"Индустриальное общество"
Оценка 4.6

"Индустриальное общество"

Оценка 4.6
docx
28.09.2024
"Индустриальное общество"
Доклад на тему сопр.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Сопровождение обучающихся в

 урочной и внеурочной деятельности»

 

Учитель МКОУ «Кулинская СОШ №2»

Газиева Наргиз Габибуллаевна

 

Выступление на РМО Декабрь 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогическое сопровождение школьников  .

 

Традиционно проблема сопровождения учащихся в образовательном процессе рассматривается в психолого-педагогическом и медико-социальном аспекте. Причем объектом такого сопровождения, как правило, называется ребенок, уже имеющий те или иные проблемы социального характера обусловленные особенностями психического развития или нарушением физического здоровья.

С социально-педагогической точки зрения проблема сопровождения учащихся может рассматриваться в трех основных направлениях:

1. Социально-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих различные формы девиантного поведения, где социальный педагог выполняет посредническую функцию, координируя усилия специалистов различного профиля и совместно с ними выстраивая индивидуальный маршрут реабилитации через комплексное разрешение проблем ребенка;

2. Социально-педагогическое сопровождение учащихся, «группы риска», где социальный педагог выполняет диагностическую, прогностическую и профилактическую функции;

3.Социально-педагогическое сопровождение «социально благополучных» учащихся, т. е. не имеющих на данный момент значимых проблем и не относящихся к категории группы риска.

Организация социально-педагогического сопровождения учащихся в русле третьего из названых направлений кажется нам наиболее значимой в современных условиях, так как: во-первых, значительное количество проблем учащихся возникает именно благодаря отсутствию данной формы социально-педагогического сопровождения в большинстве общеобразовательных учреждений; во-вторых, данная тема не получила достаточного освещения как в теоретическом, так и в практическом плане.

Анализируя существующие в этом отношении подходы можно выделить два основных вида социально-педагогической деятельности: как оказание помощи ребенку (подростку), оказавшемуся в кризисной ситуации по разрешению, преодолению его проблем;

организация процесса социального воспитания с целью создания оптимальных условий для позитивной социализации человека. Сопровождение «социально благополучных» учащихся, не имеющих проблем и не относящихся к группе риска, должно осуществляться в рамках специально организованного процесса воспитания; целью сопровождения в данном случае является создание условий, способствующих позитивной социализации учащихся во взаимодействии с другими у частниками процесса воспитания;

сущность сопровождения заключается в предоставлении учащемуся максимальной возможности для реализации себя как субъекта процесса социализации.

Направления социально педагогического сопровождения учащихся, реализуемые на учебных занятиях по обществознанию в 6-11 классах.

В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни “здесь” и“сейчас” – вот в чём самоценность уроков обществознания. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Развивая в учениках именно эти качества, делается акцент на результате обучения не как сумме усвоенной информации, а как способности учащегося определённого возрастного периода действовать в различных ситуациях. При использовании метода психологического практикума на уроках обществознания, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается личностное противоречие или конфликт социального генеза, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему межличностного взаимодействия. В классе организуется групповая дискуссия, предлагается наметить стратегии решения выделенной проблемы (“мозговая атака”).Принимаются самые разные варианты, так как обеспечивается настрой на коллективное и индивидуальное творчество.

Одним из основных принципов в преподавании обществознания является фасилитаторская позиция педагога, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого исследования интересующих вопросов.

Применяются различные приёмы организации познавательной деятельности для стимулирования процесса самопознания и саморегуляции, начиная с пятых классов: выполнение тестовых психодиагностических заданий на выявление собственных характерологических и темпераментных особенностей; использование проективных методик для реализации творческих образных заданий; презентация на уроке психологических этюдов на развитие регулятивных функций; проигрывание ситуаций стрессогенного содержания в контексте психологического тренинга. В старших (9-11) классах основное внимание уделяется обучению приёмам построения личностной траектории саморазвития.

