Предлагаемый методический продукт является индивидуальным образовательным маршрутом школьника, изучающего органическую химию. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. В ходе прохождение маршрута обучающиеся выполняют исследовательские задания, направленное на привлечение к проведению химического эксперимента, позволяющего активно овладевать знаниями и различными способами действий. Также есть исследовательские задания в виде вопросов, заданий на составление формул и уравнений, расчетных задач, заданий на выполнение мысленного эксперимента и домашнего эксперимента.
ГИДРОЛИЗ ЖИРОВ
Знаете ли вы, что…
энергетическая
ценность съедаемых
нами блюд обычно
гораздо выше, чем
количество
ежедневно
затрачиваемой
энергии. Излишки
съеденного
откладываются в
организме в виде
жира.
Обычный бутерброд
с маслом содержит
78 ккал, а кусочек
торта весом 100 г –
356 ккал. Чтобы
потра
тить столько
энергии, потребуется
час быстрой езды на
велосипеде.
Знаете ли вы, что…
история
мыловарения
насчитывает почти
6 тыс. лет. Однако
после падения
Римской империи и с
началом так
называемого темного
времени
Животные жиры и растительные масла – одни из
важных составляющих нормального питания человека.
Они являются основным источником энергии: 1 г жира
при полном окислении (оно идет в клетках, с участием
кислорода) дает 9,5 ккал (около 40 кДж) энергии.
Жиры – самые высококалорийные продукты питания.
Калорийностью пищи называют количество энергии (в
кДж или ккал), которое дает 100 г пищевого продукта
организму человека.
Лабораторный опыт «Омыление жиров».
В большой фарфоровой чашке расплавьте 5 г
свиного или говяжьего жира и добавьте 20 мл 20%ного
раствора гидроксида натрия. Смесь нагревайте на
пламени спиртовки, помешивая стеклянной палочкой,
остерегаясь разбрызгивания. По мере выкипания в
чашку добавляйте воду. Через 10–15 минут пипеткой
отберите немного жидкости в пробирку с горячей
водой. Если на поверхности воды не образуются капли
жира и при встряхивании в пробирке возникает
обильная пена, процесс омыления завершен. Смесь в
чашке упаривайте еще несколько минут до образования
густой массы. Когда чашка остынет, полученную массу
вылейте в стакан с насыщенным раствором поваренной
соли. Мыло всплывет в виде хлопьев – произойдет
процесс высаливания. Хлопья соберите шпателем,
промойте водой, освобождая от излишков щелочи, а
затем соедините в однородную массу. Часть оставшейся
жидкости перелейте в пробирку, добавьте 2 мл
гидроксида натрия и 3–4 капли раствора сульфата меди
(II). О чем свидетельствует признак реакции?
Вы провели щелочной гидролиз жира. При этом вы
получили натриевые соли высших карбоновых кислот
(мыло) и глицерин.Гидролиз является важнейшим свойством жиров.
Под влиянием фермента поджелудочного сока жиры,
поступившие с пищей в наш организм, расщепляются на
глицерин и высшие карбоновые кислоты. Продукты
гидролиза всасываются ворсинками кишечника и снова
образуют жир, свойственный нашему организму.
В питании имеет значение не только количество, но
и химический состав жиров, особенно содержание в
жирах остатков полиненасыщенных кислот, примерами
которых являются линолевая и линоленовая кислоты.
Эти кислоты не синтезируются в организме человека.
Поэтому они получили название незаменимых кислот.
Эти кислоты участвуют в построении клеточных
мембран, регулировании обмена веществ в клетках,
способствуют выведению из организма избыточного
количества холестерина. Среди продуктов питания
наиболее богаты полиненасыщенными кислотами
растительные масла,
поэтому физиологическая
ценность растительных масел выше, чем жиров.
в Европе чистота и
личная гигиена
отошли на второй
план. Второе
рождение мыла
произошло в Европе
лишь
в XIII веке.
Знаете ли вы, что…
в незначительной
степени гидролиз
жира протекает
и при неправильном
его хранении – под
действием влаги,
света и тепла. Жир
при этом
приобретает
неприятный вкус и
запах.
Поэтому жиры надо
оберегать от
сырости, хранить
в прохладном месте в
хорошо высушенной
посуде, избегая
соприкосновения
с воздухом.
1. Ответьте на вопросы.
1.1. Почему реакцию щелочного гидролиза жиров называют омылением?
1.2. Как вы понимаете высказывание немецкого химика Ю. Либиха:
«Культура нации определяется количеством потребляемого ею мыла»?
1.3. Какие жирные кислоты называют «незаменимыми»? Почему им дали
такое название?2. Выполните упражнение.
2.1. Составьте уравнение щелочного гидролиза: а) трипальмитина;
б) триолеина.
3. Решите задачи.
3.1. Энергетическая ценность оливкового масла составляет 898 ккал.
Столовая ложка содержит 17 г оливкового масла. Вычислите калорийность
такой порции этого пищевого продукта.
3.2. Вычислите, какой объем 20%ного раствора гидроксида натрия (
=ρ
1,22 г/мл) потребуется для полного омыления 8,9 кг тристеарина.
3.3. Вычислите, сколько тонн глицерина может выработать мыловаренный
завод из 100 тонн технического жира, содержащего 80,6 % трипальмитина.
4. Проведите опыт «Удаление жировых загрязнений с посуды пищевой
содой».
Удалить жир с посуды и кухонного инвентаря можно щеткой или губкой,
смоченной в водном растворе пищевой соды (50 г соды на 1 л воды). После
чистки ополосните и высушите посуду. На чем основано очищающее действие
соды?
О т в е т ы н а р а с ч е т н ы е з а д а ч и
3.1. 4,92 л.
3.2. 4,92 л.
3.3. 9200 кг.