Предлагаемый методический продукт является индивидуальным образовательным маршрутом школьника, изучающего органическую химию. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. В ходе прохождение маршрута обучающиеся выполняют исследовательские задания, направленное на привлечение к проведению химического эксперимента, позволяющего активно овладевать знаниями и различными способами действий. Также есть исследовательские задания в виде вопросов, заданий на составление формул и уравнений, расчетных задач, заданий на выполнение мысленного эксперимента и домашнего эксперимента.
Знаете ли вы, что…
жиры в нашем
организме служат
источником и
переносчиком
жирорастворимых
витаминов (А, D, Е), а
также являются
исходными
веществами для
выработки половых
гормонов. Поэтому
нельзя исключать
жиры из рациона
питания.
Знаете ли вы, что…
чем выше жирность
сливочного масла,
тем оно мягче. Чем
больше
в масле воды, тем
легче оно
«рассыпается».
ОБНАРУЖЕНИЕ ЖИРОВ
Жирами называют маслянистые или жирные на
ощупь вещества,
рас
пространенные как в растительном, так и в животном
царстве.
жидкие или твердые,
Жиры являются одним из основных компонентов
нашей пищи.
В растениях жиры находятся
преимущественно в семенах, а у животных – в виде
подкожного жирового слоя, во внутренних органах, а
также в молоке. Жиры растительного происхождения
обычно называют маслами.
Люди давно научились выделять жир из
натуральных объектов и использовать его в
повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных
светильниках, освещая пещеры первобытных людей,
жиром смазывали полозья, по которым спускали на
воду суда.
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т 1 «Обнаружение масла в
семени подсолнечника».
На лист бумаги положите 2–3 семечка
подсолнечника. Накройте их другим листом бумаги
(такого же размера) и придавите эти семечки,
используя линейку. Что появилось на бумаге? Что вам
удалось выяснить?
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т 2 «Обнаружение жира в
молоке».
На кружок фильтровальной бумаги поместите одну
каплю исследуемого молока. Подсушите (не нагревая)
этот кружок бумаги. Что осталось на бумаге после
высыхания капли молока? Что вам удалось выяснить?
При концентрировании жира, содержащегося в
коровьем молоке, можно получить сливочное масло.
Сначала молоко нагревают до 35–40 °С и с помощью
сепаратора отделяют сливки. Взбивая сливки, получаютсливочное масло.
1. Ответьте на вопросы.
1.1. На какие две группы классифицируют жиры по происхождению?
1.2. Подумайте, почему у холоднокровных животных (в частности, у рыб) в
организме преобладают жидкие жиры.
1.3. На этикетках некоторых видов растительных масел присутствует
надпись: «Масло первого отжима». Как вы понимаете это выражение?
2. Выполните упражнения.
2.1. В состав многих жиров входят остатки предельных одноосновных
карбоновых кислот. Составьте молекулярные формулы таких кислот,
содержащих в углеводородном радикале: а) 15 атомов углерода; б) 17 атомов
углерода.
2.2. Приведите пример жидкого жира животного происхождения.
2.3. Приведите пример твердого жира растительного происхождения.
3. Решите задачи.
3.1. Многие молокозаводы выпускают молоко с содержанием жира 3,2 %.
Какая масса жира содержится в 0,5 л молока, если плотность молока равна
0,97 г/мл?
3.2. В зависимости от жирности различают сливочное масло высшего сорта
(массовая доля животного жира 83 %), масло любительское (75 % животного
жира), масло крестьянское (73 % животного жира). Какую массу крестьянского
масла можно получить из 1 кг сливок, содержащих 36 % жира?
3.3. Высококалорийный майонез представляет собой эмульсию, содержащую
примерно 55 % растительного масла, яичный порошок, сухое молоко, уксус,
специи и около 35 % воды. Какой объем воды потребуется для приготовления
такого майонеза, если имеется в наличии 0,5 кг растительного масла? Какова
будет масса готового продукта?
4. Проведите опыт «Сравнение жирности молока и сливок».
По величине жирного пятна, остающегося на бумаге, сравните содержание
жира в молоке и сливках. Что вам удалось выяснить?
О т в е т ы н а р а с ч е т н ы е з а д а ч и
3.1. 0,016 г.
3.2. 360 г.3.3. 320 мл.