Информационные технологии в коммерческой деятельности
Оценка 4.9

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Оценка 4.9
Научные работы
doc
обществознание
Взрослым
12.10.2018
Информационные технологии в коммерческой деятельности
Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики. В работе предполагается рассмотреть вопросы инновационной деятельности, сущности инновационного предпринимательства, рисков, путей их оценки и минимизации.Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики. В работе предполагается рассмотреть вопросы инновационной деятельности, сущности инновационного предпринимательства, рисков, путей их оценки и минимизации.
Информационные технологии в коммерческой деятельности.doc
Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области   «Самарский государственный колледж» Исследовательский проект  Информационные технологии в коммерческой деятельности                                                                                           Выполнила: Любименко Р.Б Руководитель: Подпорина Н.Е                                                                                      Самара 2018г 2018 г. Содержание Введение..............................................................................................................................................................................3 Общая характеристика инновационной деятельности....................................................................................................5 Инновации как инструмент предпринимательской деятельности и его сущность.....................................................10 Оценка инновационного объекта.....................................................................................................................................20 Риски в инновационной деятельности............................................................................................................................25 Методы управления рисками в инновационной деятельности.....................................................................................31 Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности......................................................................35 Заключение........................................................................................................................................................................37 Список литературы...........................................................................................................................................................39 Введение Инновационная   деятельность   ­   это   деятельность,   направленная   на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества   продукции, производства.   совершенствования   технологии   и   организации Инновационная деятельность включает: • выявление проблем предприятия; • • осуществление инновационного процесса; организацию инновационной деятельности. Главная   предпосылка   инновационной   деятельности   предприятия состоит   в   том,   что   все   существующее   стареет.   Поэтому   необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого   на   предприятиях   периодически   необходимо   проводить   аттестацию продуктов,   технологий   и   рабочих   мест,   анализировать   рынок   и   каналы распределения.   должна   проводиться   своеобразная рентгенограмма   всех   сторон   деятельности   предприятия.   Это   не   просто   Иными   словами, диагностика   производственно­хозяйственной   деятельности   предприятия,  его продукции,   рынков   и   т.д.   На   ее   основе   руководители   должны   первыми подумать   о   том,   как   самим   сделать   свою   продукцию   (услуги)   морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не   заставляет   руководителя   сосредоточиться   на   инновационной   идее,   как осознание   того,   что   производимый   продукт   уже   в   ближайшем   будущем окажется устаревшим. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике   являются   основой   экономического   развития.   Предпринимательская деятельность   вообще,   а   в   научно­технической   сфере   особенно,   является весьма   рисковой,   учитывая   высокую   степень   неопределенности,   часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического   внедрения   и   получения   соответствующих   коммерческих   и финансовых результатов. Для   более   полного   освещения   актуальности   данной   проблематики необходимо   рассмотреть   саму   сущность   инновационных   процессов. Инновационный   процесс   представляет   собой   подготовку   и   осуществление инновационных   изменений   и   состоит   из   взаимосвязанных   фаз,   образующих единое,   комплексное   целое.   В   результате   этого   процесса   появляется реализованное, использованное изменение ­ инновация. Целью данной работы является   оценка   и   анализ   современных   инновационных   процессов, рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики. В   работе   предполагается   рассмотреть   вопросы   инновационной деятельности, сущности инновационного предпринимательства, рисков, путей их оценки и минимизации. Общая характеристика инновационной деятельности В   повседневной   практике,   отождествляют   понятия   новшество,   новация, нововведение,   инновация,   что   вполне   объяснимо.   Любые   изобретения,   новые явления,   виды   услуг   или   методы   только   тогда   получают   общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации). Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов  (энергии,   времени,  финансов   и   т.   п.).   Процесс   перевода   новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических  отношений купли­продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными факторами инновационной деятельности   выступают   новшества.   Новшества   формируют   рынок   новшеств (новаций),   инвестиции   рынок   капитала     нововведения (инновации)   рынок   чистой   конкуренции   нововведений.   Эти   три   основных   (инвестиций),   компонента и образуют сферу инновационной деятельности Под   инновациями   в   широком   смысле   понимается   прибыльное (рентабельное)   использование   новшеств   в   виде   новых   технологий,   видов продукции   и   услуг,   организационно­технических   и   социально­экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Жизненный цикл инноваций – это период времени от зарождения идеи, создания   и   распространения   новшества   и   до   его   использования.   С   учетом последовательности   проведения   работ   жизненный   цикл   инноваций рассматривается как инновационный процесс. В соответствии с международной практикой жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы: маркетинг, поиск и изучение рынка: проектирование и (или) разработка технологических требований: разработка продукции: материально­техническое   подготовка   и   разработка   производственных   процессов; снабжение; производство: контроль, проведение испытаний и обследований: упаковка и хранение; реализация и распределение продукции: монтаж и эксплуатация; техническая помощь   и   обслуживание:   утилизация   продукции   после   использования. Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу   и   содержанию   этапов   жизненного   цикла   инновации,   определить   же главные   этапы   инновационного   процесса   представляется   возможным, рассмотрев его основные составляющие. Рынок новшеств (новации). Основным товаром  рынка является научный и научно­технический результат ­ продукт интеллектуальной деятельности, на который   распространяются   авторские   и   аналогичные   права,   оформленные   в соответствии   с   действующими   международными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.   