Информационные технологии на отделении изобразительного искусства в ДШИ.
Начало XXI века ознаменовалось глобальными изменениями как области способов передачи информации, так и её представления: компьютерные и коммуникационные технологии всё глубже проникают в различные сферы человеческой деятельности, в область культуры, в область изобразительного творчества и изобразительного образования.
Процессы инновации затронули все социальные институты, и в частности детские школы искусств и детские музыкальные школы. В наши дни детская школа искусств представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и образование детей.
Современное образование в ИЗО искусстве проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Дети, занятые обучением компьютерным видам искусства застрахованы от скуки и вредных привычек. Использование компьютерных ИЗО технологий сейчас можно наблюдать практически в работе каждого преподавателя.
В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию учащихся к учению, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе.
Интерес педагогов к инновационным разработкам в области компьютерного обеспечения образовательного процесса вполне объясним. Активного внедрения ИКТ в образовательный процесс. Прежде всего это компьютеризация школ. Для современного поколения школьников компьютер — естественный и необходимый инструмент деятельности и источник информации. Кроме того, и школьная администрация все активнее использует для обеспечения ежедневного образовательного процесса общешкольные компьютерные сети, базы данных, системы учета и контроля.
Не менее важные факторы — потребность в расширении образовательного пространства, привлечении дополнительных информационных источников и трансформация. Учитель больше не воспринимается как приоритетный источник информации и тем более как носитель единственно правильной точки зрения. Современный ученик свободен в выборе информационных потоков.
Компьютер — это продукт информационной технологии, потребляющий минимум энергии и материальных ресурсов.
Вопрос о замене традиционных методов творчества художника электроникой или машинами не стоит. Напротив, имеет смысл использовать все возможные средства, чтобы расширить возможности для самовыражения художника. Искусство каждой эпохи пользовалось современными средствами, чтобы придать форму тому новому, что появлялось в художественном творчестве. При этом никогда не руководствовались только техническими или практическими целями, существенную роль играли и способы общения людей друг с другом. Почему же нельзя использовать компьютер — это универсальное средство общения и получения информации, которое завоевывает даже наши собственные дома — в качестве инструмента для создания произведений искусства?
Искусство понятие очень широкое. Искусство предполагает общение между художником и зрителями. Большое внимание уделяется проблемам преподавания истории искусства. В идеальном случае — это замкнутый цикл: художник представляет зрителям свою работу, вызывает их реакцию и использует ее как обратную связь, учитывая, с целью быть лучше понятым, отклик зрителей в своей дальнейшей работе.
Способы переноса изображений с экрана дисплея на бумагу в неискаженном виде, в частности, с помощью струйных и лазерных принтеров нового поколения.
в последнее время, в связи с внезапным взрывным ростом распространенности персональных компьютеров, появляются возможности передачи подобных произведений искусства в виде специальных файлов.
Технология, необходимая для компьютерного искусства, существенно отличается от используемых в энергетике и промышленности, которые в основном и оказались под огнем.
Те, кто знаком с компьютером, знают, что в некоторых играх есть задания на раскрашивание, можно рисовать (например, в программе Paint - для маленьких, детям постарше - в Photoshop CS2 и др.программах ). Есть такое направление в Искусстве - "компьютерная графика". Можно оживлять изображения, создавать мультфильмы, редактировать фотографии, заниматься веб-дизайном.
«Компьютерное искусство
(также цифровое искусство, дигитальное искусство) — творческая деятельность,
основанная на использовании информационных (компьютерных) технологий,
результатом которой являются художественные произведения в цифровой форме.
Хотя термин может применяться к произведениям искусства, созданных изначально с
использованием других медиа или отсканированных, он всегда относится к
произведениям искусства, которые были модифицированны при помощи компьютерных
программ.
На данный момент понятие «компьютерное искусство» включает в себя как
произведения традиционного искусства, перенесённые в новую среду, на цифровую
основу, имитирующую первоначальный материальный носитель (когда, например, за
основу берется отсканированная или цифровая фотография), или созданные
изначально с применением компьютера, так и принципиально новые виды
художественных произведений, основной средой существования которых является
компьютерная среда.»
К «Компьютерному искусству» относятся : цифровая живопись, векторная графика, растровая графика, фрактальная графика, трехмерная графика (3D ), демо. Проблемы освоения новых компьютерных искусств лежит в реформе системы образования в области компьютерных технологий. Компьютерные технологии становятся достаточно доступными сегодня и в России и навык работы с ними. Сочетание двух технологических направлений - компьютерных систем обработки данных и всемирных телекоммуникационных сетей создает новое культурное пространство, которое должно оказать совершенно особое воздействие на развитие компьютерных искусств. То есть в ДШИ на отделениях ИЗО и ДПИ компьютер применяется не в качестве привычного симбиоза калькулятора и пишущей машинки, а в роли универсального посредника для многих форм искусства, позволяющего развить и расширить само понятие искусства благодаря возможностям новых информационных технологий компьютерной графики.
