«Информационное пространство и здоровье ребенка» (выступление на общем родительском собрании)

  • Компьютерные программы
  • Работа с родителями
  • doc
  • 07.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема, которая затронута в статье, вплотную связана с тем, что в нашу жизнь прочно вошли информационно-коммуникационные технологии. В каждой семье есть компьютеры, интернет, мобильные телефоны. Безопасны ли они, наносят ли они вред здоровью ребенка, и если да, то какой и как этот вред минимизировать? В статье описаны стадии развития игровой зависимости, даны рекомендации по пользованию мобильными телефонами.
Иконка файла материала Родительское собрание«Информационное пространство и здоровье ребенка».doc
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан   «Информационное пространство и здоровье ребенка»  (выступление на общем родительском собрании) Выполнила: Файзуллина Л.Г., методист 1г.Нефтекамск 2Общее родительское собрание «Информационное пространство и здоровье ребенка» Здравствуйте, уважаемые родители! Тема,   которую   мы   сегодня     затронем,   это   «Информационное пространство и здоровье ребенка». Данная тема вплотную связана с тем, что в нашу жизнь прочно входят информационно­коммуникационные технологии. В каждой семье есть компьютеры, интернет, мобильные телефоны. Безопасны ли они, наносят ли они вред здоровью ребенка, и если да, то какой и как этот вред минимизировать? Об этом сегодня  наш разговор.  Однозначно, от жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.   Эти   вопросы   одинаково   волнуют   нас   –   педагогов   Центра   и   вас, уважаемые родители.  Безграничные   возможности   Интернета   позволяют   детям   обучаться, развивать творческие способности, учиться виртуальному общению. В то же время   серьезной   проблемой   во   всем   мире   стало   злоупотребление   плодами интернета.   Без   преувеличения   можно   сказать,   что   это   глобально­значимая проблема не только в нашей стране, но и во всем мире. В   интернете   можно   найти   любую   интересующую   информацию.   Даже такую,   как     изготовить   наркотики,   осуществить   суицид.   Злоумышленники очень   активно   используют   Интернет   доля   своих   вредных,   незаконных   и аморальных целей. Только за последние пять лет количество интернет­материалов с детской порнографией   увеличилось   в   25   раз.   Имеется   более   40%   сайтов   с пропагандами   наркотиков.   Они   ориентированы   именно   на   российских пользователей.  Задумайтесь об этом! Гораздо   более   опасными   и   необратимыми   могут   быть   последствия безответственного использования компьютера для психики ребенка. Наиболее опасна для детей так называемая «компьютерная зависимость». Современные психиатры ставят «игроманию», «компьютерную и Интернет зависимости» в один   ряд   с   наркоманией   и   алкоголизмом.   В   чем   же   опасность нерегламентированного использования компьютера детьми? Развитие   игровой   зависимости   имеет   определенную   закономерность, которая представлена четырьмя стадиями. 1.   Стадия   легкой   увлеченности.   Она   характеризуется   возникновением начального интереса к игре, ее сюжету в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции (или устранением отрицательной) при включенности в игровое действие.   2.   Стадия   увлеченности,   т.е.   происходит   формирование   зависимости, которая   сопровождается   появлением   потребности   в   игре.   Увлеченность 3компьютерными   играми   на   этой   стадии   принимает   уже   систематический характер.   3.   Стадия   зависимости.   Дети   начинают   отождествлять   себя   с персонажами игры. И если ребенок в течение какого­то времени лишен игры, он   начинает   чувствовать   неудовлетворенность,   испытывает   отрицательные эмоции, впадает в состояние депрессии.  4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности. Однако зависимость остается навсегда. В случае если игрок не осознал   причин   и   механизмов   формирования   пагубного   пристрастия,   в ситуациях   кризисного,   стрессового   характера,   при   появлении   новых «заманчивых» игр она вновь становится активна.   Последствия могут быть опасными для жизни. Для примера: 12­летний мальчик прыгнул со второго этажа, получил сотрясение мозга и   сломал   ногу.   Психолог   пытался   выяснить,   почему   мальчик   это   сделал. Оказалось, он просто вообразил себя героем любимой компьютерной игры. В виртуальном мире этот неуязвимый персонаж прыгал, как обезьяна, с большой высоты.   