Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс
Оценка 4.8

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
искусство +2
4 кл
25.03.2018
Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс
Цель проекта : формирование интереса к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки через познавательно – творческую деятельность. Основные задачи проекта : - изучить историю возникновения матрёшки на Руси; - выяснить, почему эту деревянную куклу назвали символом России; - изучить технологию изготовления и росписи матрешек; - познакомиться с различными видами матрешки (Семеновская, Сергиев-Посадская, Загорская, Полхов – Майданская и др.); - изучить мнения сверстников о матрёшке; - создать презентацию по результатам исследования; - создать свою авторскую матрёшку и расписать её, используя фантазию и творчество; - систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке. Гипотеза : предполагаем, что в матрешке много загадочного и русского. Каждый ученик сможет создать свою матрешку. Данный проект пополнит наши знания о русской матрешке, приобщит нас к видам национального искусства. Ожидаемые результаты: заинтересованность русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление познавательной активности, приобретение умений отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.Этапы реализации проекта. Подготовительный: Подбор методической литературы по теме; Составление плана работы над проектом Основной: Чтение художественной литературы: - стихотворение В.Приходько «Матрешка на окошке», - Н. Стецюк « Сказка о матрешках», - Л. Некрасова «Веселые матрешки» Знакомство с многообразием произведений русских поэтов и писателей об этой чудесной кукле. Беседы - «История возникновения русской матрёшки», - «Русские матрешки» Просмотр диафильма «Катя в гостях у матрёшек» Загадки о матрешке, потешки , стихи. Дидактические игры - «Укрась сарафан матрешке», - «Разложи матрешек по цвету» Подбирать элементы характерные для разных видов росписи . Закрепить умения подбирать оттенки к одному цвету. Рисование «Матрешка - Матрёна» Формировать умение рисовать силуэт матрешки, украшать разнообразными узорами. Лепка «Нарядные матрешки» Формировать умение лепить из соленого теста плоскостное изображение матрешки, украшать способом налепа. Роспись матрешки Расписывать изображение матрешки с помощью акриловых красок. Аппликация «Укрась матрешку» Украшать силуэт матрешки, используя различные способы вырезывания. Заключительный: Оформление результатов проекта. Выставки детских работ. Развлечение «Как у нашей у матрешки…».
Информационно-творческий проект Матрёшка-образ и душа России.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Бакряжская средняя общеобразовательная школа» Проект «Матрёшка – образ и душа России» Авторы проекта : учащиеся 4 класса . Руководитель : учитель начальных классов Неволина Марина Викторовна. 2017-2018 уч.г. Содержание. 1. Введение…………………………………….…..3 2. Что такое «матрешка»……………. ………........5 3. Происхождение русской матрешки.. ……………..7 4. Технология изготовления и росписи матрешки..12 5. Виды матрешек……………………………..… 18 6. Практическая часть. Создание авторской матрешки……………….…..24 7. Вывод………………………………………….30 8. Список литературы……………………. ……..31 1.Введение. Цветастое платье,  Румяные щёчки! Её открываем –  В ней прячется дочка. Матрёшки танцуют,  Матрёшки смеются И радостно просят  Тебя улыбнуться! Они к тебе прыгают  Прямо в ладошки ­  Какие веселые  Эти матрёшки! А. Гришин          Для познавательно­творческой работы мы выбрали тему «Матрешка­образ и душа России», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и  других людей, которые интересуются культурой русского народа .           Матрешка ­ уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа  России.          Знакомство с матрешкой – это одна из частей приобщения  к истокам русской народной  культуры. А художественно ­ продуктивная деятельность помогает  лучше узнать традиции  русского народа и еще больше полюбить русскую народную игрушку – матрешку, возродить  интерес к народному творчеству.                    Цель проекта  :  формирование интереса к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки через познавательно – творческую деятельность.            Основные задачи проекта : ­ изучить историю возникновения матрёшки на Руси;   ­ выяснить, почему эту деревянную куклу назвали символом России; ­ изучить технологию изготовления и росписи матрешек;  ­ познакомиться с различными видами матрешки (Семеновская, Сергиев­Посадская, Загорская,  Полхов – Майданская и др.); ­ изучить мнения сверстников о матрёшке; ­ создать презентацию по результатам исследования;  ­ создать свою авторскую матрёшку и расписать её, используя фантазию и творчество; ­ систематизировать и углубить знания о народном промысле России­русской матрешке.       Гипотеза : предполагаем, что в матрешке много загадочного и русского. Каждый  ученик сможет создать свою матрешку. Данный проект пополнит наши знания о русской  матрешке, приобщит нас к  видам национального искусства.         Ожидаемые результаты: заинтересованность  русской народной игрушкой «Матрешкой»,  проявление  познавательной активности, приобретение  умений отражать свои впечатления в  продуктивной деятельности. Методы:   Практические методы: создание  среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности; дидактические игры, подвижные игры. Словесные методы: беседы, чтение художественной литературы; ознакомление с фольклором. Наглядные методы: организация выставки; рассматривание иллюстраций. Этапы реализации проекта. Подготовительный: Подбор методической литературы по теме; Составление плана работы над проектом Основной: Чтение художественной литературы: ­ стихотворение В.