федеральными, В   мировой   практике   принято   различать   научная   (научно­   а   также   научно­техническую   деятельность, исследовательскую), экспериментальные (опытно­конструкторские) разработки. Научная   (научно­исследовательская)   деятельность   направлена   на получение,   распространение   и   применение   новых   знаний,   в   том   числе: фундаментальные научные исследования  ­  экспериментальная и теоретическая деятельность,   ориентированная   на   получение   новых   знаний   об   основных закономерностях развития природы и общества; прикладные научные исследования ­ научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач. Научно­техническая   деятельность   имеет   целью   получение, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы. Входе   осуществления   предпринимательской   деятельности предприниматель   выполняет   разнообразные   функции,   основными   из   которых являются: определение   целей,   задач,   проблем,   стоящих   перед   фирмой; рациональное   размещение   капитала   и   средств   фирмы;   эффективное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов; создание условий, в которых персонал фирмы достигал бы намеченных результатов; контроль за использованием вложенных средств: преодоление косности и рутины во внешней среде предпринимательства; творческое   решение   нестандартных   ситуаций;   организация   рекламы: формирование имиджа фирмы; контроль за осуществлением сделок и др. Все перечисленные и другие разнообразные предпринимательские функции можно обобщить   и   свести   к   пяти   основным   группам:   изучение   спроса   и   организация   дела; прогнозирование   деятельности;   финансирование; стимулирование персонала; упреждающий контроль и корректировка действий персонала. Можно определить предпринимательство как творческую деятельность деловых людей, направленную на поиск новых сфер вложения капитала, созда­ ние   новых   и   совершенствование   имеющихся   продуктов,   производств, организаций, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли. Следует отметить, что всякий предприниматель выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек   может   быть   отнесен   к   категории   предпринимателей,   так   как предпринимательство   характеризуется   обязательным   вовлечением   в   свою деятельность   инновационного   момента  —  будь   то   производство   нового   для рынка товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Причем   новая   организация   управления   производством,   качеством,   внедрение новых   методов   организации   производства   или   новых   технологий   также относятся к инновационным моментам. Предпринимательство   как   форма   экономической   деятельности   может осуществляться в двух основных видах (или их комбинации): 1)  путем осуществления непосредственных производительных функций, то есть посредством производства товара, продукции, услуг (производственное предпринимательство); 2)  путем осуществления посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара от непосредственного производителя к его потребителю (посредническое предпринимательство). Производственное предпринимательство  —  это экономически активная деятельность   субъектов   рыночной   экономики,   предметом   которой   является производство   товаров,   выполнение   работ   и   оказание   услуг,   подлежащих последующей реализации потребителям. При этом функция производства яв­ ляется   определяющей.   С   точки   зрения   общества   в   целом,   производственное предпринимательство •имеет приоритетное значение, поскольку общественное богатство   зависит   от   состояния   дел   в   сфере   материального,   научно­ технического и сервисного производства. Кроме этого, предпринимательская деятельность в сфере производства товаров может носить основной или вспомогательный  характер. К основным относятся  те  виды  предпринимательской  деятельности,  результатом  которых является   производство   товара,   готового   к   потреблению.   К   вспомогательным относятся виды предпринимательской деятельности, цель которых сводится к разработке   и   передаче,   непосредственным   товаропроизводителям   способов, методов, приемов, применение которых в процессе производства воздействует на  повышение  качественных  и  количественных  характеристик  производимого товара.   Сюда   же   относятся   предпринимательские   фирмы,   результатом деятельности   которых   является   разработка   и   передача   непосредственным товаропроизводителям   новой   техники,   технологии   или   научно­технических разработок, оказание услуг производственного характера (строительные работы, транспортные услуги и др.). В   экономической   литературе   выделяются   две   модели   пред­ принимательства:   классическая   и   инновационная.   Классическая   модель рутинное предпринимательства предпринимательство).   При   этом   предприниматель   стремится   организовать репродуктивное,   (традиционное,     работу с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. Считается, что именно в рамках   данной   модели   формируется   концепция   управления   ростом производства,   воплощение   которой   требует   времени   для   проведения   ряда мероприятий за счет внешних дел предпринимательской фирмы факторов  — субсидирования,   протекционизма   со   стороны   правительства.   Приводятся   в движение   и   внутренние   резервы   фирмы   для   повышения   рентабельности, модернизации производства и обновления ассортимента продукции. Вторая модель — инновационное предпринимательство (продуктивное), которое предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить   о   концепции   управления   ростом,   или   инновациями.   Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный   процесс.   В   том   случае,   если   производство   полностью основывается на инновациях, то результатом такой его организации выступает новый   товар   или   же   товар   с   принципиально   новыми   характеристиками, свойствами. Однако производство или поставка на рынок традиционных товаров может также осуществляться с использованием каких­то новых элементов или приемов,   связанных   с   самой   организацией   производства,   техническими элементами   производства   или   же   изменениями   качественных   характеристик производимого   товара.   В   этом   случае   можно   говорить   о   производстве традиционных товаров через привнесение частичной инновации. Инновации как инструмент предпринимательской деятельности и его  сущность   «Нововведение»  —  это   освоение   новой   техники   и   технологии, улучшенных   методов   организации   и   управления.   «Инновация»   же  ­это «деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов   изделий,   технологий,   организационных   форм»1.   Существует   и   другое определение:   «Инновация»  —  это   нововведение,   комплексный   процесс создания,   распространения   и   использования   новшеств   (нового   практического средства)   для   удовлетворения   человеческих   потребностей,   меняющихся   под воздействием развития общества». В   общем   плане   инновации  —  это   обновление   основного   капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений   науки,   техники,   технологии,   это   закономерный,   объективный процесс совершенствования общественного производства. Различают следующие виды инноваций: I . По степени радикальности (новизны): базисные   инновации,   которые   реализуют   крупные   изобретения   и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;  улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие   на     сказах   распространения   и   стабильного   развития   научно­ технического цикла; 1 Словарь­справочник предпринимателя. — М.: Издательско­производственная фирма  “Зевс”. — 1992. — С. 84. псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии. II По характеру применения: продуктивные   инновации,   ориентированные   на   производство   и использование новых продуктов; технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии: социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур; комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений; рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках. III. По стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием наукой   и   техники:   инновации,   вызванные   потребностями   производства; инновации, вызванные потребностями рынка. IV. По роли в воспроизводственном процессе: инновации потребительские; 'инновации инвестиционные. V. По масштабу: инновации сложные (синтетические); инновации простые. Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что   процессы   нововведений   многообразны   и   различны   по   своему   характеру, следовательно,   формы   их   организации,   масштабы   и   способы   воздействия   на инновационную деятельность также отличаются многообразием. Побудительным   механизмом   развития   инноваций   в   первую   очередь является   рыночная   конкуренция.   Производителей   и   потребители   в   процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток,   в   результате   чего   вынуждены   сокращать   издержки   производства   на основе   инноваций.   Предпринимательские   фирмы,   первыми   освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг).  Следствии   чего   является   укрепление   своих   позиций   в   конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары (продукцию, услуги). В середине  XX  в. сложилось современное понимание предпринимателя реформировать   и   «Задача   предпринимателей  —  как   новатора: революционизировать способ производства путем внедрения изобретении, а в более   общем   смысле  —  через   использование   новых   технологических   для производства   новых   товаров   или   прежних   товаров,   но   новым   методом,   бла­ годаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции   вплоть   до   реорганизации   прежней   и   создания   новой   отрасли —   промышленности...»2 Сутью   этого   определения   является   признание   новаторства   и   новизны вообще как неотъемлемой черты предпринимательства. Действительно, поиск новых   идей   и   их   реализация  —  это   одна   из   самых   сложных   задач предпринимателя.   Здесь   требуется   не   только   умение   творчески   мыслить   и находить   новые   решения,   но   и   понимать   расклад   сил,   действующих   в сложившейся обстановке. Под   инновационным   предпринимательством   понимается   процесс создания   и   коммерческого   использования   технико­технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение   в   области   продукции   или   услуг,   позволяющее   создать   новый рынок, удовлетворить  новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом   предпринимательства,   причем   не   инновации   сами   по   себе,   а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.  2 Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской  прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). — М.: Прогресс. — 1982 г. —  С. 72. Таким образом, задача предпринимателя­новатора  —  реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более   общем   смысле  —  через   использование   новых   технологических возможностей   для   производства   принципиально   новых   товаров   или производства   старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника   сырья   или   нового   рынка   готовой   продукции  —   вплоть   до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики. Инновационное   предпринимательство  —  это   особый   новаторский процесс создания чего­то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано   с   готовностью   предпринимателя   брать   на   себя   весь   риск   по осуществлению   нового   проекта   или   улучшению   существующего,   а   также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В   общем   плане   инновационное   предпринимательство   можно   определить   как общественный   технический   экономический   процесс,   приводящий   к   созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений. В   экономической   литературе   выделяются   три   основных   вида инновационного предпринимательства: 1)инновация продукции: 2)инновация технологии; 3)социальные инновации. I.   Инновация   продукции  —  представляет   собой   процесс   обновления сбытового   потенциала   предприятия,   обеспечивающий   выживаемость   фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры,   укрепление   независимого   положения,   повышение   престижа, создание новых рабочих мест и т. д. II. Инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии,   сырья   и   других   ресурсов,   что   в   свою   очередь   дает   возможность увеличить   объем   прибыли   фирмы,   усовершенствовать   технику   безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы. III.   Социальные   инновации  —  представляет   собой   общий   процесс планомерного   улучшения   гуманитарной   сферы   предприятия.   Применение инноваций   такого   рода   расширяет   возможности   на   рынке   рабочей   силы,   мо­ билизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие   к   социальным   обязательствам   предприятия   перед   сотрудниками   и обществом в целом. На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства: 1)  инновационное   предпринимательство   на   основе   внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту: 2)  инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями: 3)  инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает   дочерние   венчурные   фирмы,   привлекающие   дополнительные сторонние средства. Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства  —  фирма   размещает   заказ   на   разработку   новшеств,   а осваивает   их   собственными   силами   (не   на   основе   размещения   комплексных заказов   типа   «под   ключ»).   Относительная   редкость   использования   нерпой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки». В   основе   всех   видов   инновационного   предпринимательства   лежит создание   и   освоение   новых   видов   продукции   (товаров,   услуг),   изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной   и   определяющей   частью   такого   предпринимательства   является создание   и   производство   научно­технической   продукции,   товаров,   работ,   подлежащих информации, (интеллектуальных)   духовных     ценностей, последующей реализации покупателям, потребителям. Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг) предпринимателю   необходимы   оборотные   средства   в   виде   материалов, используемых   в   процессе   создания   научно­технической   продукции:   энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть   потребность   в   комплектующих   изделиях,   полуфабрикатах,   т.   е. готовых составных частей, которые могут быть использованы при изготовлении   сырье   и научно­технической   продукции.   Необходимые   материалы, комплектующие   изделия,     предприниматель   приобретает   у   собственников оборотных   средств,   оплатив   их   стоимость.   Для   производства   научно­ технической продукции (товаров, услуг) предпринимателю также необходимы основные средства в виде сооружений, помещений, специального оборудования, оснастки,   инструментов   и   т.   п.   Предприниматель   может   прибрести   их   у собственников   оборотных   средств   или   арендовать.   За   требуемые   для инновационной   деятельности   оборотных   средств   необходимо   уплатить денежную сумму, размер которой зависит от вида и количества, необходимых для   деятельности   оборотных   средств   и   их   стоимости.   