Департамент образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы-интерната
_____________ Дузькряченко Л.Д.
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «ДАЙ ЛАПУ, ДРУГ!»
Направление «Межпредметное»
Номинация «Долгосрочные проекты»
База реализации проекта: обучающиеся (8-18 лет) отделения слабослышащих детей (30 человек), родители, законные представители (30 человек)
Авторы:
Копылова Ольга Николаевна –
учитель биологии
высшей квалификационной категории;
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Томск-2013/2020 гг.
Содержание
П/№ |
|
С. |
I. |
Постановка проблемы с указанием причин………………………… |
3 |
II. |
Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода………………………………………………………………… |
4 |
III. |
Актуальность исследовательской деятельности обусловлена следующим образом…………………………………………………… |
4 |
IV. |
Степень научной разработанности проблемы…………………….. |
5 |
V. |
Паспорт исследовательского проекта……………………………….. |
5 |
VI. |
Объект проектной деятельности…………………………………….. |
7 |
VII. |
Предмет проектной деятельности…………………………………… |
7 |
VIII. |
Главная цель…………………………………………………………. |
7 |
IX. |
Задачи проекта……………………………………………………….. |
8 |
X. |
Методологическая основа исследования………………………….. |
8 |
|
10.1. Гипотеза………………………………………………………… |
9 |
|
10.2. Основные принципы…………………………………………… |
9 |
XI. |
Ресурсы проекта………………………………………………………. |
10 |
XII. |
Основной механизм реализации проекта…………………………… |
11 |
XIII. |
Последовательный перечень этапов………………………………….. |
12 |
|
13.1. 1 этап – организационно-подготовительный ………………. |
12 |
|
13.2. 2 этап – практико-ориентированный………………………….. |
12 |
|
13.3. 3 этап – итогово-аналитический……………………………….. |
12 |
XIV. |
Поэтапный план реализации проекта……………………………….. |
13 |
|
14.1. 1 этап – организационно-подготовительный…………………. |
13 |
|
14.2. 2 этап – практико-ориентированный…………………………. |
14 |
|
14.3. 3 этап – итогово-аналитический………………………………. |
15 |
XV. |
Информационная схема проекта……………………………………… |
16 |
XVI. |
Конечный продукт проекта – предполагаемый результат………… |
17 |
XVII. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта……………… |
18 |
XVIII. |
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий …………………………….. |
19 |
XIX. |
Итог (выводы, рефлексия)………………………………………….. |
19 |
XX. |
Список использованной литературы, Интернет-источники……… |
20 |
XXI. |
Приложение…………………………………………………………… |
22 |
«День, который Вы прожили,
не совершенен до тех пор,
пока Вы не сделали что-нибудь для кого-то,
кто никогда не сможет возместить Вам этот долг»
(Рут Шмельцер)
I. Постановка проблемы с указанием причин (важность проблемы)
Проблема бездомных животных была искусственно создана в России во второй половине 1990-х годов. За это время миллионы россиян подобрали бездомных животных на улицах городов, посёлков, деревень.
В развитых странах обитание домашних животных на улице недопустимо, так как это приводит к страданиям и смерти животных и считается максимальным садизмом по отношению к ним. Эта аксиома понятная всем здравомыслящим людям, понимающим, что жизнь бездомных животных полна страданий. Самое страшное – быть никому не нужным, лежать на обочине и корчиться от боли на глазах у прохожих.
В городе собакам и кошкам легко попасть в беду: стать выброшенными хозяевами или просто потеряться. Животные попадают под колёса, становятся мишенями для догхантеров («охотники на собак»). Животные умирают от голода, холода и болезней.
Чуткое отношение к животным посредством эколого-нравственного воспитания в школе-интернате для обучающихся с нарушениями слуха – это не мода, не очередное увлечение, это направление носит информационный, практико-ориентированный характер, формирует у детей толерантность, милосердие, закладывает первоначальные знания об отношении к животным, помощи, защите и поддержке братьев наших меньших.
Нам пришла идея о запуске проекта «Дай лапу, друг!» в рамках программы «2013 год – год охраны окружающей среды», целью которой является повышение экологической грамотности самых широких слоёв населения, и в первую очередь, учащихся образовательных учреждений разного уровня. Данный проект был выбран не случайно, так как давно доказано, что общение с животными благотворно влияет на человека. Прогулки с собакой избавляют от гиподинамии, поглаживание кошки успокаивает нервы. Появились целые методики занятий с животными-терапевтами.
В ходе реализации проекта «Дай лапу, друг!» с сентября 2013 года, наше образовательное учреждение активно сотрудничает с томской зоозащитной организацией «Содружество», её представителями, волонтёрами, пропагандирующими бережное отношение к бездомным животным. Суть этого проекта – воспитать растущее поколение в духе гуманности к братьям нашим меньшим и ко всему окружающему миру. Важным аспектом является расширение представлений о помощи и поддержке бесхозных животных.
II. Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода
Существующий подход – отстрел или усыпление безнадзорных животных – не является решением проблемы. Такая политика нерезультативна, так как не позволяет бороться с причиной проблемы появления бездомных животных в населённых пунктах. Данный метод ведёт к увеличению числа рождающихся щенков в одном помёте, приводит к постоянным миграциям.
Под отстрел попадают, в большинстве случаев, адекватные и прирученные собаки, не боящиеся подойти к человеку на расстояние выстрела и, следовательно, безопасные для населения. Собаки пугливые, агрессивные и потенциально опасные, имеют больше шансов выжить при отстреле, т.к. они не подойдут к человеку достаточно близко. При регулировании численности бездомных животных только таким способом решить проблему не удастся.
Приемлемый способ регулирования состоит в том, что бездомные животные отлавливаются, стерилизуется и после снятия швов выпускается в прежнее место обитания. Через несколько лет количество животных начнёт уменьшаться естественным образом.
Проектная деятельность предполагает создание информационного ресурса как на школьном образовательном сайте, в сети интернет, так и на электронных носителях (видеоролики, презентации, внеурочные мероприятия, и др.) по программам «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», которые помогают детям, родителям, педагогам, волонтёрам в работе с детьми младшего, среднего и старшего возраста.
В рамках проекта обучающиеся не только получают сведения о животных, об окружающей среде, но и занимаются трудовой деятельностью – мастерят скворечники, кормушки, тёплые постилки для кошек и собак, различные поделки, и а также участвуют в благотворительности – приобретают корм для животных питомника, пополняют финансовую копилку, подкармливают птиц и др.
III. Актуальность исследовательской деятельности обусловлена следующим образом.
Большинство людей не обращают внимания или делают вид, что не замечают, но эта проблема бездомных животных остаётся актуальной. Даже сами по себе уличные животные составляют множество проблем для человеческого общества. По пути домой многие не раз с опаской обходили стаи озлобленных собак. Правда, нельзя сказать, что озлобленность вызвана не обоснованной агрессией, в большинстве случаев это всего лишь ответная реакция на жестокое отношение людей к животным. Также нужно отметить проблему распространения опасных заболеваний, которые распространяются среди бесхозных животных и могут передаваться людям различными путями (при укусе – бешенство, при поглаживании – гельминтозы, лишаи и др.). Люди не задумываясь, избавляются от заведённых ими питомцев, пополняя тем самым и так многочисленную армию уличных животных.
Мир животных удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что-то новое, удивительное, необычное. Воспитание в детях осознания необходимости нравственного отношения к животным в целом, а к бездомным животным в частности, понимание ответственности человека за братьев наших меньших не менее важно, чем умение писать и читать.