Приходько «Матрешка на окошке», ­ Н. Стецюк « Сказка о матрешках», ­ Л. Некрасова «Веселые матрешки» Знакомство  с многообразием произведений русских поэтов и писателей об этой чудесной кукле. Беседы ­ «История возникновения русской матрёшки», ­ «Русские матрешки»  Просмотр диафильма «Катя в гостях у матрёшек» Загадки о матрешке, потешки , стихи. Дидактические игры ­ «Укрась сарафан матрешке», ­ «Разложи матрешек по цвету» Подбирать элементы характерные для разных видов росписи . Закрепить умения подбирать оттенки к одному цвету. Рисование «Матрешка ­ Матрёна» Формировать умение рисовать силуэт матрешки, украшать разнообразными узорами. Лепка «Нарядные матрешки» Формировать умение лепить из соленого теста плоскостное изображение матрешки, украшать  способом налепа. Роспись матрешки Расписывать изображение матрешки с помощью акриловых красок. Аппликация «Укрась матрешку» Украшать силуэт матрешки, используя различные способы вырезывания. Заключительный: Оформление результатов проекта. Выставки детских работ. Развлечение «Как у нашей у матрешки…». 2. Что такое «матрешка». расписная кукла, в которую вставляются  другие такие же куклы меньшего размера».              Еще одно определение этого слова было  найдено в новом словаре русского языка  автора Т.Ф. Ефремовой. Матрешка ­ русская  игрушка в виде деревянной расписной куклы,  внутри которой находятся такие же куклы  меньшего размера. На уроке русского языка  довелось познакомиться с описанием  матрёшки, предложенным Константином  Георгиевичем Паустовским: «Матрешка ­ это  деревянная игрушка, похожая на Ваньку­ встаньку. Изображает она русскую  крестьянскую девушку. Внутрь матрешки  вкладывают несколько меньших матрешек,  располагая их по росту. Деревенский мастер  наградил матрешек русской красотой,  соболиными бровями и рдеющими, как угли,  румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными  ресницами.               В словаре Даля о матрешке нет  никаких сведений. В словаре Ожегова дано  значение этого слова как полуовальная полая  разнимающая посередине деревянная               Сравнив эти определения, можно сделать вывод, что они дают одинаковое толкование  этого слова, деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера.  Матрешка – токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. В быту чаще  всего игрушка изображающая девочку, в сарафане и платочке. Ее условная округлая форма  имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским  устойчивым основанием. В игрушке замечена легкость круглящихся поверхностей, веселая игра  бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми,  двенадцати и более фигурок­вкладышей.                Матрешка сегодня – одно из популярных  произведений декоративно­прикладного  искусства не только в нашей стране, но и за  рубежом. Ее увозят   как сувенир во все страны мира, поэтому  русская матрешка и стала великой  путешественницей.               Раньше у этой куклы названия не  было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то название пришло само собой ­  Матрена. Никакое другое имя этой кукле не  подходит. Одни историки утверждают, что  имя «матрешка» произошло от любимого и  распространенного на Руси имени Маша,  Маня, другие – что это название от женского имени Матрена, Матреша. А третьи считают,  что название «матрешка» связано с именем  индуистской богини­матери Матри.              По сей день, матрешка остается  символом материнства, плодородием,  поскольку кукла с многочисленным  кукольным семейством прекрасно выражает  образную основу этого древнейшего символа  человеческой культуры.                 Чтобы побольше узнать о русской матрешке, мы решили посетить сельскую  библиотеку. Там нас приветливо встретила Крушинина Любовь Михайловна, которая рассказала нам об истории происхождения «Матрёшки», познакомила с книгами ,в которых раскрывается  душа и образ матрёшки и порекомендовала их прочитать. 3. Происхождение русской матрешки.           В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы  бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях,  которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны  очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях  со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями,  напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской  игрушкой, как матрёшка.             Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная  раскладная кукла­игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное  произведение народного творчества? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.             С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о  матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в  СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи  или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в  основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах  России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.            Для начала вспомним  основные версии­мифы, исправно переписываемые под копирку и  кочующие по страницам различных изданий.              Часто повторяющаяся общеизвестная версия:  появилась матрёшка в России в конце 19 века,  придумал её художник Малютин, выточил  токарь Звездочкин в мастерской «Детское  воспитание» Мамонтова, а прообразом  русской матрёшки послужила фигурка одного  из семи японских богов удачи – бога учёности  и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу,  он же Фукурокудзю (в разных источниках  указана разная транскрипция имени).                         Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную  игрушку некий русский православный монах­миссионер, побывавший в Японии и  скопировавший составную игрушку с японской.          Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад,  возможно. Это напоминает легенду о «христианских иноках, воевавших с врагами Руси», однако носивших (после крещения!) почему­то языческие имена Пересвет и Ослябя. Версия третья – японскую фигурку будто  бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в  подмосковную усадьбу Мамонтовых в  Абрамцево. «Японская игрушка была с  секретом: в старичке Фукуруму пряталась  вся его семья. В одну из сред, когда в  усадьбу наезжала художественная элита,  хозяйка показала всем забавную фигурку.  