Занятия психологического практикума, которые ведутся интегрировано на уроках отработки умений и навыков, позволяют сопровождать развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации. Здесь происходит овладение регулятивными компетенциями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных типичных для подросткового возраста социальных ролях, формируется опыт оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; накапливается опыт участия в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, выполнения творческих работ по обществоведческой тематике.

Новизна

1. Приведение в систему и объединение в единый комплекс целей, методов, средств обучения для осуществления личностно- ориентированного подхода в преподавании обществознания как дисциплины, обеспечивающей формирование и развитие регулятивных компетенций обучающихся различных школьных возрастов.

2. Создание активной познавательной атмосферы с целью переориентации сознания учащихся на то,чтобы учение из каждодневной принудительной обязанности превращалось для них в часть общего знакомства с собственным внутренним миром, что является составляющей частью социализации личности.

3. Применение системного анализа содержания учебного предмета , что позволяет оперативно подобрать оптимальную технологию обучения для каждого урока практической направленности.

4. Разработка новых технологий развивающего обучения через внедрение в учебные занятия проективных психодиагностических методик и форм тренинговой групповой работы.

5. Достижение высокого уровня обобщения материала личностно- ориентированного содержания путём его ситуативной вариативности.

6. Модернизация урока-практикума. Предпочтение отдаётся его нетрадиционным формам (групповая дискуссия, психологические этюды, вербализация процесса самопознания).

7. Адаптация методов, приёмов, видов деятельности учителя и учащихся различных категорий для дифференцированного обучения.

8. Комплексное применение коллективной,групповой и индивидуальной работы класса в диагностическом, коррекционном, развивающем направлениях.

Технология

1. В отборе содержания обществоведческих курсов с 6-го по 11-й класс приоритетна идея об обществе как целостной, динамичной, развивающейся системы. Изучая личность, учитывается, что она многогранна и сложна, что её социализация происходит через собственное внутреннее сопротивление.

2. Выбор оптимальных приёмов и методов также определяется основной педагогической идеей.Большое внимание здесь уделяется дифференцированному подходу в обучении;сочетанию фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы; постоянной активизации познавательной деятельности учащихся; формированию их творческих способностей..Используются различные формы занятий-практикумов; эвристическая беседа;групповая дискуссия; сочетание в одном уроке-практикуме элементов мини-лекции по психологическому материалу, беседы с ситуативными заданиями, дискуссии по проблемным вопросам; урок экспресс-диагностики; урок проективных заданий; урок-игра (ролевая,дидактическая); лабораторная работа по текстам социолого-психологического содержания; урок в форме “круглого стола” по определённой проблеме самопознания; семинар по предварительно заданным ситуативным материалам;урок на основе элементов социально-психологического тренинга. В качестве форм внеклассной работы используются индивидуальные и групповые творческие задания:составление проблемных ситуаций, тестов с психологическим и социологическим подтекстом.Для одарённых учащихся предлагается написание докладов, рефератов (с их защитой),исследовательских работ по проблемам конфликтологии, формам социологического и политологического сознания. Цель – овладение навыками теоретической и практической деятельности.

3. Обществознание в рамках учебного предмета оптимально развивает мышление и рефлексивное сознание при условии, что ученик не только приобретает знания, но и усваивает способы приобретения этих знаний. Не воспроизводить готовые интерпретации обществоведческого характера, а создавать “собственную перспективу общественного развития”, “собственную траекторию самопознания и саморазвития”. Особое значение приобретает работа с диагностическими и проективными материалами. Например, в 6-ом классе на уроке-практикуме по теме “Человек” при исследовании самооценки и построении положительной Я – концепции учащиеся используют методы индукции и дедукции, составления словесного портрета на основе эмоционального отношения к репродукциям картин и стихотворным произведениям. Это позволяет вести групповую дискуссию, а также представлять индивидуальные проекты.

4. В организации психологического практикума значительное место отводится проблемно-поисковому методу и такой форме проведения уроков как эвристическая беседа с элементами социально-психологического тренинга. Здесь разбирается психологическая природа агрессии, механизмы психологической защиты, девиации, аддикции и их профилактика (7 класс);выявляется психологическое содержание самореализации и самоактуализации (8 класс);устанавливаются психологические механизмы правовой социализации (9 класс).