Мальчишка   утратил   чувство   реальной   опасности   и   повторил   его подвиг.  Много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как   американский   подросток   расстрелял   своих   учителей   и   сверстников   из автомата,   другой   пример   —   гибель   китайской   девушки,   которая   перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.  Чтобы этого не случилось, необходимо полностью оградить ребенка от злых и жестоких игр. Но даже если игра или программа ориентирована на возраст вашего ребенка, нельзя просто запустить ее на компьютере и оставить ребенка с ней наедине. Обязательно вначале сами исследуйте игру. Но почему происходит  компьютерная зависимость? Каковы ее причины? Во­первых,   это   недостаток   или   отсутствие   общения   и   теплых эмоциональных взаимоотношений в семье.         Во­вторых,   отсутствие   у   ребенка   серьезных   увлечений,   интересов, привязанностей, не связанных с компьютером.  И,   в­третьих,   неумение   ребенка   налаживать   желательные   социальные контакты с окружающими, отсутствие друзей.  Как   же   понять,   что   ваш   ребенок   поглощен   компьютером?   К   первым признакам   развития   компьютерной   зависимости   у   ребенка   относятся следующие:  Ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.  Ребенок раздражается при вынужденном отвлечении от игры.  Ребенок   неспособен   спланировать   временные   рамки   нахождения   за компьютером. 4 Провел хотя бы одну ночь у компьютера.  Прогулял школу, потому что сидел за компьютером.  Ребенок приходит домой и сразу садится за компьютер.  Забывает поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).  Ребенок   пребывает   в   плохом,   раздраженном   настроении,   не   может ничем заняться, если компьютер сломался.  Ребенок конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.       Чтобы компьютер не навредил здоровью, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. И родителям, при решении этого   вопроса,   необходимо   проявить   с   одной   стороны   настойчивость   и последовательность,   а   с   другой   не   поддаваться   собственному   соблазну отдохнуть от ребенка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься своими делами. Существуют рекомендации по регламентированию времени работы детей с компьютером в зависимости от возраста: Дошкольники – 20 минут в день, 2­3 раза в неделю;  Младший школьный возраст (7­ 10 лет) – 30­40 минут в день; Средний школьный возраст (11 – 13 лет) – от 1 до 1,5 часов в день; Старший школьный возраст – 2 часа в день. В   зависимости   от   возраста   через   каждые   20­40   минут   работы   за компьютером, необходимо делать короткий перерыв. Идеальной разрядкой между   компьютерными   занятиями   может   быть   физическая   активность,   не требующая напряжения – прогулка на свежем воздухе, поход в магазин и т.д. Использование сотовой связи также небезопасно для здоровья ребенка. Сегодня   просто   невозможно   представить   жизнь   без   мобильного   телефона. Именно «мобильник» дает ощущение спокойствия, мы можем контролировать каждый шаг ребенка. Но в связи с широким и повсеместным использованием мобильной   связи   обозначились   проблемы,   касающиеся   культуры   и безопасности ее использования. Главный   вопрос   безопасности   заключается   во   влиянии   мобильных телефонов на организм человека и как следствие на его здоровье. Дело   в   том,   что   наш   мозг   поглощает   значительную   часть электромагнитной   энергии,   которую   излучает   телефон   для   того,   чтобы связаться с базовой станцией связи. Как объясняют специалисты в области радиобиологии, мозг в этом случае как бы выполняет функцию части антенны. Наибольшее   воздействие   мобильные   телефоны   оказывают   в   момент соединения, когда излучение в разы больше, чем во время разговора. Также не стоит вести разговоры по телефону во время движения в транспорте. Дело в том,   что   в   момент   поиска   станции   также   происходит   усиленное 5электромагнитное воздействие на организм человека. Если же мы движемся, то   поиск   станции   ведется   постоянно   и   соответственно   увеличивается излучение.  Особо   чувствительны   к   электромагнитному   излучению   именно   дети. Когда трубка телефона находится у уха, влияние его достаточно сильное. У детей   костная   ткань   черепа   гораздо   тоньше   и   уязвимее,   чем   у   взрослого. Телефон   дети   обычно   подносят   ближе   к   уху,   чем   взрослые,   а   многие буквально прижимают его к ушной раковине. В результате мозгом ребёнка поглощается   в   несколько   раз   большее   количество   излучаемой   телефоном энергии.   