Тайный язык гербов
Методическая разработка занятия
ФИО |
Колпакова Ольга Михайловна |
Должность, место работы (указание названия образовательной организации и ее полного адреса) |
Преподаватель ГАПОУ СО «Екатеринбургский торгово-экономический техникум»
|
Преподаваемый(ые) школьные предметы |
История |
Формат: классный час (внеклассное мероприятие)
Тема «Тайный язык гербов»
I. Подготовительная часть (организация)
Идея занятия
Выбор темы занятия обусловлен содержанием курса и личным интересом преподавателей к данной теме. Изучение этой темы способствует углубленному пониманию таких разделов программ, как история городов (через рассмотрение городской геральдики) и феодализм (через изучение феномена рыцарства и геральдики). Оригинальным компонентом занятия можно считать мастер-класс по составлению гербов, изучению азов блазонирования.
Также изучение этой темы поможет учащимся сориентироваться в современной геральдической символике.
При изучении темы учащимся важно понять ценность традиции, визуальных символов, которые позволяют ощутить преемственность поколений.
В процессе проведения занятие балльная оценка выставляться не будет, т.к. мероприятие является внеклассным. Но по результатам проведения мастер-класса необходимо дать словесную оценку по следующим критериям:
- Правильность составления герба с точки зрения правил геральдики.
- Способность обосновать выбор фигур и цветов при составлении личного герба.
- Творческий подход к выполнению задания.
Цель занятия: повышение интереса к изучению истории через ознакомление с историей появления и спецификой составления гербов.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей возникновения герба
2. Объяснить основные правила составления и блазонирования герба
3. Сравнить роль гербов и геральдики в средневековом европейском и современном российском обществе
4. Провести мастер-класс по составлению герба с учетом основных правил геральдики
5. Обменяться впечатлениями о проведенном занятии.
Планируемые результаты занятия
В результате проведения занятия обучающиеся смогут:
1. Блазонировать простые гербы
2. Интерпретировать наиболее распространенные геральдические символы
3. Определять правильность использования цветов и фигур в геральдике
4. Оперировать ключевыми понятиями темы
5. Составлять герб с учетом правил геральдики
6. Представлять свой герб
Продолжительность занятия - 2 академических часа.
Основные понятия (словарь занятия):
Рыцарь – представитель сословия феодалов, конный тяжеловооруженный воин
Герб - (польск. herb от нем. Erbe — наследство) - отличительный знак, передаваемый по наследству и составленный в соответствии с геральдическими правилами.
Геральдика – 1) специальная дисциплина, занимающаяся изучением гербов
2) искусство составления и использования герба
Эмали, Металлы – цвета, разрешенные к использованию в гербе
Блазонирование – искусство описания герба
Для проведения занятия необходимо следующее ресурсное обеспечение:
Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация.
Для проведения мастер-класса необходимы: шаблоны щитов, фигур, клей, ножницы, цветная бумага
При подготовке и проведении занятия можно использовать следующую литературу:
- Слейтер С. Геральдика: иллюстрированная энциклопедия: Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Эксмо, 2005.-266
- Официальные символы Свердловской области и составляющих ее муниципальных образований / А.К. Грефенштейн, В.К. Кондюрин, Е.Ю. Рукосуев. Екатеринбург, 2007. 400 с.
- Пастуро М. Геральдика М.: Астрель: АСТ, 2003. 144 с.
II. Вводная часть
Объявление темы.
Занятие начинается с обсуждения герба города Екатеринбурга, учащимся предлагается ответить на вопросы: что за изображение они видят перед собой (правильный ответ - герб). Могут ли они объяснить значение фигур, изображенных на гербе. Зачем городу нужен герб? Обсуждение этих вопросов выводит на определение понятия герба и на тему занятия.
Преподаватели поясняют роль гербов в современной действительности, уточняя, что гербы и сегодня являются неотъемлемой частью нашей жизни, но откуда они взялись и почему выглядят именно так, как их правильно составлять и кто были первые обладатели гербов – это известно немногим. Предлагаем учащимся разобраться в тайнах истории гербов, в сложном языке геральдики, узнать, что скрывается за страшным словом блазонирование и составить свой собственный герб.
