Для решения образовательных задач в нашем детском саду используется электронный учебно-методический комплект «Көңілді қазақ тілі». Комплект разработан в соответствии с требованиями нового государственного образовательного стандарта дошкольного образования в рамках образовательной области «Коммуникация», раздел «Государственный язык» и обеспечивает обучение на базовом уровне.
ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ОБУЧЕНИИ КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ
Перникова Наталья
Александровна, КГКП «Яслисад
«Ивушка», город Лисаковск
В современном мире в связи с глобальными геополитическими,
экономическими и социокультурными изменениями к человеку предъявляются
все новые и новые требования.
Изменилась жизнь, изменился способ
восприятия информации и изменился ее объем, отсюда и подходы к обучению
изменились. Использование учебных фильмов, слайдов, презентаций,
электронных изданий учебнометодических материалов и электронных учебных
комплексов имеют большее преимущество по сравнению с традиционными
методами и приемами.
Для решения образовательных задач в нашем детском саду используется
электронный учебно-методический комплект «Көңілді қазақ
тілі». Комплект разработан в соответствии с требованиями
нового государственного образовательного стандарта
дошкольного образования в рамках образовательной области
«Коммуникация»,
раздел «Государственный язык» и
обеспечивает обучение на базовом уровне, включает в себя:
методическое пособие (комментарий) для педагога;
ЦОР: говорение, аудирование (с рабочим полем для
ребенка), динамические паузы, сказки.
В методическом пособии предлагается подробное
описание методов работы с видео- и аудиоматериалами,
предложена таблица языковой компетентности дошкольника
в соответствии с лексическими темами, которые подобраны на
основе системно-деятельностного подхода и
учитывают
особенности детей дошкольного возраста.
В разделе «Жоспарлау» («Планирование») представлено
тематическое планирование раздела «Государственный язык»
для старшего возраста, которое включает в себя 72 часа.
Раздел «Технологиялық карталар» («Технологические карты»)
содержит разработтаные
технологические карты
организованной учебной деятельности по казахскому языку
для сташего возраста.
В разделе «Флипчарты» помещены авторские разработки
флипчартов для ОУД по казахскому языку. Целью данного
блока является развитие связной речи дошкольника, обогащение
словарного запаса детей, формирование умений владения языковыми
средствами, воспитание интереса к изучению казахского языка, снятиеязыкового барьера. Выполняя задания различной сложности, дети
непринужденно используют свой словарный запас, переводя его из
пассивного в активный, строят простые предложения, словосочетания.
В разделе «Обучение говорению» («Тіл дамыту») представлены
авторские разработки видеофильмов и лексических песен, предназначенных
для обучения и активизации лексики в речи при помощи занимательных
интерактивных аудиоматериалов и весёлых картинок. В ходе работы ребенок
вовлечен в весёлый и увлекательный учебный процесс, что позволяет в лёгкой
и непринуждённой форме овладеть такими лингвистическими категориями,
как названия цветов, дней недели, времен года, животных, явлений природы и
т.п. Данные видеофильмы также используются и воспитателями в качестве
билингвального компонента в организованной учебной деятельности.
Раздел «Обучение аудированию»
(«Тындалым»)
содержит авторские разработки
аудиозаписей для
прослушивания и задания к ним в виде рабочего поля, где
каждый воспитанник выполняет его самостоятельно. Ребенок
получает рабочее поле, карандаши, слушает аудиозапись и с
большим интересом выполняет задание:
отмечает,
раскрашивает или соединияет. Это развивает фонетическое
восприятие, повышает мотивацию к изучению языка.
В раздел «Динамические паузы» («Сергіту сәттер»)
включены музыкальные динамические паузы с удобно
прописанным текстом в видеофайле, что облегчает его
использование для педагога, а детям интересно повторять не
только слова за педагогом, но и движения за героями
видеофайла.
В разделе «Сказки» («Ертегілер») представлены
казахские народные сказки в авторской обработке,
записанные в формате видеофайлов,
которые широко
используются для показа кукольного театра. Дошкольники
знакомятся с фольклором казахского народа, запоминая
выражения на казахском языке.
Содержание УМК охватывает такие смысловые понятия
окружающего мира как: я, моя семья; природа: животный и
растительный мир, времена года и сезонные изменения;
родной край. Акцент делается на интеграции содержания тем
по предмету. Для каждого раздела (говорение, аудирование,
динамические паузы) прописаны языковые компетентности,
которыми овладеют воспитанники, разработаны основные
цели и задачи учебной деятельности,
ожидаемый
(прогнозируемый) уровень компетентностного развития. Чтопомогает педагогу видеть перспективу работы по теме и
соотносить конкретные цели с конечным результатом
обучения.
Благодаря применению электронного УМК «Көңілді қазақ
тілі» у дошкольников активизируется мыслительная
деятельность за счет включения зрительного и слухового
анализаторов, развиваются социальные и языковые навыки,
пространственное и слуховое восприятие. Всё это формирует
мотивационную, интеллектуальную готовность к жизни в информационном
обществе.
Литература
Еденбаева З.Д.,
1. E. Garlin “Die KikusMethode”, Hueber Verlag, 2013
2.
Искакова Р.А.
Методическое пособие. – «Алматкітап», 2007
3. Е. Железнова, С. Железнов «Музыка с мамой». Серия
компакт-дисков для общего развития детей от 0 до 7 лет. –
2003
4. Нургалиева Г.К., Артыкбаева Е.В. «Методология и
технология электронного обучения» - Алматы, 2010
Казахский язык.