Информационные технологий в методике обучения.
Сегодня ИКТ является неотъемлемой частью урока. Каждый учитель использует компьютерные технологии каждый день. Это позволяет улучшить усвояемость информации учениками и усовершенствовать способ преподнесения информации для учителя. ИКТ в учебном процессе – один из способов повышения мотивации и познавательной активности. При использовании таких технологий ученик раскрывает в себе главные человеческие потребности – умение мыслить, общаться и способность самореализации.
На сегодняшний день особенности информационных технологий позволяют оценить их роль в реализации целей образования учеников. Во-первых, ИКТ в значительной мере дополняют методику преподавания и изучения материала, увеличивает способность обогащения и систематизации чувственного восприятия. Особенно, если восприятие невозможно обеспечить наглядным путем. Во-вторых, информационные технологии помогают обеспечить индивидуальную работу с учеником, направленную на увеличение усвояемости материала, а также, при дополнительной работе с успешными учениками. В-третьих, наглядность выражается не только в демонстрации материала в виде красочных картинок. Учителя зачастую добавляют анимации, звуковое сопровождение, видео, интерактивные упражнения. Кроме того, информационные технологии обеспечивают создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся.
В педагогической практике существует классификация средств ИКТ по области методического назначения.
1. Обучающие – способствуют формированию знаний, умений и навыков, обеспечивая необходимый уровень усвоения полученной информации.
2. Тренажеры – предназначены при использовании полученных навыков путем практической деятельности.
3. Информационно-поисковые и справочные – способствуют систематизации информации.
4. Демонстрационные – осуществление обучения посредством визуализации усвояемого материала.
5. Имитационные – представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик.
6. Лабораторные – позволяют проводить удаленные эксперименты с использованием реального оборудования.
7. Моделирующие – позволяют моделировать объекты, процессы, явления посредством их изучения и исследования.
8. Расчетные – позволяют осуществлять расчетные операции с помощью автоматизированного механизма.
9. Учебно-игровые – способствует созданию игровой ситуации, в ходе которой реализуется учебная деятельность.
Коммуникативные средства обучения не заменяет живого общения с учителем. Но учитывая уровень развития и распространенности сети Интернет, в наше время у учеников повышается заинтересованность в изучении дисциплины при использовании ИКТ. По данным учёных, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов является основой современного образовательного процесса. Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». В настоящее время, общеобразовательная программа включает в себя достаточно большой объём информации. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии, которые неуклонно переходят в разряд ведущих. Существуют такие варианты ИКТ, которые являются основными в ходе преподавания.
I. Мультимедийные презентации.
Программа Microsoft Power Point позволяет преподнести информацию ученикам в качестве презентации. С ее помощью осуществляется электронное сопровождение к тексту учебника. Этот материал поддерживает интерес учеников посредством смены анимационных слайдов, что благоприятно влияет на качество успешного образования.
Мы можем выделить несколько преимуществ презентации:
1. Использование наглядности – схемы, картинки, рисунки. Иногда, даже то, что невозможно предоставить в качестве наглядности по причине его отсутствия в доступности, можно использовать в виде интерактивного дополнения.
2. Информация на слайдах расположена в определенной последовательности, что позволяет не забыть ход урока учителю и в какой-то степени помогает создать воображаемую цепь событий в памяти учеников, что в будущем может увеличить уровень запоминания и воспроизведения новой информации.
3. Присутствие в презентации вопросов и заданий, позволяет учителю вести диалог с аудиторией. В данном случае возможно использование бумажных источников информации, что непосредственно напоминает ученикам о взаимосвязи бумажных и электронных источников информации.
4. Видео, музыкальное сопровождение, анимации так же дополняют урок, но в то же время, помогают отвлечься от интенсивного восприятия информации.
По дидактической цели обучающие мультимедийные презентации создаются в зависимости от типа урока, на котором они применяются. Таким образом, классификация МП по дидактической цели выглядит следующим образом:
· МП изучение нового учебного материала и формирование умений и навыков;
· МП проверки знаний, умений и навыков при необходимости учителя (тематическое оценивание);
· МП обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; МП, применяемого на комбинированном уроке.
При создании учащимися средних и старших классов компьютерных презентаций, у них формируются важнейшие в современных условиях навыки: критическое осмысление информации, выделение главного в информационном сообщении, систематизирование и обобщение материала, грамотное представление имеющейся информации. Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации.
Готовые программные продукты помогают вести предметный курс в определенном направлении и в определённой последовательности, используя оформление в одном стиле. Так, мультимедийные учебники содержат тематические уроки, анимированные интерактивные задания и игры, видеофрагменты, тесты. Такой материал способен дополнить содержание и методику образовательного процесса, что способствует повышению качества усвояемости учеников и упрощении подготовки учителя к уроку.