IV. Степень научной разработанности проблемы
Долгое время организация совместной деятельности школьников и педагогов, которая охватывала как учебное, так внеучебное время, носила название «метода целевого акта». Только в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол Д. Снезден употребил слово «проект», говоря об инновационных методах, а в 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект» применительно к образовательному процессу.
Научные основы современной образовательной политики в США были выработаны американским философом Дж. Дьюи ещё в конце ХIХ – начале ХХ столетия [15]. Основные тезисы его позиции: соединение обучения с производственным трудом; единство теории и практики в процессе обучения; постоянная связь школы с жизнью; построение преподавания на близком к интересам учащихся материале. Наибольший интерес, с точки зрения степени разработки исследуемой проблемы, представляют работы российских исследователей: Л.С. Выготского (1896-1934 гг.), А.Р. Лурии (1902-1977 гг.), А.Н. Леонтьева (1903-1979 гг.). Первые попытки раскрытия сущности проектной деятельности на общепсихологическом уровне предприняты в исследованиях К.Д. Ушинского (1824-1870 гг.), С.Л. Рубинштейна (1889-1960 гг.) и др. В настоящее время целесообразность и необходимость проектного обучения в России доказана. Важность проекта в жизнедеятельности детей с дефицитарным развитием (нарушениями слуха) весьма актуальна. Структура и содержание проекта представлены в таблице 1.
Таблица 1
V. Паспорт исследовательского проекта |
||
№ |
Структура |
Содержание |
1. |
Тема проекта |
«Дай лапу, друг!» |
2. |
Цель проекта |
Создание условий для развития познавательного опыта и практических навыков детей в процессе формирования начал экологической культуры, адекватного отношения ребёнка к живой природе, взаимодействия с бездомными животными |
3. |
Задачи проекта |
Образовательные: мотивировать учебно-познавательную деятельность. Развивающие: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату с помощью активного общения с волонтёрами, педагогами. Воспитательные: формировать умение встать на защиту бездомных животных. Коррекционные: активизировать слуховое восприятие, мотивировать к обобщению предметно-практической деятельности в рамках проектной деятельности |
4. |
Активные участники проекта, возраст |
Обучающиеся младшего, среднего и старшего звена в количестве 30 человек от 8 до 18 лет |
5. |
Авторы проекта, должность |
Копылова Ольга Николаевна – учитель биологии, Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов |
6. |
Волонтёры Томской областной общественной благотворительной зоозащитной организации «Содружество» |
Светлана Ракитина - председатель организации, Макс Попов – активист организации, волонтёр https://vk.com/sodryzestvo |
7. |
Консультанты, пассивные участники проекта
|
Фролова Наталья Степановна – заместитель директора по учебной работе Татьяна Фёдоровна Запорожан – школьный врач высшей категории; Краева Ирина Тимофеевна – учитель технологии; Крицкая Инна Геннадьевна – учитель музыки Карауш Ирина Сергеевна – врач-педиатр, психотерапевт, специалист НИИ психического здоровья СО РАМН; |
8. |
Тип проекта по доминирующей деятельности |
Информационно-практический проект, чётко ориентированный на конечный результат |
9. |
Тип проекта по предметно-содержательной области |
Межпредметный в разных областях: основы безопасности жизнедеятельности, природоведение, развитие речи, трудовое обучение, предметно-практическое обучение, изобразительное искусство, чтение, развитие слухового восприятия, формирование произношения |
10. |
Тип проекта по характеру координации |
Со скрытой координацией (гибкий) |
11. |
По количеству участников |
Групповой (классный) |
12. |
По широте охвата содержания |
Обучающиеся и общество, обучающиеся и родители, обучающиеся и волонтёры, обучающиеся и педагоги, обучающиеся и медицинские работники |
13. |
По времени проведения |
Продолжительный (с 01.09.2013 по 2020) долгосрочный |
14. |
По характеру контактов (степени охвата) |
Внутришкольный, региональный, международный. Последние два типа являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий |
15. |
Образовательная область |
Основы безопасности жизнедеятельности, ознакомление с окружающим миром, литературное чтение, развитие слухового восприятия, формирование произношения, ППД |
16. |
Учебный предмет |
Природоведение, основы безопасности жизнедеятельности |
17. |
Методы, использованные в работе над проектом |
Сбор информации, беседы, исследование, наблюдение, сравнение, умозаключения, речевые высказывания, причинно-следственные связи, благотворительность, выводы, рефлексия |
18. |
Форма представления проекта |
Буклет, презентации: «Дай лапу, друг!», «Моё беспокойное хозяйство», «Мои любимые животные» и др. |
19. |
Образовательное учреждение, адрес |
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», Томск, ул. Дзержинского, дом 19, 634041 |
20. |
Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта, Интернет-сайты |
Соц.сети
проекта: https://vk.com/sodryzestvo https://vk.com/id371666578 https://ok.ru/f.zhivotnymvlangepase |
21. |
Словарь исследователя (понятийный аппарат) деятельности на первое место встаёт задача проектирования исследования, параллельно активизируется слуховое восприятие, формируется произношение, пополняется словарный запас, обогащается речевая деятельность |
Животные, бездомные, милосердие, душевность, благоразумие, брошенные, ухаживать, благотворительность, жестокое отношение к животным, бережное отношение к животным, гуманное отношение к животным, приют для животных, собака – хищное млекопитающее животное домашняя собака безнадзорная собака бесхозная собака владелец собаки содержание собаки приют (питомник) для собак пункт временного содержания собак учётный знак домашних собак жетон на ошейнике |
22. |
Целевая группа
|
Обучающиеся, родители, законные представители, педагоги, медицинские работники, волонтёры |
VI. Объектом проектной деятельности является процесс формирования у обучающихся осознанного отношения к проблеме брошенных животных, совместной деятельности в процессе взаимодействия с педагогами, волонтёрами.
VII. Предметом исследования является совместная деятельность волонтёров Томской областной общественной благотворительной зоозащитной организации «СОДРУЖЕСТВО» и обучающихся в процессе взаимодействия с животными приюта «Содружество» как средство воспитания бережного отношения к животным.
VIII. Главная цель: создание условий для развития познавательного опыта и практических навыков детей в процессе формирования начал экологической культуры, адекватного отношения ребёнка к живой природе, взаимодействия с бездомными животными.
IX. Задачи:
Образовательные:
мотивировать учебно-познавательную деятельность;
учить формулировать собственное мнение, уметь задавать вопросы;
определять цели, способы взаимодействия;
привлекать к проблеме защиты бездомных животных обучающихся, их родителей, педагогов;
организовывать собственную деятельность, фиксировать моменты наблюдения;
знакомить с элементарными методами и приёмами по уходу за животными;
работать с дополнительной литературой.
Развивающие:
предвидеть возможности получения конкретного результата – облегчение жизнедеятельности бездомных животных;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату с помощью инструкции волонтёров, педагогов;
самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать результат собственной благотворительной деятельности;
обогащать практико-деятельностный опыт по взаимодействию с бездомными животными.
Воспитательные:
учить сознательно и творчески подходить к процессу исследования;
осуществлять рефлексию собственных действий.
воспитывать бережное отношение к животным, стойкое предотвращение жестокого обращения с животными;
прививать детям с нарушениями слуха гуманного отношения к бездомным животным;
формировать умение встать на защиту бездомных животных;
повышать уровень сознания, этического и гуманного отношения к животным.
Коррекционные:
развивать умение слушать и слышать, действовать в заданных условиях;
осознано и произвольно выказывать желание к взаимодействию с бездомными животными;
строить речевые сообщения в устной форме;
активизировать слуховое восприятие, мотивировать к обобщению предметно-практических действий в рамках проектной деятельности.
