Информационная безопасность. Круглый стол.
Оценка 4.8

Информационная безопасность. Круглый стол.

Оценка 4.8
docx
19.09.2021
Информационная безопасность. Круглый стол.
мой сценарий информационная безопасность.docx

Ростовская область Аксайский район

МБОУ Истоминская ООШ

 

 

Профилактическое занятие

по информационной безопасности.

 

«Безопасность в сети интернета.

Опасности интернета — правда или ложь?»

Круглый стол.

 

 

Учитель начальных классов

Жигулина Резида Фагильевна.

 

 

2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность темы занятия: Ритм современной жизни невозможен без разного рода гаджетов. Рост активности использования Интернет-технологий сопровождается ростом Интернет-угроз. Согласно Концепции информационной безопасности детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р, обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предусматривают информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий, в том числе активное использование Интернет-ресурсов уже на этапе начального общего образования. И если школа способна обеспечить ограничение доступа к информации,  несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, то самостоятельное, неподконтрольное использование сети зачастую, к сожалению, несет в себе огромное количество рисков, в том числе риски столкновения с информацией, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию. Именно с этой целью важно вновь и вновь поднимать вопросы информационной безопасности детей, просвещать родителей о новых рисках и угрозах, а самое главное – дать навыки получения актуальной информации, в том числе о возможности получения помощи в случае, когда родитель не знает, как следует поступить в той или иной ситуации.

 

Цель: развитие компетентности родителей , в том числе цифровой, психолого-педагогической в вопросах обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет.

Задачи:

1. Актуализировать проблему обеспечения безопасного пребывания детей и подростков в сети Интернет;

2. Познакомить родителей с основными Интернет-угрозами.

3. Совместно выработать основные рекомендации по обеспечению безопасности несовершеннолетних в сети.

 

Целевая аудитория: родители обучающихся 2 класса .

 

Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование:

Помещение, стулья по количеству участников, столы, бумага, карандаши, магнитная доска, раздаточный материал ,мультимедийный  проектор, компьютер с выходом в интернет.

 

Ведущий: классный руководитель 2 класса.

 

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения круглого стола  участники занятия должны овладеть компетенциями, способствующими обеспечению их информационно психологической безопасности, а именно: - владеть знаниями о интернет-рисках и угрозах в информационном пространстве;

 

 

Подготовительные мероприятия:

анкетирование учащихся по теме собрания;

 подготовка буклета для родителей по теме собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход круглого стола.

 

I.

Вводный блок информации «Компьютер и Интернет:

Педагог:

Современная реальность :компьютер, планшет, смартфон – сегодня эти электронные устройства есть у каждого. Сложно представить день современного человека без их использования. Интернет — сейчас не просто вид получения информации и коммуникационная площадка, это нечто больше - то, что влияет на нашу жизнь, порой её даже контролирует. Однако мы мало задумываемся откуда появились, насколько прочно вошли и какое значение имеют привычные для нас гаджеты и глобальная сеть, как произошёл революционный технологический компьютерный прорыв. Поэтому предлагаю вам узнать несколько интересных фактов о средствах коммуникации и интернете.

 Интересные факты: 12 августа 1981 года IBM Corporation представила первую модель персонального компьютера - IBM 5150, положившую начало эпохи современных компьютеров. Стоимость первого персонального компьютера составляла 1565 долларов Первая сеть, будущий прототип сегодняшнего интернета, была разработана в США. Она называлась ARPANET и служила для связи между различными военными объектам в случае ядерной войны. Датой появления считается 29 октября 1969 года, 20 но только в 1993 году с появлением первого по-настоящему удобного графического браузера Мозаик интернет приобрёл свой современный общедоступный вид. Через четыре года после изобретения Интернета им пользовалось около 50-ти миллионов человек. Для сравнения, на создание такой аудитории пользователей телефонов понадобилось 75 лет, радио — 38 лет, телевизоров — 13 лет, а игры Angry Birds, внимание, всего 35 дней. На первом месте, по распространению доступа в интернет являются Бермудские острова. Причем следует отметить тот интересный факт, что такая развитая страна как Япония — находится только на 22 месте. Самый высокий процент интернет-пользователей в Исландии, а самый низкий в Северной Корее. В 2015 году доступ к сети имело три миллиарда человек, то есть почти половина населения нашей планеты. 2,4 миллиарда человек пользуется интернетом на мобильных устройствах. Каждую минуту в интернете регистрируется порядка 70-80 сайтов. На долю спам приходится порядка 80% всех электронных писем, кроме того спамерскими являются около трети всех аккаунтов в социальных сетях. Доступ к интернету есть даже на вершине высочайшей в мире горы Эверест