Для   осуществления инновационной деятельности предпринимателю также необходимо привлекать научно­технические   кадры,  производственный   персонал,   т.  е.  рабочую  силу  , затрачивая на это определенные денежные ресурсы. Результатом инновационной деятельности   выступает   готовый   товар   (продукция,   услуга)   ,   который предприниматель   реализует   потребителю   инновационной   продукции   по   цене, включающей и себя затраты на производство и прибыль предпринимателя. Предпринимательство   как   процесс,   включает   в   себя   четыре   стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес­плана; поиск необходимых ресурсов;   управление   созданным   предприятием.   Дли   инновационного предпринимательства   эти   основные   четыре   стадии   целесообразно   разбить   на более мелкие.  На   рис.  1  представлена   логическая   цепь   основных   стадий инновационного предпринимательства при разработке товара­новинки. Формирование инновационных идей  Отбор наиболее перспективных идей  Детальная разработка замысла и его экспертная оценка  Разработка всех деталей бизнес­плана в отношении отобранных идей  Экспертная оценка бизнес ­ плана  Экспериментальное производство товара и испытание в условиях рынка  Корректировка схемы производства и продвижения товара на рынке  Начало массированного производства товара и его продвижения на рынке на основе скорректированной схемы Рис. 1 Схема основных этапов разработки товара­новинки Таким   образом,   инновационную   идею   можно   определить   как   реально существующую   возможность   производства   оригинального   товара,   продукта, услуги   или   же   их   улучшенных   вариантов   или   модификаций,   а   также   новых марок. Для предпринимателя важно выделить для себя те же информационные источники, которые помогут ему найти какую­то определенную инновационную идею.   Такими   источниками   могут   быть   конкретные   знания:   о   рынке   и   его потребностях;   о   появлении   новых   технологий,   материалов,   способов производства;   о   существующих   структурных   или   географических   разрывах   в обеспеченности   каким­то   определенным   товаром.   Конкретными   источниками инновационных   идей   могут   выступать:   потребители,   т.   е.   изучение потребительского   спроса;   ученые,   в   том   случае,   если   они   занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести   к   созданию   оригинальных   или   усовершенствованных   вариантов товарной продукции, услуг; конкуренты,   в   некоторых   случаях   их   деятельность,   направленная   на изучение   потребительского   спроса,   может   подтолкнуть   предпринимателя   к формированию собственной инновационной идеи: торговые   агенты,   дилеры   и   прочие   посредники;   консультанты предпринимателя   по   каким­то   определенным   элементам   инновационной деятельности;   непосредственно   работники   предприятия.   Наиболее   активно   в некоторых   фирмах   как   источник   инновационных   идей   используется   именно персонал предприятия, для чего применяются особые приемы стимулирования деятельности   работников   по   разработке   новых   товаров;   при   этом   в   процесс зарождения инновационных идей вовлекаются рядовые работники. Предложение по разработке товара (ассортимента новой продукции) 1. Автор предложения 2. Название отдела 3. Наименование предлагаемого товара 4. Мотивация предложения 5. Содержание предложения 6. Эскиз 7.  Мнение автора предложения по перспективам  сбыта предлагаемого товара или ассортимента, возможной конкуренции его с подобными товарами других предприятий на рынке сбыта и др. Нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и «слабые места», которые могут и должны быть устранены); внезапные изменения в структуре отрасли или рынка; демографические изменения; изменения в восприятия, настроениях и ценностных установках; новые знания (как научные, так и ненаучные).3 После формирования инновационных идей перед фирмой стоит задачи отбора   наиболее   перспективных   идей.   Выбирая   инновационную   идею, предприниматель должен учитывать не только необходимость данного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку, если отсутствуют средства,   необходимые   навыки   или   же   если   возникают   непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой. Прежде чем предпринимательской фирме принять решение о внедрении какой­ либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты. Во­первых, нужно выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инновации). Во­вторых, при принятии окончательного решения в   связи   с   инновационной   идеей,   в   том   числе   к   связи   с   конструкторско­ исследовательскими   работами,   необходимо   ответить   еще   на   два   важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следующему: А. Прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию. 3 П.ф. Дракер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. С. 48­49. Б.   Связанный   с   проектом   риск   должен   находиться   в   предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.4 Кроме   этого,   даже   очень   перспективная   идея   сама   по   себе   не гарантирует предприятию­новатору автоматический успех на рынке. Для того чтобы   достичь   намеченных   целей   и   получить   монопольную   сверхприбыль   от инновационной   деятельности,   предпринимательской   фирме   необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям. 1.  Необходимо   четко   представлять   объем   спроса   потенциальных потребителей на новшество, его экономически выраженные преимущества перед уже   существующими   способами   удовлетворения   данной   потребности.   Кроме этого,   необходимо   выявить   ресурсные   ограничения,   которые   возникают   при создании, производстве и сбыте нововведения, т. г. важно правильно составить всесторонний прогноз экономического потенциала новшества. 2.  Для успешного развития инновационного предприятия обязательным условием   является   соответствие   персонала   предприятия   определенным требованиям. Значительную роль для успеха имеет возраст основателей фирмы (в среднем 30—35 лет) и их личностные качества: высокая работоспособность, коммуникабельность, целеустремленность, компетентность. 3.  При ограниченности материально­финансовых  ресурсов и рыночной неопределенности   значительную   роль   в   успехе   инновационных   предприятий играет   качество   организации   и   управления.   В   связи   с   этим   именно   малые инновационные Предприятия наиболее эффективны, так как для них характерно отсутствие   строго   формализованных   структур   управления,   что   обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений. 4 Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. — М.: Прогресс. — 1993,—С. 90. Оценка инновационного объекта Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме   необходимо   в   первую   очередь   провести   тщательную   оценку предлагаемого   к   осуществлению   инновационного   проекта.   Инновационный проект,   эффективный   для   одного   предприятия,   может   оказаться   не эффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как   территориальная   расположенность   предприятия,  уровень   компетентности персонала   не   основным   направлениям   инновационного   проекта,   состояние основных   фондов   и   т.   п.   Все   эти   факторы   оказывают   влияние   на результативность инновационного проекта, но оценить их количествен, но очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно, поэтому их необходимо учитывать на   стадии   отбора   проектов.   Для   оценки   инновационных   проектов   выделяют определенные критерии :  цели, стратегия, политика и ценности предприятия: маркетинг: научно­исследовательские   и   опытно­конструкторские   работы; финансы; производство. Кратко   рассмотрим   вышеназванные   критерии   и   условия   оценки инновационного проекта. 