Тема:
«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»
Цель:
• познакомить коллег с методами и приемами использования информационно коммуникационных технологий;
• формировать желание у коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, проанализировать возможности ИКТ;
• выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности. Задачи:
• ознакомить с основными нормами ИКТ для реализации интеграции и внедрения информационных технологий в процессы воспитания и обучения;
• сформировать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка;
• обобщение знаний в соответствие с требованиями ФГОС ДО, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность с применением ИКТ в ДОУ;
• довести до педагогов информацию о соответствующих санитарных правилах и нормах (СанПиН) при использовании ИКТ в ДОУ. Значимость:
• материал будет полезен педагогическим работникам для обогащения знаний в вопросах использования различных средств информационно– коммуникативных технологий в работе коллегами, с родителями воспитанников, и непосредственно, с воспитанниками. Ожидаемые результаты:
• повышение уровня информационной компетентности педагогов ДОУ в вопросах применения ИКТ в ДОУ;
• повышение активности и заинтересованности у педагогов по выбору использования разнообразных средств информационных технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОУ;
• практическая демонстрация использования надстройки к PowerPoint - новой утилиты Mouse Mischief (несколько мышей) с подключением нескольких мышей – анкетирование педагогов;
• результаты анкетирования педагогов по основным годовым задачам ДОУ за текущий учебный год.
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
В настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии - технологии доступа к различным информационным источникам, помогающим в решении многих задач: в воспитательно – образовательной, коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение.
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование: компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование компьютерных технологий помогает:
• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.) всех участников образовательного процесса.
Данные интерактивные материалы:
• позволяют увеличить восприятие, обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
• использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное.
Преимущества использования интерактивных материалов в процессе образовательной деятельности с использованием информационно-
коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет вместе с родителями.
Высокая динамика образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Подбор иллюстративного материала к занятиям может использоваться и для оформления стендов, альбомов, помещений группы, кабинетов (сканированные изображения, Интернет; принтер, презентация, обучающие и развивающие лицензионные компьютерные программы), а также для создания авторских дидактических игр, электронных тренажеров и интерактивных наглядных пособий.
Компьютерные презентации, флештренинги и обучающие видео-ролики можно использовать для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога; для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми; для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний, для сопровождения концерта или проведения родительских собраний. Это возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и их образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
• использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
• использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Преимущества использования ИКТ перед традиционными формами обучения заключаются в следующем:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
• компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их;
Таким образом, компьютер становится развивающим средством самостоятельной деятельности ребёнка.
При использовании ИКТ технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений.
По требованиям СанПин занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5 лет – 10 минут, для детей 6-7 лет – 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.
Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия.
Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы).
Выделяют три основных вида образовательной деятельности с использованием ИКТ:
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
2. Занятие с компьютерной поддержкой.
3. Диагностическое занятие.
Занятие с мультимедийной поддержкой:
Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или подбирается просто иллюстративный материал.
На таком занятии используется или компьютер (планшеты), или экран (интерактивная доска), или телевизор, или смарт-столы.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Занятия с компьютерной поддержкой:
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ, лицензионных пособий и развивающих дисков. На таком занятии может использоваться надстройка к PowerPoint - новая утилита Mouse Mischief (несколько мышей) с подключением нескольких мышей, что позволяет работать за одним компьютером нескольким воспитанникам одновременно – до 25 человек.
Но об этой утилите несколько подробнее позже!
Отдельно следует озвучить требования, предъявляемые к развивающим детским программам:
• наличие лицензионных характеристик,
• исследовательский характер,
• легкость для самостоятельных занятий ребенка,
• развитие широкого спектра навыков и представлений,
• высокий технический уровень, возрастное соответствие,
• занимательность.
Диагностические занятия.
Для проведения таких занятий требуются специальные программы, которые встречаются в последнее время довольно часто. На сегодняшний момент существуют диагностические и мониторинговые комплексы, разработанные по некоторым современным общеобразовательным программам ДО.
Но разработать такие компьютерные диагностические комплексы можно и самостоятельно. С помощью средств прикладных программ офиса операционной системы Windows, можно разработать такие тестовые задания и использовать их для диагностических исследований процесса развития и обучения воспитанников, как: Microsoft PowerPoint, новая утилита Mouse Mischief с подключением нескольких мышей, изображения, файлы с расширением pdf и т.д.
Также для обработки, хранения и статистического анализа динамических данных диагностических и мониторинговых исследований можно применять следующие форматы: это документы Microsoft Word, таблицы Microsoft Excel, базы данных Microsoft Access. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям.