Разгадывание кроссвордов. Этот вариант дополнения урока является универсальным как при получении новых знаний, так и при выполнении проверки домашнего задания. Способ кроссворда воспринимается учениками гораздо эффективнее, если он изложен в виде интерактивного задания и дополняет учебный материал в учебнике. К примеру, изучая тему «Страны мира», ученики с большим интересом ищут в учебнике названия стран, факты, зная, что в ходе правильного ответа будет использована анимация или звуковой эффект. Что способствует систематизации знаний ученика.
Тест на компьютере. Такой тип контроля используется для проверки полученных ранее знаний учащимися. В ходе выполнения этого задания, ученик получает свой результат сразу по окончанию теста, а также, дает возможность проанализировать собственные ошибки. Применяя тесты, созданные в оболочке MyTestX, которые можно использовать как задания открытого вида, так и закрытого; варианты ответов с однозначным и многозначным выбором; установление истинности и ложности утверждения; ввод ответа числового и буквенного; перестановка букв в слове; задания на соответствие; установление порядка действия; настраиваемая шкала оценивания; контроль за временем; случайный порядок вопросов и ответов (что исключает списывание); ввод символов, формул, рисунков, графиков, видео; есть возможность просмотра и анализа ошибок – вот преимущества этой оболочки. HotPotatoes – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая учителям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учеников. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования студентам необходим только веб-браузер. Обучающимся не нужна программа HotPotatoes, она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений. В состав HotPotatoes входят 5 блоков программ для составления заданий и тестов разных видов. Каждый блок может быть использован как самостоятельная программа.
Игры. Использование ИКТ в качестве игры является самым эффективным в образовательном процессе. Ученики абстрагируются от учебной деятельности, развивают мышление, логику и воображение. Например, при имитации знакомой телевизионной игры, в классе разряжается обстановка, и вовлеченность в учебный процесс значительно повышается.
Кроме компьютерного программного обеспечения довольно часто используют аудио и видео материалы и ресурсы из сети Интернет. Можно отметить, что введение видео и интернета в процесс обучения меняет характер традиционного урока, делает его более живым и интересным. Также применение их на уроках способствует расширению общего кругозора учащихся, обогащению их языкового запаса и знаний. Почти все видеоматериалы стали для всех доступными как раз благодаря сети Интернет.
К видеоматериалам предъявляются следующие общедактические требования:
· их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость;
· фактологическая достоверность;
· связь художественных образов с реальной жизнью в данву историческую эпоху;
· подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Видеоматериалы обладают особенностями, важными для педагогического процесса:
· наглядность (видеоматериалы отличаются наиболее точной копией действительности, помогают влиять на личность ученика с помощью образа);
· динамичность (подвижность, показываемых кадров - специфическая особенность, полу которой сложно переоценить для развития речи; власть над временем и пространством).
Видеоматериалы дают возможность ученикам, к примеру, перемещаться в наведенной стране и показывают то, что было тысячи лет назад. Формирование исследовательских умений на уроках возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и видеоматериалами. Необходимость формирования исследовательских умений учащихся актуализирует проблему фактической достоверности видеоматериала, которая определяет возможность рассмотрения его в качестве самостоятельного оригинального исторического источника.
Использование видеоматериалов на уроках помогает решению следующих задач: повышение мотивации обучения, интенсификация обучения, активизация учащихся, самостоятельная работа учащихся, повышение качества знаний учащихся.
Методика использования фильмов в учебном процессе предусматривает:
· подготовительный этап - учитель знакомится с фильмом, готовит методический аппарат, планирует структуру и логику урока;
· демонстрация видеоматериала - непосредственное участие учителя и выполнение учащимися рекомендованных упражнений;
· заключительный этап - проверка степени полноты и точности понимания материала, организуется беседа по содержанию информации, уточняются отдельные эпизоды.
Существует огромное количество видеоматериалов, которые по стилю передаваемой информации можно разделить на следующие : художественные, документальные, научно-популярные, информационные фильмы и видео экскурсии.
Ознакомление учащихся с документальными и художественными фильмами позволяет учителю сделать свои уроки более интересными, насыщенными и продуктивными. Демонстрирование видеоматериалов вызывает интерес учащихся, в процессе их просмотра возникает достаточно устойчивое непроизвольное внимание, обусловленное яркостью, динамичностью, размерами, контрастностью изображения, звуковым сопровождением и тому подобное. Именно этим объясняется прочное запоминание учащимися отдельных, самых ярких, эмоционально насыщенных кадров. Образуются предпосылки для формирования четких представлений, сознательного и глубокого усвоения знаний.
Оптимальный хронометраж видеоматериалов на уроке продолжительностью 45 мин. составляет 15-20 мин.
