Информационный стенд ко Дню российской науки: музыка и наука

  • Занимательные материалы
  • Иллюстрации
  • pdf
  • 14.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Информационный стенд ко Дню российской науки: музыка и наука
Иконка файла материала Стенд ко Дню Российской науки_музыка и наука.pdf

 

   «День российской науки»  учреждён 7 июня 1999 года указом Президента России №717   «Об установлении Дня российской науки». В Указе говорится, что праздник был установлен «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275летия со дня основания в России Академии наук». 

В настоящее время в структуру Российской академии наук (РАН) входят девять отделений по областям и направлениям науки, и три региональных отделения, а также 15 региональных научных центров. Праздник «День науки» объединяет творческих людей самых разных специальностей.

                  

Науку двигают ученые,

Мечтой и знаньем окрыленные, Идеи их берут разбег:

Изобретения, открытия

Летят сквозь время так стремительно, Исток - ученый человек.

 

 

 

Задачи реализации государственной политики в области науки

Государственная политика в области науки должна представлять собой целевую стратегию управления наукой, которая определяет приоритетные направления на основе прогнозов глобального и национального развития.

Основами государственного управления наукой являются методы экономического, правового, финансового регулирования процессом, формирование должного общественного мнения в СМИ, определение механизмов внедрения результатов научных исследований в различные сферы производства и потребления, охрана и защита результатов научных исследований внутри страны и за рубежом. Необходимые условия для эффективной государственной политики в области науки в нашей стране имеются. Современные мировые стандарты предусматривают:

       во-первых, наличие высокого уровня образования населения;

       во-вторых, соответствующий мировым стандартам количественный и качественный потенциал научных работников и специалистов;

       в-третьих, наличие научных школ и уникальных технологий; 

       в-четвертых, богатые природные ресурсы, полностью обеспечивающие внутренний рынок; 

       в-пятых, военно-техническую и военно-промышленную независимость с высоким научным потенциалом оборонного комплекса;

       в-шестых, большие потребности в использовании инновационных технологий, обусловленные географической спецификой государства.

В.Н.САВЕЛЬЕВ - советник отдела проблем социальной политики Аналитического управления

Аппарата Совета Федерации, доктор философских наук

Музыка и наука

Музыка – не только вид искусства. Она имеет тесную связь почти со всеми науками: математическими, естественными… Почему? Ответ прост: все дело в гармонии

 

Музыка и арифметика

  

Первым, кто соединил математику, естественную науку и эстетику, стал в VI в. до н. э. Пифагор со своей школой. Пифагорейцы стали изучать числовые отношения, управляющие музыкальными звуками, пропорции, лежащие в основе интервалов,

соотношение длины струны и высоты звука. Идея музыкальной гармонии тесно взаимодействует с правилами во имя создания Прекрасного. Идея пропорции проходит через всю античность и переходит в Средние века через творчество Боэция, римского философа и государственного деятеля, жившего на рубеже VI и V вв. н. э. Боэций напоминает, как Пифагор однажды заметил, что кузнечные молоты, ударяя по наковальне, производят разные звуки, и установил, что в получаемых таким образом гаммах отношения звуков пропорциональны отношению масс молотов. 

 

Музыка и геометрия

  

Отношения, определяющие размеры греческих храмов, промежутки между колоннами и соотношения частей фасада соответствуют тем же отношениям, что определяют музыкальные интервалы. Идея перехода от арифметической концепции числа к пространственно-геометрической концепции соотношения различных точек тоже принадлежит Пифагору. 

 

Музыка и психология 

 

Кроме того, по Боэцию, пифагорейцы знали, что разные музыкальные лады поразному влияют на психику человека, и выделяли резкие и умеренные ритмы, ритмы, пригодные для укрепления духа молодежи, и ритмы вялые и чувственные. 

Пифагор вернул захмелевшему юноше спокойствие и уверенность в себе, дав ему

послушать мелодию в ритме спондея, основанную на гипофригийском ладу (ибо гипофригийский лад действовал на него возбуждающе). Пифагорейцы, стремясь отрешиться от повседневных забот, засыпали под определенные ритмы; просыпаясь, они стряхивали с себя сон под другие модуляции. 