Разъёмная игрушка заинтересовала  художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское  божество он, конечно, повторять не стал,  сделал эскиз круглолицей крестьянской  барышни в цветастом платочке. А чтобы  она выглядела поделовитее, пририсовал ей  в руку чёрного петуха. Следующая  барышня была с серпом в руке. Еще одна –  с караваем хлеба. Как же сестричкам без  братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и  трудолюбивое.                        Изготовить свою небывалинку он заказал  лучшему токарю Сергиево­Посадских  учебно­показательных мастерских В.  Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне  Музей игрушки в Сергиевом Посаде.  Раскрашенная гуашью, выглядит она не  очень­то празднично.           Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия­то не было. А когда  токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё  говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть  тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».             Остановимся пока на этом моменте. Судя по приведённому отрывку, первую матрёшку  выточили в Сергиевом Посаде. Но, во­первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в  Сергиево­Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во­вторых, другие источники  говорят о том, что «родилась она (матрёшка – прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в  Москве – прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская­магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий  Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской­магазине  художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала  крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна  крестьянская девочка, в ней – еще одна…».        В­третьих, сомнителен тот факт, что матрёшка могла появиться в 1890 или 1891 годах, о  чём далее будет сказано более подробно.        Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй,  наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова, её  статью «Кто придумал матрёшку» можно найти в сети Интернет. Аргументы, которые приводит  автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой  необычной игрушки, как матрёшка, в России.         О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление  матрёшки датируют 1893­1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам  Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1  пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро  кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть  опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во  избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда  матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».         Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он  на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его  автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда­либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь  изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».           Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин о Фукуруме ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на  немаловажную деталь, почему­то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как  говорится, невооружённым глазом – речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за  основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение – ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца.  Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где  Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит  естественным образом в природе). Очень странное впечатление складывается, но о символизме  матрёшки мы поговорим ниже.              Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки  токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех­ и шестиместную (!) матрёшку и посылаю  на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий 2 выписывает  меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из  материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин  поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино  Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку  воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё­таки трудно  поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898­1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка  была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке  Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».           А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или  нет? Или всё­таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин? «Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году  заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он  увидел как­то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела  «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По  совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку  Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших  где­то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.            Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании  матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он  сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не  фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В.  Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так  что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку  расписывали уже другие мастера».           Вернёмся ещё раз к исследованию И. Сотниковой, где она пишет, что изначально по  количеству матрёшек в одном комплекте тоже не было согласия – к сожалению, и на этот счёт в  разных источниках имеется путаница:           «Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх­ и  шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка,  которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в  цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще  две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят  ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.             Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя  почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор  хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».          Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все­таки  взялся? …По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).           