X. Методологическая основа исследования (обоснованность выбора использованных методов)
У детей с нарушениями слуха недостаточен объём знаний в области естественнонаучных представлений. Они затрудняются в установлении причинно-следственных взаимосвязях появления таких проблем как «бездомные, бесхозные животные». Поэтому при разработке проекта «Дай лапу, друг!» использовали метод коммуникации, организованного детского взаимодействия в индивидуальной и коллективной предметно-практической деятельности.
Метод исследования – наблюдения, взаимодействия с бездомными животными, позволяет обучающимся с особенностями в развитии реализовать заложенную в них программу поддержки, помощи братьям нашим меньшим, оказавшимся в трудной ситуации вполне доступным для них способом – путём наблюдения, анализирования, сравнения, обобщения.
Метод планирования включает цели, задачи, определяет результативность проекта, последовательность действий, корректировки.
Метод диагностического анкетирования: состоит из наблюдений, бесед, анализа продуктов творчества деятельности, экспертной оценки.
Опытно-экспериментальная работа с целью определения эффективности практической деятельности обучающихся в процессе поддержке и помощи животным, формирования личных жизненных компетенций.
Методы математической статистики, для обработки данных полученных при исследовании.
10.1. Гипотеза – при внедрении эффективных педагогических технологий – информационно-практико-ориентированного проекта в учебно-воспитательный процесс, неизбежна положительная динамика основных показателей образовательных и воспитательных результатов. Проектная деятельность поможет выяснить, что без участия, поддержки и помощи животным, их жизнь обречена на гибель.
10.2. Основные принципы проекта:
Проект «Дай лапу, друг!» поможет:
Воспитанию бережного отношения к домашним животным. (Дети должны считать преступным выбрасывание животных на улицу. Если нет условий для содержания собак или кошек, то и не стоит их заводить).
Сформировать принципы благополучия животных:
• никто не имеет право причинять животному ненужной боли, страданий или ущерба;
• никто не имеет право бросать домашнее животное;
• любой человек, содержащий домашнее животное должен нести ответственность за его здоровье и благополучие и должен обеспечить ему место для проживания, уход и заботу.
Применять принцип доступности, позволяющий легко проводить обучающие занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов в конкретных условиях образовательного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей образовательной деятельности с применением дистанционных технологий и сетевых средств обучения (интерактивных тестов, тренажеров удаленного доступа и др.).
Проект позволяет использовать принцип гибкости, который даёт возможность участникам образовательного процесса работать в подходящем для них темпе и в удобное время.
Принцип модульности, позволяющий родителям и педагогам использовать необходимые для них сетевые образовательные программы (или отдельные составляющие образовательных программ) для применения индивидуальных образовательных маршрутов.
Принцип оперативности и объективности оценивания достижений воспитанников, учитывающий зоны актуального и ближайшего развития, структуру дефекта и образовательные возможности каждого ребёнка.
У детей будут сформированы элементарные знания культура по оказанию помощи бездомным животным, по уходу за животными в домашних условиях.
XI. Ресурсы проекта.
Для реализации данного проекта используются следующие ресурсы.
Научно-методические:
оснащение обучающихся рекомендациями, методическими пособиями по сопровождению и уходу за бездомными животными;
оценка результативности реализации проекта, его механизмов, критериев и показателей на развитие ребёнка с нарушениями слуховой функции.
Кадровые:
Н.С. Фролова – завуч по учебной работе – консультант;
Т.П. Мурина – председатель методического объединения МО;
О.Н. Копылова – сурдопереводчик, учитель биологии высшей квалификационной категории – консультант;
Р.И. Моисеева – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, педагог-психолог;
И.Т. Краева – учитель технологии высшей квалификационной категории;
И.Г. Крицкая – учитель музыкально-ритмических занятий;
И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт, специалист НИИ психического здоровья СО РАМН;
Т.Ф. Запорожан – школьный врач высшей квалификационной категории.
Волонтёры Томской областной общественной благотворительной зоозащитной организации «СОДРУЖЕСТВО» http://www.ourfriends.tomsk.ru/, https://vk.com/feed
Нормативно-правовые:
ü Закон Томской области от 13 августа 2010 г. N 154-ОЗ «О содержании собак и кошек в Томской области» (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 29 июля 2010 г. N 3451);
ü Закон о содержании собак и кошек в Томской области. Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 29.07.2010 № 3451;
ü В ред. Законов Томской области от 14.06.2011 № 103-ОЗ, от 15.03.2013 № 39-ОЗ) РФ Федеральный Закон о защите животных от жестокого обращения. Положение об Управлении ветеринарии Томской области (в ред. от 13 января 2017 года);
ü Закон Томской области от 10.07.2007 N 134-ОЗ (ред. от 13.03.2012) «Об охране окружающей среды в Томской области». Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 29.09.2005 N 2451;
ü Закон о содержании собак в Российской Федерации 24 Октября 2014 13:28 | 65574. Версия для печати. Вносится депутатами Государственной Думы В.В.Жириновским, А.Н.Диденко, В.С.Золочевским;
ü Закон Томской области от 12.01.2007 N 22-ОЗ (ред. от 08.05.2007) «Об экологической экспертизе в Томской области»;
ü http://www.ourfriends.tomsk.ru/Zakony/ .
Информационные:
школьная библиотека;
школьный методический ресурсный отдел;
ресурсы сети Интернет;
художественная, методическая, научно-популярная литература;
телевидение;
ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ЦДО г. Томска;
формирование банка данных по реализации проекта;
информирование общественности о ходе проведения проектных организационных, мониторинговых мероприятий.
Материально-технические:
проект реализуется на базе школы-интерната, оснащён в соответствии с современными требованиями (компьютерный класс, видеокамера, фотоаппарат, сканер);
изготовление наглядного, речевого, предметно-практического материала.
Финансовые:
финансовое обеспечение работы проекта осуществляется за счёт благотворительных средств со стороны родителей, законных представителей, частично администрацией школы-интерната, педагогов, обучающихся
XII. Основной механизм реализации проекта:
Особенность проекта «Дай лапу, друг!» в том, что весь материал доступен на школьном сайте в On-line режиме, постоянно пополняется новыми материалами. Помимо этого, родители всегда могут получить консультацию педагогов образовательной организации, волонтёров.
В ходе реализации проекта организуются мероприятия.
ü Акции: «Мы в ответе за тех, кого приручили», сопровождающие благотворительностью, выпуском «листовок», где привлечено внимание к проблеме бездомных животных.
ü Поиск хозяев для бездомных животных.
ü Организация бесед, праздничных мероприятий и развлечений для детей, их родителей, педагогов.
ü Организация совместных мероприятий для воспитанников, их родителей и педагогов образовательной организации с сотрудниками и питомцами приюта «Содружество».
Проведение серии регулярных предметно-практических занятий по изготовлению подстилок, лежаков для кошек, собак, щенков.
XIII. Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию
13.1. 1 этап – организационно-подготовительный
Задачи. Выявление в процессе опроса и анкетирования потенциальных участников проекта (обучающихся, их родителей, законных представителей), их желание участвовать в проекте.
Согласование с администрацией школы-интерната, консультантами, волонтёрами о совместной деятельности в процессе проектной деятельности, получение одобрения.
Разработка плана мероприятий: сбор средств, благотворительность, предметно-практическая деятельность, беседы, круглые столы, наблюдение, работа с литературой, речевыми карточками и др.
13.2. 2 этап – практико-ориентированный
Задачи.
