1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право) для профессии технического и естественно-научного профилей.
Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Обществознание» учебным планом предусмотрен дифференцированный зачет.
1.2. Требования к результатам обучения
Задания дифференцированного зачета составлены в соответствии с заданиями ЕГЭ и включают задания различной степени сложности.
Результатом освоения учебной дисциплины является проверка знания:
- сфер общественной жизни;
- основных фактов, явлений;
- соответствия понятий и терминов;
- группировки информации.
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
Дифференцированный зачет состоит из двух частей:
- Часть I состоит из тестовых заданий (50 заданий). К каждому заданию дается 3 варианта ответа, из которых только один вариант ответа является правильным.
- Часть II состоит из заданий (5 заданий), на которые надо дать краткий ответ в виде слова, словосочетания, букв или цифр, которые нужно определить самостоятельно и записать в свободную строчку.
2. КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Часть I.
(в тестовых заданиях один правильный вариант ответа)
№ п/п |
Вариант № 1 |
№ п/п |
Вариант № 2 |
1 |
Индивид – это… а) отдельно взятый человек б) социальное существо в) биосоциальное существо |
1 |
Человек – это… а) биологическое существо б) социальное существо в) биосоциальное существо |
2 |
Укажите пример отрицательного последствия воздействия общества на природу а) использование технологий, позволяющих уменьшить выброс вредных веществ б) массовая вырубка лесов в) ограничение экспорта природных ресурсов |
2 |
Укажите пример положительного последствия воздействия общества на природу а) использование технологий, позволяющих уменьшить выброс вредных веществ б) массовая вырубка лесов в) увеличение экспорта природных ресурсов |
3 |
К социальной сфере жизни общества относится: а) нации б) религия в) производство |
3 |
К духовной сфере жизне общества не относится… а) наука б) образование в) политика |
4 |
К экономической сфере жизни общества относится: а) государство б) наука в) производство |
4 |
К политической сфере жизне общества не отно-сится… а) политика б) государство в) классы |
5 |
Общество в узком смысле слова – это….. а) определенный этап исторического развития человечества б) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира в) весь материальный мир |
5 |
Общество в широком смысле слова – это….. а) определенный этап исторического развития человечества б) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира в) весь материальный мир |
6 |
Галина обладает уникальными музыкальными способностями. Этот пример характеризует человека как … а) личность б) индивида в) индивидуальность |
6 |
Андрея характеризуют как социально и духовно развитого человека. Этот пример характеризует человека как … а) личность б) индивида в) индивидуальность |
7 |
Что из названного относится к действиям полити-ческой власти? а) организация фестиваля народной музыки б) собрание членов акционерного общества в) подписание законопроекта президентом страны |
7 |
Выберите черту сходства человека и животного: а) способность к целенаправленной творческой деятельности б) способность мыслить и обладание членораз-дельной речью в) удовлетворять потребности |
8 |
Переход людей из одних общественных групп в другие называется: а) социальной стратификацией б) социальной дифференциацией в) социальной мобильностью |
8 |
Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение: а) социальная стратификация б) социальная дифференциация в) классообразование |
9 |
Палата Федерального Собрания РФ: а) Совет Федерации б) Государственный Совет в) Конституционное Собрание |
9 |
Государство представляет собой: а) политическую организацию общества б) экономическую организацию общества в) духовную организацию общества |
10 |
К признакам любого государства относится: а) разделение властей. б) верховенство закона. в) отделение публичной власти от общества. |
10 |
Функцией государства является: а) разделение властей б) суверенитет в) поддержание общественного порядка |
11 |
Признаком тоталитарного режима является: а) монополия на власть одной партии б) обязанность граждан подчиняться законам в) невмешательство государства в дела гражданского общества |
11 |
Демократический режим характеризуется: а) верховенством исполнительной власти б) защитой прав и свобод граждан в) командно-административными методами управле-ния в системе разделения властей |
12 |
Всенародное голосование, которое проводится с целью выявления мнения избирателей или принятия окончательного решения по конституционным, законодательным или другим внутриполитическим или внешнеполитическим вопросам: а) опрос б) референдум в) выборы |
12 |
Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с действующим законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица: а) опрос б) референдум в) выборы |
13 |
Государственная Дума избирается сроком на: а) два года б) пять лет в ) четыре года |
13 |
Одной из палат Федерального Собрания является: а) Совет Федераций б) Совет национальностей в) Совет республик. |
14 |
Парламент РФ носит название: а) Совет Федераций б) Государственная Дума в) Федеральное Собрание |
14 |
Нижняя палата Парламент РФ носит название: а) Совет Федераций б) Государственная Дума в) Федеральное Собрание |
15 |
Политическая система обеспечивает: а) интеграцию всех элементов общества б) защиту окружающей среды в) формирование единой идеологии |
15 |