II. Упражнение «Интернет: плюсы и минусы»

Участникам занятия предлагается, разделившись на 2 группы, подготовить тезисы: 1 группа – плюсы интернета, 2 группа – минусы интернета. Через 5 минут организовывается обсуждение. Педагог фиксирует ответы на флипчарте, предварительно разделив пространство доски на «+» и «-».

Видите, сколько возможностей дает нам Интернет. И вы совершенно правы, называя такое количество «подводных камней» Интернет-«заплыва». Судя по вашим ответам, вы – активные пользователи сетей.

III. Основная часть.

Мы с вами – хорошие, заботливые родители: отпуская детей гулять на улицу, мы наставляем их не разговаривать и никуда не ходить с незнакомцами, мы учим их безопасно переходить через дорогу, рассказываем, как правильно покупать хлеб и молоко, приезжаем из отпуска неровно загоревшими, потому что не спускаем глаз с купающегося чада. Почему же, включая компьютер и отпуская ребенка «в свободное плавание» в Интернете, мы спокойны за него и зачастую не предпринимаем никаких подготовительных мероприятий? Потому что – вот же он, рядом сидит, нигде не шатается… полная иллюзия контроля. Ответьте на вопрос (для себя): как часто вы интересуетесь тем, что происходит по ту сторону монитора? Знаете ли вы, какие сайты посещает Ваш ребенок, в каких группах он зарегистрирован? В какие онлайн-игры он играет?

Сегодня мы будем говорить об угрозах, с которыми могут столкнуться наши дети при использовании Интернета.

Все опасности Интернет-среды можно объединить в четыре крупные группы рисков:

• Контентные риски

• Коммуникационные риски

• Электронные риски

·        Потребительские риски

Контентные риски– это материалы (видео, аудио, фото, текст и т. д., содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д. И столкнуться с ними можно практически везде.

 

Информация такого рода может повысить у ребенка тревожность, расстроить его, вызвать страх, ужас, панику. Для детей и подростков в силу их неопытности угрозу представляет информация,   содержащая ложные советы (например, об употреблении тех или иных лекарственных средств, приемов похудения и др., пропаганду опасных для жизни и здоровья увлечений и игр, а также неэтичный контент (например,  поданная под особым ракурсом информация о некоторых событиях и явлениях, нецензурная лексика и др.).

 

Потенциальный вред от столкновения с негативным контентом и реакция ребенка на подобные материалы напрямую зависит от его возраста, индивидуальных особенностей, предыдущего опыта, психологического состояния и многих других факторов.

 

На данный момент проведено не мало мероприятий, которые помогают избежать столкновения с неподобающим контентом.

 

Государственное регулирование

 

Федеральный закон No139-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установил процедуру блокировки контента, запрещенного к распространению в Сети на территории РФ.

 

К такому контенту относятся:

 

-детская порнография;

 

-пропаганда наркотиков;

 

-пропаганда суицидальных действий.