Организация предметно-практической мероприятий в рамках внеурочно-тематического планирования: просмотр видео, работа в школьной библиотеке с энциклопедией, литературой, привлечение к проектной деятельности родителей, законных представителей, сбор материалов для изготовления лежанок, подстилок и др.
Посещение Центра «Содружество», акция «Благотворительность», обучение и закрепление приёмов по уходу за животными, поддержанию их здоровья, что для этого необходимо?
Организация фотосъёмок во время реализации проекта. Ответственные: Горкольцев Сергей, Ширякова Евгения.
13.3. 3 этап – итогово-аналитический
Задачи. Подготовка публикации по итогам реализации этапов проекта.
Написание статьи в научный журнал ISSN 2307-5902 «Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы». http://xn--80adjnibthssp.xn--p1ai/2014-03-23-12-41-07
Составление отчёта по итогам мероприятий проектной деятельности, медиапрезентации по результатам совместной благотворительной деятельности, буклет, слайд-шоу и др.
Награждение активных участников информационно-практико-ориентированного проекта «Дай лапу, друг!» Дипломами, Благодарственными письмами, Благодарностями.
XIV. Поэтапный план реализации долгосрочного проекта
Таблица 2
Поэтапный план долгосрочного проекта |
||||
Задачи |
Мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Ответственные |
1 этап – организационно-подготовительный |
||||
Собрать доступную информацию о домашних животных – собаках для восприятия детьми, обработать и адаптировать её; совместно с родителями и волонтёрами подобрать научный и наглядно-практический материал по данному вопросу; исследовать технологию взаимодействия собак и активных участников проекта. Информировать родителей о том, какую пользу приносит домашний питомец в развитии эмоционального состояния, нравственных качеств ребёнка, его трудолюбия, милосердия и сдержанности
|
Подготовка материалов для работы с волонтёрами, педагогами, родителями, участниками проекта. Просмотр документального фильма «Наши меньшие братья». Постановка и решение проблемных вопросов: «Как собаки приспособились жить в мире людей?», «Могут ли собаки сделать человека лучше?». Беседы: «Если в вашем доме появилась собака?»; «Собака – верный спутник человека», «Детские писатели о собаке в жизни человека». Посещение Центра передержки «Содружество». Виртуальная экскурсия: «Породистые собаки». Оформление информационно-познавательного стенда: «Всё о собаках» |
Изучение литературы Интернет-источников по теме. Индивидуальное и групповое заседание, изучение теоретических основ и педагогического опыта в области проектной деятельности. Познакомить и обсудить с родителями, волонтёрами, детьми задачи и план мероприятий по проекту: «Дай лапу, друг!». Выявить уровень знаний детей о собаках, отношении к ним через тест: «Хорошо ли собакам жить у вас?». Консультация для родителей «Роль домашнего животного в жизни вашего ребёнка». Опрос, анкетирование, согласованность действий, разработка проекта, плана мероприятий. Создание условий для театрализации сказки о грубом слове «Уходи» |
Принятие информации, погружение в проблему, выполнение заданных действий, наблюдение. Сбор художественной и познавательной литературы о собаках. Выпуск рекламного буклета «Наши преданные друзья». Подбор пословиц, стихов, загадок о собаках (с помощью родителей). Составление описательного рассказа о своём домашнем питомце (с помощью родителей). Подбор фотоматериала «Моя любимая собака». Поиск ответов на вопросы: Нужно ли дома содержать собаку? Какие условия нужны для содержания собак? Почему собаки кусаются? Кто помогает собакам у которых нет хозяина? Чем можно кормить собаку? Болеют ли собаки? |
Моисеева Р.И. Копылова О.Н. Крицкая И.Г. Краева И.Т.
Воспитатели
Библиотекарь Ёлкина М. А.
Родители, законные представители
Волонтёры Центра «Содружество»
Педагог-психолог Социальный педагог |
Задачи |
Мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Ответственные |
2 этап – практико-ориентированный |
||||
Формировать интерес к художественно-познавательной литературе о собаках. Познакомить детей с интересными фактами из жизни собак. Воспитывать интерес, желание заботиться о животных. Дать представление о многообразии пород, особенностях внешнего вида собак, расширять кругозор воспитанников. Познакомить детей с особенностями поведения собак различных пород. Закрепить правила безопасного поведения с собаками. Закрепить знания детей о том, какую помощь могут оказать собаки людям разных профессий, развивать кругозор. Учить лепить животных, передавая их характерные особенности. Расширять знания об уходе за собакой. Продолжать знакомить с особенностями жизни собак |
Классные часы: «Собака в жизни человека», «Породистые собаки», «Мир собак в древние времена», «Подвиги верных друзей», «Собачьи профессии», «Значение собаки в жизни человека». Участие в акции «Помоги бездомным животным». Творческая деятельность: лепка «Собака со щенком», изобразительная деятельность «Собачья площадка», «Кошки из приюта», предметно-практическая деятельность «Собаки из приюта», конструирование «Чудесные превращения». Чтение художественных произведений: Г. Остера «Середина сосиски», Т. Собакиной «Друг навсегда». Пересказ произведения Л. Толстого «Пожарные собаки». Познавательная деятельность
|
Взаимодействия с волонтёрами, педагогами, родителями, обучающимися. Подготовка и сбор материалов, организация и проведение внеклассных мероприятий: бесед, классных часов, круглых столов, тестов для предметно-практической, творческой деятельности. Организация бесед: «Осторожно, злая собака!». Организация и проведение экскурсий: «Живые тропики», «Шоу белых китов», «Питомцы благотворительного Центра «Содружества». Организация детей 5 «А» класса к показу сказки дошкольникам о грубом слове «Уходи». Организация и проведение внеклассных мероприятий в читальном зале школьной библиотеке
|
Работа в библиотеке, просмотр видео, фиксация результатов. Изготовление, пошив и вязание ковриков, лежанок, мини-домиков для собак и кошек, содержащихся в Центре «Содружество». Постройка макета жилища для собаки: «Укромное местечко». Сбор материала для брошюры и составление: «Верные друзья». Дидактические игры: «Придумай кличку», «Породы собак», «Наши помощники», «Профессии собак», «Собери картинку» и др. Сюжетно-ролевые игры: «Зоолечебница», «Салон «Жу-жу», «Чем питается собака?». Защита творческих работ: «Мои любимые животные», «Я выбрала профессию сама», «Голубь – птица мира!» (показ презентаций) |
Моисеева Р.И. Копылова О.Н. Крицкая И.Г. Краева И.Т.
Воспитатели Классные руководители
Родители, законные представители
Библиотекарь Ёлкина М.А.
Волонтёры Центра «Содружество»
Педагог-психолог Социальный педагог |
Задачи |
Мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Ответственные |
3 этап – итогово-аналитический |
||||
Закреплять умение работать в коллективе, согласовывать действия. Воспитывать любовь к животным, чуткое, заботливое отношение к ним. Развивать желание родителей оказывать посильную помощь в пополнении и обогащении словаря детей. Формировать интерес к объекту проектной деятельности, развивать творчество и любознательность, желание вносить свой вклад в общее дело по оказанию помощи бездомным животным.. Привлечь родителей к пополнению проектного уголка фигурками собак. Формировать у старших участников проекта желание оказывать помощь младшим в предметно-практической деятельности детей. Формировать позицию активного, заинтересованного участника проекта |
Встречи с волонтёрами Центра: «Содружества». Виртуальные экскурсии (компьютерный класс), закрепление речевого материала посредством организации и проведения бесед, классных часов, круглых столов при активном участии педагогов, родителей, обучающихся – всех участников проекта (читальный зал школьной библиотеки). Защита презентационного материала |
Завершающая деятельность. Работа над созданием брошюры: «Как дети НЕ должны вести себя с собакой» (или о том, что вежливым нужно быть не только с людьми), буклета для просветительской работы: «Это необходимо знать каждому!», презентации по проектной деятельности: «Собака – друг человека!». Анкетирование обучающихся, родителей. Подготовка Дипломов, награждение участников проекта |
Рефлексивная деятельность. Формулируют ответы на вопросы: Понравился ли проект? Был ли ты активным в процессе всего периода проектной деятельности? Испытывал ли трудности? Согласен ли ты дальше быть участником проекта? Отчитываются перед активными и пассивными участниками проекта о своих действиях: Что получилось? Что не совсем получилось? Закрепляют правила безопасного обращения с собаками. Умеют правильно передавать движение, строение и величину собак различных пород. В процессе библиотечного часа декламируют стихотворения, заученные в период проектной деятельности
|
Копылова О.Н. Моисеева Р.И. Краева И.Т. Крицкая И.Г.