Институтом политической системы является (ются): а) политические партии б) политическая идеология в) политические отношения |
16 |
Обязательным условием существования демокра-тии является: а) активная деятельность силовых структур б) наличие двухпартийной политической системы в) участие народа в управлении государством |
16 |
Активным субъектом политической системы является: а) религиозная община б) профсоюзная организация в) народный фронт |
17 |
Деятельность, направленная на продвижение товаров и услуг к покупателю, ориентированная на требования рынка а) менеджмент в) маркетинг б) протекционизм |
17 |
Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением офици-альной идеологии, преследованием инакомыслия называется: а) авторитаризм б) расизм в) тоталитаризм |
18 |
Признаком правового государства является: а) существование профсоюзов б) разделение властей в) существование политических партий |
18 |
Признаком правового государства является: а) существование профсоюзов б) верховенство закона в) существование политических партий |
19 |
Политическая партия: а) участвует в борьбе за власть б) избирает депутатов парламента в) определяет рыночные цены |
19 |
Политическая партия, в отличие от государства: а) имеет политические цели б) может находиться в опозиции в) наделена правом издавать законы |
20 |
Роль средств массовой информации в политичес-кой системе демократического общества обуслов-лена тем, что: а) СМИ имеют широкий доступ к населению б) большинство СМИ подведомственны государ-ству в) государство имеет значительное влияние на миро-воззрение своих граждан |
20 |
Одной из функций средств массовой информации в демократическом обществе является: а) защита от экстремальных ситуаций б) воздействие на экономику в) образование граждан |
21 |
Необходимым условием существования граждан-ского общества является: а) наличие двухпалатного парламента б) высокий уровень правовой культуры граждан в) существование рыночной экономики |
21 |
Чертой гражданского общества является: а) господство одной идеологии б) экономическая самостоятельность граждан в) господство государства над обществом |
22 |
Выборы кандидатов в депутаты Государственной Думы в РФ осуществляется по: а) мажоритарной избирательной системе б) смешанной избирательной системе в) пропорциональной избирательной системе |
22 |
При пропорциональной избирательной системе создается: а) многомандатный избирательный округ б) одномадатный избирательный округ в) единый избирательный округ |
23 |
Глобальная проблема человечества – это… а) научная проблема в) торговая проблема б) демографическая проблема |
23 |
Глобальная проблема человечества – это… а) научная проблема в) торговая проблема б) продовольственная проблема |
24 |
Часть экономически активного населения, которая хочет работать, ищет работу, но не может ее найти в определенное время на конкретной территории а) пенсионеры в) безработные б) инвалиды |
24 |
Молодежь как социальную группу отличают: а) общность быта б) сходные черты сознания и поведения в) однородность, отсутствие дифферециации |
25 |
Тех, кто оказался на социальном дне, называют: а) стратами б) маргиналами в) люмпенами |
25 |
К социальным группам относятся: а) классы б) партии в) общественно-политические движения |
26 |
К восходящей социальной мобильности относит-ся: а) с гражданской службы на военную б) с рядовой работы на руководящую должность в) с государственного предприятия на частное |
26 |
Примером горизонтальной социальной мобиль-ности является: а) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность б) выход на пенсию в) переезд в другой город |
27 |
Валовая рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года на основе применения национальных факторов производства называется а) валовым национальным продуктом б) валовым внутренним продуктом в) национальным доходом |
27 |
Валовая стоимость конечных товаров и услуг, произведенных из всех имеющихся в стране факторов производства, вне зависимости от того, кому они принадлежат, называется а) валовым национальным продуктом б) валовым внутренним продуктом в) национальным доходом |
28 |
Что из названного является обязанностью налогоплательщика? а) сообщать об изменении места нахождения (жительства) б) требовать соблюдения налоговой тайны в) не выполнять неправомерные требования налоговых органов |
28 |
Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг, называется а) экономической деятельностью б) предпринимательской деятельностью в) духовной деятельностью |
29 |
Нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения и принятый высшим представительным органом а) кодекс б) конституция в) федеральный закон |
29 |
Система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство а) мораль в) право б) традиция |
30 |
Минимум средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность человека, называется а) потребительской корзиной б) прожиточным минимумом в) минимальным размером оплаты труда |
30 |
Признаком, отличающим правовую норму от других социальных норм, является а) письменное оформление б) устная форма передачи в) добровольность выполнени |
31 |
Согласно закону на альтернативную граждан-скую службу имеют право граждане а) достигшие 18 лет, но не закончившие среднюю школу б) принадлежащие к коренному малочисленному народу и ведущие традиционный образ жизни в) имеющие малолетних детей |
31 |
Альтернативная гражданская служба прдполагает а) службу в рядах Вооруженных Сил РФ в качест-ве санитара б) работу по своей профессии, но без заработной платы в) работу на должностях, наиболее востребован-ных в экономике |