1 – 4мин |
5 – 23мин |
23– 34мин. |
35-45мин. |
60 % |
80% |
45 –60% |
10-15 % |
Использование видеоматериалов на уроке усиливает интерес учащихся к предмету, позволяет учителю продуктивно использовать время на уроке, которое ранее тратилось на записи и рисунки на доске. Управление на этой основе познавательной деятельностью в обучении создает дополнительные возможности умственного развития учащихся.
Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Выделяют четыре основные группы Интернет ресурсов:
· информационно-справочные ресурсы;
· сайты, освещающие виртуальную и реальную научную историческую коммуникацию;
· сайты, на которых размещены источники и специальные исследования по истории;
· сайты научных и общественных фондов, как поддерживают научные и учебные проекты.
Материалы сети Интернет могут быть применимы почти на всех этапах проведения урока. Можем выделить следующие виды работы с интернетом на уроке в старших классах. Классическая проектная работа: сравнительное изучение, изучение тех или иных явлений, фактов, событий, статистики, рефератов, отдельных сайтов, даже мнений, высказанных на форумах для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений. Результатом может стать презентация собственной Web-страницы. Важно напомнить ученику, что презентация - это не накопление текста, а, в первую очередь, иллюстративный материал, карты, таблицы и схемы по истории. Немаловажным также является соответствие анимации и иллюстраций заявленной теме, а также лаконичность. Выше оценивается работа, где ученик использовал поисковые системы и другие способы для пребывания в сети дополнительной информации по теме, кроме заданных изначально ресурсов. Отчеты могут размещаться на школьном сайте или в локальной сети для общего просмотра. Следующее это участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах: «классических» и «творческих». Это могут быть разнообразные игры и турниры, основанные, как правило, на элементах угадывания и поиска. Выполнение домашнего задания, направленного на поиск обусловленной учителем информации: статистических данных, документов, фактических материалов, иллюстраций, карт по конкретной теме из истории. При этом поиск может проводиться как в свободном режиме, так и по ресурсам, обусловленным учителем. И один, и другой вариант в разных ситуациях может быть педагогически и методически оправдан. Предлагаемым результатом подобной работы может быть как сообщение по теме, так и аннотированный перечень ссылок. Оба являются хорошим навыком реферирования. Использование интерактивных форм: переписка по электронной почте с одноклассниками или учителем, общение в специализированных чатах или форумах, анкетирование и другие формы опросов. Результатом здесь также может стать сообщение или доклад, а также систематизированные материалы для проектной работы. Параллельно во время переписки отрабатываются и навыки письменной речи.
Приведенные формы и варианты работы с интернет-ресурсами позволяют построить общую методическую схему организации учебной деятельности с их применением. На первом этапе педагог планирует свои уроки с использованием ресурсов Интернета. При этом необходимо выбрать курсы, темы, где интернет-ресурсы наиболее органично войдут в процесс обучения, и соответственно будет достигнут максимальный образовательный эффект. На втором-определяет форму учебного занятия и методы, которые будет использовать во время организации учебной деятельности учащихся с ресурсами интернета. Ими могут быть: семинар, конференция, практикум и тому подобное. На третьем-находит и составляет (или поручает наиболее подготовленным ученикам) список лучших ресурсов, с которыми необходимо ознакомиться школьникам, выполняя задания. На четвертом-организует работу учащихся с интернет-ресурсами. С целью более четкой организации организации труда с учащимися можно предложить задания, которые конкретизируют проблему, над которой работают школьники В процессе использования Интернет-ресурсов роль учителя заключается не только в том, чтобы направлять школьников и защищать их от негативного влияния некорректной и недостоверной информации. Стратегической задачей в этом направлении учебной работы является формирование у учащихся умений критического мышления, обладая которыми, они в дальнейшей своей жизни смогли бы защититься от ложной информации самостоятельно.
Считаем необходимым также рассмотреть компоненты, составляющие систему современных дидактических средств обучения отечественного цифрового образования:
- 3D-печать(принтер) – воспитательный и образовательный потенциал технологии 3D-печати безграничен, и позволяет развивать познавательный интерес, повышать мотивацию к изучаемому материалу, позволяет моделировать изучаемые процессы, объекты и явления. В результате предметы и объекты окружающего мира становятся зримыми и осязаемыми, позволяет формировать УУД, навыки проектирования и моделирования, развивая творческие способности и повышая их общий уровень культурно – эстетического развития
- Интерактивная доска является универсальным педагогическим инструментом, позволяющим создавать соответствующий микроклимат для продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся. Опыт использования интерактивных досок показывает, что образовательный процесс буквально «оживает» - игровые компоненты, включаемые в мультимедийные программы усиливать эффективность усвоения изучаемого материала, развивают познавательную активность ребенка во время работы с интерактивной доской. Обучение с помощью интерактивной доски отличается своей нестандартностью, возможностью взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с виртуальной образовательной средой [2, с. 51].