Родители, законные представители
Библиотекарь Ёлкина М.А.
Волонтёры Центра «Содружество»
Педагог-психолог Социальный педагог |
XV. Информационная схема проекта разбита на пять блоков:
1 блок «Работа с родителями»
ü Стендовая информация для родителей.
ü Консультации.
ü Тематические родительские собрания.
ü Привлечение родителей к изготовлению листовок и брошюр.
ü Распространение листовок и брошюр.
ü Проведение праздника «Дай лапу, друг!».
ü Совместное, организованное посещение приюта для бездомных животных.
ü Показ слайд шоу.
ü Сбор корма и медикаментов для животных из приюта «Содружество».
2 блок «Работа с детьми»
ü Показ тематических мультимедийных презентаций, составленных педагогами, обучающимися, волонтёрами.
ü Совместное с родителями посещения приюта для бездомных животных.
ü Проведение праздника «Дай лапу, друг!».
ü Проведение праздника «День защиты животных».
ü Беседы, круглые столы.
ü Изобразительная деятельность (рисование).
ü Конструирование, оригами, лепка, аппликация.
ü Изготовление игрушек для бездомных животных.
ü Изготовление книжек малышек о бездомных животных для дошкольников.
ü Изготовление подстилок и лежанок для бездомных животных.
ü 3 блок «Работа с педагогами»
ü Информационный стенд для педагогов.
ü Консультации волонтёров, работников организации «Содружество».
ü Проведение круглых столов с участием волонтёров, родителей.
ü Посещение приюта для животных.
ü Сбор корма и медикаментов для приюта.
ü Просмотр мультимедийных презентаций.
ü Помощь в организации и проведении праздников: «Дай лапу, друг!», «День доброты», «День защиты животных».
ü Распространение листовок и брошюр.
4 блок «Сотрудничество с Центром «Содружество» для животных»
ü Совместное посещение приюта для животных (дети, родители, педагоги).
ü Оказание посильной помощи приюту (выгул животных, чистка клеток животных, доставка кормов и медикаментов для животных при посещении).
ü Совместное проведение праздников: «Дай лапу, друг!», «День доброты», «День защиты животных».
ü Приглашение волонтёров в гости в образовательную организацию.
5 блок «Трансляция проекта через Интернет, СМИ»
ü Статьи в газету, научные сборники.
ü Мультимедийные консультации.
ü Выпуск буклетов.
ü Выпуск пригласительных билетов на выставки кошек и собак.
ü Приглашение на праздники: «Дай лапу, друг!», «День доброты», «День защиты животных».
ü Размещение бесед, занятий, совместных мероприятий на образовательных сайтах: www.zavuch.ru/, https://infourok.ru/, www.uchportal.ru/, https://ps.1september.ru/ и др.
XVI. Конечный продукт проекта – предполагаемый результат
К концу проектной деятельности обучающиеся будут знать:
смысловое значение основных терминов, определяющих статусное положение бездомных животных;
причины и следствия появления бесхозных животных на улицах города, других населённых пунктов;
как оказать помощь, защиту и поддержку бездомным животным-братьям нашим меньшим.
К концу исследования обучающиеся будут уметь:
изготавливать элементарные предметы, облегчающие положение бездомных животных;
выполнять требования по уходу за больными, брошенными животными;
анализировать, делать выводы, умозаключения на основе коммуникаций с педагогами, волонтёрами, родителями;
К концу исследования обучающиеся закрепят:
опыт практико-ориентированной деятельности;
словарь, включающий определённые термины (в соответствии с особенностями речевого развития);
влияние тепла, заботы, сочувствия, душевности, милосердия на состояние здоровья животных в условиях приюта;
познавательную активность, желание быть участниками школьных и внешкольных мероприятий по сопровождению, оказанию посильной помощи бездомным животным.
XVII. Критерии оценки эффективности реализации проекта
Самостоятельность работы над проектом – выше среднего.
Актуальность и значимость темы – соответствует возрасту и требованиям адаптированной программы АООП НОО для детей с ОВЗ.
Полнота раскрытия темы – в полном объёме.
Оригинальность решения проблемы – соответствует ФГОС НОО ОВЗ.
Упорство, целеустремлённость, интерес – достаточно высокий.
Раскрытие содержания проекта на презентации – достаточно полное.
Использование средств наглядности, технических средств – в полном объёме.
Таблица 3
Критерии оценки |
Само оценка |
Оценка педагога |
Оценка волонтёров |
Оценка родителей |
|
1. Достигнутый результат-30 баллов |
30 |
30 |
30 |
30 |
|
2. Оформление проекта-30 баллов |
28 |
30 |
30 |
28 |
|
Защита проекта 20-баллов. |
Представление-10 баллов |
10 |
9 |
10 |
9 |
Ответы на вопросы-10 баллов |
7 |
8 |
9 |
8 |
|
Процесс проектирования 20 баллов |
Интеллектуальная активность-5 бал. |
3 |
4 |
5 |
4 |
Творчество-5 бал. |
3 |
4 |
5 |
3 |
|
Практическая деятельность-5 бал. |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Умение работать в команде-5 бал. |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
ИТОГО |
90 бал. |
94 балла |
99 баллов |
92, балла |
|
Среднеарифметическая величина |
375 баллов, что составляет 93,75 % |
||||
90-100 баллов – «5»; от 50-89 баллов – «4»; Менее 50 баллов – «3»; |
|||||
|
Оценка – 5 (отлично) |
XVIII. Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий
В ходе реализации проекта возможны
Таблица 4
№ п/п |
Возможные негативные последствия |
Пути преодоления негативных последствий |
1. |
Пассивность и созерцательность некоторых родителей, детей к новой системе деятельности |
Организация лекций, консультаций, организация семинаров для родителей, экскурсий, презентаций для детей |
2. |
Инертность и бездействие некоторых родителей по отношению к изменению образа жизни ребёнка и в целом семьи |
Мотивация на активность, организация конкурсов творческих работ, чаепитий, проведение круглых столов для родителей |
3. |
Слабое усвоение детьми речевого материала, имеющего значение природоведческого направления (смысла) |
Анализ речевого материала на соответствие детскому пониманию, при необходимости адаптация речевого и языкового материала |
4. |
Отсутствие возможности у некоторых родителей заниматься с детьми (проживают в отдалённых территориях Томской области) |
Привлечение к оказанию помощи со стороны волонтёров, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, библиотекаря, школьного врача |
XIX. Итог (выводы, рефлексия)
Стоит подвести итог, а именно сделать выводы. Информационно-практико-ориентированный проект «Дай лапу, друг!» продолжает своё движение. На данной стадии мы получили результаты, указывающие на положительный аспект практико-ориентированной деятельности всех активных участников проекта.