В   результате   воздействия   лучей   меняется   биоэлектрическая активность   мозга,   что   действует   на   состояние   нервной   системы.   Данное воздействие может спровоцировать ослабление внимания, снижение памяти и умственных   способностей   в   целом,  а   также   раздражительность,  нарушение сна, склонность к нервозности. Есть данные и о том, что электромагнитное излучение снижает иммунные силы организма.  Кроме того, большинство родителей покупают детям телефон не просто для связи, а с множеством абсолютно лишних функций ­ например, играми, что   в   разы   увеличивает   время   использования   ребенком   телефона.   Отсюда можно сделать вывод: доза облучения определяется режимом работы сети и интенсивностью использования телефона. Сколько бы ни говорили о потенциальной опасности сотовой трубки, это не удержит родителей от ее покупки для собственного ребенка, согласны со мной?   Другой   вопрос   –   формирование   навыков   правильного   обращения   с телефоном,   культуры   пользования   им.   Вполне   достаточно   20   ­   30   секунд разговора, чтобы выяснить, все ли в порядке у ребенка. Пара таких разговоров за день вреда не принесет. Но мамы часто сами нарушают правило: «Котик, ты поел?   А   что   ты   кушал?   Как   дела   в   школе?».     Оставьте   подробности   до встречи дома. Мобильный телефон ­ средство оперативной связи и только.  Официально утвержденных правил пользования мобильной связью нет, но каждый   воспитанный   человек   должен   знать,   что   есть   места,   где   телефон следует отключить: в школе, в театре, в читальном зале, во время переговоров и т.д. Мало купить телефон ребенку. Ему нужно обязательно объяснить, как нужно правильно пользоваться телефоном, чтобы не принести вред, как себе, так и окружающим. Стоит особо поговорить о культуре его использования. Основные рекомендации по пользованию мобильными телефонами: 1. Важно пользоваться телефоном по мере необходимости, а не тогда, когда нечем заняться. Старайтесь разговаривать по «мобильнику» менее 3­4 минут. 2. Приучайте   ребенка,   что   аппарат   должен   находиться   в   пределах слышимости, а не лежать вперемешку с игрушками. 63. Нельзя   располагать   телефон   на   поясе,   у   головы,   у   сердца.   Носить «мобильник» лучше в сумке, кармане верхней одежды или в руке. 4. Не говорите на ходу. Выключайте телефон, находясь в транспорте, в метро, тоннелях и т.д., так как в условиях неустойчивого приема мощность излучения аппарата повышается до максимальной величины. 5. Нельзя располагать телефон близко к голове во время сна. Телефон излучает на частоте гамма ритмов мозга. Самая большая опасность мобильного телефона и компьютера состоит в том   же,   в   чем   их   достоинство   –   в   их   бесконечной   увлекательности.   При разумном   использовании   на   детей   компьютер   оказывает   достаточно благотворное   влияние   и   может   помочь   в   развитии   определенных   навыков. Например,   работа   с   компьютером   развивает   внимание,   логическое   и абстрактное   мышление.  Компьютерные   игры,  адекватные   возрасту   помогут научиться   принимать   самостоятельные   решения,   а   также   быстро переключаться   с   одного   действия   на   другое.   Хорошие   развивающие компьютерные   игры   для   детей   –  это   отличный   способ   самообразования,  а умение   пользоваться   Интернет,   может   стать   хорошей   школой   навыков общения и навыков по поиску и отбору информации. А вред компьютер и мобильный   телефон   могут   принести   только   в   том   случае,   когда   дети   или взрослые не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму их негативное влияние на здоровье.  В заключение хочу сказать, ни в коем случае не нужно преувеличивать опасности, которыми чревато пребывание за компьютером или общение по мобильному   телефону,   но   не   стоит,   и   преуменьшать   их.   Нашим   детям   не избежать   частого  общения  с компьютером,  сотовым  телефоном  и  другими новинками   научно­технического   прогресса.   Наша   задача   как   родителей   ­ создать  условия, чтобы это общение стало полезным.  Мы надеемся, что, следуя нашим рекомендациям, вы создадите в семье благоприятную и безопасную информационную среду для вашего ребенка.   7