Индивидуальный образовательный маршрут школьника по теме: "Вещество танин". 10 класс

  • Карточки-задания
  • Рабочие листы
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический продукт является индивидуальным образовательным маршрутом школьника, изучающего органическую химию. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. В ходе прохождение маршрута обучающиеся выполняют исследовательские задания, направленное на привлечение к проведению химического эксперимента, позволяющего активно овладевать знаниями и различными способами действий. Также есть исследовательские задания в виде вопросов, заданий на составление формул и уравнений, расчетных задач, заданий на выполнение мысленного эксперимента и домашнего эксперимента.
Иконка файла материала танин.docx
ВЕЩЕСТВО ТАНИН Моносахариды   как   сложные   полифункциональные соединения дают большое количество самых различных производных. Выступая в роли многоатомных спиртов, они   могут   образовывать   простые   и   сложные   эфиры. Сложные   эфиры   глюкозы   и   ароматических   кислот (например, галловой кислоты) входят в состав танина. Танин  относят   к   дубильным   веществам.   При дублении   кожи   эти   вещества,   реагируя   с   белками, создают   непроницаемую  для  воды  пленку,  тем  самым препятствуя   гниению   и   затвердеванию   шкур   при высыхании, – в этом и заключается сущность дубления. Их   используют   и   в   медицине:   вызывая   частичное свертывание   белков,   они   образуют   на   слизистых оболочках и раневых поверхностях защитную пленку. Для   обнаружения   танина   в   растениях   в   качестве реактива   можно   воспользоваться   раствором   солей трехвалентного   железа   –   будет   образовываться соединение сине­фиолетового цвета. Л а б о р а т о р н ы й   о п ы т   1 «Обнаружение танина в пищевых продуктах». Приготовьте   реактивную   бумагу.   Для   этого нарежьте полоски фильтровальной бумаги размером 1 × 9   см,   пропитайте   их   концентрированным   раствором хлорида   железа   (III)   и   слегка   подсушите.   Налейте   в пробирку   2–3   мл   крепкой   заварки   зеленого   чая   и опустите в раствор полоску реактивной бумаги. Что с ней   происходит?   Поместите   реактивную   бумагу   на свежий   срез   груши.   Что   на­блюдаете?   В   пробирку налейте 2–3 мл отфильтрованного сока сливы, опустите в   раствор   таблетку   гидроперита,   чтобы   разрушить органические пигменты, затем опустите в полученный раствор реактивную бумагу. Что наблюдаете? Что вам удалось выяснить? Знаете ли вы, что… цвет настою черного  и зеленого чая  придают пигменты,  образующиеся при  окислении танина в  процессе  производства чая. Знаете ли вы, что… чернилами на основе  соединений танина с  солями железа  писали на Руси с XV  века. «Преданья  старины глубокой» –  о правлении Ивана  III, об избавлении от  татарского ига –  дошли до насблагодаря стойкости этих чернил. Окрашенные   соединения   танина   с   ионами   железа можно использовать для изготовления чернил. Л а б о р а т о р н ы й   о п ы т   2 «Получение чернил из чая». В   стакан   налейте   20   мл   настоя   зеленого   чая, добавьте один шпатель сахара и перемешайте. Налейте в две пробирки по 2 мл приготовленного раствора. В одну пробирку   добавьте   2   капли   раствора   хлорида железа (III),  а  в  другую  – 4  капли   раствора   сульфата железа (II)   и   встряхните   пробирки.   В   какие   цвета окрасились   жидкости?   Используя   тонкие   кисточки, сделайте   надписи   на   листе   бумаги.   Чернила   каких цветов вы получили? 1. Ответьте на вопросы. 1.1. При кровоточивости десен рекомендуют полоскать рот отваром коры дуба, содержащей большое количество танина. На чем основан такой совет? 1.2. Почему чай не рекомендуют заваривать в железной посуде? 1.3. Почему при добавлении к чаю молока понижается терпкость чая? 2. Выполните упражнение. 2.1.   Составьте   формулу  галловой   кислоты,   упоминаемой   в   тексте параграфа.   