Все участники проекта добрые, любящие меньших братьев ребята. Приятно смотреть созданные совместно с педагогами презентации, читать сочинения о том, как ребята пишут о любимых питомцах – кошках, собаках, других домашних животных, какую заботу они проявляют к братьям нашим меньшим. С каким желанием учат и декламируют со сцены стихи о животных, о бережном к ним отношении. Ребята знают, как необходимо ухаживать за животными, как взаимодействовать с бездомными животными, какую оказывать им помощь. Активные участники проекта могут определить породу собаки, знают много различных кличек четвероногих друзей, интересно проводят досуг, мастерят для животных игрушки, лежанки, коврики, тёплые подстилки.
С уверенностью можно утверждать, все участники проекта усвоили на опыте главное правило – собака никогда не предаст хозяина, она проявляет верность и преданность к человеку. Ни одно животное не испытывает к человеку такой привязанности и всепрощающей любви, как собака. А всегда ли люди отвечают на взаимность?
Работа над проектом активизирует познавательный интерес учащихся, побуждает ребят к бережному отношению к животным, уходу за ними и оказанию посильной помощи. Участники проекта продолжают действовать в рамках деятельности, продолжают искать дополнительную информацию по данному проектному направлению, активно продолжают взаимодействовать с Томской областной общественной благотворительной зоозащитной организацией «СОДРУЖЕСТВО».
XX. Список использованной литературы
1. Ада Горбачева. Собачьи радости. Независимая газета (23 марта 2007).
2. Алина Меледина. Собачий бюджет (рус.) // Вести. — Москва: 28 октября 2009.
3. Брэд Круз. О собаках московского метрополитена (рус.) // Русская служба Би-би-си. — Москва: 27 июля 2009.
4. Вагнер Б.Б., Захарова Н.Ю. Животные Родного края. М.: " Лицей", 2003.-56 страниц
5. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1 – 8. М., Просвещение, 1982.
6. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
7. Денисенкова Н.Н. Герменевтика современной образовательной политики //Власть. – 2009. – № 1. – С. 101-104.
8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
9. Инна Измерова, Николай Морозов РАЗГОРАЕТСЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И СОБАКАМИ (рус.) // Известия науки. — Москва: 08 февраля 2010.
10. Коноплева Л. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.
11. Ларин С. Комплексная программа сокращения численности бездомных животных в городе Челябинск. - Челябинск, 2006. - 31 с.
12. Материалы исследований по программе сокращения численности БЖ в Институте Проблем Экологии и Эволюции имени А.Н. Северцова по поручению мэрии Москвы («Московская программа стерилизации»).
13. Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок).
14. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарёва З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб, 1996.
15. Опыт зарубежных стран в решении проблемы бездомных животных (собак и кошек) http://www.gelion-dogs.kiev.ua/kinologiya/zakon/909-opyt-zarubezhnyx-stran-v-reshenii-problemy.html.
16. Поярков А.Д. Исторический (биографический) метод описания социальной организации и поведения бродячих собак // Методы исследования в экологии и этологии. Пущино. - 1986. - С. 179-200.
17. Поярков А.Д. Стратегия контроля и регуляции численности бродячих собак в городских условиях // Экология, поведение и управление популяциями волка. М.: 1989. С. 130-139.
18. Проблема бродячих животных (рус.) // NEWSmsk.com. — Москва: 26 мая 2009.
19. Проектный метод в деятельности образовательного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
20. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В. Яшковой. — М , 1971.
21. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в школе. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7-9.
22. Рябов Л.С. Бродячие и одичавшие собаки в городской среде.. Бюлл. МОИП. Отд. биолог. М, 1979,. т. 84, вып. 4-52 страницы.
23. Савенков А. И. Учебное исследование: вопросы теории и методики. //Начальное образование. - 2000.- № 2.- С. 8-17.
24. Тигранова Л.И. Умственное и речевое развитие слабослышащих детей. — М., 1978.
25. Титова М.Ф. Изучение природы в 1-3 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 152 с.
26. Юлия Балашова Отлов ведется в соответствии с планом (рус.) // Новая газета. — Москва: 21 апреля, 2009.
Интернет-источники
27. http://bubbl.us
28. http://www.day-lapku.ru/
29. http://ru.wikipedia.org
30. http://beliy-bim.ru/
31. http://priut-info.ru/
32. http://www.intel.ru/content/www/ru/ru/education/k12/project-design/unit-plans/ekology.html
Приложение 1
Анкета «Моё участие в проекте»
Всем участникам проекта «Дай лапу, друг!» было предложено ответить на вопросы рефлексии по десятибалльной шкале
«Моё участие в проекте» (30 человек)
1. Тебе нравится участвовать в проекте?
2. Какие задания для тебя интересные?
3. Какие задания для тебя трудные?
4. Какие задания для тебя простые?
5. Ты активный участник проекта?
6. Ты получаешь задания во время проведения проекта?
7. Чему ты научился во время проекта?
8. Назови свои успехи и достижения в проекте.
9. Ты много интересного узнал во время проекта?
10. Где могут пригодиться тебе эти знания?
11. Ты хочешь и дальше участвовать в проекте?
12. Ты готов поделиться своими знаниями с другими ребятами?
Диаграмма 1
Анкетирование показало высокие результаты и заинтересованность проектной деятельностью в данном направлении.
Приложение 2
Встреча с друзьями-волонтёрами из Томской зоозащитной организации «Содружество»: Максом Поповым, Эдит Заржецкой, Елизаветой в рамках проекта «Дай лапу, друг!»
Приложение 3
Пожертвования по акции «Помоги четвероногому другу» (материальная помощь для питомцев Томской зоозащитной огранизации «Содружество») в рамках проекта «Дай лапу, друг!»
Приложение 4
Волонтёры из организации «Содружество» провели открытый урок в 5 «А» классе на тему: «Бездомные животные». Сотрудничество радует ребят, педагогов, родителей, волонтёров!
Приложение 5
Наши друзья-волонтёры Макс и Светлана со своими питомцами пришли к нам в гости в рамках проекта «Дай лапу, друг!»
Приложение 6
Пошив, вязание лежанок, изготовление домиков для кошек и собак, содержащихся в Центре «Содружества» под руководством учителя трудового обучения Краевой Ирины Тимофеевны в рамках проекта «Дай лапу, друг!»
Приложение 7
01.12. 2017 года побывали на экскурсии в Центре «Содружество». Ребята привезли подарки и корм для бездомных собак и кошек в рамках проекта «Дай лапу, друг!». С большим желанием пообщались с подопечными и подружились с ними
Приложение 8
25.12.2017 года волонтёры Максим и Светлана снова приехали к нам в гости. В рамках проекта «Дай лапу, друг!» показали видеофильм, рассказали о трудных судьбах своих подопечных, некоторым из которых повезло, животные оказались в добрых и заботливых руках
Приложение 9
Презентационный методический материал, составленный обучающимися под руководством педагогов Копыловой Ольги Николаевны, Моисеевой Раисы Ивановны в рамках проекта «Дай лапу, друг!»