32 |
Какой нормативно-правовой акт принимается высшим законодательным органом РФ? а) указ в) закон б) постановление |
32 |
Как называется правовой документ, в котором объединены нормы права, регулирующие какую-либо область общественных отношений? а) кодекс б) конституция в) указ |
33 |
Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение а) Совету Федерации в) Президенту б) Правительству РФ |
33 |
Споткнувшись, гражданин разбил стекло входной двери кабинета директора фирмы. Какой вид ответственности может быть на него наложен? а) дисциплинарной в) гражданской б) административной |
34 |
Высшей юридической силой обладает а) указ Президента б) постановление Правительства в) федеральный закон |
34 |
Какой из правовых актов является подзаконным? а) Конституция РФ б) Конституция республики РФ в) Закон РФ |
35 |
Под правом юристы понимают а) систему общеобязательных норм б) систему добровольных норм в) систему норм наказания |
35 |
Опоздание на работу влечет за собой ответственность а) гражданскую в) дисциплинарную б) административную |
36 |
К правовому акту, обладающему высшей юридической силой на территории РФ, относится а) Закон «Об образовании» б) Указ Президента РФ в) распоряжение Министерства образования и науки РФ |
36 |
Брак не может быть заключен, если а) между супругами существует большая разница в возрасте б) У будущих супругов нет собственного жилья в) один из супругов признан по суду недееспособным |
37 |
Какое из правонарушений является административным? а) превышение водителем скорости движения б) хищение имущества, принадлежащего преступнику в) фальсификация итогов избирательной кампании |
37 |
Администрация частной фирмы уволила гражданина Н. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для установления юридической ответственности? а) трудового б) гражданского в) административного |
38 |
Среди прав, гарантируемых Конституцией РФ, есть право на: а) труд б) жилище в) социальное обеспечение по возрасту |
38 |
Правовая норма, в отличие от других социальных норм а) является регулятором поведения людей б) передается в устной форме в) охраняется государством |
39 |
Какой из перечисленных признаков отличает правовую норму от других социальных норм? а) является регулятором поведения людей б) она выполняется добровольно в) является общеобязательным правилом поведения |
39 |
Конституция РФ является правовым документом а) вторичного действия б) прямого действия в) охранительного действия |
40 |
Когда возникают трудовые правовые отношения? а) при возникновении разногласий б) с момента заключения трудового договора в) с начала трудовой деятельности на предприятии |
40 |
Лицо, которому предъявляются требования в гражданском судебном процессе, называется а) обвиняемым б) ответчиком в) подсудимым |
41 |
По общему правилу в РФ вступить в брак можно после а) получения паспорта б) начала трудовой деятельности в) достижения совершеннолетия |
41 |
По пропорциональной избирательной системе осуществляются выборы а) Президента РФ б) депутатов Государственной Думы в) членов Совета Федерации |
42 |
Какие нормы являются общеобязательными для жителей государства? а) права в) обычая б) морали |
42 |
Право вето имеет а) Правительство РФ б) Государственная Дума
в) Президент РФ |
43 |
При какой избирательной системе создается единый избирательный округ? а) мажоритарной в) многомандатной б) пропорциональной |
43 |
Главной задачей Конституции РФ является а) упорядочение государственной власти б) установление экономической системы в) обеспечение защиты государства |
44 |
Имущественные отношения граждан регулирует а) семейное право б) экономическое право в) гражданское право |
44 |
Право на имя защищают статьи а) гражданского кодекса б) административного кодекса в) уголовного кодекса |
45 |
К какой отрасли права относится понятие «уволь-нение»? а) административному б) гражданскому в) трудовому |
45 |
Согласно Трудовому кодексу трудовой договор может быть а) срочным б) временным в) постоянным |
46 |
Что согласно Конституции РФ является обязанностью граждан? а) защищать Отечество б) свидетельствовать в суде в) участвовать в выборах органов власти |
46 |
Что из перечисленного относится к административному правонарушению? а) невыплата зарплаты рабочим б) расторжение договора аренды в) безбилетный проезд |
47 |
Защиту прав обвиняемого в ходе судебного разбирательства осуществляет(ют) а) уполномоченный по правам человека б) присяжные заседатели в) адвокат |
47 |
Человек может считать себя принятым на работу с момента а) выхода на работу б) подачи заявления о приеме на работу в) подписания трудового договора |
48 |
Для оформления доверенности на право управления автомобилем можно обратиться в а) прокуратуру б) ГИБДД в) нотариат |
48 |
В какой правоохранительный орган следует обратиться гражданину для составления дарственной? а) прокуратуру б) милицию в) нотариат |
49 |
К правоохранительным органам относится а) Прокуратура РФ б) Российская армия в) Парламент РФ |
49 |
Высшим судебным органом по уголовным делам является а) Суд по правам человека б) Верховный Суд РФ в) Конституционный Суд РФ |
50 |
Высшим судебным органом по разрешению экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями является а) Верховный Суд РФ б) Конституционный Суд РФ в) Арбитражный Суд РФ |
50 |
Дела по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав разрешает а) Верховный Суд РФ б) Арбитражный Суд РФ в) Конституционный Суд РФ |
Часть II.
