Тема, которая затронута в статье, вплотную связана с тем, что в нашу жизнь прочно вошли информационно-коммуникационные технологии. В каждой семье есть компьютеры, интернет, мобильные телефоны. Безопасны ли они, наносят ли они вред здоровью ребенка, и если да, то какой и как этот вред минимизировать? В статье описаны стадии развития игровой зависимости, даны рекомендации по пользованию мобильными телефонами.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодежи
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
«Информационное пространство и здоровье ребенка»
(выступление на общем родительском собрании)
Выполнила: Файзуллина Л.Г.,
методист
1г.Нефтекамск
2Общее родительское собрание
«Информационное пространство и здоровье ребенка»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема, которую мы сегодня
затронем, это «Информационное
пространство и здоровье ребенка». Данная тема вплотную связана с тем, что в
нашу жизнь прочно входят информационнокоммуникационные технологии. В
каждой семье есть компьютеры, интернет, мобильные телефоны. Безопасны ли
они, наносят ли они вред здоровью ребенка, и если да, то какой и как этот
вред минимизировать? Об этом сегодня наш разговор.
Однозначно, от жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная
жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои
силы. Эти вопросы одинаково волнуют нас – педагогов Центра и вас,
уважаемые родители.
Безграничные возможности Интернета позволяют детям обучаться,
развивать творческие способности, учиться виртуальному общению. В то же
время серьезной проблемой во всем мире стало злоупотребление плодами
интернета. Без преувеличения можно сказать, что это глобальнозначимая
проблема не только в нашей стране, но и во всем мире.
В интернете можно найти любую интересующую информацию. Даже
такую, как изготовить наркотики, осуществить суицид. Злоумышленники
очень активно используют Интернет доля своих вредных, незаконных и
аморальных целей.
Только за последние пять лет количество интернетматериалов с детской
порнографией увеличилось в 25 раз. Имеется более 40% сайтов с
пропагандами наркотиков. Они ориентированы именно на российских
пользователей. Задумайтесь об этом!
Гораздо более опасными и необратимыми могут быть последствия
безответственного использования компьютера для психики ребенка. Наиболее
опасна для детей так называемая «компьютерная зависимость». Современные
психиатры ставят «игроманию», «компьютерную и Интернет зависимости» в
один ряд с наркоманией и алкоголизмом. В чем же опасность
нерегламентированного использования компьютера детьми?
Развитие игровой зависимости имеет определенную закономерность,
которая представлена четырьмя стадиями.
1. Стадия легкой увлеченности. Она характеризуется возникновением
начального интереса к игре, ее сюжету в связи с переживанием интенсивной
положительной эмоции (или устранением отрицательной) при включенности в
игровое действие.
2. Стадия увлеченности, т.е. происходит формирование зависимости,
которая сопровождается появлением потребности в игре. Увлеченность
3компьютерными играми на этой стадии принимает уже систематический
характер.
3. Стадия зависимости. Дети начинают отождествлять себя с
персонажами игры. И если ребенок в течение какогото времени лишен игры,
он начинает чувствовать неудовлетворенность, испытывает отрицательные
эмоции, впадает в состояние депрессии.
4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой
активности. Однако зависимость остается навсегда. В случае если игрок не
осознал причин и механизмов формирования пагубного пристрастия, в
ситуациях кризисного, стрессового характера, при появлении новых
«заманчивых» игр она вновь становится активна.
Последствия могут быть опасными для жизни. Для примера:
12летний мальчик прыгнул со второго этажа, получил сотрясение мозга
и сломал ногу. Психолог пытался выяснить, почему мальчик это сделал.
Оказалось, он просто вообразил себя героем любимой компьютерной игры. В
виртуальном мире этот неуязвимый персонаж прыгал, как обезьяна, с большой
высоты. Мальчишка утратил чувство реальной опасности и повторил его
подвиг.
Много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение
подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят,
как американский подросток расстрелял своих учителей и сверстников из
автомата, другой пример — гибель китайской девушки, которая перед
трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.
Чтобы этого не случилось, необходимо полностью оградить ребенка от
злых и жестоких игр. Но даже если игра или программа ориентирована на
возраст вашего ребенка, нельзя просто запустить ее на компьютере и оставить
ребенка с ней наедине. Обязательно вначале сами исследуйте игру.
Но почему происходит компьютерная зависимость? Каковы ее причины?
Вопервых, это недостаток или отсутствие общения и теплых
эмоциональных взаимоотношений в семье.
Вовторых, отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов,
привязанностей, не связанных с компьютером.
И, втретьих, неумение ребенка налаживать желательные социальные
контакты с окружающими, отсутствие друзей.
Как же понять, что ваш ребенок поглощен компьютером? К первым
признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся
следующие:
Ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
Ребенок раздражается при вынужденном отвлечении от игры.
Ребенок неспособен спланировать временные рамки нахождения за
компьютером.
4 Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
Прогулял школу, потому что сидел за компьютером.
Ребенок приходит домой и сразу садится за компьютер.
Забывает поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
Ребенок пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может
ничем заняться, если компьютер сломался.
Ребенок конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на ограничение
или запрет игры на компьютере.
Чтобы компьютер не навредил здоровью, очень важно регламентировать
время, которое ребенок проводит за компьютером. И родителям, при решении
этого вопроса, необходимо проявить с одной стороны настойчивость и
последовательность, а с другой не поддаваться собственному соблазну
отдохнуть от ребенка, который сидя за компьютером, не мешает родителям
заниматься своими делами.
Существуют рекомендации по регламентированию времени работы детей
с компьютером в зависимости от возраста:
Дошкольники – 20 минут в день, 23 раза в неделю;
Младший школьный возраст (7 10 лет) – 3040 минут в день;
Средний школьный возраст (11 – 13 лет) – от 1 до 1,5 часов в день;
Старший школьный возраст – 2 часа в день.