III. Основная часть.
Информационный блок
Доминирующим видом информации является визуальная. Это связано со спецификой темы занятия, на котором используются изображения гербов, щитов, геральдических и негеральдических фигур, цветовых обозначений. На этапе пояснения причин возникновения гербов важно показать элементы вооружения и снаряжения рыцаря. Также используются изображения гербов с ошибками. Для смены видов деятельности и для более качественного усвоения материала используются игровые приемы: угадать элементы рыцарского вооружения, найти изображения гербов с ошибками.
В процессе проведения занятия такие понятия как «герб», «рыцарь» формулируются учителем и учащимися совместно, а специфические геральдические термины (эмаль, металл, блазонирование, геральдические и негеральдические фигуры) поясняются преподавателями по ходу занятия.
Ход занятия |
- Актуализация знаний о средних веках как историческом периоде. - Выход на тему рыцарства - Историческая разминка: учитель просит учащихся определить, какая из трех фигур, представленных на слайде, является рыцарем. |
- Краткий рассказ о традициях рыцарства |
- Историческая разминка: собираем рыцаря на войну (исключаем лишнее). - Учитель задает вопрос: легко ли узнать рыцаря в подобном снаряжении? Ответ на вопрос важен для понимания причин возникновения герба |
- Историческая разминка: вооружаем рыцаря (исключаем лишнее) - Учитель задает вопрос: какого предмета военного снаряжения не хватает? (щит)
|
Совместное обсуждение: для чего рыцарь мог использовать щит? Выходим на главную причину возникновения герба – необходимость личной и социальной идентификации рыцаря. |
Обсуждаем правила составления герба (щит как основной элемент герба, варианты герба – полный и неполный, элементы полного герба) |
- Обсуждаем правила использования цветов при составлении герба - Вводим понятия «эмали» и «металлы» |
«Геральдическая» разминка: учащимся нужно определить, верно ли использованы цвета в гербе. |
Рассказываем о видах фигур в гербах (геральдические фигуры) Объясняем, почему именно геральдические фигуры появились на гербе раньше всего, как их названия соотносятся с образом рыцаря. |
Рассказываем о вариантах смыслового значения геральдических фигур на примере конкретных гербов |
Рассказываем о видах негеральдических фигур (искусственные, естественные, фантастические) и их возможном символическом значении |
Рассказываем о видах гербов (государственные, личные, корпоративные, городские) и их символическом значении |
Рассказываем об основных правилах блазонирования |
Учащиеся пробуют описать простой герб с использованием правил блазонирования |
Аналитический (практический) блок.
Практический блок представляет собой мастер-класс по изготовлению личного герба.
Для проведения практического этапа необходима предварительная подготовка (из цветной бумаги нужно вырезать шаблоны щитов, геральдические и негеральдические фигуры). У каждого учащегося должен быть клей. Также следуют предусмотреть «внештатные ситуации», когда те или иные фигуры, пользующиеся «особым спросом» могут закончиться – их нужно вырезать в большем количестве.
Гербы изготавливаются каждым обучающимся индивидуально. При составлении герба необходимо:
- сформулировать его основную идею (понять, что должен герб рассказать о его владельце)
- выбрать цвет щита, фигуры для размещения в гербе (фигуры должны отражать идею герба)
- составить герб с учетом геральдических правил, речь о которых шла выше.
Итоговый продукт деятельности учащегося – личный герб, составленный в соответствии с правилами геральдики.
IV. Заключительная часть.
Подведение итогов (обобщение)
В конце занятия учащиеся по желанию (2-3 человека) представляют свой герб. Им необходимо объяснить выбор и значение фигур, помещенных в поле герба, а также выбор и значение цветов. Обсуждаем, какие возникли сложности при составлении герба.
Оценивание
Поскольку данное мероприятие является внеклассным, то оценки за работу не выставляются. Оценивание производится в словесной форме, выделяются самые активные участники.
Рефлексия
Проводится в игровой форме. Участникам предлагается написать свое мнение о мероприятии на стикерах разного цвета (зеленый – положительный, красный – отрицательный отзыв). Стикеры прикрепляются на изображение двухчастного герба. На геральдически правую сторону прикрепляются зеленые стикеры, на геральдически левую сторону – красные.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.