"Тайный язык геррбов"

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Kolpakova_tayny_yazyk_gerbov.docx

Тайный язык гербов

Методическая разработка занятия

 

ФИО

Колпакова Ольга Михайловна

Должность, место работы (указание названия образовательной организации и ее полного адреса)

Преподаватель

ГАПОУ СО «Екатеринбургский торгово-экономический техникум»

 

Преподаваемый(ые) школьные предметы

История

 

Формат: классный час (внеклассное мероприятие)

Тема «Тайный язык гербов»

 

I. Подготовительная часть (организация)

Идея занятия

Выбор темы занятия обусловлен содержанием курса и личным интересом преподавателей к данной теме. Изучение этой темы способствует углубленному пониманию таких разделов программ, как история городов (через рассмотрение городской геральдики) и феодализм (через изучение феномена рыцарства и геральдики). Оригинальным компонентом занятия можно считать мастер-класс по составлению гербов, изучению азов блазонирования.

Также изучение этой темы поможет учащимся сориентироваться в современной геральдической символике.

При изучении темы учащимся важно понять ценность традиции, визуальных символов, которые позволяют ощутить преемственность поколений.

 

В процессе проведения занятие балльная оценка выставляться не будет, т.к. мероприятие является внеклассным. Но по результатам проведения мастер-класса необходимо дать словесную оценку по следующим критериям:

- Правильность составления герба с точки зрения правил геральдики.

- Способность обосновать выбор фигур и цветов при составлении личного герба.

- Творческий подход к выполнению задания.

 

Цель занятия: повышение интереса к изучению истории через ознакомление с историей появления и спецификой составления гербов.

Задачи:

1.      Познакомить учащихся с историей возникновения герба

2.      Объяснить основные правила составления и блазонирования герба

3.      Сравнить роль гербов и геральдики в средневековом европейском и современном российском обществе

4.      Провести мастер-класс по составлению герба с учетом основных правил геральдики

5.      Обменяться впечатлениями о проведенном занятии.

 

Планируемые результаты занятия

В результате проведения занятия обучающиеся смогут:

1.      Блазонировать простые гербы

2.      Интерпретировать наиболее распространенные геральдические символы

3.      Определять правильность использования цветов и фигур в геральдике

4.      Оперировать ключевыми понятиями темы

5.      Составлять герб с учетом правил геральдики

6.      Представлять свой герб

 

Продолжительность занятия - 2 академических часа.

 

Основные понятия (словарь занятия):

Рыцарь – представитель сословия феодалов, конный тяжеловооруженный воин

Герб - (польск. herb от нем. Erbe — наследство)  - отличительный знак, передаваемый по наследству и составленный в соответствии с геральдическими правилами.

Геральдика – 1) специальная дисциплина, занимающаяся изучением гербов

                         2) искусство составления и использования герба

Эмали, Металлы – цвета, разрешенные к использованию в гербе

Блазонирование – искусство описания герба

 

Для проведения занятия необходимо следующее ресурсное обеспечение:

Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация.

Для проведения мастер-класса необходимы: шаблоны щитов, фигур, клей, ножницы, цветная бумага

При подготовке и проведении занятия можно использовать следующую литературу:

-        Слейтер С. Геральдика: иллюстрированная энциклопедия: Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Эксмо, 2005.-266

-        Официальные символы Свердловской области и составляющих ее муниципальных образований / А.К. Грефенштейн, В.К. Кондюрин, Е.Ю. Рукосуев. Екатеринбург, 2007. 400 с.

-        Пастуро М. Геральдика М.: Астрель: АСТ, 2003. 144 с.

 

II. Вводная часть

Объявление темы.

Занятие начинается с обсуждения герба города Екатеринбурга, учащимся предлагается ответить на вопросы: что за изображение они видят перед собой (правильный ответ - герб). Могут ли они объяснить значение фигур, изображенных на гербе. Зачем городу нужен герб? Обсуждение этих вопросов выводит на определение понятия герба и на тему занятия.

Преподаватели поясняют роль гербов в современной действительности, уточняя, что гербы и сегодня являются неотъемлемой частью нашей жизни, но откуда они взялись и почему выглядят именно так, как их правильно составлять и кто были первые обладатели гербов – это известно немногим. Предлагаем учащимся разобраться в тайнах истории гербов, в сложном языке геральдики, узнать, что скрывается за страшным словом блазонирование и составить свой собственный герб.