- Интерактивный Smart-стол – это целый интерактивный учебный комплекс с сенсорной поверхностью. Управление поверхностью Smart-стола происходит посредством прикосновения человеческих рук или стилусов к поверхности стола. Это средство позволяет педагогу эффективно вовлекать ребенка в учебный процесс, развивать когнитивные, коммуникативные и моторные навыки, а также положительную мотивацию к обучению.
- Сенсорная комната – специально оборудованное помещение, созданное для расслабления, релаксации и снятия стресса. Разработка данной передовой технологии преследует единственную цель – оказание помощи по гармонизации душевного равновесия, профилактики нервных расстройств, психических напряжений и обострений, укрепления психического здоровья. Анализ педагогического опыта использования сенсорной комнаты в процессе обучения детей Бойко Е.В. позволил нам сделать вывод о том, что использование интерактивного оборудования данного вида позволяет расширить дидактические возможности обучения, увеличить объемы учебной нагрузки, повышать уровень учебной мотивации, овладевать многими УУД на практике. То есть позволят педагогу в успешности решения огромного числа образовательных задач.
- Гибкие и МультиТач дисплеи – такое интерактивное оборудование можно использовать на всех стадиях, и во всех формах и видах обучения. Спектр их применения достаточно широк – от ознакомления с окружающим миром до подготовки к обучению, а также на занятиях художественно-эстетического цикла. Ярким примером является интерактивный мультисенсорный дисплей Focus Tooch, который используется в учебной деятельности (совместной и индивидуальной).
- Мультимедийный и интерактивный контент – это такой образовательный контент, который обладает возможностями различных форм интерактивного взаимодействия объекта обучения (пользователя) с электронным образовательным ресурсом с точки зрения интерактивности. Синтез различных информационных материалов с точки зрения мультимедийности – текстовой, анимационной, графической, звуковой и видео – информации.
На наш взгляд основная цель информационных технологий – усиление интеллектуальных возможностей учащихся и повышение уровня качества самого учебного процесса на всех стадиях учебного цикла. Информационно-коммуникационные технологии служат не дополнительным средством обучения, как считалось недавно, а становятся неотъемлемой частью процесса обучения, значительно улучшающей его качество и продуктивность. Такая модель обучения российских школьников невозможна без использования интерактивного оборудования и применения ИКТ как в урочной, так и внеурочной деятельности.
3D-образовательные технологии позволяют разнообразить скучные уроки, выводят образовательный процесс на новый уровень качества и эффективности, делают его визуально-объемным. Такого рода технология сочетает в себе тесты, интерактивные задания, 3D-видео, виртуальные лаборатории, элементы моделирования, игры, тексты, изображения и гиперссылки. Сегодня широко распространено и наиболее популярно приобщение социальных платформ к образовательному процессу. Связан этот факт с огромным педагогическим потенциалом современных сетевых технологий. Популярная сфера электронного образования и относящиеся к ней специализированные образовательные сети, примером которой является Интернет-портал Dnevnik.ru, снабженный обширной медиатекой, библиотекой образовательной литературы, онлайн базой тренингов и тестов. Образовательный портал «Дневник.ру» разделен на три модуля – социальная сеть, управление школьным ДОУ и дистанционное обучение.
Литература
· Говоркян А.Р. Цифровые технологии в учебном процессе колледжа / А.Р. Говоркян // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога.: Сб. материалов участников конф. [Электронный ресурс]. – СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты». Санкт – Петербург, 2019. С. 48-53.
· Гурьева В.В. Использование виртуальной доски Padlet в работе сетевого сообщества как средства повышения ИКТ – компетенции педагога / В.В. Гурьева // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога.: Сб. материалов участников конф. [Электронный ресурс]. – СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты». Санкт – Петербург, 2019. с 26-28.
· Козак Т.И. Тестирование как одна из форм текущего контроля (из опыта работы). [Электронный ресурс]. URL: http://uchportfolio.ru/articles/read/324 (дата обращения: 24.03.2023).
· Жилина Л.В.. Современная цифровая образовательная среда как ресурс реализации ФГОС. / Л.В. Жилина, О.В. Головачева. // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога.: Сб. материалов участников конф. [Электронный ресурс]. – СПб: Из-во «Международные образовательные проекты», 2019. 133 с., с 6-8;
· Иванько А.Ф., Иванько М.А., Воронцова С.С. Новые образовательные технологии // Молодой ученый. – 2017. – № 49. – С. 364-368.
· Зорина О. Л. Применение ИКТ-технологий в преподавании истории и обществознания // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 ноября 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 92-96. URL: https://apni.ru/article/1422-primenenie-ikt-tekhnologij-v-prepodavanii-ist (дата обращения: 20.03.2023)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.