1 |
Напишите понятие по данному ниже определению: Часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная называется … |
1 |
Напишите понятие по данному ниже определению: Совокупность достижений человечества во всех сферах жизни называется ….
|
2 |
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и напишите это понятие. а) власть, б) государство, в) территория, г) население, д) органы управления. |
2 |
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и напишите это понятие. а) политические партии, б) государство, в) общественные организации, г) политическая система. |
3 |
Напишите понятие по данному ниже определению: Человек сосвоими социальнообусловленными и индивидуально выраженными качествами называется … |
3 |
Напишите понятие по данному ниже определению: Совокупность средств и способов осуществления политической власти называется….. |
4 |
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключе-нием двух, являются элементами политической системы. Выпишите эти термины. а) политические партии, б) государство, в) банки, г) производство, д) общественные организации. |
4 |
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключе-нием двух, относятся к признакам правового госу-дарства. Выпишите эти термины. а) разделение властей, б) единая идеология, в) политические свободы, г) гражданское общество, д) подконтрольность суда президенту. |
5 |
Найдите в приведенном ниже списке ситуации, которые связаны с трудовыми правоотношениями, и запишите буквы, под которыми они указаны. 1) слесарь опоздал на работу 2) учитель опоздал на урок 3) директор театра опоздал на юбилей 4) начальник опоздал на совещание 5) пассажир опоздал на пароход 6) секретарь опоздал на пикник Ответ: ___________________
|
5 |
Найдите в приведенном ниже списке положения, связанные с семейными правоотношениями, и запишите буквы, под которыми они указаны. 1) официальные отношения 2) правовые отношения 3) отношения эксплуатации 4) отношения с родителями 5) отношения опеки Ответ: ________________ |
2.1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Дифференцированный зачет составлен в двух вариантах.
Максимальное количество баллов за дифференцированный зачет – 60.
В части I каждый правильный ответ тестового задания оценивается одним баллом (максимальное количество баллов – 50).
В части II каждый правильный ответ задания оценивается двумя баллами (максимальное количество баллов – 10).
Оценка |
Количество баллов |
Примечания |
5 |
60 – 54 |
За правильное выполнение не менее 90 % заданий, в том числе всех заданий части II |
4 |
53 – 36 |
За правильное выполнение не менее 60 % заданий, в том числе всех заданий части II |
3 |
35 – 30 |
За правильное выполнение не менее 50 % |
2 |
34 и менее |
|
На выполнение дифференцированного зачета отводится 45 минут учебного времени.
ОТВЕТЫ
I вариант
|
II вариант |
||||
Часть I |
Часть I |
||||
1 а |
18 б |
35 а |
1 в |
18 б |
35 в |
2 б |
19 а |
36 а |
2 б |
19 б |
36 в |
3 а |
20 а |
37 а |
3 в |
20 в |
37 а |
4 в |
21 б |
38 в |
4 в |
21 б |
38 в |
5 а |
22 в |
39 а |
5 б |
22 в |
39 б |
6 в |
23 б |
40 б |
6 а |
23 б |
40 б |
7 в |
24 в |
41 в |
7 в |
24 б |
41 б |
8 в |
25 в |
42 а |
8 б |
25 а |
42 в |
9 а |
26 б |
43 б |
9 а |
26 а |
43 в |
10 б |
27 а |
44 в |
10 в |
27 б |
44 а |
11 а |
28 а |
45 в |
11 б |
28 б |
45 а |
12 б |
29 в |
46 а |
12 в |
29 в |
46 в |
13 в |
30 б |
47 в |
13 а |
30 а |
47 в |
14 в |
31 б |
48 в |
14 б |
31 в |
48 в |
15 а |
32 в |
49 а |
15 а |
32 а |
49 б |
16 в |
33 а |
50 в |
16 б |
33 в |
50 в |
17 в |
34 в |
|
17 в |
34 б |
|
Часть II |
Часть II |
1) общество |
1) культура |
2) государство |
2) политическая система |
3) личность |
3) политический режим |
4) в, г |
4) б, д |
5) 1, 2, 4 |
5) 1, 4, 5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.