В зависимости от возраста через каждые 2040 минут работы за
компьютером, необходимо делать короткий перерыв. Идеальной разрядкой
между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не
требующая напряжения – прогулка на свежем воздухе, поход в магазин и т.д.
Использование сотовой связи также небезопасно для здоровья ребенка.
Сегодня просто невозможно представить жизнь без мобильного телефона.
Именно «мобильник» дает ощущение спокойствия, мы можем контролировать
каждый шаг ребенка. Но в связи с широким и повсеместным использованием
мобильной связи обозначились проблемы, касающиеся культуры и
безопасности ее использования.
Главный вопрос безопасности заключается во влиянии мобильных
телефонов на организм человека и как следствие на его здоровье.
Дело в том, что наш мозг поглощает значительную часть
электромагнитной энергии, которую излучает телефон для того, чтобы
связаться с базовой станцией связи. Как объясняют специалисты в области
радиобиологии, мозг в этом случае как бы выполняет функцию части антенны.
Наибольшее воздействие мобильные телефоны оказывают в момент
соединения, когда излучение в разы больше, чем во время разговора. Также не
стоит вести разговоры по телефону во время движения в транспорте. Дело в
том, что в момент поиска станции также происходит усиленное
5электромагнитное воздействие на организм человека. Если же мы движемся,
то поиск станции ведется постоянно и соответственно увеличивается
излучение.
Особо чувствительны к электромагнитному излучению именно дети.
Когда трубка телефона находится у уха, влияние его достаточно сильное. У
детей костная ткань черепа гораздо тоньше и уязвимее, чем у взрослого.
Телефон дети обычно подносят ближе к уху, чем взрослые, а многие
буквально прижимают его к ушной раковине. В результате мозгом ребёнка
поглощается в несколько раз большее количество излучаемой телефоном
энергии. В результате воздействия лучей меняется биоэлектрическая
активность мозга, что действует на состояние нервной системы. Данное
воздействие может спровоцировать ослабление внимания, снижение памяти и
умственных способностей в целом, а также раздражительность, нарушение
сна, склонность к нервозности. Есть данные и о том, что электромагнитное
излучение снижает иммунные силы организма.
Кроме того, большинство родителей покупают детям телефон не просто
для связи, а с множеством абсолютно лишних функций например, играми,
что в разы увеличивает время использования ребенком телефона. Отсюда
можно сделать вывод: доза облучения определяется режимом работы сети и
интенсивностью использования телефона.
Сколько бы ни говорили о потенциальной опасности сотовой трубки, это
не удержит родителей от ее покупки для собственного ребенка, согласны со
мной? Другой вопрос – формирование навыков правильного обращения с
телефоном, культуры пользования им. Вполне достаточно 20 30 секунд
разговора, чтобы выяснить, все ли в порядке у ребенка. Пара таких разговоров
за день вреда не принесет. Но мамы часто сами нарушают правило: «Котик, ты
поел? А что ты кушал? Как дела в школе?». Оставьте подробности до
встречи дома. Мобильный телефон средство оперативной связи и только.
Официально утвержденных правил пользования мобильной связью нет, но
каждый воспитанный человек должен знать, что есть места, где телефон
следует отключить: в школе, в театре, в читальном зале, во время переговоров
и т.д. Мало купить телефон ребенку. Ему нужно обязательно объяснить, как
нужно правильно пользоваться телефоном, чтобы не принести вред, как себе,
так и окружающим. Стоит особо поговорить о культуре его использования.
Основные рекомендации по пользованию мобильными телефонами:
1. Важно пользоваться телефоном по мере необходимости, а не тогда,
когда нечем заняться. Старайтесь разговаривать по «мобильнику» менее 34
минут.
2. Приучайте ребенка, что аппарат должен находиться в пределах
слышимости, а не лежать вперемешку с игрушками.
63. Нельзя располагать телефон на поясе, у головы, у сердца. Носить
«мобильник» лучше в сумке, кармане верхней одежды или в руке.
4. Не говорите на ходу. Выключайте телефон, находясь в транспорте, в
метро, тоннелях и т.д., так как в условиях неустойчивого приема мощность
излучения аппарата повышается до максимальной величины.
5. Нельзя располагать телефон близко к голове во время сна. Телефон
излучает на частоте гамма ритмов мозга.
Самая большая опасность мобильного телефона и компьютера состоит в
том же, в чем их достоинство – в их бесконечной увлекательности. При
разумном использовании на детей компьютер оказывает достаточно
благотворное влияние и может помочь в развитии определенных навыков.
Например, работа с компьютером развивает внимание, логическое и
абстрактное мышление. Компьютерные игры, адекватные возрасту помогут
научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро
переключаться с одного действия на другое. Хорошие развивающие
компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а
умение пользоваться Интернет, может стать хорошей школой навыков
общения и навыков по поиску и отбору информации. А вред компьютер и
мобильный телефон могут принести только в том случае, когда дети или
взрослые не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы
свести к минимуму их негативное влияние на здоровье.
В заключение хочу сказать, ни в коем случае не нужно преувеличивать
опасности, которыми чревато пребывание за компьютером или общение по
мобильному телефону, но не стоит, и преуменьшать их. Нашим детям не
избежать частого общения с компьютером, сотовым телефоном и другими
новинками научнотехнического прогресса. Наша задача как родителей
создать условия, чтобы это общение стало полезным.
Мы надеемся, что, следуя нашим рекомендациям, вы создадите в семье
благоприятную и безопасную информационную среду для вашего ребенка.
7