Систематическое   название   этой   кислоты:  3,4,5­триоксибензойная кислота. 3. Решите задачи. 3.1. Для   получения   раствора   хлорида   железа   (III),   используемого   для приготовления   реактивной   бумаги   в   опыте   № 1,   рекомендуют   взять   45,1   г кристаллогидрата – FeCl3  ∙ 6H2O и прилить 80 г воды. Рассчитайте массовую долю хлорида железа (III) в полученном растворе. 3.2. Смешали  индийский   и грузинский  чай.  Индийский  чай  составил  30 % всей   смеси.   Если   в   смесь   добавить   еще   120   г   индийского   чая,   то   он   будет составлять   45 %   смеси.   Сколько   граммов   индийского   чая   было   в   исходной смеси?4. Проведите опыт «Получение акварельной краски из чая». Получите насыщенный отвар черного чая (используйте два пакетика чая и 1/3 стакана   кипятка).   Прокипятите   настой   в   течение   нескольких   минут.   Для повышения вязкости раствора добавьте к нему 1 каплю глицерина или половину чайной ложки сахара. Разделите смесь на две части. К одной части добавьте 2–3 капли   уксусной   кислоты.   Когда   жидкости   остынут,   с   помощью   кисточки сделайте набросок полученными красками на листе бумаги. Краски каких цветов вы получили? Теперь вы знаете: •  Углеводы составляют основную часть органического вещества на Земле и являются неотъемлемым компонентом клеток всех живых организмов. •   Углеводы образуются в процессе фотосинтеза, который осуществляется растениями. Углеводы составляют основную часть пищевого рациона человека, поступая   в   наш   организм   преимущественно   с   растительной     пищей (хлебобулочные   изделия,   каши,   фрукты)   и   в   меньшей   степени   –   с   животной пищей (молоко). •     Углеводы   классифицируют   на   моносахариды   (глюкоза,   фруктоза, галактоза), дисахариды (сахароза, мальтоза, лактоза) и полисахариды (крахмал, целлюлоза). Моносахариды   содержат   несколько   гидроксогрупп   и   одну   карбонильную группу.   В   зависимости   от   положения   в   молекуле   карбонильной   группы моносахариды   подразделяют   на   «альдозы»   (примером   является   глюкоза)   и «кетозы» (примером является фруктоза). Все моносахариды проявляют свойства многоатомных спиртов, а альдозы проявляют также свойства альдегидов. Дисахариды   тоже   проявляют   свойства   многоатомных   спиртов.  Некоторые дисахариды   (например,   лактоза)   дают   качественную   реакцию   на   альдегидную группу – дисахариды с таким свойством называют восстанавливающими. •    Углеводы   представляют   собой   твердые   вещества.   Благодаря   наличию большого   числа   полярных   групп   моносахариды   и   дисахариды   хорошо растворяются в воде. •    Макромолекулы     полисахаридов     могут     иметь     линейное     строение (целлюлоза)   и   разветвленное   строение   (крахмал)   –   этим   объясняется существенная разница в физических свойствах этих полисахаридов. •   Дисахариды и полисахариды способны гидролизоваться с образованием моносахаридов.•   У глюкозы есть специфическая реакция – анаэробное расщепление под действием микроорганизмов (брожение). Различают несколько видов брожения, например   спиртовое,   в   результате   которого   из   глюкозы   образуется   этиловый спирт (этанол), и молочнокислое брожение, при котором из глюкозы образуется молочная кислота. Вы можете подготовить проекты: 1. «Обнаружение глюкозы в ягодах, фруктах и овощах». 2. «Исследование качества меда». 3. «Как сохранить свежесть молока». 4.   «Исследование   гликолитической   активности   слюны   в   отношении различных углеводов и сахарозаменителей». 5. «Определение порога чувствительности реакции крахмала с йодом». 6.   «Изучение   зависимости   появления   (и   исчезновения)   сладкого   привкуса картофеля от температуры». 7. «Исследование содержания аскорбиновой кислоты в различных соках». 8.   «Определение   оптимальной   температуры   действия   амилазы   слюны   на крахмал». 9. «Из истории хлебопечения». 10. «Из истории чернил». О т в е т ы   н а   р а с ч е т н ы е   з а д а ч и 3.1. 25,3 %. 3.2. 132 г.