Информационная безопасность детей
это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением
информацией, в том числе
распространяемой в сети
Интернет, вреда их здоровью,
физическому, психическому,
духовному и нравственному
Дети и подростки — активные пользователи интернета как в мире, так в Российской Федерации
Доступ несовершеннолетних к сайтам в сети «Интернет» дает им возможность
изучать образовательный контент,
общаться с ровесниками,
самостоятельно обучаться,
узнавать о проводимых конкурсах, олимпиадах, принимать в них участие,
использовать сеть «Интернет» в качестве источника для собственного развития
Статистика
10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.
(Данные Центра Безопасного Интернета в России)
Страна | Пользователи Интернета 2018 год | |
Земля | 2 405 510 175 | |
1 | КНР | 692,152,618 |
2 | США | 239,882,242 |
3 | Индия | 350,480,000 |
4 | Россия | 105,311,724 |
5 | Япония | 118,131,030 |
Статистика
Статистика
Почти половина (47%) населения России зарегистрирована в соцсетях и активно ими пользуется. 55,9 миллионов человек заходят туда с мобильных устройств;
Среди опрошенных россиян 63% заявили, что пользуются YouTube, и 61% упомянули ВКонтакте. Про Facebook вспомнили 35% респондентов, а про Одноклассники — 42%;
Статистика
По времени нахождения в соцсетях мы опережаем американцев, канадцев и англичан, но отстаем от филиппинцев, бразильцев и аргентинцев: ежедневно проводим там значительное количество времени — 2 часа 19 минут. При этом всего в интернете среднестатистический россиянин находится почти 6,5 часов в сутки. Стоит отметить, что 85% людей в России выходят в онлайн каждый день;
Статистика
Мобильным интернетом активно пользуются 91,4 млн человек. Доля трафика со смартфонов составляет 21%, что почти на треть больше показателя 2017 года, а пользователи планшетов стали немного реже выходить с них в сеть (–9%). Трафик с ноутбуков и ПК сократился на 5%.
Статистика
Самое популярное мобильное приложение в России (и по аудитории, и по количеству скачиваний) — WhatsApp, за ним следуют Viber, VK и Сбербанк Онлайн;
Instagram занимает пятую строчку в рейтинге по количеству пользователей и шестую — по количеству скачиваний (здесь его опередил сервис Юла от Mail.RU Group);
63% отечественных интернет-пользователей ищут товары и услуги,
но совершают покупки только 46%.
Как обучить детей и подростков правилам безопасного поведения в Интернете
как обучить детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, предупредить интернет-зависимость, оградить от риска вовлечения в противоправную деятельность, вредных воздействий, направленных на манипулирование сознанием и поведением подростков;
создать правовые механизмы блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
Концепции информационной безопасности детей
Семья, государство, система образования заинтересованы в обеспечении информационной безопасности детей. Необходимо решение следующих задач:
формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;
повышение уровня медиаграмотности и информационной культуры детей;
формирование у детей позитивной картины мира и адекватных представлений об окружающем мире и человеке;
ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;
Концепции информационной безопасности детей
развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей;
удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности;
развитие творческих способностей детей;
Повышение информационной грамотности детей и родителей
воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;
усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о семье;
Повышение информационной грамотности детей и родителей
воспитание у детей толерантности;
развитие идентичности (гражданской, этнической и гендерной);
формирование здоровых представлений о жизни человека;
эмоционально-личностное развитие детей;
формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве;
воспитание детей как независимых, ответственных и самостоятельно мыслящих личностей с целью изживания социального иждивенчества
Информационная культура
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в части результатов освоения основной образовательной программы также подчеркивает важность обучения детей навыкам и знаниям обучающихся в сфере информационной безопасности.
Информационная культура
грамотное использование детьми и родителями возможности доступа к информации, размещенной в сети Интернет;
развитие критического анализа содержания информации и формирования положительных коммуникативных навыков;
содействие приобретению навыков позитивного и ответственного использования информационными и коммуникационными технологиями и услугами.
Интернет-зависимость
Интернет-зависимость - навязчивое желание войти в Интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из Интернета, будучи онлайн.
интернет-зависимость – это неспособность человека вовремя выйти из сети, а также в постоянное желания снова в нее зайти.
По своим проявлениям она похожа на действие в результате употребления алкоголя или наркотиков, но относится к типу нехимических зависимостей, то есть не приводящих непосредственно к разрушению организма.
Интернет-зависимость
возникает у людей, испытывающие проблемы или дефицит реального общения. Отсутствие коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, заменяющий им круг реальных друзей.
Интернет-зависимым такой стиль жизни легче, поскольку позволяет забыть о проблемах в реальной жизни или разногласиях с друзьями или близкими, что приводит к конфликтам с последними, таким образом поддерживая зависимость.
Интернет-зависимость
Риски Интернет-зависимости
Снижение концентрации внимания;
Ухудшение памяти;
Мыслительные и психические расстройства;
Обострение физических заболеваний;
Потеря времени для жизни.
Признаки Интернет-зависимости
потеря ощущения времени при использовании устройства;
эйфория при использовании устройства;
досада и раздражение при невозможности выйти в Интернет, в частности отвращение ко всем остальным видам деятельности;
друзья и знакомые перестают общаться, но это не расстраивает;
интересует только то, что связано с предметом увлечения – играми, социальными сетями, скачивание музыки и фильмов;
невозможность остановиться при использовании устройства;
использование устройства тайно или тайком от посторонних;
Советы родителям
используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию(функция «Родительский контроль», но не полагайтесь полностью на него;
ваше внимание к ребенку и его доверие к вам - главный метод защиты;
если ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео;
Советы родителям
поощряйте ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем, что им встретилось в Интернете;
не реагируйте слишком категорично, когда они этого не делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы);
будьте в курсе сетевой жизни вашего ребенка;
интересуйтесь, кто его друзья в Интернете так же, как интересуетесь реальными друзьями;
Советы родителям
Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения;
Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
Советы родителям
используйте специальные детские поисковые машины;
используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному родительскому контролю;
создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса;
Советы родителям
блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения;
приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей;
научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
Советы родителям
создайте "белый" список сайтов, разрешенных для посещения;
беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла об их друзьях в реальной жизни;
приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом;
оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;
Советы родителям
предупредите, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету;
приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации в Интернете;
не загружать программы без вашего разрешения, т.к. они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
Советы родителям
знакомьтесь с сайтами, которые посещают подростки;
учите детей уважать других в интернете. Убедите их в том, что правила хорошего поведения действуют везде - и в виртуальном мире тоже;
нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям, это правонарушение;
проблемы сетевых азартных игр и их возможные риски, напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону;
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.