                                                     Музыка и космос 

Согласно пифагорейской традиции, душа и тело человека подвластны тем же законам, что управляют музыкой, и те же самые пропорции можно обнаружить в космической гармонии, так что микро- и макрокосм (мир, в котором мы живем, и Вселенная в целом) связаны единым математическим и одновременно эстетическим правилом. Это правило проявляется в музыке мироздания: речь идет о музыкальной гамме, производимой планетами, каждая из которых, согласно Пифагору, вращаясь вокруг неподвижной Земли, издает свой звук, тем более высокий, чем

дальше планета от Земли и чем соответственно быстрее ее движение. Из этих звуков складывается сладчайшая музыка, но наши чувства слишком несовершенны, чтобы ее слышать. 

Платоном было сказано, что «душа мира слажена музыкальным согласием».  Музыка –прежде всего, гармония, а значит, музыка – один из элементов Красоты. 

 

 

                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                  НАУКА И МУЗЫКА

Музыка (от греч. musike, букв. — искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр,        темп,   громкостная    динамика,       тембр, мелодия,         гармония,        полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. Музыка подразделяется: на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др. Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка для всех имеет разное значение в жизни. Она может быть простым хобби, увлечением и даже смыслом жизни. Но равнодушных к музыке людей очень мало.

 

НАУЧНЫЕ ФАКТЫ О ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ

Исследователи из «Факультета 100-лекарств» установили взаимосвязь между игрой на музыкальных инструментах и развитием человеческого мозга. Руководитель исследования Лутц Йенке говорит о том, что умение играть на музыкальном инструменте развивает познавательные способности и меняет само строении мозга. Поэтому у музыкантов этот орган развит несколько по-другому. Ученый предложил использовать музыку для улучшения памяти, языковых способностей и настроения.

Психологи Макмастеровского университета Канады установили, что уже спустя год с начала занятий на музыкальных инструментах у детей наблюдается рост продуктивности памяти. Важно уточнить, что в исследовании не участвовали изначально музыкально одаренные дети. Отметим, что до сих пор не прекращаются разговоры ученых о том, что классическая музыка развивает ребенка еще во время беременности.

Нейрофизиологи из Университета Дьюка (США) заявили, что они смогли раскрыть секрет звука. После проведения ряда исследований ученые смогли объяснить влияние мелодии на эмоции человека. Во время исследований был применен математический подход. Биологи определили  последовательности полутонов и тонов, которые наиболее часто встречаются в классических и народных мелодиях. Как выяснилось, звуковые высоты последовательностей очень похожи на те, которые присутствуют и в человеческой речи.   

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА 

 

Наука о музыке – музыковедение, одна из областей искусствознания. Отрасли музыковедения - теория музыки, история музыки, музыкальная этнография, музыкальная критика. 

Теоретическое музыковедение исследует: вопрос о способах отражения действительности в музыке, основные закономерности музыки, установившиеся в процессе её исторического развития. Изучению отдельных элементов музыки посвящены такие музыкально-теоретические дисциплины, как мелодика, ритмика, метрика, гармония, полифония, инструментовка, учение о музыкальных формах.  Историческое  музыковедение включает в себя историю музыки отдельных народов и стран, историю жанров и форм музыки (например, оперы, симфонии, сонаты), видов исполнительского искусства (пианизма, скрипичного искусства и т. п.), отдельных областей музыкознания  (например, история учения о гармонии).

 В России самостоятельная музыкально-теоретическая мысль возникла в 17 веке, и широко развернулась в 19-21 вв. Немалую роль в этом сыграло открытие высших музыкальных учебных заведений - консерваторий в СанктПетербурге (1862) и Москве (1866), из стен которых выходят крупнейшие российские музыканты-исполнители и теоретики–музыковеды. Московская Консерватория ныне является одним из крупнейших в мире музыкальных учебных заведений, включающей в свою научную сферу 10 отделов, среди которых: Научная музыкальная библиотека, научно-аналитический отдел, научно-издательский центр, научно-творческий центр, научноисследовательский центр, научно-творческий центр современной музыки, научно-учебный центр музыкальнокомпьютерных технологий, научный центр народной музыки, научно-исследовательский центр древнерусской

церковной музыки…  Консерватории есть также в Нижнем Новгороде, Саратове,

Екатеринбурге,           Петрозаводске,          Ростове-на     Дону, Астрахани. Научная деятельность развивается и в таких ВУЗах Москвы и других российских городов как институты,           академии         и университеты,            имеющие направленность в области культуры и искусства или музыкально-педагогические факультеты.