1.  Цели,   стратегия,   политика   предприятия.   Оценивая   инновационный проект   в   этом   направлении,   необходимо   выявить,   насколько   цели   и   задачи инновационного   проекта   совпадают   с   целями   и   стратегией   развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата. 2.  Маркетинг.   Для   реализации   инновационного   проекта   необходимо, чтобы   маркетинговые   исследования   рынка   подтвердили   его   потребность, выявили   конкретных   будущих   потребителей.   В   том   случае,   если   конечный результат   инновационного   проекта  —  продуктовая   инновация,   то   цель маркетингового   исследования  —  спрогнозировать   спрос   на   новый   продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной   временной   монополии   данного   предприятия   на   новый   продукт   будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его   модификацию.   Однако   провести   маркетинговое   исследование   по инновационному проекту, предлагающему  принципиально   новый  продукт  или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование такой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный, и даже отрицательный результат. Технологические   инновации,   ориентированные   на   повышение производительности   продукта   (в   перспективе   обеспечивающие   резкое увеличение   объема   прежнего   по   качеству   продукта   при   прежних   или незначительно больших затратах на его производство) или ориентированные на резкое   снижение   себестоимости   его   производства,   позволяющие   снижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурентов, нуждаются в проведении сложных   маркетинговых   исследований   в   оценке   резервов   емкости   рынка предлагаемого инновационным проектом продукта или услуги. Однако   целью   маркетингового   исследования   инновационного   проекта является не только оценка спроса, но и оценка объема продаж, который будет обеспечен в результате выпуска товара или услуги, причем эта оценка имеет очень   важное   значение,   так   как   объем   продаж  —  это   конечный   показатель успеха проекта. При оценке возможного объема продаж необходимо оценить общий размер рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха. 3.  Стадия   НИОКР   (Научно­исследовательские   и   опытно­ конструкторские   разработки)   является   начальной   стадией   инновационного проекта,   на   которой   следует   оценить   вероятность   достижения   требуемых научно­технических   показателей   проекта   и   влияние   их   на   результаты деятельности   предприятия.   Технический   успех  —  это   получение   желаемых технических показателей, при этом эти показатели должны быть достигнуты в рамках, выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых   продуктов,   определяющим   дальнейшую   специализацию   предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и  учесть возможные перспективы разработки в   течение   нескольких   лет   семейства   продуктов,   а   также   применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлекательностью обладает тот   инновационный   проект,   результат   которого   имеет   долгосрочные перспективы. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно­ технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха,   но   и   воздействие   этого   проекта   на   бюджет   НИОКР   предприятия   и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР. 4.  Финансы.   При   выборе   инновационного   проекта   большое   значение имеет   правильная   оценка   эффективности   (прибыльности)   проекта.   Проект должен   рассматриваться   в   совокупности   с   уже   разрабатываемыми инновационными   проектами,   которые   также   требуют   финансирования.   В некоторых   случаях   требующие   значительных   капитальных   ресурсов   проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат, из­за того, что финансовые ресурсы необходимы для   других   инновационных   проектов   предприятия.   Концентрировать   все финансовые   ресурсы   предприятия   на   разработке   одного   проекта   не   всегда целесообразно.  Предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован 100%­ныи технический и коммерческий успех.   В   других   случаях   выгоднее   направляют   ресурсы   па   разработку нескольких   инновационных   проектов.   В   таком   случае   появление   неудач   при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации . Кроме этого следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки инновационного проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт пли технологический процесс начнет читать отдачу, состоят из   затрат   на   научно­исследовательские   и   опытно­конструкторские   работы включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности   и   первоначальных   стартовых   затрат,   причем   уровень   этих   затрат зависит   от   направленности   инновационного   проекта.   Здесь   же   необходимо оценить   возможный   метод   финансирования   проекта,   необходимость   и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта.  5. Производство. Стадия производства является заключительной стадией реализации   инновационного   проекта,   требующая   тщательного   анализа,   в результате   которого   исследуются   все   вопросы,   связанные   с   обеспечением производственными   помещениями,   оборудованием,   его   расположением, персоналом.   Обстоятельно   анализируется   производственный   процесс:   как должна быть организована система выпуска продукции и каким образом должен осуществляться   контроль   за   соблюдением   технологических   процессов, обеспечивает   ли   оборудование   достижение   требуемого   качества   нового продукта и т. д. Если какие­то работы по инновационному проекту предприятие не   может   выполнить   самостоятельно,   необходимо   выявить   потенциальных субподрядчиков оценить примерную стоимость этих работ. К моменту, когда завершается стадия НИОКР и инновационный проект внедряется в производство, в первую очередь необходимо оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг. Скорость   и   издержки,   сопровождающие   внедрение   в   производство, различны у отдельных проектов. Обычно чем больше разрыв между требован ним   и.   необходимыми   для   организации   производства   нового   продукта   и   тем   больше существующими   производственными   возможностями, соответствующие   затраты   по   реализации   инновационного   проекта.   Оценивая проект, предприятию необходимо выявить те характеристики нового продукта или   услуги,   достижения   которых,   вероятнее   всего,   вызовут   дополнительные производственные   затраты.   Определив   эти   трудности   и   затраты,   можно обеспечить   плановый   переход   инновационного   проекта   от   стадии   НИОКР   к стадии производства. На данной стадии реализации проекта следует оценить окончательные издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен   на   необходимые   для   производства   материалы,   сырье,   энергию   и комплектующие,  применяемой  технологии,  уровня   оплаты   труда   работников, капитальных вложений и объема выпуска. Как правило, основное значение для успеха инновационного проекта имеет взаимозависимость между технологией производства,   издержками,   объемом   продаж   и   ценой   на   реализуемый   новый товар или услугу. Риски в инновационной деятельности Инновационная   деятельность   в   большей   степени,   чем   другие   виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата   практически   отсутствует.   В   крупных   организациях   этот   риск, однако,   значительно   меньше,   так   как   перекрывается   масштабами   обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В   отличие   от   крупных,   малые   организации   более   подвержены   риску.   