Предлагаемый методический продукт является индивидуальным образовательным маршрутом школьника, изучающего органическую химию. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. В ходе прохождение маршрута обучающиеся выполняют исследовательские задания, направленное на привлечение к проведению химического эксперимента, позволяющего активно овладевать знаниями и различными способами действий. Также есть исследовательские задания в виде вопросов, заданий на составление формул и уравнений, расчетных задач, заданий на выполнение мысленного эксперимента и домашнего эксперимента.
МОЛОЧНАЯ КИСЛОТА
Название молочной кислоты созвучно со словом
«молоко». Это не случайно: молочная кислота
образуется при скисании молока, а также при квашении
овощей.
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т
1 «Обнаружение
молочной кислоты в кисломолочных продуктах».
Пропустите кисломолочные продукты через марлю.
Испытайте фильтрат универсальным индикатором. О
чем свидетельствует изменение окраски индикатора?
В отдельную пробирку налейте 1 мл 1%ного
раствора хлорида железа (III) и добавьте к нему
несколько капель насыщенного водного раствора
фенола. К полученному раствору прилейте 1 мл
фильтрата, содержащего раствор молочной кислоты. О
чем свидетельствует признак реакции?
Молекулярная формула
молочной кислоты:
С3Н6О3. По составу молекулы предположите, сколько
карбоксильных групп содержит молочная кислота.
Составьте структурную формулу молочной кислоты.
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т
2 «Определение
кислотности молока титрованием». При помощи
пипетки налейте 10 мл исследуемого молока в
коническую колбу и прилейте к нему 20 мл
дистиллированной воды. К полученному раствору
добавьте 3–4 капли фенолфталеина, перемешайте и
титруйте стандартным раствором гидроксида натрия (с
= 0,1 моль/л) до слаборозового окрашивания, не
исчезающего в течение минуты.
Кислотность молока выражают в градусах Тернера.
Этот показатель находят умножением объема
израсходовавшегося при титровании раствора
гидроксида натрия (мл) на коэффициент 10.
Кислотность свежего молока составляет 16–18°Т.
Знаете ли вы, что…
после большой
физической нагрузки в
мышцах
накапливается
молочная кислота.
Избыток молочной
кислоты в мышцах
вызывает
болезненные
ощущения.
Знаете ли вы, что…
молочная кислота
благотворно влияет
на микрофлору
кишечника,
препятствуя
развитию гнилостных
бактерий. Поэтому
диетологи
рекомендуют чаще
употреблять в пищу
кисломолочныепродукты.
Кислотность несвежего молока составляет 22°Т и
более, разбавленного или имеющего примеси соды –
ниже 16°Т.
Запишите полученный вами показатель и сделайте
вывод о качестве анализируемого молока.
1. Ответьте на вопросы.
1.1. Почему при хранении молока повышается его кислотность?
1.2. Почему при квашении капусты нельзя пользоваться оцинкованными и
лужеными ведрами и баками?
2. Выполните упражнение.
2.1. В реакции молочной кислоты с натрием участвуют и гидроксильная, и
карбоксильная группы, а с карбонатом кальция молочная кислота реагирует как
обычная одноосновная карбоновая кислота. Напишите уравнения указанных
реакций.
3. Решите задачи.
3.1. На титрование 5 мл молока израсходовалось 0,9 мл раствора гидроксида
натрия (с = 0,1 моль/л). Вычислите кислотность анализируемого молока.
3.2. В простокваше содержится около 1 % молочной кислоты. Рассчитайте,
сколько граммов молочной кислоты содержится в одном стакане простокваши,
вмещающем 230 г этого кисломолочного продукта.
4. Проведите опыт «Определение кислотности молока кипятильной
пробой».
В маленькую кастрюльку налейте 1–2 столовые ложки молока и нагрейте на
плите до кипения. Если молоко свернулось, его кислотность выше 25°Т. Такое
молоко нельзя добавлять в горячий чай или кофе. Какое применение можно
найти кислому молоку?
Теперь вы знаете:
• Молекулы карбоновых кислот содержат углерод, поэтому их называют
карбоновыми (от лат. carbon – «углерод»).
• Многообразие карбоновых кислот обусловлено наличием в их молекулах
разного числа карбоксильных групп (одноосновные, двухосновные, трехосновные
кислоты),
разной природой углеводородных радикалов (предельные,непредельные, ароматические кислоты), а также возможным присутствием в
радикалах «дополнительных» функциональных групп, например гидроксильных
групп у оксикислот.
•
Монокарбоновые кислоты с числом атомов углерода от 1 до 9
представляют собой бесцветные жидкости. Низшие одноосновные карбоновые
кислоты имеют резкий раздражающий запах. Высшие моно, ди и трикарбоновые
кислоты изза низкой летучести запаха не имеют.
• В растворах органические кислоты диссоциируют с отщеплением ионов
водорода, проявляя сходство с неорганическими кислотами. Карбоновые
кислоты вступают в реакцию этерификации, в результате которой образуются
сложные эфиры.
Вы можете подготовить проекты:
1. «Из истории получения и применения уксуса».
2. «Органические вещества – консерванты для пищевых продуктов».
3. «Исследование состава различных разрыхлителей теста».
4. «Технология молочнокислой закваски овощей».
О т в е т ы н а р а с ч е т н ы е з а д а ч и
3.1. 18°Т.
3.2. 2,3 г.