Приложение 10
Активные участники проекта оказали материальную помощь спасённой душе с Азова Покроше. Эта маленькая бездомная собачка замерзала на улице города Азова. Под руководством Ольги Николаевны, ребята привезли Покрошу в Томск, ветеринар оказал необходимую помощь. Ольга Николаевна заботится о своём питомнике, холит и лелеет его
Приложение 11
Обобщающий урок-конференция по теме: «Значение собаки в жизни человека». Организовала и провела педагог Копылова Ольга Николаевна – учитель биологии, в рамках проекта: «Дай лапу, друг!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к сценарию обобщающего урока биологии
по теме: «Значение собаки в жизни человека»,
учителя биологии, учителя - сурдопедагога высшей категории
Копыловой Ольги Николаевны
Обобщающий урок по теме: «Значение собаки в жизни человека»
Чтобы любить живую природу, надо её знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания формируются и развиваются экологические знания, нравственное и эстетическое отношение к живому, потребности и привычки соблюдать моральные и правовые нормы.
Сценарий урока разработан с учётом психофизических возможностей обучающихся - детей-инвалидов по слуху. Снижение слуха ведёт к существенным отклонениям в развитии речи, негативно отражается на психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.
Новое содержание образования требует применения широкого спектра образовательных технологий. Выбор той или иной технологии осуществляю в зависимости от возраста и категории (интеллекта, психофизиологических особенностей, склонностей, возможностей, уровня подготовки и развития) обучающихся:
- развитие слухового восприятия и формирование произношения - сущность работы заключается в развитии способа общения, в воспитании речевого поведения, в формировании речевой деятельности, акцент делается на воспитании потребности общения словесными средствами;
- проектные технологии – формируются коммуникативные универсальные учебные действия (обучающиеся самостоятельно добывают информацию, систематизируют полученные знания, приобретают навыки выступлений и самопрезентации);
- проблемное обучение - предлагаю обучающимся проблемный вопрос, или ситуацию, которые вызывают мотив к поиску ответов, организую работу по их решению; помогаю сделать выводы из наблюдений;
- информационные технологии – школьники используют информацию, недоступную или малодоступную для них при традиционных способах обучения, появилась возможность для самообразования, самореализации и самопрезентации, повышается мотивация к обучению и качество учебного процесса, значительно увеличивается объем наглядного материала, происходит утверждение неслышащего школьника как личности.
Актуальность: тематика урока систематизирует не только специальные знания по предмету, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, формирует гуманное и ответственное отношение к животным, что является показателем зрелости гражданского общества и отражением его духовного и нравственного «здоровья». Урок проводился в год, объявленный «Всемирным годом охраны окружающей среды».
Цель урока: создание условий для формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через познание природы.
Задачи урока:
воспитывать у школьников гуманное отношение к животным, как одной из составляющей духовной культуры человека;
формировать гражданскую позицию; развивать слуховое внимание и формировать произносительные навыки, навыки самопрезентации.
Обобщающий урок в форме конференции способствует формированию нравственно-эстетического сознания обучающихся, развитию навыков диалогической и монологической форм речи, умению ориентироваться в информационных потоках. Учитель при этом исполняет роль координатора.
Проведение урока-конференции требует большой подготовительной работы: в рамках предметной декады естествознания проведены беседы о гуманности и любви к животным. Прошли встречи с ветеринарным врачом, организованы и проведены Акции «Помоги ближнему своему» - сбор денежных средств, для помощи бездомным животным. Обучающиеся посетили приют «Добрые руки», встретились с волонтёрами и их четвероногими друзьями. Была организована и проведена Акция «В помощь Гавриле», оформлена фотовыставка «Мой нежный и ласковый зверь». Демонстрировались видеофильмы о живой природе, занимались поиском информации в сети Internet, работали в библиотеке. Обучающиеся готовили сообщения по темам: «Мой домашний любимец!», «Когда у меня будет собака» и др., разработали медиапрезентации с использованием фотографий и выдержек из сообщений, которые могут быть использованы при проведении внеклассных занятий и уроков биологии. За добросовестность и чуткое отношение к живому, активные обучающиеся были награждены благодарственными письмами, грамотами и памятными подарками.
В ходе занятия ребята выполняют познавательные и творческие задания.
Используя приобретенные знания, жизненный опыт, обучающиеся представляют свои работы, приобретая опыт выступлений и самопрезентации, грамотно и аргументировано излагают свою точку зрения, отвечают на вопросы, делают выводы.
В отличие от общеобразовательных школ, где ведущим компонентом образовательного процесса является обучение, ведущим компонентом в образовательном процессе специальной школы-интерната для детей с нарушениями слуха является коррекционная работа с личностью ребёнка.
Приложение 12
Открытый классный час с участием родителей, законных представителей по теме: «Породистые собаки». Организовала и провела классный час педагог Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов, в рамках проекта: «Дай лапу, друг!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к сценарию классного часа по теме: «Породистые собаки»,
учителя начальных классов, высшей категории
Моисеевой Раисы Ивановны
rimoiseeva@list.ru
Классный час по теме: «Породистые собаки» представлен по направлению дополнительное образование.
Группа состоит из 8 человек: 4 девочки и 4 мальчика. Возраст обучающихся от 10 до 13 лет.
При подготовке к мероприятию я старалась применить наиболее эффективные коррекционные приёмы работы с обучающимися данного возраста.
Определение темы осуществлялось с помощью загадок. Разгадывание загадок является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы. На этапе изучения нового материала применяла самый доступный инструмент обучения – наглядный метод обучения: демонстрация мультимедийной презентации, которая вызвала у ребят большой интерес.
Дети обобщили знания о том, какую помощь оказывают собаки человеку, о правилах ухода за собаками, о бережном к ним отношении. Цели урока достигнуты.
Цель: создание условий для привлечения внимания детей к разнообразию пород собак, расширения знаний детей о разнообразии пород собак.
Задачи:
Образовательная: формировать коммуникативные навыки, умения работать с информацией.
Развивающая: развивать креативные способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать чувство любви и ответственности к меньшим нашим братьям;
привлечь детей к проблеме ответственности человека за прирученных животных.
Коррекционная: активизировать слуховое восприятие, пополнять словарный запас.
Составление «Листовки-призыва»
1. Не бросать прирученных собак.
2. Нести ответственность за своих питомцев.
3. Помогать бездомным, бесхозным собакам.
4. Подкармливать бездомных, бесхозных собак.
Ожидаемый результат:
1. Освоят знания об особенностях породистых собак, их внешнего вида.
2. Пополнят словарный запас.
3. Овладеют элементарными навыками продуктивной деятельности по оказанию помощи бездомным собакам.
4. Усвоят правила заботливого и ответственного отношения к животным – собакам.
Ход классного часа
Организационный момент
Учитель:
-Придя к жилищу человека и там оставшись навсегда,
Они идут по жизни вместе с нами, всё разделяя, от начала до конца.
-О каком животном, приручённом человеком, говорится в стихотворении?
Дети: О собаке.
Учитель: Прочитаем хором дружно эпиграф к классному часу – слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Дети: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
- Как вы понимаете это выражение? (произвольные ответы детей)
Учитель: Я знаю, в нашем классе есть добрые, любящие меньших братьев ребята. Мне было приятно читать сочинения о ваших любимых питомцах –собаках. Предлагаю вам выступить перед своими товарищами (чтение мини-сочинений детьми).
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный классный час. Я хочу вам показать виды породистых собак. Послушайте стихотворение.
Собачья порода – великая сила!
Во-первых, конечно же, честь родовая.
К тому ж, во-вторых, исключительно мило,
Когда тебя холят, пылинки сдувая.
(показ презентации, решение вопросов, опора на речевые карточки)
Учитель:
-Принадлежность щенка к той или иной породе можно определить самостоятельно.
Домашнее задание. С помощью родителей изучите следующие характеристики щенка:
· цвет;
· длина;
· размер и положение ушей;
· пропорции корпуса;
· высота в холке;
· вес.
