этилового спирта».
В пробирку налейте 1 мл раствора белка и добавьте 3–4
мл этилового спирта. Поставьте пробирку в штатив. Через
1–2 минуты рассмотрите, что произошло с белком под
влиянием спирта.
Этиловый спирт связывает воду, что ведет к
дегидратации молекул белка и понижению их устойчивости в
растворе.
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т
3 «Механическое
воздействие на белок».
В две пробирки налейте по 2 мл раствора белка. В одну
из них добавьте несколько кристалликов поваренной соли.
Закройте пробирки с жидкостями пробками и интенсивно
встряхивайте в течение 1–2 минут. Затем поставьте
пробирки в штатив. Что произошло с раствором белка? В
какой пробирке пена оказалась устойчивее? Что происходит
с белком в пробирках при их дальнейшем стоянии?
Вы познакомились с различными видами денатурации:
физической (происходящей при нагревании), химической
(под воздействием спирта) и механической (при сильном
встряхивании).
Денатурация может быть необратимой и обратимой.
Рассмотрите содержимое всех пробирок с белком. В каком
случае денатурация оказалась необратимой?
Знаете ли вы,
что… причина
потемнения
желтка при
длительной
варке яйца
заключается в
высоком
содержании
железа в
желтке.
Слишком долгая
тепловая
обработка
разлагает часть
белков,
и они начинают
выделять
сероводород.
Самого
ничтожного
количества
сероводорода
хватает для
образования
сульфидных
соединений
железа темно
бурого цвета.1. Ответьте на вопросы.
1.1. Приведите примеры денатурации белка,
происходящие при
приготовлении пищи.
1.2. Подумайте, почему белковая пища (например, мясо) легче усваивается
организмом после термической обработки.
1.3. Растворимые в воде белки способны к пенообразованию. Какой из
проведенных вами опытов доказывает это свойство белков?
2. Выполните упражнение.
2.1. Составьте уравнения реакций: а) горения глицина; б) образования
трипептида из глицина.
3. Решите задачи.
3.1. Гемоглобин содержит 0,34 % железа. Вычислите молекулярную массу
гемоглобина.
3.2. Белок является основным строительным материалом для мышц, и его
рекомендуемое ежедневное потребление для тех, кто регулярно занимается
спортом, должно быть не ниже 1,5–2 г на один килограмм массы тела. Какую
массу белка целесообразно употребить атлету массой 75 кг в течение недели?
3.3. Для приготовления протеинового коктейля необходимо взять 50 г
сухого молока, добавить 150 г обезжиренного творога и залить 200 мл
молока. Рассчитайте, сколько граммов белка содержится в таком коктейле, при
учете, что в обезжиренном твороге находится 15 % белка, в сухом молоке – 25 %
белка, в обычном молоке – около 3 % белка (плотность молока примите за
1 г/мл).
4. Проведите опыт «Приготовление белкового крема».
Возьмите 3 куриных яйца. Отделите желтки от белка, поместите белки в
отдельную посуду и поставьте в холодильник, поскольку охлажденный белок
будет лучше взбиваться. Вскипятите в кастрюле 70 мл воды, насыпьте в кипяток
230 г сахара и перемешайте. Сахарный сироп доведите до кипения и варите на
слабом огне при помешивании. Для определения готовности поместите каплю
сиропа на чистое блюдце: если капля не будет растекаться и останется вязкой по
консистенции, то сироп готов. Отставьте кастрюлю с сиропом в сторону и
накройте ее крышкой, чтобы сироп не остыл. К охлажденному белку добавьте
щепотку поваренной соли и с помощью миксера взбивайте белковую массу в
течение нескольких минут. Продолжая процесс взбивания, аккуратно(тоненькой струйкой) влейте к белковой массе горячий сахарный сироп.
Взбивать белковую массу нужно до тех пор, пока крем полностью не остынет.
Какие изменения произошли с молекулами белка в процессе приготовления
белкового крема?
О т в е т ы н а р а с ч е т н ы е з а д а ч и
3.1. 16470,6.
3.2. 787,5 – 1050 кг.
3.3. 41 г.