Индивидуальный образовательный маршрут школьника по теме: "Применение крахмала в химическом анализе", 10 класс

  • Карточки-задания
  • Рабочие листы
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический продукт является индивидуальным образовательным маршрутом школьника, изучающего органическую химию. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. В ходе прохождение маршрута обучающиеся выполняют исследовательские задания, направленное на привлечение к проведению химического эксперимента, позволяющего активно овладевать знаниями и различными способами действий. Также есть исследовательские задания в виде вопросов, заданий на составление формул и уравнений, расчетных задач, заданий на выполнение мысленного эксперимента и домашнего эксперимента.
Иконка файла материала применение крахмала в химическом анализе.docx
ПРИМЕНЕНИЕ КРАХМАЛА В ХИМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ Вам   известно,   что   крахмал   можно   распо­знать   с помощью   йода,   но   и   свободный   йод   тоже   можно обнаружить с помощью крахмала. По­следнее свойство используется   в   объемном   методе   анализа   под названием «йодометрия». Стандартным раствором при таком титровании служит раствор йода, а индикатором – крахмал. Л а б о р а т о р н ы й «Определение содержания   аскорбиновой   кислоты   в   яблочном   соке методом йодометрии».   о п ы т   Техника   определения   основана   на   том,   что молекула  аскорбиновой   кислоты  (С6H8O6)   легко окисляется йодом: С6H8O6 + I2   C→ 6H6O6 + 2HI Как   только   йод   окислит   всю   аскорбиновую кислоту,   следующая   же   капля   прореагирует   с крахмалом, окрасив жидкость в синий цвет. Для   титрования   можно   использовать   5%­ный спиртовой   раствор   йода   (из   аптечки).   Молярная концентрация   йода   в   этом   растворе   составляет   0,2 моль/л.   Для   уменьшения   ошибки   опыта   необходимо разбавить   йодную   настойку.   Для   этого   возьмите ампулу, содержащую 1 мл 5%­ного раствора йода, и добавьте 39 мл дистиллированной воды. В полученном растворе   молярная   концентрация   йода   будет   около 0,005 моль/л. Приготовленный раствор йода налейте в бюретку. В коническую  колбу  с  помощью  пипетки налейте   2   мл   яблочного   сока,   добавьте   10   мл дистиллированной   воды   и   немного   крахмального клейстера. Из бюретки приливайте по каплям раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не   исчезающего   в   течение   10–15   с.   Титрование Знаете ли вы, что…  название аскорбиновой кислоты произошло  от лат.  anti – «против»  и scorbutus – «цинга».  Позже аскорбиновую  кислоту назвали  витамином С. Знаете ли вы, что…  аскорбиновая кислота не содержит  карбоксильной группы. Тем не менее она  обладает кислым  вкусом и кислотными  свойствами  (вспомните свойства  фенола, раствор  которого называют  карболовой кислотой). Аскорбиновая кислота легко окисляется, что обусловливает еемалую устойчивость  при хранении. необходимо   повторить   трижды   и   для   расчета использовать среднее арифметическое значение.  По   результатам   титрования   рассчитайте содержание   аскорбиновой   кислоты   в   исследуемом растворе, учитывая, что 1,0 мл стандартного раствора йода   (с   =   0,005   моль/л)   соответствует   0,88 мг аскорбиновой кислоты. Вы можете сравнить, в каком соке (яблочном или апельсиновом)   содержится   больше   аскорбиновой кислоты. 1. Ответьте на вопросы. 1.1. Какова биологическая роль аскорбиновой кислоты? 1.2. Организм человека не способен синтезировать аскорбиновую кислоту и должен получать ее с пищей.  К чему приводит недостаток этого витамина в организме? 1.3. Почему не рекомендуется длительная термическая обработка овощей и фруктов? 2. Выполните упражнение. 2.1.   Натриевая   соль   аскорбиновой   кислоты   –  аскорбат   натрия  – используется     в     пищевой     промышленности     в     качестве     антиоксиданта (обозначается Е301). Составьте молекулярную формулу этой соли, принимая во внимание,  что   в   аскорбиновой   кислоте   способен   замещаться   на   металл   лишь один атом водорода гидроксильной группы. 3. Решите задачи. 3.1. В   100   г   женского   молока   содержится   в   среднем   5   мг   аскорбиновой кислоты. Рассчитайте массовую долю и молярную концентрацию аскорбиновой кислоты в женском молоке. 3.2. Физиологическая   потребность   взрослого   человека   в   аскорбиновой кислоте  – 90  мг   в  сутки.  Одним   из   лидеров   по   содержанию   этого   витамина является черная смородина. В 1 г ее ягод содержится до 2 мг аскорбиновой кислоты. Рассчитайте, какую массу свежих ягод черной смородины необходимо съесть   взрослому   человеку   в   течение   дня   для   обеспечения   суточной   нормы витамина С.4. Проведите  опыт  «Исследование  свойств  аскорбиновой  кислоты». Порошок   аскорбиновой   кислоты   растворите   в   воде   и   налейте   в   три стаканчика.   В   первый   стаканчик   добавьте   щепотку   пищевой   соды.   Что наблюдаете?  Во  второй  стаканчик  добавьте  каплю  разбавленного  водой (1 : 5) спиртового раствора йода. Что происходит с окраской раствора? Содержимое третьего   стаканчика   прокипятите   в   кастрюльке   в   течение   нескольких   минут. После   охлаждения   добавьте   к   раствору   каплю   разбавленного   спиртового раствора йода. Что происходит с окраской раствора? Что вам удалось выяснить? О т в е т ы   н а   р а с ч е т н ы е   з а д а ч и 3.1. 5 ∙ 10–3 %; 2,8 ∙ 10–4 моль/л. 3.2. 45 мг.