Далее сравните полученные сведения со стандартом породы, и Вы получите ответ на вопрос Породистая собака или нет? Породистые собаки, как правило, отличаются бодростью и повышенной активность. Их задатки охотника проявляются уже в раннем возрасте. Они стремятся охранять что-либо или гнаться за движущимися предметами.
http://dogsecrets.ru/porodistye-sobaki.html
Приложение 13
Экскурсия «Живые тропики». В рамках проекта: «Дай лапу, друг!» ребята познакомились с экзотическими животными, угостили их фруктами и овощами, узнали много интересного
Приложение 14
Защита презентационного материала в рамках проекта: «Дай лапу, друг!», под руководством Моисеевой Раисы Ивановны, Копыловой Ольги Николаевны
Приложение 15
Тест: «Хорошо ли Вашим собакам жить у вас?»
В тестировании приняли участие 25 человек (обучающиеся и их родители). Каждый имел возможность посчитать баллы и сделать соответствующие выводы.
1. Когда вы приходите домой, ваш пёс:
а) несётся вам навстречу, крутится у ног, повизгивает и норовит лизнуть в лицо (2 балла);
б) радуется, но не выражает безумного восторга (1 балл);
в) лениво махнёт пару раз хвостом и тут же скрывается (0 баллов).
2. Как ваш питомец выполняет команды?:
а) с огромным энтузиазмом — ему нравится быть вам полезным (2 балла);
б) только за вознаграждение (1 балл);
в) почти никак не выполняет — его вообще не дозовёшься (0 баллов)
3. С чем вы идёте выгуливать собаку?:
а) с любимым мячиком и полными карманами вкусностей (2 балла);
б) с толстой газетой, чтобы стукнуть, если расшалится, и чтобы почитать на скамеечке (1 балл);
в) ни с чем (0 баллов).
4. Вы забыли купить животному его корм:
а) ругаясь, вы встаёте с дивана и едете на другой конец города в круглосуточный магазин (1 балл);
б) щедро делитесь с голодающим борщом, рыбкой, бутербродом (2 балла);
в) ждёте до завтра; в конце концов, разгрузочный день ещё никому не вредил
(0 баллов)
5. Когда вы злитесь или явно не в духе, пёс:
а) проказничает, стараясь вас развеселить, или просто сидит рядом, соболезнуя (2 балла);
б) его уши распластаны и прижаты к спине, он старается на вас не смотреть (1 балл);
в) ему нет никакого дела до этого — была бы в миске еда (0 баллов).
6. Когда вы не берёте его с собой, он:
а) безутешен и не может смириться с заточением (2 балла);
б) горюет, но, если вы с ним поговорите по душам, согласен ждать (1 балл);
в) ерунда, он к этому привычный (0 баллов).
7. В какие игры играет ваш пёс?:
а) обожает бегать за палкой, любит «водить» в «прятках» (2 балла);
б) он признаёт только перетягивание поводка (1 балл);
в) нам некогда с ним забавляться (0 баллов).
8. Вы идёте по переулку, и вдруг перед вами вырастает какой-то незнакомец:
а) собака встаёт между вами, пытаясь загородить вас своим телом (2 балла);
б) не обращает никакого внимания (1 балл);
в) трусливо прячется за ваши ноги (0 баллов).
Подсчитайте баллы:
От 0 до 3 баллов: «Сегодня ты главный, завтра – я, – считает ваш пёс. Я ничем не хуже хозяина и вообще должен первым получать еду и спать на кровати! Кстати, за это стоит побороться». Он не очень высокого мнения о вас и может попытаться захватить власть в семье. Для этого собаке не нужно быть большой и агрессивной — достаточно, чтобы на неё не обращали внимания. Срочно начинайте тренировать питомца, иначе вся семья будет ходить по стеночке.
От 6 до 9 баллов: «Мне грех жаловаться, – у меня есть хозяин, миска, подстилка. Но меня явно недооценивают. Тогда и я сильно стараться не буду, ведь хозяевам явно повезло со мной больше, чем мне с ними!» — думает пёс. Вы с питомцем можете быть ближе друг к другу. Но для этого вам нужно найти время для своей собаки. Бегайте с ней по парку, чаще играйте, заставляйте выполнять команды – и отношения укрепятся.
От 10 до 15 баллов: «Мой хозяин — самый щедрый и весёлый! Он всегда угостит добычей! С ним так интересно! Я рад ему служить!» — примерно так думает ваш питомец. Вы относитесь к нему как к полноправному члену семьи. Продолжайте в том же духе, только не избалуйте.
16 баллов: «По-моему, он — бог! Мне завидуют все собаки во дворе! И как я счастлив, что этот бог выбрал в друзья именно меня! Все остальные для меня просто не существуют!» — думает ваш пёс.
В тестировании приняли участие 25 человек (обучающиеся и их родители). Каждый имел возможность посчитать баллы и сделать соответствующие выводы.
Диаграмма 2
Приложение 16
Деятельность обучающихся, отмеченная Благодарственным письмом, Благодарностью, отражающих неравнодушное отношение к проблеме бездомных животных
Приложение 17
Изобразительная деятельность в рамках проекта «Дай лапу, друг!». Тема: «Кошки из приюта»
Автор: Александрова Виктория 5 «А» класс
Автор: Иванова Валерия 5 «А» класс
Автор: Каличкина Виолетта 5 «А» класс
Приложение 18
Предметно-практическая деятельность в рамках проекта «Дай лапу, друг!». Тема: «Собаки из приюта»
Приложение 19
В рамках проекта «Дай лапу, друг!» ребята 5 «А» класса представили дошколятам игру-драматизацию о животных: «Сказка о грубом слове «Уходи». Автор: Софья Прокофьева
Приложение 20
В рамках проекта «Дай лапу, друг!» 02.12.2017 года ребята вместе с родителями, законными представителями побывали на «Шоу белых китов».
Всем известно, что дельфины – самые умные животные планеты, они легко поддаются дрессировке. Такого чуда наши ребята ещё не видели. «Шоу белых китов» ребята и их родители будут помнить всю жизнь!
Виктория, Виолетта, Валерия, Екатерина, Семён не могли сдерживать восхищения от увиденного. Питомцы – два дельфина-белухи и морские котики, во время выступления пели, рисовали, танцевали, а также выполняли сложные акробатические номера
Приложение 21
Брошюра: «Как дети не должны вести себя с собакой»
Таблица 5
Когда человек ест, я не беру еду из его тарелки. |
Опасно трогать еду в миске, когда собака ест! |
Я не отбираю игрушки и личные вещи у ребят. |
Опасно отбирать у собаки косточку или игрушку! |
Если я разговариваю с человеком, я не приближаюсь близко к его лицу. |
Опасно приближать лицо близко к мордочке собаки! |
Если родители спят, я к ним не пристаю и не бужу их. |
Опасно мешать собаке, когда она отдыхает! |
Я не дёргаю девочек за косички. |
Опасно собаку дёргать за уши и хвост! |
Я не залезаю маме и папе на спину. |
Опасно залезать на собаку! |
Если я не знаю человека, то не трогаю его (не касаюсь). |
Опасно трогать собак, которые гуляют по улице! |
Я стараюсь в классе, в семье не кричать, говорю спокойно. |
Опасно кричать на собаку! |
Я не толкаю ребят, товарищей по классу. |
Опасно пинать собаку! |
«Важный совет» Автор: Сергей Михалков Нельзя воспитывать щенков посредством крика и пинков. Щенок, воспитанный пинком, не будет преданным щенком. Ты после грубого пинка попробуй подзови щенка! Где раздают щенкам пинки, там воспитатели пеньки! |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.