Предлагаемый методический продукт является индивидуальным образовательным маршрутом школьника, изучающего органическую химию. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. В ходе прохождение маршрута обучающиеся выполняют исследовательские задания, направленное на привлечение к проведению химического эксперимента, позволяющего активно овладевать знаниями и различными способами действий. Также есть исследовательские задания в виде вопросов, заданий на составление формул и уравнений, расчетных задач, заданий на выполнение мысленного эксперимента и домашнего эксперимента.
МОЛОЧНОКИСЛОЕ БРОЖЕНИЕ УГЛЕВОДОВ
Знаете ли вы, что…
сущность брожения
была выяснена во
второй половине XIX
века французским
химиком и
микробиологом Луи
Пастером, который
доказал, что
брожение
происходит под
влиянием
микроорганизмов, не
нуждающихся
в кислороде.
Вам известно, что при скисании молока образуется
молочная кислота.
Молочнокислые бактерии широко распространены в
природе, они присутствуют в почве, на плодах и овощах,
в молоке и даже в нашей ротовой полости.
Молочнокислое брожение идет согласно
следующему уравнению:
С12H22О11 + H2O
4С→ 3Н6О3
лактоза молочная кислота
При брожении моносахаридов гидратации не
происходит:
С6Н12О6
2С→ 3Н6О3
глюкоза молочная кислота
овощей,
квашении
Молочнокислое брожение используется при
изготовлении различных кисломолочных продуктов,
при
кормов
(растительной массы) для животных, в хлебопечении,
особенно при изготовлении ржаного хлеба.
Молочнокислые бактерии применяются также для
приготовления сырокопченых колбас
(салями,
сервелата).
силосовании
Л а б о р а т о р н ы й
«Проведение
молочнокислого брожения углеводов при участии
микроорганизмов, содержащихся в слюне».
о п ы т
Соберите в стаканчик 1 мл слюны, добавьте такой
же объем дистиллированной воды. Полученную
жидкость разделите на две пробирки. В одну пробирку
добавьте раствор глюкозы (с = 4 моль/л), а другую
оставьте без изменений (в качестве контрольного
образца). Пробирки с жидкостями поместите на
водяную баню (при температуре 37–38 °С) на 25–30
минут. По окончании указанного времени испытайте
среду в пробирках универсальным индикатором. Какойцвет приобрел индикатор? Что вам удалось выяснить?
Проведите обнаружение молочной кислоты с
использованием раствора фенолята железа (III), как
было описано в опыте № 1 § 5.
1. Ответьте на вопросы.
1.1. Почему после сладкой пищи в ротовой полости нарушается кислотно
щелочной баланс?
1.2. Известно, что избыточное потребление сладостей способствует развитию
кариеса. Как можно объяснить с химической точки зрения процесс разрушения
зубной эмали – одну из серьезных причин кариеса?
2. Выполните упражнение.
2.1. В параграфе указано суммарное уравнение молочнокислого брожения. В
действительности глюкоза сначала расщепляется до пировиноградной кислоты:
С3Н4О3. Составьте структурную формулу этой кислоты, приняв во внимание, что
у второго углеродного атома находится карбонильная группа.
3. Решите задачи.
3.1. Кислый вкус молока человек ощущает при концентрации молочной
кислоты 2,3 ммоль/л. Какая масса молочной кислоты при этом содержится в
100 мл молока? (Плотность молока примите за 1 г/мл.)
3.2. При молочнокислом брожении глюкозы массой 144 кг получили 120 кг
молочной кислоты. Какова массовая доля выхода молочной кислоты от
теоретически возможного?
3.3. Рассчитайте массу молочной кислоты, которая получается из лактозы,
присутствующей в 5 л молока. Плотность молока примите равной 0,98 г/мл, а
содержание в нем лактозы – 4,8 %.
4. Проведите опыт «Получение простокваши».
В стеклянной банке оставьте молоко на ночь в теплом месте. Утром вместо
молока вы увидите жидкую белую массу с белым хлопьевидным осадком и
отстоявшейся водой (сывороткой). С помощью трубочки для коктейля возьмите
небольшое количество сыворотки, поместите жидкость в стаканчик и добавьте к
ней щепотку пищевой соды. Что наблюдаете? О чем свидетельствует признакреакции? Простокваша – это полезный кисломолочный продукт. Найдите
рецепты блюд, которые можно приготовить из простокваши.
О т в е т ы н а р а с ч е т н ы е з а д а ч и
3.1. 0,0207 г.
3.2. 83 %.
3.3. 235,2 г.