Информационный час для педагогов «Причины подросткового суицида»
Оценка 5

Информационный час для педагогов «Причины подросткового суицида»

Оценка 5
docx
21.05.2021
Информационный час для педагогов «Причины подросткового суицида»
ИНФО ЧАС.docx

Информационный час для педагогов

«Причины подросткового суицида»

 

Доброе утро! Сегодня мы с вами поговорим о такой серьезной проблеме, как подростковый и детский суицид. Это общемировая проблема, которая является второй ведущей причиной смерти среди молодежи от 15 до 29 лет. На нашем мероприятие я приведу несколько фактов из статистики о суициде, расскажу о причинах подросткового суицида, и профилактики самоубийств среди несовершеннолетних.

Россия входит в первую тройку стран мира по числу самоубийств: на 100 000 россиян приходится 2% случаев добровольного ухода из жизни детей в возрасте от 5 до 14 лет и почти 26% молодежи в возрасте от 15 до 29 лет.

В 2017 году было зафиксировано 692 детских суицида, в 2019-м — 788. Такие данные, представил Следственный комитет РФ и они свидетельствуют о том, что «дети предоставлены сами себе, они не слышат, их не слышат, они не услышаны».

Однако в официальную статистику попадают лишь явные случаи суицида. Все летальные исходы, причиной которых стали падение с высоты, дорожно-транспортные происшествия, передозировка лекарственных препаратов, судебные эксперты приравнивают к «несчастным случаям». Следовательно, истинное число суицидов значительно превышает официальные данные.

Важные сведения о подростковом суициде:

Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости (ДТП).

Девочки совершают попытки суицида, мальчики совершают завершенный суицид.

Максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года.

Больше всего самоубийств регистрируется весной.

Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.

Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.

Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и (или) страданиях.

 2/3 суицидов среди подростков совершаются при ясном уме и твердой памяти.

 Опасные игры. Детская статистика самоубийств попредыдущем годам отметила увеличение суицидов из-за возникших смертельных игр в интернете.  В 2020 году Владимир Путин подписал закон о внесудебной блокировке сайтов и других интернет-ресурсов, опасных для жизни и здоровья несовершеннолетних. В документе упоминаются «группы смерти», «колумбайн-сообщества»( Колумбайнеры — это подростки, которые следуют культу американских стрелков Дилана и Эрика, которые устроили стрельбу в школе «Колумбайн» (штат Колорадо) 20 апреля 1999 года и убили 13 человек)  и криминальные объединения (по типу «АУЕ-движения»), пропагандирующие насилие. Закон сокращает сроки для принятия мер по блокировке с трех суток до одного дня.

Проблема подросткового суицида является наиболее актуальной из всех проблем настоящего времени. Мы, взрослые, умудренные жизненным опытом люди должны понимать и принимать тот факт, что многое из того, что нам кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Поэтому наша обязанность - не допустить у ребёнка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет.

Прежде, чем рассматривать непосредственные причины суицида у подростков, вспомним некоторые особенности этого нелёгкого возраста.

Психологические особенности подростка

 

Сторона психологии подростка

Особенности

Я - концепция

Происходит развитие представлений о себе.

Самооценка

критическая, обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток чрезвычайно уязвим и легко смущается.

Отношения в семье

Общение родителей и подростка весьма конфликтно, сложно, противоречиво и значимо. Подросток пытается обособить свое «Я» от семейного «Мы».

Отношения с ровесниками

Общение с друзьями и одноклассниками занимает порядка 50% от всего времени подростка, для подростка важно быть принятым в группе сверстников, он постоянно сравнивает себя с ними

Отношение с противоположным полом

Подросток начинает стремиться к общению с противоположным полом, тяжело переживаются неудачи, связанные с таким общением.

 

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. В этот период дети являются особенно уязвимыми, ведь кризис может перерасти в суицидальную ситуацию.

Суицид (от англ.suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь, как высшая ценность теряет для данного человека смысл.

Виды суицида

           1. Истинный суицид. Никогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

  

2. Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешания. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.

3. Скрытый суицид. Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части им же спровоцированных. Например, рискованная езда на автомобиле, занятия экстремальными видами спорта и даже алкогольная или наркотическая зависимость… И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.

Причины суицида у подростков. Как правило, суицид не совершается при наличии лишь одной причины, чаще всего присутствует их сочетание, что увеличивает вероятность завершенной попытки.

Никому не известно, почему при одних и тех же обстоятельствах один человек закончит жизнь самоубийством, а другой – нет. Однако, можно выявить некоторые общие факторы риска, которые способны выступить как причины суицида у подростков.

Семейная проблематика:

ü Самоубийство одного из членов семьи (особенно одного из родителей).

ü Потеря одного из родителей ввиду смерти или развода. Потерей одного из родителей в случае развода являются ситуации, когда родитель, с которым ребёнок не остаётся жить, отказывается от всяческого дальнейшего взаимодействия с ребенком. То есть, не принимает участия в воспитании, прерывает контакт, не звонит и не пишет сам и не реагирует на попытки общения со стороны ребёнка.