Такое положение   обусловлено,   помимо   особенностей   самой   инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней среды. Риск   инновационной   деятельности   тем   выше,   чем   более   локализован инновационный проект, если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом   прибыль   от   реализации   успешных   инновационных   проектов   настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам. В общем виде риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность   потерь,   возникающих   при   вложении   организацией   средств   в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые,   возможно,   не   найдут   ожидаемого   спроса   на   рынке,   а   также   при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Инновационный риск возникает при следующих ситуациях: ­   при   внедрении   более   дешевого   метода   производства   товара   или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является   единственным   обладателем   данной   технологии.   В   данной   ситуации организация   сталкивается   с  одним   видом   риска   —  возможной   неправильной оценкой спроса на производимый товар; ­   при   создании   нового   товара   или   оказании   услуги   на   старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги  в  связи  с  применением   оборудования,  не  позволяющего   обеспечивать необходимое качество; ­ при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того,   что   новый   товар   или   услуга   может   не   найти   покупателя,   риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для   производства   нового   товара   или   услуги,   риск   невозможности   продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства нового товара. В целом, риск, возникающий в инновационной деятельности, включает в себя следующие основные виды рисков. Риски   ошибочного   выбора   инновационного   проекта.   Одной   из   причин возникновения   данного   риска   является   необоснованное   определение приоритетов   экономической   и   рыночной   стратегий   организации,   а   также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации. Это может произойти в силу ошибочной оценки   роли   краткосрочных   и   долгосрочных   интересов   собственников организации.   Если   проект   разрабатывается   не   под   конкретного   заказчика,   а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает практическую значимость имеющегося у него   исследовательского   задела   и   исходит   из   заведомо   оптимистического взгляда на значимость своих изобретений  для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки. Риски   необеспечения   инновационного   проекта   достаточным   уровнем финансирования включают в себя: ­   риск   неполучения   средств,   необходимых   для   разработки инновационного   проекта   (организация   не   может   привлечь   инвесторов   из­за невозможности   убедить   их   в   достаточной   эффективности   инновационного проекта); ­ риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться   без   достаточных   финансовых   средств   в   силу   невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта); ­ риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта   может   оказаться   дефицитным   по   причине   ликвидации,   банкротства, либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или   приостановления   платежей   по   ней   в   результате   ухудшения платежеспособности кредиторов); ­   риск   при   использовании   комбинированного   метода   финансирования проекта,   т.е.   организация   использует   одновременно   несколько   источников (может   не   хватить   источников   финансирования   на   определенных   этапах реализации проекта из­за сложности комбинирования этих источников). Маркетинговые   риски   текущего   снабжения   ресурсами,   необходимыми для реализации инновационного проекта, и сбыта результатов инновационного проекта. Маркетинговые риски, в первую очередь, обусловлены техническими особенностями   инновационного   проекта.   В   некоторых   случаях   для   его реализации   требуются   уникальное   оборудование   или   высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому   в   некоторых   случаях   перед   организацией   встает   проблема   поиска поставщиков,   способных   разработать   подобные   уникальные   ресурсы   для инновационного  проекта.  Кроме  этого, может  оказаться,  что  поставщики,  на которых   рассчитывала   организация   при   разработке   инновационного   проекта, откажутся   от   своих   обязательств,   и   организация   не   сможет   получить (приобрести)   оборудование,   сырье,   материалы,   комплектующие   по   ценам, которые   заложены   в   проекте.   В   данном   случае   затраты   организации   при разработке   инновационного   проекта   могут   значительно   увеличиться,   а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых   услуг   и   пр.   Маркетинговые   риски   сбыта   разработанного инновационного проекта включают следующие виды: ­ риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это, в свою очередь, влияет на объемы реализации новых изделий; ­ риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий когда спрос на новшество на выбранном сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась, если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве оценена неверно или потребность в новшестве ограничена и пр.; ­ риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из­за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю; ­ риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают: ­   риск   отказа   партнера   от   заключения   договора   после   проведения переговоров   (в   случае   необходимости   изменения   предварительных   условий контракта и в случае недобросовестности партнера); ­   риск   заключения   организацией   договоров   на   условиях   либо отличающихся от наиболее приемлемых, либо обычных для организаций данной отрасли (в случае необходимости для выполнения проекта уникального сырья, материалов   или   комплектующих   изделий,   количество   поставщиков   которых ограничено,   и   в   случае,   когда   организация   не   имеет   достаточного   опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях); ­   риск   заключения   договоров   (контрактов)   с   недееспособными   или неплатежеспособными партнерами (контрагентами); ­   риск   невыполнения   партнерами   договорных   обязательств   в установленный   срок,   в   результате   чего   возникают   потери   организации, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнение партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта; ­ риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам при осуществлении инновационного проекта. Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов. Риски усиления конкуренции. Причины могут быть следующие: ­   утечка   конфиденциальной   информации   либо   по   вине   сотрудников организации,   либо   в   результате   промышленного   шпионажа,   предпринятого конкурентами; ­   несовершенство   маркетинговой   политики,   т.е.   неправильный   выбор рынков   сбыта   и   неполная   информация   о   конкурентах   или   отсутствие достоверной информации о конкурентах; ­ замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из­ за   отсутствия   необходимых   средств   для   проведения   НИР,   внедрения   новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров; ­   недобросовестность   конкурентов   (использование   методов недобросовестной конкуренции); ­ появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные,   взаимозаменяемые   товары,   способные   удовлетворить   спрос потребителей; ­   выявление   непредвиденных   функционально   однородных   заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная организация; ­ появление новых местных организаций­конкурентов; ­ экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров. Риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения. Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам: ­ риск необеспечения условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых   решений   возникает   в   результате   недостаточно   «плотной» патентной защиты изобретений, технологий; ­   риск   опротестования   патентов,   защищающих   принципиальные технические и прочие подобные решения — это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых организация уже   осуществляет   инновационный   проект   и   рассчитывает   получить монопольную   прибыль.   В   течение   всего   срока   действия   патент   может   быть оспорен   и   признан   недействительным   полностью   или   частично   в   случае несоответствия   охраняемого  объекта  промышленной собственности условиям патентоспособности, установленным законом, наличия в формуле изобретения, полезной   модели   или   промышленного   образца   признаков,   отсутствующих   в первоначальных материалах заявки, неправильного указания в патенте автора (авторов) или патентообладателя (патентообладателей); ­   риски   легальной   и   нелегальной   имитации   конкурентами запатентованных организацией инноваций возникают обычно, в первом случае, при  так называемых «параллельных  разработках»,  когда  на основе  сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайнерских   но   с решениях,   конкуренты   осуществляют   такие   же   разработки, незначительными различиями, которые позволяют им также запатентовать свои инновации, во втором случае, потому что организации­патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование некоторых запатентованных технических решений. Методы управления рисками в инновационной деятельности Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации   и   риск   –   две   взаимосвязанных   категории.   Одним   из   способов снижения   инновационного   риска   является   диверсификация   инновационной   состоящая   в   распределении   усилий   разработчиков деятельности, (исследователей)   и   капиталовложений   для   осуществления   разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом. Если   в   результате   наступления   непредвиденных   событий   один   из проектов   будет   убыточен,  то   другие   проекты   могут   оказаться   успешными   и будут   приносить   прибыль.   Однако,   на   практике   диверсификация   может   не только уменьшать, но и увеличивать риск инновационной деятельности в случае, если предприниматель вкладывает средств в инновационный проект, который направлен в ту область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены. Передача (трансфер) риска путем заключения контрактов – следующий метод снижения риска инновационной деятельности. Если проведение каких­ либо   работ   по   инновационному   проекту   слишком   рискованно   и   величина возможного   риска   неприемлема   для   инновационной   организации,   она   может предать   эти   риски   другой   организации.   Передача   риска   выгодна   как   для стороны   передающей   (трансфера),   так   и   для   принимающей   (трансфери)   в потери,   которые   велики   для   стороны,   передающей   риск,   могут   быть случае, если:  незначительны для стороны, риск на себя принимающей;  или контроля за хозяйственным риском. трансфери может находиться в лучшей позиции для сокращения потерь Передача риска инновационной деятельности, как правило, производится строительные контракты (все риски, связанные со строительством, берет путем заключения следующих типов контрактов:  на себя строительная организация)   контракты на хранение и перевозку грузов аренда машин и оборудования (лизинг) контракты продажи, обслуживания, снабжения (соглашение о снабжении  организации   материалами,   необходимыми   для   реализации инновационного проекта, на условиях поддержания неснижаемого остатка на   сырьем, складе;   аренда   оборудования,   используемого   для   осуществления   проекта,   с гарантией его  технического  обслуживания и технического   ремонта; гарантия поддержания   производительности   определенных   технических   характеристик используемого   оборудования;   договора   на   сервисное   обслуживание   техники, необходимой для инновационной деятельности); договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования  –   передача   организацией   кредитного   риска   позволяет   получить   гарантию   на получение   всех   платежей,   уменьшая   таким   образом   кредитный   риск организации);  условиях   инфляционных   ожиданий   и   отсутствия   надежных   оперативных биржевые сделки, снижающие риск снабжения инновационного проекта в каналов закупок (приобретение опционов и фьючерсов на закупку товаров и услуг, необходимых для осуществления проекта, цена на которые в будущем может   увеличиться).   Важнейшим   методом   снижения   рисков   инновационной деятельности является их страхование. Страхование   –   система   экономических   отношений,   включающая образование   специального   фонда   средств   (страхового   фонда)   и   его использование   для   преодоления   и   возмещения   разного   рода   потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) ­ путем выплаты страхового возмещения. Страхуемый  вид  риска   характерен  для   таких   чрезвычайных  ситуаций, когда   существует   статистическая   закономерность   их   возникновения,   т.е. определена   вероятность   убытка.   С   помощью   страхования   инновационная организация может минимизировать практически все имущественные, а также многие политические, кредитные, коммерческие и производственные риски. Вместе с тем страхованию, как правило, не подлежат риски, связанные с недобросовестностью партнеров. Данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений: высокий   размер   страхового   взноса,   устанавливаемый   организацией   при  заключении договора страхования  наступления рискового события очень велика, страховые организации либо не некоторые риски не принимаются к страхованию (если вероятность берутся   страховать   данный   вид   риска,   либо   вводят   непомерно   высокие платежи). В некоторых случаях наиболее эффективной возможностью избежать негативных   последствий   или   снизить   уровень   риска   в   инновационной деятельности   являются   прямые   управленческие   воздействия   на   возможные управляемые факторы риска. Такие, как: анализ и оценка инновационного проекта; проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту; планирование и прогнозирование инновационной деятельности;    подбор   персонала,   участвующего   в   осуществлении   инновационной  деятельности и т.д. Большое   значение   для   снижения   инновационного   риска   играет организация защиты коммерческой тайны в организации. Выбор   конкретного   пути   минимизации   риска   в   инновационной деятельности зависит от опыта руководителя и возможностей инновационной организации.   Однако   для   достижения   более   эффективного   результата,   как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления проекта. Методы управления рисками Группа методов компенсации рисков   активный маркетинг стратегическое планирование деятельности организации   прогнозирование внешней среды мониторинг социально­экономической и правовой среды создание системы резервов  Группа методов распределения рисков   диверсификация сбыта и поставок диверсификация видов деятельности  диверсификация кредиторской задолженности     диверсификация инвестиций распределение ответственности между участниками распределение рисков во времени Группа методов локализации рисков создание организаций, использующих венчурное финансирование создание специальных подразделений для выполнения рисковых проектов  Группа методов ухода от рисков   отказ от ненадежных партнеров отказ от рискованных проектов страхование различных видов рисков  поиск гарантов Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности Метод экспертных оценок В   качестве   экспертов   могут   выступать   отдельные   специалисты, подразделения   организации,   НИИ.   