В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму – фигурку святого, которая  раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в  русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой  популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку  знает и любит весь свет!». 4. Технология изготовления и росписи  матрешки.            Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует  немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать  дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают  дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят  так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два  года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.             Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом  за ней – нижняя часть (донце) следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а  сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части  матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. По окончании токарных работ  белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером,  для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по  древесине, затем сушат.  Последовательность изготовления матрешки: 1­   закрепленную   в   патрон   токарного станка заготовку обтачивают до получения цилиндрической   формы, полукруглым резцом.   рейером­ Выравнивание   торца   заготовки 2­ мейселем   –   резцом   для   чистовой обработки.    3­   Вытачивание   внутренней   полости нижней   части   матрешки,   рейром   – полукруглым резцом.   4­   Примерка   внутренней   матрешки   к нижней части наружной матрешки, между ними должен оставаться небольшой зазор на покраску и усушку древесины.      5­   Формирования   четверти   уступа   для соединения матрешки, мейселем – резцом для чистового точения. 6­   Отрезка   нижней   части   матрешки   при помощи мейселя.     7­   Выборка   внутренней   полости   верхней части   матрешки   при   помощи   рейера   и формирования   выступа   четверти   для соединения матрешки­ мейселем.       8­   Соединения   нижней   и   верхней   части матрешки.   9­   Формирования   наружной   формы матрешки, при помощи рейера и мейселя. 10­ Шлифования матрешки шлифовальной шкуркой.     11­   Обрезка   верхней   части   матрешки  мейселем.   12­ Готовая заготовка – «бельё».   13­   На   загрунтованную   (крахмальным клейстером   или   клеем   ПВА)   заготовку, наносят карандашом контур рисунка. 14­   Роспись   матрешки.   Расписывают матрешки   чаще   всего   анилиновыми красителями, темперой, гуашью.     15­   Готовое   изделие   лакируют   масляным или ниролаком. Матрешка готова.                   Теперь матрешка готова к росписи. А затем начинается процесс, который придаёт  каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа  рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду.  Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои  каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лакируют. Под слоем  прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.             Почему оригинальную деревянную куклу­игрушку назвали «матрёшкой»? Практически  единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского  имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona,  что означает «знатная женщина», по­церковному писалось Матрона.  Вот и стали называть  игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.              Русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе. В начале XX­го века  начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за  матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну,  увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.              Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России  художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это  по­разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных  промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая  матрешка – семеновская – высотой1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая  маленькая матрешка1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.              В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке,  в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде. 5. Виды матрешек.         Матрешка ­ уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром  она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа  России. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий  платочек.            Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или  петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное­эта куколка с секретом!  Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал­мала меньше.  Шли матрёшки по дорожке. Было их немножечко. Две Матрёны, три Матрёшки и ещё  Матрёшечка.          В России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи.     ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.          Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку   с   петухом   в   руках.   Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме.   Расписывают   ее   по   белому   дереву гуашевыми   красками,   используя   чистые (локальные)   цвета.   Овал   лица   и   руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают   нос,   а   губы   выполняют   тремя точками:   две   вверху,   одна   внизу   и   готовы губы   бантиком.   Платок   у   загорской матрешки завязан узлом.  Далее   мастер   рисует   рукава   кофты,   сарафан.   Платок   и   передник   оформляются   простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след­ лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА. области) игрушка также вытачивается на  токарном станке. Выточенное изделие —  бельё — по форме похоже на загорскую, но  несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала  белую матрешку грунтуют картофельным  клейстером, втирая его в поры дерева. Это  нужно для того, что бы краски не  растекались по деревянным волокнам и  чтобы заблестела матрешка сразу после  первого покрытия лаком.  