Индивидуальный образовательный маршрут школьника по теме: "Лимонная кислота", 10 класс

  • Карточки-задания
  • Рабочие листы
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический продукт является индивидуальным образовательным маршрутом школьника, изучающего органическую химию. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. В ходе прохождение маршрута обучающиеся выполняют исследовательские задания, направленное на привлечение к проведению химического эксперимента, позволяющего активно овладевать знаниями и различными способами действий. Также есть исследовательские задания в виде вопросов, заданий на составление формул и уравнений, расчетных задач, заданий на выполнение мысленного эксперимента и домашнего эксперимента.
Иконка файла материала лимонная кислота.docx
Знаете ли вы, что…  лимонная кислота  содержится не  только в лимонах, но  также в ягодах  вишни, черной  смородины  и других фруктах.  Лимонную кислоту  используют в  качестве пищевой  добавки Е330. § 4. ЛИМОННАЯ КИСЛОТА Вам уже известно, что лимонная кислота является трехосновной карбоновой кислотой, то есть содержит три   карбоксильные   группы   (–СООН),   которые обусловливают   наличие   в   молекуле   шести   атомов кислорода. Однако молекулярная формула  лимонной кислоты: нахождение дополнительного   кислородного   атома   в   молекуле лимонной кислоты.   Выясним    C6H8O7. Л а б о р а т о р н ы й   о п ы т   1   «Ознакомление   с физическими   и   химическими   свойствами   лимонной кислоты». В   пробирку   поместите   кристаллики   лимонной кислоты (на кончике шпателя) и прилейте 2 мл воды. Охарактеризуйте   физические   свойства   лимонной кислоты. Испытайте   полученный   раствор   универсальным индикатором.     О     чем     свидетельствует   изменение окраски   индикатора?   В   отдельную   пробирку   налейте 1 мл 1%­ного раствора хлорида железа (III) и добавьте к   нему   несколько   капель   насыщенного   водного раствора   фенола.   Что   наблюдаете?   К   полученному раствору   прилейте   1   мл   приготовленного   раствора лимонной кислоты. Что происходит в пробирке? Полученное   вами   окрашенное   соединение ­α представляет   собой   комплексную   соль   железа   с   оксикислотой. Молекула лимонной кислоты содержит гидроксильную   группу   у   второго   углеродного   атома (этот   атом   принято   обозначать   греческой   буквой «альфа»).  лимонной кислоты: 2­гидрокси­1,2,3­пропантрикарбоновая кислота.    Систематическое   название   Составьте   структурную   формулу   лимонной кислоты.Смешайте 1/2 чайной ложки пищевой соды с таким же   количеством   лимонной   кислоты.   Щепотку полученного порошка добавьте в стакан с водой. Что наблюдаете?   Смесь   порошков   пищевой   соды   и лимонной   кислоты   можно   использовать   в   качестве разрыхлителя   при   приготовлении   творожных   кексов, запеканок и т. п. Л а б о р а т о р н ы й   о п ы т   2   «Выявление биологической роли лимонной кислоты». Разрежьте яблоко пополам, положите его срезами вверх   на   салфетку.   На   одну   из   половинок   яблока   с помощью   пипетки   нанесите   5–7   капель   раствора лимонной   кислоты.   Через   несколько   минут   сравните внешний вид двух половинок яблока. Какая половинка яблока потемнела, а какая не изменила свой цвет? Потемнение   происходит   из­за   окисления   железа, содержащегося   в   яблоке,   кислородом   воздуха. Лимонная   кислота   замедляет   процессы   окисления, являясь природным антиоксидантом. 1. Ответьте на вопросы. 1.1. Многие фрукты и овощи со светлой мякотью на срезе темнеют, а вот цитрусовые – нет. Подумайте, в чем причина этой особенности цитрусовых. 1.2. В   книге   полезных   советов   содержится   следующее   указание:   «Чтобы очистить кофейник от коричневого налета, прокипятите в нем воду с кусочком лимона». Подумайте, на чем основан такой совет. 1.3.   Подумайте,   почему   в   рецепте   по   приготовлению   оладьев   на   основе кефира   рекомендуют   использовать   пищевую   соду   без   добавления   лимонной кислоты. 2. Выполните упражнения. 2.1. Соли   лимонной   кислоты   называют   цитратами.  Цитрат   натрия используется   в   качестве   пищевой   добавки   Е331,   выполняя   роль   и   специи,   и консерванта.   Составьте   сокращенную   структурную   формулу   цитрата   натрия, приняв во внимание, что лимонная кислота – трехосновная.2.2. Яблочная   кислота   используется   как   пищевая   добавка   Е296   при изготовлении фруктовых вод и кондитерских изделий. Молекулярная формула яблочной   кислоты: ­оксикислота   с неразветвленным   углеродным   скелетом.   Составьте   структурную   формулу яблочной кислоты.   Это   двухосновная     С4Н6О4. α 3. Решите задачу. 3.1. Лимонная кислота в твердом виде существует в виде кристаллогидрата с  ∙ H2O.   Какая   масса   кристаллогидрата   лимонной   кислоты   и формулой   С6Н8О7 какой   объем   воды   потребуются   для   приготовления   100   г   5%­ного   раствора лимонной кислоты? 4. Проведите   опыт   «Удаление   пятен   ржавчины   с   ткани   лимонной кислотой». Приготовьте концентрированный раствор лимонной кислоты. В полученный раствор на несколько минут опустите белую ткань с пятном ржавчины. После исчезновения   пятна   ткань   промойте   водой.   На   чем   основан   такой   способ пятновыведения? О т в е т   н а   р а с ч е т н у ю   з а д а ч у 3.1. 5,47 г; 94,53 мл.