Проект   устроители   разрабатывают   анкету для   экспертов   с   четко   сформулированными   вопросами;   после   обработки полученной   информации   результаты   обрабатываются   с   точки   зрения количественной оценки проектных рисков. В некоторых случаях возможна повторная экспертиза  с привлечением других экспертов. Метод использования аналогов. Осуществляется постоянный контроль за реализацией проекта с точки зрения выявления потерь (рисков) и при реализации аналогичных проектов в будущем   эти   оценки   могут   помочь   при   определении   уровня   риска   нового проекта. Аналитические   методы   оценки   проектных   рисков   ­   вычисление   и   анализ критериев: Критерии: ­ чистый дисконтированный доход (ЧДД). По величине ЧДД судить о проектном риске невозможно. Риск можно оценить по профилю денежного потока. Капиталом риска называется максимальная отрицательная разность выгод и затрат по проекту. ­ использование нормы дисконта. ­ срок возврата капитала. Чем больше срок возврата капитала, тем выше риск. ­ определение средней за период минимальной цены единицы продукции. Анализ чувствительности призван дать анализ того, на сколько изменится эффективность   проекта   при   определении   изменения   одного   из   исходных параметров  проекта (выручки, добычи,  цены, капитальных  вложений,  налоги, объем   продукции).   Чем   сильнее   зависимость   критериев   эффективность   от изменения этих параметров, тем выше риск. Анализ чувствительности может применяться как для определения факторов в наибольшей степени влияющих на эффективность проекта, так и для сравнительной оценки рисков проекта. Наибольшую опасность представляют факторы, которыми предприятие не может управлять – цена, налоги. Недостатки этого метода: не учитывает связи, существующие между переменными параметрами; не определен возможный диапазон изменения переменных параметров; не   определены   вероятности   нахождения   переменных   параметров   в возможных диапазонах. В   дополнение   к   этой   диаграмме   рекомендуется   построить   график определения точки безубыточности. ­ использование аппарата математической статистики: Оценка рисков по сравнительным проектам производится в 3 этапа: 1. определение математического ожидания какого­либо критерия; 2. определение дисперсии (разброса) какого­либо критерия. Дисперсия   –   это   математическое   ожидание   квадрата   отклонения случайной   величины   от   ее   математического   ожидания.  По   дисперсии   можно судить о величине риска. 3. определение среднеквадратичного отклонения. Чем больше дисперсия и   следовательно   среднеквадратичное   отклонение,   тем   выше   риск   проекта.   ­ метод   построения   сценария   развития   проекта:   при   этом   строятся   и анализируются: ­ КП – крайне пессимистический сценарий ­ УП – умеренно пессимистический сценарий здесь есть риск ­ Б – базовый (реалистический) сценарий ­ О – оптимальный сценарий (не связанный с рисками) ­ метод Монте­Карло: Это метод математического моделирования. При построении сценариев используются не сами переменные параметры, а их математические ожидания, определяемые для непрерывной величины. Заключение В   заключение   следует   отметить,   что   поддержка   инновационного предпринимательства   является   одним   из   приоритетных   направлений государственной   научно­технической   и   экономической   политики   во   всех странах с развитой рыночной экономикой. Инновационная   деятельность   является   весьма   рисковой,   учитывая высокую   степень   неопределенности,   часто   невозможности   доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов. В работе были   даны   определения   основным   понятиям   и   терминам,   таким   как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный менеджмент» и т.п. которые близки, но не однозначны. Инновационный   процесс   связан   с   созданием,   освоением   и распространением инноваций. Основная часть работы посвящена рассмотрению рисков в инновационной деятельности.  В целом инвестиционная деятельность не приносит пока предприятиям тех   социально­экономических   дивидендов,   которые   могли   бы   стать   в   свою очередь   катализатором   продолжающейся   инновационной   деятельности. Государственное участие в создании благоприятного инновационного климата может   заключаться   в   прямом   финансировании   различных   инициатив   и/или объектов,   а  также   косвенных   мерах   регулирования.  Прямое   финансирование инноваций осуществляется в рамках государственных программ, а также через систему   специальных   фондов.   Сегодня   программы   по   своему   содержанию   и механизмам реализации представляют собой наследие советских времен. Они фактически не пересматривались, а их результаты практически не оцениваются. В итоге в настоящее время максимальная доля финансирования приходится на программы фундаментальных исследований в области физики и на программы поддержки   сырьевых   отраслей,   а   отнюдь   не   на   развитие   инновационной инфраструктуры или поддержку инноваций. Государственные фонды, финансирующие инновации, концентрируются на предприятиях малого инновационного бизнеса. Деятельность фондов вполне успешна, однако, есть, по крайней мере, два «но»: во­первых, бюджет таких фондов очень скромный; во­вторых, существуют законодательно­нормативные ограничения,   затрудняющие   вложения   средств   фондами   в   рисковые   стадии развития   малых   инновационных   проектов,   а   также   усложняющие   процедуры возврата   средств,   выделенных   в   качестве   беспроцентных   или   льготных кредитов. Низкая   деловая   активность   в   научно­технической   и   инновационной сфере, наблюдающаяся сегодня, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной   поддержки   российскому   инновационному   бизнесу   трудно будет подняться.  Список литературы 1. Жизнин   С.З.,   Крупное   В.И.   Как   стать   бизнесменом.  —  Минск.: Издательская группа «Предприниматель». — 1990. — С. 7. 2. Словарь­справочник   предпринимателя.  —  М.:   Издательско­произ­ водственная фирма «Зевс». — 1992. — С. 84. 3. Экономика   предприятия.  /  Под   ред.   В.Я.   Горфинкеля,   Е.М. Купрякова. —М.; Бизнес и Банки, ЮНИТИ.— 1996.—С. 351. 4. Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование пред­ принимательской   прибыли,   капитала,   кредита,   процента   и   цикла конъюнктуры). — М.: Прогресс. — 1982 г. — С. 72. 5. Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП «Бук Чембер Интернешнл». — 1992. — С. 41 . 6. 7. Дракер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. С. 48­49. Швальбе Б., ШвальбеХ. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. — М.: Прогресс. —1993,—С. 90. 8. Русинов  Ф.,  Минаев Н.  Система   отбора   и оценки  инновационных проектов. — Консультант директора. — 1996.  № 23. 9. Все   о   маркетинге.  Сборник   материалов   для   руководителей   пред­ приятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут­центр. 1992. С. 316­318. 10. 11. Энциклопедия малого бизнеса, или Как вести свое дело. – М. 1994. Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес 12. Ховард Кен, Коротков Э. Принципы менеджмента: управление   в системе   цивилизованного   предпринимательства,   уч.   пособие.   –   М.1996. Уткин Э.А. Управление фирмой. 13. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА – М. 1995. Ильин А.И. Управление предприятием. 14. К работе прилагается презентация.

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2018