Семеновск ая (городок Семенов, что в Нижегородской  По   высохшей   загрунтованной   поверхности   мастерицы   делают   "наводку"   черной   тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму   на   платке   (это   важно,   ведь   кайма   с   цветочными   бутонами   является   отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные   розы,   колокольчики,   колоски.   Итак,   наводка   готова.   Теперь   роспись   ведется анилиновыми   прозрачными   красками   желтого,   красного,   малинового,   зеленого,   фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка. ПОЛХОВ­МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.    Это   соседка   семеновской   матрешки.   А вытачивают   ее   в   селе   Полховский   Майдан Нижегородской   области.   Первые   два   этапа —   грунтовка   клейстером   и   наводка   — выполняются так же, как и у семеновской, а вот   роспись   более   лаконична:   овал   лица   с кудряшками   волос,   платок   ниспадает   с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий   передник,   заполнен   цветочной росписью.   георгины, колокольчики,   цветки   шиповника,   ягодки украшают   эту   матрешку.   Да   и   постройнее своих   подруг   она   будет:   форма   матрешек более   вытянутая,   голова   небольшая, уплощенная.   Пышные   розы,      В  росписи полховских матрешек используются  малиново­красный, зеленый и черный цвета по предварительно нанесенному тушью контуру..  Овал лица с кудряшками волос, как и брови, глаза, нос, даже рот, намечаются черной тушью. У матрешек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы, нет сарафана и фартука. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре.  Гжельская матрёшка. ­ Гжель     это   название   живописного подмосковного региона, что в 60­и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно.   С   ним   ассоциируется   красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей   росписью   и   многоцветная   майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами.   Гжельские  изделия   привлекают  к себе   всех,   кто   любит   прекрасное,   богатой фантазией   и   гармоничностью,   высоким профессионализмом их создателей. Гжель ­ это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь   сформировались   ее   лучшие   черты   и проявились  высшие  достижения  народного  искусства.   Хохломская матрёшка. Истинно хохломской росписью считаются  золотой фон и сочетание на нем узоров  черного и красного цветов. Однако  современные художники при росписи  матрешек используют и другие цвета:  зеленый, желтый, голубой, оранжевый.  Есть несколько типов хохломской росписи,  наиболее известные из них «под фон» и  «верховая».  Хохломск ая матрешка одна из самых красивых. Именно она чаще всего ассоциируется с настоящей  русской матрешкой.            Первая, это когда сам фон выкрашивается золотым цветом, а уже на нем расписываются  узоры черным и красным цветами.           Вторая отличается тем, что на цветном фоне обозначаются золотистые силуэты,  повторяющие рисунок.           Другие виды хохломской росписи, которые сформировались за десятки лет тоже довольно  своеобразны. Но, несмотря на современное смешение стилей и добавление цветов, матрешек в  стиле хохлома не трудно отличить от других:  орнамент. Цветы, листья, стебельки и почти  всегда — ягоды или другие плоды. Также  могут добавляться насекомые или фигурки  животных, оформленные буквально  несколькими мазками.  Пышность орнамента Хохломская роспись  одна из самых насыщенных. Затейливыми  узорами заполняется практически каждый  сантиметр свободного пространства на  матрешке.  Растительный орнамент На всех матрешках в этой росписи  обязательно присутствует растительный  Стилизованность.Все цветы и другие растения, а также предметы и животные в хохломской  росписи — стилизованные. Они не являются точной копией оригиналов, но их всегда легко  узнать. Ромашки, клубника, ягоды малины или ежевики: все это просто угадывается, несмотря  на довольно гротескное изображение.  Золотой фон.И, конечно, главным признаком и отличием от других видов росписи является  золотистый цвет. Как бы не украшали художники матрешек, какие бы цвета не использовали,  солнечное сияние исходит от каждой из них.            Матрешки в стиле хохлома выглядят, как настоящие русские Матрены — пышные и  нарядные, довольные собой, розовощекие куколки. Каждая матрешка — настоящее  произведение искусства: все они расписываются вручную, а потому уникальны и неповторимы.  А еще хохломские матрешки пользуются особой любовью детей. Видимо, расписные куколки  привлекают малышей своим пестрым видом и теплым образом. Мезенская матрёшка. Практически все предметы с мезенской  росписью созданы в конце XIX и начале XX  века. Предметы густо испещрены дробным  узором (звёздами, крестиками, чёрточками),  выполненным в два цвета: чёрный — сажа и  красный — «земляная краска», охра.  Основные мотивы геометрического  орнамента — диски, ромбы, кресты —  напоминают аналогичные элементы  трёхгранно­выемчатой резьбы.            Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и  оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и  красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все  изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение  динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней,  но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным  орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц,  нанесённые одним мазком красной краски. Дымковская матрёшка. Давным   ­   давно   на   севере   нашей   страны появилось село. Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали.   А расписывали таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие ­ яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.   А вот в конце росписи “сажали золото”. Листочки золота легче пуха, поэтому во время росписи от сквозняков закрывали форточки.  Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк,  не индюк,  а жар ­  птица.  Каждое  изображение,  используемое  в дымке  это  передача природы, окружающая человека. У дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки. Филимоновская матрёшка. ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА ­ старейший народный русский художественный промысел,  сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни  Филимоново. Впервые упоминается в древних летописях XVI века. Вятская матрёшка.           Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки ­ родом из Вятки. Помимо традиционной  росписи, в ее оформлении используется  оригинальный художественно ­  технологический прием, вообще характерный  для изделий этого региона ­ инкрустация  соломкой.         Вятская матрёшка наиболее северная из  всех российских матрёшек. Она изображает  голубоглазую девушку­северянку с мягкой  застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки  завораживает и притягивает нас, настолько она мила и приветлива. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка ­ коробами, корзинами, туесами ­ в  которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому  инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ  художественного оформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее  подмосковным и поволжским родственницам, из­за известнейшей дымковской глиняной  скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание.  Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также  сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого  уровня мастерства.        Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи  литературных героев. Мастера русской матрёшки рисовали героев сказок Тематические матрешки  «Репка»,                                                                                                                     «Теремок»                                                                                                                                   «Колобок»                                                                                                                                                 «Курочка ряба» Матрешке к лицу оказался убор хоккеиста и моряка, тракториста и космонавта. В Монреале,  на Всемирной выставке, была одна совсем необычная «матрешка». Художник Роман Пчелкин  украсил цветами корпус ракеты. Она открывалась, и внутри оказался космонавт, а в нем – еще  два! Целый экипаж! Сегодня достаточно популярны матрёшки, изображающие исторических и  политических деятелей. Но основное предназначение матрёшки ­ преподнести сюрприз –  остаётся неизменным.  6. Практическая часть. Создание авторской матрешки.          Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается  творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный  символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.             Матрешку изготавливают по специальной технологии. Мы решили попробовать стать  мастерами по росписи русской матрешки и создали своих матрешек.           Сначала мы взяли раскраски ,которые представляют собой контурные картинки с  изображением всемирно известных традиционных русских игрушек – Матрешек. Затем мы создавали матрёшек в технике папье­маше : 1.полуобъёмные 2.объёмные : Так же можно матрешек связать  крючком из ниток. Составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы  аппликации  из бумаги,  передавать колорит росписи, характерные композиции. В технике ниткография : Мозаичная лепка из пластилина  :                              Аппликация из ткани : Аппликация соломкой :                               Из пластиковых бутылок : Куколки получаются  разные, но добрые и веселые. Можно создать куклу из соленого  теста. Только не одну, а целых три матери­матрешки – самых главных в нашей жизни. Первая  матрешка – родная мать, вторая матрешка – мать Россия, третья матрешка – мать Земля.  Матрешка, символизирующая родную маму самая маленькая, у нее в руках маленький ребенок.  Это самая близкая и родная для нас мама. Матрешка побольше символизирует нашу страну ­  мать Россию. Костюм ее расписан русскими  национальными узорами, а в руках находится  каравай хлеба и соль ­ символы достатка, благополучия, гостеприимства. И самая большая мать  – это мать Земля. Платье этой матрешки напоминает цветущую поляну. На переднем плане  находится цветущее дерево – символ жизни и процветания. Голову украшает солнце  олицетворяющее покой и богатство. А в руках у матрешки голубь – символ мира на земле. Все  эти матери заботятся о нас с самого рождения. И мы тоже должны их беречь и ценить. 7.Вывод.              В завершении работы мы подвели итоги своего труда. Цели и задачи, поставленные в  начале проекта, были достигнуты. Гипотеза подтвердилась. Мы  много интересного узнали о  матрешках. Мы поняли, почему русская матрешка является символом России и так долго  нравится людям.               В русской игрушке, ее содержании, форме и декоре отразились народные представления  о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия  русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы.  «Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – таков, по всей видимости, глубинный смысл  популярной игрушки». Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ  русского искусства.    Результатом проведенной работы является: Расширение знаний детей о «Русской народной игрушке – матрешке». Выставка творческой деятельности «Моя матрешка». Создание альбома «Виды матрёшек». Разучивание стихов, частушек о матрешке. Раздача Буклетов « Русская матрешка»   8. Список литературы 1. Н.Н. Алексахин "Матрешка", ­ М.: ООО "Издательство "Народное образование", 2009г.  2.Русская Цивилизация ­ www.rustrana.ru  История русской матрешки «Появление матрешки на Руси». Головина Ольга Матрёшка. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка"  3. Хохрякова Т.М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 2008 г.  4. История матрешки. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка", изданной ООО "Из.  "Народное образование" http://luch.tver.ru/ Я Матрёшка­сувенир  В расписных сапожках.  Прогремела на весь мир  Русская Матрёшка.  Мастер выточил меня  Из куска берёзы.  До чего румяна я,  Щёки, словно розы.

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс

Информационно-творческий проект  "Матрёшка-образ и душа России". 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018