 

Саморегулирование IT-индустрии

 

Большинство компаний, работающих в интернет – отрасли, осознают риски, связанные со столкновением детей и подростков с нежелательной информацией, и предпринимают технические и организационные меры по снижению этих рисков:

 

-возможности безопасного поиска предлагают поисковые системы (фильтрация результатов, содержащих изображения или ключевые слова, рассматриваемые как неподходящие для детей);

 

-у большинства сотовых операторов есть услуга «Детский Интернет», которая позволяет просматривать только безопасные ресурсы (подобные услуги предлагают многие провайдеры проводного доступа в Интернет);

 

-средства «родительского контроля» — специализированное программное обеспечение, позволяющее управлять доступом детей в Интернет (подобные средства помогают на свое усмотрение устанавливать ограничения по времени и выбирать, какую информацию в Сети может видеть ребенок);

 

-предоставление пользователям возможности пожаловаться на неприемлемый и противоправный контент (механизмы реализованы на видеохостинге YouTube, в российских и международных социальных сетях и на большинстве платформ, где существует возможность размещать пользовательский контент). Эти функции призывают интернет-пользователей быть ответственными участниками сообщества и не только самим не размещать неприемлемую информацию в Интернете, но и сообщать о нарушениях модераторам ресурсов, чтобы те имели возможность своевременно удалять подобный контент.

 

Контентные риски, связанные с использованием Интернета, — отражение рисков реального мира. Поэтому их невозможно побороть только техническими мерами — ни одна из них по отдельности не является эффективной на 100 %.

 

Учитывая трудности,   связанные с запрещением всех форм потенциально опасного контента, для обеспечения безопасности детей в Интернете важно формирование и развитие у них информационной компетентности. В том числе способности и готовности оценивать основные риски, связанные с распространением в Сети противозаконной и негативной информации, угрожающей здоровью и развитию детей и подростков.

 

 Коммуникационные риски: – это риски, связанные с процессом общения,

возникающего при межличностном взаимодействии пользователей интернет пространства. Этот вид рисков распространён на площадках для общения – в форумах, блогах, социальных сетях

Немного терминологии:

• груминг – склонение детей к действиям сексуального характера;

• секс-чатинг – общение на сексуальные темы;

• секстинг – пересылка сообщений интимного содержания;

• sextortion (сексторшн) – шантаж с использованием материалов

интимного характера.

Именно к шантажу с использованием материалов интимного характера

относится подавляющая часть всех преступлений в Интернете, по которым

возбуждают уголовные дела, когда дети и подростки оказываются

пострадавшими. Но для того чтобы чем-то шантажировать, это что-то надо

заполучить.

И многие юные пользователи, исходя из ложной анонимности, ложной

невидимости и ложной безответственности, считают, что о том, что они

делают в Интернете, никто не узнает. И начинается нарушение общепринятых норм, касающихся обнажения, чем замечательно пользуются злодеи с той стороны экрана. Если у ребенка в телефоне есть видеокамера, а с той стороны экрана есть человек, который его может «взять на крючок», ребенка можно заставить делать все, что угодно и снимать все, что угодно.

Загруженные в дополнение ко всему перечисленному идентификационные данные (фотография, номер школы, имя мамы-папы и пр., да еще и с метками геолокации) еще больше облегчают переход преступника в реальный мир, и встреча под предлогом: «Здравствуй, я твой дядя из Москвы, о котором тебе никогда не рассказывали» планируется гораздо легче.

 

Следующие риски связаны с травлей ребенка в сети (еще парочка

терминов – буллинг (травля) и кибербуллинг (травля в сети): периодические

сообщения, содержащие оскорбления, агрессию, запугивание, либо наоборот

– социальное бойкотирование.

Буллинг имеет своей целью конкретную жертву. По форме буллинг

может быть не только словесным оскорблением. Это могут быть фотографии,

изображения или видео жертвы, отредактированные так, чтобы быть более

унизительными, может исходить от одного человека или группы людей, по

одному или нескольким электронным контактам жертвы: на электронный

ящик, в мессенджеры, в социальных сетях и т.д.

Кибербуллинг также может перерасти в реальное насилие над ребенком,

но чаще происходит наоборот – травля берет начало в отношениях с

реальными людьми, и жертва знает своих оскорбителей.

 

Если вы столкнулись с ситуацией, когда необходимо обратиться в

органы охраны правопорядка, то сделать это можно через сервис приема обращений на портале МВД России.

 

Работает также телефонная линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета Российской Федерации. Телефонная линия предназначена для незамедлительного реагирования на обращения граждан о совершенном или готовящемся преступлении в отношении несовершеннолетних, а также по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Является бесплатным для звонков из г. Москвы и регионов Российской Федерации. Режим работы: круглосуточно.