ü Отсутствие эмоциональных привязанностей в семье, неприятие и постоянное осуждение подростка в семье.

ü Насилие в семье (физическое, эмоциональное, сексуальное).

ü Слишком авторитарные или напротив, всё позволяющие родители.

Факторы окружающей среды:

ü Социальная изоляция, отчуждение, неприятие в группе сверстников

ü Проблемы в школе/колледже (травля со стороны одноклассников, тяжёлые и затяжные конфликты с учителем)

ü Утрата значимых отношений (распад пары, ссора с близким другом, смерть близкого человека)

ü Высокий уровень стресса (например, в периоды перед важными экзаменами – ЭГЭ, ГИА.). Стоит отметить, что стресс вызывают не сами экзамены, а сверхценное отношение к ним в школе и в семье подростка. К сожалению, зачастую родители и учителя требуют хороших оценок, ставя учёбу превыше всего, но при этом не учат ребёнка способам преодоления стрессовых ситуаций.

Личностные факторы:

ü Депрессия. Подростковая депрессия имеет некоторые общие признаки с проявлением депрессии у взрослых, однако, может проявляться и несколько иначе. Чувство скуки, печальное настроение, нарушения сна, жалобы на самочувствие, склонность к бунту, непослушание, плохая успеваемость, прогулы школы, замкнутость – всё это может служить признаками подростковой депрессии. Конечно, по отдельности эти признаки могут и не свидетельствовать о депрессии, являться личностными особенностями подростка.

ü Чувство бессилия, проявляющееся в упадке сил, апатии, фразах вроде «я ни на что не способен», «у меня ничего не получается», «я ничего не смогу в своей жизни сделать нормально».

ü Психические заболевания.

ü Переживания по поводу сексуальной ориентации.

ü Зависимости от психоактивных веществ.

ü Пессимистичный взгляд на жизнь в целом и на собственное будущее в частности.

ü Расстройства пищевого поведения (булимия, анорексия).

ü Чрезмерное увлечение идеями смерти (прослушивание мрачных песен, в которых говорится о смерти, чтение литературы на эту тему).

Как уже говорилось выше, самоубийство редко совершается только по одной причине, чаще речь идёт о совокупности оных.

Однако, некоторые факторы могут спровоцировать суицид даже без отсутствия других причин. Это булинг (травля) среди сверстников, тяжёлые эмоциональные утраты, инцест, сексуальное насилие и жестокое обращение с подростком.

Как можно увидеть, причины суицида у подростков разнообразны и относятся к разным жизненным областям. Существует ещё одна причина, о которой хотелось бы сказать отдельно – это так называемый «эффект Ве-ртера», получивший своё название после распространения романа Гёте «Страдания юного Вертера». Суть этого феномена в том, что после самоубийства, широко освещённого в СМИ, происходит волна подражающих самоубийств. Суицидент, «спровоцировавший» эту цепочку, становится объектом всеобщего внимания, значимые и уважаемые взрослые начинают говорить о нём только хорошее, а сверстники постоянно предаются воспоминаниям о нём. Так жертва суицида превращается в своего рода героя.

Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 2 группы: словесные и поведенческие.

Словесные:

ü Разговоры о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

ü Намёки  о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

ü Много шутят на тему самоубийства.

ü Заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие

ü Безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;

ü Налаживание отношений с непримиримыми врагами;

ü Отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;

ü Пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;

ü Отстранение от друзей и семьи;

ü Частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;

ü Безразличие к окружающему миру.

Профилактика суицида

Первая форма – организация социальной среды.

Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика суицидального поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни.

Вторая форма профилактической работы – информирование.

Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения еѐ способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально- экономическим характеристикам.

Третья форма – активное обучение социально-важным навыкам.

Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

1.Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию - тренинги ассертивности (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).

2.Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).

3. Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).

Четвѐртая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов.

Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всѐ это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, еѐ здоровье и устойчивость к негативному внешнему.

Самую главную роль в профилактике суицида играют родители. Именно поддержка близких людей является основополагающей. 

Итог

 Подростковый суицид – это несовершенство воспитательных норм, которые приняты в обществе, а также отсутствие комфортной обстановки в мире, который создается взрослыми людьми. Если ребенок не хочет жить, эта проблема была развита и сформирована педагогами, родителями и всем обществом.

 

 

На этом сегодня все, любите, берегите себя и близких, и мыслите позитивно!


 

Скачано с www.znanio.ru

Информационный час для педагогов «Причины подросткового суицида»

Информационный час для педагогов «Причины подросткового суицида»

Дилана и Эрика, которые устроили стрельбу в школе «Колумбайн» (штат

Дилана и Эрика, которые устроили стрельбу в школе «Колумбайн» (штат

Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону

Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону

Личностные факторы: ü Депрессия

Личностные факторы: ü Депрессия

Заинтересованность вопросами смерти

Заинтересованность вопросами смерти

Пятая форма – организация здорового образа жизни

Пятая форма – организация здорового образа жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2021