Использование специальных компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты на проведение необходимых исследований, но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике в электронном формате.
Отдельно хочется отметить, что наличие сайта у организации в наше время не роскошь, а необходимость. Наш детский сад имеет свой собственный официальный сайт, а это говорит о том, что он современный, прогрессивный, соответствующий текущим стандартам.
Благодаря ему мы можем эффективно общаться с родителями, доносить до них актуальную информацию и делиться советами по воспитанию детей. Это, безусловно, способствует созданию позитивного имиджа нашего детского сада. Какие задачи поможет решить детскому садику сайт в Интернете?
1. Поиск новых клиентов. Молодые родители привыкли искать всю информацию в глобальной сети. И подбор садика своему чаду – в том числе.
2. Поддержка общения с родителями. На сайте могут публиковаться новости садика, расписание мероприятий, выкладываться альбомы с фотографиями деток, а также создаться страницы групп.
3. Поддержка общения между родителями. Они смогут делиться между собой мнениями, как о самом садике, так и о воспитании ребёнка, обмениваться полезными советами.
4. Педагоги могут создать собственные тематические и профессиональные сайты для распространения своего педагогического опыта и повышения своих профессиональных компетенций.
Теперь перейдем непосредственно к знакомству с одной из вариаций применения ИКТ в ДОУ – утилитой Mouse Mischief с подключением нескольких мышей.
Применение данной утилиты Mouse Mischief довольно несложно и имеет ряд преимуществ:
ТЕХНИЧЕСКИХ
• является бесплатной;
• внедряется в достаточно знакомую среду PowerPoint, а значит, нет необходимости тратить время на изучение новых приложений;
• нет необходимости приобретать дорогостоящее оборудование - нужен только один компьютер, USB-концентратор и USB–мыши. Дети работают ОДНОВРЕМЕННО на мониторе каждый своей мышью.
• имеется наглядный обзор возможностей непосредственно в самой утилите;
• Mouse Mischief создает слайды с функцией выбора ответа, дорисовывания ответов или соединения линий.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ преимущества:
• Можно использовать и в детском саду и дома.
• Mouse Mischief позволяет пробудить любопытство детей, внедряя интерактивные технологии в процесс обучения.
• Повышается мотивация и познавательный интерес. Воспитанники занимаются с удовольствием, отслеживая свои ответы на общем экране при помощи разноцветных курсоров мыши (каждая мышь имеет свою картинку).
• Способствует совместной работе, поскольку есть режим «работа в команде»– для выполнения задания все участники команды должны работать совместно.
• Данную утилиту можно применять и в работе с взрослой аудиторией: анкетирование, опросы, голосование, срезы определенных знаний и т.д.
Таким образом, компьютер, наряду с обычными игрушками, может стать как для ребёнка, так и для взрослого, средством решения задач игровой деятельности.
Использование новых информационных технологий, в том числе и Mouse Mischief позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения:
• повышается интенсивность обучения;
• достигается индивидуализация обучения;
• обеспечивается объективность оценивания результатов; увеличивается доля самостоятельной работы.
Самостоятельная работа за компьютером – это основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности, что является важным при подготовке ребёнка к обучению в школе.
Технология «несколько мышей» на сегодняшний день развивается.
Обновляется банк презентаций на главной странице Microsoft Mouse
Mischief .
В Сети творческих учителей создана ТГ «Несколько мышек», где обсуждаются вопросы установки, применения этой утилиты. Создается библиотека презентаций, в которой есть примеры применения утилиты для всех ступеней образования. Появляются специальные образовательные программы с применением нескольких мышей, в частности «Фантазеры. МУЛЬТИтворчество. Программно-методический комплекс» производства Новый диск.
Внедрение ИКТ-технологии в дошкольные образовательные учреждения, это объективная необходимость, которой следует уделять больше внимания.
Таким образом, мы можем констатировать, что использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя:
• может дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование,
• информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Возможности использования современного компьютера и других мультимедийных средств позволят наиболее полно и успешно реализовать развитие индивидуальных способностей ребенка.
Использование компьютера в ДОУ может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, во взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя.
Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно ведет к росту достижений и ключевых компетентностей воспитанников. В этот процесс вовлекаются и родители – начинают активнее участвовать в групповых проектах, интересуются жизнью не только ребенка в группе, но детского сада, целиком.
А теперь, благодарим вас за внимание, и переходим к нашей практической части.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.