Современной компьютерной графике доступна имитация образов живописи, фотографии, кино или видео разных жанров. Однако, несмотря на существенное сходство, настоящие компьютерные работы не могут быть созданы с помощью красок, фотоаппарата или получены при помощи кино- или видеокамеры. Компьютерная графика может быть результатом сочетания компьютерных технологий, создающих такой цвет, свет, фактуру и движение, которые не могут быть достигнуты с помощью обычных физических красок и не свойственны никаким реальным объектам.
Для художника компьютер высокого уровня предоставляет собой пространство, в котором автор почти никак не ограничен в спектре цветов, сложности достигаемых эффектов и цветовых рельефов. Более того, компьютерная графика достигает бесконечного цветового разнообразия, многослойности и нематериального, призрачного колорита достаточно простыми техническими средствами. Именно поэтому для специалистов в области компьютерных искусств вывод экранного изображения на плоттеры, принтеры, слайды и фотографии выглядит как шаг назад по сравнению с компьютерным изображением: компьютерная графика должна оставаться на мониторе. Одно и то же изображение на мониторе и на листе бумаги обладают разным по мощности эмоциональным воздействием. Будущее компьютерной графики многие художники и искусствоведы видят в больших плоских настенных экранах со сменяющимися кадрами компьютерной живописи.
Плоды компьютерных технологий высшего качества, переведенные с помощью принтеров и слайдов в форму традиционных медиа, теряют эффектность и обаяние подвижного, неуловимого образа, опрощая и лишая внутренней жизни и неповторимости объекты новой природы и смысла. Ведь даже прекрасный кинокадр, став фотографией, теряет свое обаяние, что уж тут говорить о виртуальном, неземном пространстве компьютерной графики. А ведь возможность реалистичного, подробного воссоздания фантастического мира нашего воображения одно из важнейших достоинств новых компьютерных искусств, поскольку именно компьютерные технологии призваны самым необычным образом сочетать в себе несовершенство и одновременно обаяние человеческого ума, фантазии, чувства с совершенными скоростями и способностью к гигантской монотонной работе, присущим машинам. Это сочетание и создает новые отношения между техникой и человеком.
Сама техника создания компьютерной графики предполагает некий компромисс между
изменчивыми эмоциями и мыслями автора и внешними, самостоятельно развивающимися
технологиями. Этот процесс или борьба - и создает равновесие между окружающими
вас как автора постоянно обновляющимися художественными техниками и вашим
собственным творческим поиском в области формы и содержания компьютерного
искусства. Многие компьютерные художники отмечают, что, поскольку компьютерный
инструментарий вводит новые, неизвестные ранее ограничения и возможности в
работе, они, авторы, чувствуют смещение своего внимания в резервные области
своего творчества. Кроме того, мощные возможности компьютера по созданию и
фиксации образов, с которыми работают компьютерные художники и музыканты на
Западе, вынуждают их вырабатывать и использовать некую систему отбора и
организации полученного множества слоев визуального или музыкального материала.
Когда какие-то части композиции начинают казаться интересными, автор
просматривает использованные художественные слои и образы с тем, чтобы
окончательно их оформить и дальше строить на них композицию. Многие шедевры -
призеры фестивалей компьютерного искусства - выросли именно из такого процесса.
Образная система бывает почти целиком построена на компьютерной двух- или
трехмерной модели: автор деформировал и изменял ее фактуру до тех пор, пока не
получал цветной, яркий и фактурный компьютерный образ, который и становился
отправной точкой для последующего ряда завершающих воздействий на образ.
Исходная же модель могла быть компьютерным, кино- или фотоизображением
(перекачанным в компьютер): важно, что каждый следующий этап обработки и
оформления образа использовал достижения предыдущего этапа как материал.
Слова “обработкаю” и “моделью” не означают, что компьютерное искусство может
считаться рациональной, научной или, хуже того, поверхностной и случайной
работой. Этот процесс демонстрирует живописное применение рациональных
параметров: их отобранные и скомбинированные сочетания рождаются из движений
вашей души, причем ваше преимущество - интуиция и художественное чувство, а
козырная карта компьютера - техническое совершенство исполнения. Создавать
образы, не существующие в реальности. Таким образом, создание математических
образов расширяет границы нашего воображения, по крайней мере, в области формы.
Начнем создавать шедевры не только на бумаге, но и помощью Интернет Технологий на компьютере. И пусть он станет удобным инструментом для решения творческих задач.
В России, компьютеризованность довольно мала, еще и очень низок уровень доступной большинству компьютерной техники. Как следствие, крайне низок уровень сотрудничества человека и компьютерных технологий, само представление о таком "симбиозе" человека и машины непривычно. Думать вместе с машиной, находить адекватное применение тем необъятным возможностям, которые заложены в современной технике - вот ближайшие для нас с вами цели в области компьютерного творчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.