5. Большое значение для накопления социально-культурного и психологического опыта обучающихся имеет деятельностный подход в обучении. Например, в 10 классе при изучении психологических механизмов рационального и нерационального потребительского поведения применяется дидактический приём усложнения ситуативных заданий. В старших классах способные учащиеся привлекаются к проведению занятий:разыгрывается форма активно-ролевого урока.Учащиеся при этом делятся на группы. Сюжетные вопросы заранее известны. Но каждая группа предлагает различные вариации ситуативных изменений. Эффективность такой работы очевидна:обучающиеся включены в познавательную деятельность, в общение, в построение личностной траектории развития.

6. Особенное внимание уделяется формированию творческих способностей учащихся. Продумана система творческих заданий для обучающихся 6-11классов по обществознанию, которые стимулируют развитие коммуникативной и регулятивной сферы. Успешное выполнение учащимися различных категорий этих заданий доказывает, что любые дети и подростки склонны к творчеству, а также раскрывает способности нестереотипного мышления, самими учениками в себе не замечаемые.

7. Для развития аналитических способностей учащихся практикуются такие задания как,например, написание эссе по социально-психологической или политологической тематике; письменный и графический анализ структуры собственной личности, коммуникативной сферы и регулятивных компетенций.

9. На уроках психологического практикума и во внеурочной деятельности по предмету осуществляется нравственно-этическое воспитание школьников. Соответствующий подбор материала формирует нравственные ценности,которые могут быть усвоены в определённом возрастном периоде. Например, анализируя поведение исторических личностей и выдающихся деятелей культуры в различных жизненных ситуациях, учащиеся каждого класса на своём компетентостном уровне дают нравственные оценки мотивов и результатов поведения. Тем самым они побуждаются совершить свой собственный моральный выбор, а это в значительной мере способствуют формированию их самосознания и активной гражданской позиции.

Результативность

Критерием оценки результативности представляемого педагогического опыта может служить уровень овладения компетентностями. Данные педагогического и административно-методического мониторинга констатируют эффективность образовательного и воспитательно-развивающего воздействия уроков психологического практикума, интегрированных в рассмотрение тем по обществознанию на обучающихся различных возрастов по следующим показателям:

 

Наблюдаются положительные изменения в гуманитарно-познавательной компетентности учащихся. Происходит развитие творческих способностей учащихся, усиливается мотивация учащихся к освоению опыта общественной жизни и общественных отношений, повышается интерес к изучению собственного внутреннего мира.

Литература

1. Альшанина Е.И. Психологическое сопровождение воспитательного процесса//Классный руководитель.-2004.-№2.-С.107-115.

2. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр//Хрестоматия по

педагогической психологии.-М.:Междунар.пед.академия.-1995.-С.332-342.


 

Доклад на тему: «Сопровождение обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Доклад на тему: «Сопровождение обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Социально-педагогическое сопровождение школьников

Социально-педагогическое сопровождение школьников

Одним из основных принципов в преподавании обществознания является фасилитаторская позиция педагога, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого…

Одним из основных принципов в преподавании обществознания является фасилитаторская позиция педагога, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого…

Используются различные формы занятий-практикумов; эвристическая беседа;групповая дискуссия; сочетание в одном уроке-практикуме элементов мини-лекции по психологическому материалу, беседы с ситуативными заданиями, дискуссии по проблемным вопросам; урок…

Используются различные формы занятий-практикумов; эвристическая беседа;групповая дискуссия; сочетание в одном уроке-практикуме элементов мини-лекции по психологическому материалу, беседы с ситуативными заданиями, дискуссии по проблемным вопросам; урок…

Тем самым они побуждаются совершить свой собственный моральный выбор, а это в значительной мере способствуют формированию их самосознания и активной гражданской позиции

Тем самым они побуждаются совершить свой собственный моральный выбор, а это в значительной мере способствуют формированию их самосознания и активной гражданской позиции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2024