Предлагаемый методический продукт является индивидуальным образовательным маршрутом школьника, изучающего органическую химию. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. В ходе прохождение маршрута обучающиеся выполняют исследовательские задания, направленное на привлечение к проведению химического эксперимента, позволяющего активно овладевать знаниями и различными способами действий. Также есть исследовательские задания в виде вопросов, заданий на составление формул и уравнений, расчетных задач, заданий на выполнение мысленного эксперимента и домашнего эксперимента.
ПРИМЕНЕНИЕ КРАХМАЛА
В ХИМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ
Вам известно, что крахмал можно распознать с
помощью йода, но и свободный йод тоже можно
обнаружить с помощью крахмала. Последнее свойство
используется в объемном методе анализа под
названием «йодометрия». Стандартным раствором при
таком титровании служит раствор йода, а индикатором
– крахмал.
Л а б о р а т о р н ы й
«Определение
содержания аскорбиновой кислоты в яблочном соке
методом йодометрии».
о п ы т
Техника определения основана на том, что
молекула аскорбиновой кислоты (С6H8O6) легко
окисляется йодом:
С6H8O6 + I2
C→ 6H6O6 + 2HI
Как только йод окислит всю аскорбиновую
кислоту, следующая же капля прореагирует с
крахмалом, окрасив жидкость в синий цвет.
Для титрования можно использовать 5%ный
спиртовой раствор йода (из аптечки). Молярная
концентрация йода в этом растворе составляет 0,2
моль/л. Для уменьшения ошибки опыта необходимо
разбавить йодную настойку. Для этого возьмите
ампулу, содержащую 1 мл 5%ного раствора йода, и
добавьте 39 мл дистиллированной воды. В полученном
растворе молярная концентрация йода будет около
0,005 моль/л. Приготовленный раствор йода налейте в
бюретку. В коническую колбу с помощью пипетки
налейте 2 мл яблочного сока, добавьте 10 мл
дистиллированной воды и немного крахмального
клейстера. Из бюретки приливайте по каплям раствор
йода до появления устойчивого синего окрашивания,
не исчезающего в течение 10–15 с. Титрование
Знаете ли вы, что…
название аскорбиновой
кислоты произошло
от лат.
anti – «против»
и scorbutus – «цинга».
Позже аскорбиновую
кислоту назвали
витамином С.
Знаете ли вы, что…
аскорбиновая кислота
не содержит
карбоксильной группы.
Тем не менее она
обладает кислым
вкусом и кислотными
свойствами
(вспомните свойства
фенола, раствор
которого называют
карболовой кислотой).
Аскорбиновая кислота
легко окисляется, что
обусловливает еемалую устойчивость
при хранении.
необходимо повторить трижды и для расчета
использовать среднее арифметическое значение.
По результатам титрования рассчитайте
содержание аскорбиновой кислоты в исследуемом
растворе, учитывая, что 1,0 мл стандартного раствора
йода (с = 0,005 моль/л) соответствует 0,88 мг
аскорбиновой кислоты.
Вы можете сравнить, в каком соке (яблочном или
апельсиновом) содержится больше аскорбиновой
кислоты.
1. Ответьте на вопросы.
1.1. Какова биологическая роль аскорбиновой кислоты?
1.2. Организм человека не способен синтезировать аскорбиновую кислоту и
должен получать ее с пищей. К чему приводит недостаток этого витамина в
организме?
1.3. Почему не рекомендуется длительная термическая обработка овощей и
фруктов?
2. Выполните упражнение.
2.1. Натриевая соль аскорбиновой кислоты – аскорбат натрия –
используется в пищевой промышленности в качестве антиоксиданта
(обозначается Е301). Составьте молекулярную формулу этой соли, принимая во
внимание, что в аскорбиновой кислоте способен замещаться на металл лишь
один атом водорода гидроксильной группы.
3. Решите задачи.
3.1. В 100 г женского молока содержится в среднем 5 мг аскорбиновой
кислоты. Рассчитайте массовую долю и молярную концентрацию аскорбиновой
кислоты в женском молоке.
3.2. Физиологическая потребность взрослого человека в аскорбиновой
кислоте – 90 мг в сутки. Одним из лидеров по содержанию этого витамина
является черная смородина. В 1 г ее ягод содержится до 2 мг аскорбиновой
кислоты. Рассчитайте, какую массу свежих ягод черной смородины необходимо
съесть взрослому человеку в течение дня для обеспечения суточной нормы
витамина С.4. Проведите опыт «Исследование свойств аскорбиновой кислоты».
Порошок аскорбиновой кислоты растворите в воде и налейте в три
стаканчика. В первый стаканчик добавьте щепотку пищевой соды. Что
наблюдаете? Во второй стаканчик добавьте каплю разбавленного водой (1 :
5) спиртового раствора йода. Что происходит с окраской раствора? Содержимое
третьего стаканчика прокипятите в кастрюльке в течение нескольких минут.
После охлаждения добавьте к раствору каплю разбавленного спиртового
раствора йода. Что происходит с окраской раствора? Что вам удалось выяснить?
О т в е т ы н а р а с ч е т н ы е з а д а ч и
3.1. 5 ∙ 10–3 %; 2,8 ∙ 10–4 моль/л.
3.2. 45 мг.