Индивидуальный образовательный маршрут школьника по теме: "Гидролиз жиров", 10 класс

  • Карточки-задания
  • Рабочие листы
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический продукт является индивидуальным образовательным маршрутом школьника, изучающего органическую химию. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. В ходе прохождение маршрута обучающиеся выполняют исследовательские задания, направленное на привлечение к проведению химического эксперимента, позволяющего активно овладевать знаниями и различными способами действий. Также есть исследовательские задания в виде вопросов, заданий на составление формул и уравнений, расчетных задач, заданий на выполнение мысленного эксперимента и домашнего эксперимента.
Иконка файла материала гидролиз жиров.docx
ГИДРОЛИЗ ЖИРОВ Знаете ли вы, что… энергетическая  ценность съедаемых  нами блюд обычно  гораздо выше, чем  количество  ежедневно  затрачиваемой  энергии. Излишки  съеденного  откладываются в  организме в виде  жира.  Обычный бутерброд  с маслом содержит  78 ккал, а кусочек  торта весом 100 г –  356 ккал. Чтобы  потра­ тить столько  энергии, потребуется час быстрой езды на  велосипеде. Знаете ли вы, что… история  мыловарения  насчитывает почти  6 тыс. лет. Однако  после падения  Римской империи и с  началом так  называемого темного времени  Животные   жиры   и   растительные   масла   –  одни   из важных составляющих нормального питания человека. Они являются основным источником энергии: 1 г жира при полном окислении (оно идет в клетках, с участием кислорода)   дает   9,5   ккал   (около   40   кДж)   энергии. Жиры  – самые  высококалорийные  продукты  питания. Калорийностью пищи называют количество энергии (в кДж или ккал), которое дает 100 г пищевого продукта организму человека. Лабораторный  опыт «Омыление жиров». В   большой   фарфоровой   чашке   расплавьте   5   г свиного или говяжьего жира и добавьте 20 мл 20%­ного раствора   гидроксида   натрия.   Смесь   на­гревайте   на пламени   спиртовки,   помешивая   стеклянной   палочкой, остерегаясь   разбрызгивания.   По   мере   выкипания   в чашку добавляйте воду. Через 10–15 минут пипеткой отберите   немного   жидкости   в   пробирку   с   горячей водой. Если на поверхности воды не образуются капли жира   и   при   встряхивании   в   пробирке   возникает обильная   пена,   процесс   омыления   завершен.   Смесь   в чашке упаривайте еще несколько минут до образования густой массы. Когда чашка остынет, полученную массу вылейте в стакан с насыщенным раствором поваренной соли.  Мыло  всплывет  в  виде  хлопьев – произойдет процесс   высаливания.   Хлопья   соберите   шпателем, промойте   водой,   освобождая   от   излишков   щелочи,   а затем соедините в однородную массу. Часть оставшейся жидкости   перелейте   в   пробирку,   добавьте   2   мл гидроксида натрия и 3–4 капли раствора сульфата меди (II). О чем свидетельствует признак реакции? Вы провели щелочной гидролиз жира. При этом вы получили  натриевые  соли  высших  карбоновых  кислот (мыло) и глицерин.Гидролиз   является   важнейшим   свойством   жиров. Под   влиянием   фермента   поджелудочного   сока   жиры, поступившие с пищей в наш организм, расщепляются на глицерин   и   высшие   карбоновые   кислоты.   Продукты гидролиза всасываются ворсинками кишечника и снова образуют жир, свойственный нашему организму. В питании имеет значение не только количество, но и   химический   состав   жиров,   особенно   содержание   в жирах остатков полиненасыщенных кислот, примерами которых являются  линолевая  и  линоленовая  кислоты. Эти кислоты не синтезируются в организме человека. Поэтому они получили название незаменимых кислот. Эти   кислоты   участвуют   в   построении   клеточных мембран,   регулировании   обмена   веществ   в   клетках, способствуют   выведению   из   организма   избыточного количества   холестерина.   Среди   продуктов   питания наиболее   богаты   полиненасыщенными   кислотами растительные   масла,   поэтому   физиологическая ценность растительных масел выше, чем жиров. в Европе чистота и  личная гигиена  отошли на второй  план. Второе  рождение мыла  произошло в Европе  лишь  в XIII веке. Знаете ли вы, что… в незначительной  степени гидролиз  жира протекает  и при неправильном  его хранении – под  действием влаги,  света и тепла. Жир  при этом  приобретает  неприятный вкус и  запах. Поэтому жиры надо оберегать от  сырости, хранить  в прохладном месте в хорошо высушенной  посуде, избегая  соприкосновения  с воздухом. 1. Ответьте на вопросы. 1.1. Почему  реакцию  щелочного  гидролиза  жиров  называют  омылением? 1.2. Как   вы   понимаете   высказывание   немецкого   химика   Ю.   Либиха: «Культура нации определяется количеством потребляемого ею мыла»? 1.3. Какие   жирные   кислоты   называют   «незаменимыми»?   Почему   им   дали такое название?2. Выполните упражнение. 2.1.   Составьте   уравнение   щелочного   гидролиза:   а)   трипальмитина; б) триолеина. 3. Решите задачи. 3.1. Энергетическая   ценность оливкового   масла   составляет   898   ккал. Столовая   ложка   содержит   17   г   оливкового   масла.   Вычислите   калорийность такой порции этого пищевого продукта. 3.2. Вычислите, какой объем   20%­ного   раствора гидроксида натрия (  =ρ 1,22 г/мл) потребуется для полного омыления 8,9 кг тристеарина. 3.3. Вычислите,   сколько   тонн   глицерина   может   выработать   мыловаренный завод из 100 тонн технического жира, содержащего 80,6 % трипальмитина. 4. Проведите опыт «Удаление жировых загрязнений с посуды пищевой содой». Удалить жир с посуды и кухонного инвентаря можно щеткой или губкой, смоченной в водном растворе пищевой соды (50 г соды на 1 л воды). После чистки ополосните и высушите посуду. На чем основано очищающее действие соды? О т в е т ы   н а   р а с ч е т н ы е   з а д а ч и 3.1. 4,92 л. 3.2. 4,92 л. 3.3. 9200 кг.