 

Линия помощи “Дети Онлайн”

Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн” по телефону: 8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный).

 

 

Предупреждение кибербуллинга. Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;

 

    Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;

 

    Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;

 

    Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;

 

    Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

 

 

 

Электронные риски— это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д.

 

Вредоносные программы - различное программное обеспечение (вирусы,

черви, «троянские кони», шпионские программы,  и др.), которое может нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

 

 Вирусы. Вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи с целью нарушения работы программно аппаратных комплексов, удаления файлов, приведения в негодность структур размещения данных, блокирования работы пользователей или же приведения в негодность аппаратных комплексов компьютера.

 

Черви. Разновидность вредоносной программы, самостоятельно распространяющейся через локальные и глобальные компьютерные сети.

 

Троя́нская программа (также — троя́н, троя́нец, троя́нский конь)- вредоносная программа, распространяемая людьми, в отличие от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно.

 

Шпионские программы. (альтернативные названия - Spy, SpyWare, Spy-Ware, Spy Trojan) принято называть программное обеспечение, собирающее и передающее кому-либо информацию о пользователе без его согласия. Информация о пользователе может включать его персональные данные, конфигурацию его компьютера и операционной системы, статистику работы в сети Интернет.

 

Профилактика электронных рисков:

 

Используйте антивирусные программы;

Не открывайте файлы, присланные Вам по электронной почте неизвестными людьми;

Используйте только лицензионные программы и данные;

Делайте резервную копию важных документов;

Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.

 

 Потребительские риски– злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества, и др.

 

Профилактика потребительских рисков:

 

 

Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;

 

Не оставляйте в свободном для ребенка доступе банковские карты и платежные данные, воспользовавшись которыми ребенок может самостоятельно совершать покупки;

 

Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности;

 

 

 

 

 

 

 

IV.Дискуссия родительской аудитории по вопросам:

 

Сталкивались ли Вы с подобными интернет-рисками?

 

Как помочь ребенку, попавшему в сложную ситуацию на просторах Интернета?

 

Необходима ли профилактика интернет-рисков и способы ее проведения.

 

 

 

Заключительный этап:

Проверяем уровень интернет-безопасности онлайн https://i-riski.ru/

вручение памяток родителям.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Ростовская область Аксайский район

Ростовская область Аксайский район

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность темы занятия:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность темы занятия:

Помещение, стулья по количеству участников, столы, бумага, карандаши, магнитная доска, раздаточный материал ,мультимедийный проектор, компьютер с выходом в интернет

Помещение, стулья по количеству участников, столы, бумага, карандаши, магнитная доска, раздаточный материал ,мультимедийный проектор, компьютер с выходом в интернет

Ход круглого стола. I. Вводный блок информации «Компьютер и

Ход круглого стола. I. Вводный блок информации «Компьютер и

Видите, сколько возможностей дает нам

Видите, сколько возможностей дает нам

Потенциальный вред от столкновения с негативным контентом и реакция ребенка на подобные материалы напрямую зависит от его возраста, индивидуальных особенностей, предыдущего опыта, психологического состояния и…

Потенциальный вред от столкновения с негативным контентом и реакция ребенка на подобные материалы напрямую зависит от его возраста, индивидуальных особенностей, предыдущего опыта, психологического состояния и…

YouTube, в российских и международных социальных сетях и на большинстве платформ, где существует возможность размещать пользовательский контент)

YouTube, в российских и международных социальных сетях и на большинстве платформ, где существует возможность размещать пользовательский контент)

Загруженные в дополнение ко всему перечисленному идентификационные данные (фотография, номер школы, имя мамы-папы и пр

Загруженные в дополнение ко всему перечисленному идентификационные данные (фотография, номер школы, имя мамы-папы и пр

Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей

Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей

Шпионские программы. (альтернативные названия -

Шпионские программы. (альтернативные названия -

IV .Дискуссия родительской аудитории по вопросам:

IV .Дискуссия родительской аудитории по вопросам:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2021