 

III. Основная часть.

Информационный блок

Доминирующим видом информации является визуальная. Это связано со спецификой темы занятия, на котором используются изображения гербов, щитов, геральдических и негеральдических фигур, цветовых обозначений. На этапе пояснения причин возникновения гербов важно показать элементы вооружения и снаряжения рыцаря. Также используются изображения гербов с ошибками. Для смены видов деятельности и для более качественного усвоения материала используются игровые приемы: угадать элементы рыцарского вооружения, найти изображения гербов с ошибками.

В процессе проведения занятия такие понятия как «герб», «рыцарь» формулируются учителем и учащимися совместно, а специфические геральдические термины (эмаль, металл, блазонирование, геральдические и негеральдические фигуры) поясняются преподавателями по ходу занятия.

 

Ход занятия

- Актуализация знаний о средних веках как историческом периоде.

- Выход на тему рыцарства

- Историческая разминка: учитель просит учащихся определить, какая из трех фигур, представленных на слайде, является рыцарем.

- Краткий рассказ о традициях рыцарства

- Историческая разминка: собираем рыцаря на войну (исключаем лишнее).

- Учитель задает вопрос: легко ли узнать рыцаря в подобном снаряжении?

Ответ на вопрос важен для понимания причин возникновения герба

- Историческая разминка: вооружаем рыцаря (исключаем лишнее)

- Учитель задает вопрос: какого предмета военного снаряжения не хватает? (щит)

 

Совместное обсуждение: для чего рыцарь мог использовать щит?

Выходим на главную причину возникновения герба – необходимость личной и социальной идентификации рыцаря. 

Обсуждаем правила составления герба (щит как основной элемент герба, варианты герба – полный и неполный, элементы полного герба)

- Обсуждаем правила использования цветов  при составлении герба

- Вводим понятия «эмали» и «металлы»

«Геральдическая» разминка: учащимся нужно определить, верно ли использованы цвета в гербе.

Рассказываем о видах фигур в гербах  (геральдические фигуры)

Объясняем, почему именно геральдические фигуры появились на гербе раньше всего, как их названия соотносятся с образом рыцаря.

Рассказываем о вариантах смыслового значения геральдических фигур на примере конкретных гербов

Рассказываем о видах негеральдических фигур (искусственные, естественные, фантастические) и их возможном символическом значении

Рассказываем о видах гербов (государственные, личные, корпоративные,  городские) и их символическом значении

Рассказываем об основных правилах блазонирования

Учащиеся пробуют описать простой герб с использованием правил блазонирования

 

Аналитический (практический) блок.

Практический блок представляет собой мастер-класс по изготовлению личного герба.

Для проведения практического этапа необходима предварительная подготовка (из цветной бумаги нужно вырезать шаблоны щитов, геральдические и негеральдические фигуры). У каждого учащегося должен быть клей. Также следуют предусмотреть «внештатные ситуации», когда те или иные фигуры, пользующиеся «особым спросом» могут закончиться – их нужно вырезать  в большем количестве.

Гербы изготавливаются каждым обучающимся индивидуально. При составлении герба необходимо:

- сформулировать его основную идею (понять, что должен герб рассказать о его владельце)

- выбрать цвет щита, фигуры для размещения в гербе (фигуры должны отражать идею герба)

- составить герб с учетом геральдических правил, речь о которых шла выше.

 

Итоговый продукт деятельности учащегося – личный герб, составленный в соответствии с правилами геральдики.

 

IV. Заключительная часть.

Подведение итогов (обобщение)

В конце занятия учащиеся по желанию (2-3 человека) представляют свой герб. Им необходимо объяснить выбор и значение фигур, помещенных в поле герба, а также выбор и значение цветов. Обсуждаем, какие возникли сложности при составлении герба.

 

Оценивание

Поскольку данное мероприятие является внеклассным, то оценки за работу не выставляются. Оценивание производится в словесной форме, выделяются самые активные участники.

 

Рефлексия

Проводится в игровой форме. Участникам предлагается написать свое мнение о мероприятии на стикерах разного цвета (зеленый – положительный, красный – отрицательный отзыв). Стикеры прикрепляются на изображение двухчастного герба. На геральдически правую сторону прикрепляются зеленые стикеры, на геральдически левую сторону – красные.