Урок рисунка "Рисование углем"

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 17.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация уголь 7 класс.pptx

Работа углем.

Цель урока- создать набросок букета углем
Задачи:
Систематизировать знания о технике угля
Познакомиться с работами художников, работавших данной техникой
Создать свой пейзажный набросок
Обобщить полученные знания и умения путем создания презентации по данной теме.

Техника имеет многовековую историю, но не теряет актуальность и у современных художников, и у нас, когда особенно важны наброски пейзажей в летнее время во время пленэра.

Уголь (родств. agnis — огонь) —
материал для выполнения графических произведений, рисования, изготавливающийся из палочек или веток различных пород деревьев. В живописи углем выполняется подготовительный рисунок по грунтованному холсту.

История возникновения и развития рисовального угля
Рисовальный, художественный уголь – это обожженные палочки из ивы, ореха, сливы, липы, березы или розмарина. Первое документальное упоминание о рисовальном угле датируется 15 столетием: итальянский художник эпохи возрождения Ченнино Ченнини описывает в «Трактате о живописи» методику обжигания ивовых веток. Ветки очищались от коры и обжигались в плотно закрытых глиняных горшках при очень высокой температуре. Такие палочки использовались в качестве графитового карандаша для предварительных набросков на фресках и досках для живописи. Многие художники эпохи Ренессанс предпочитали рисовать угольными палочками из-за возможности корректировать рисунок. В 19 столетии появился прессованный уголь, который изготавливали из угольного порошка, скрепленного клеем.
Использования рисовального и прессованного угля в наше время
С появлением художественного угля в прессованной форме, его начали использовать не только для набросков и эскизов, но и как самостоятельный материал для написания картин. Одним из первых шедевров, написанных углем, стала картина И. Репина «Портрет Элеоноры Дузе» (1891г.). С помощью прессованного угля художник не только отобразил на картине внешнюю красоту и женское очарование героини, но и передал ее эмоции и переживания.
С помощью рисовального и прессованного угля художники-современники создают огромное количество воистину великолепных картин. Используя уголь, картине можно придать фактуру и реалистическое изображение, поиграть со светом и тенью. В руках умелого мастера положительные характеристики рисовального угля постоянно увеличиваются.


Виды угля
• древесный – виноградный или ивовый уголь разных диаметров и размера;
• прессованный – искусственный материал, изготовленный из порошка.
В прессованный уголек добавляют растительный клей, что помогает ему дольше держаться на бумаге.

На первых уроках рисунка мы осваивали карандашный рисунок, а только потом приступали к работе с углем. Хоть угольная графика осваивается быстрее, она требует определенной сноровки. Разная степень нажима, прорисовка отдельных деталей или растушевка – все это требует навыков и четких действий.
Вот основные техники:
растирание – распределяется по бумаге с помощью пальца или других приспособлений;
перекрестная штриховка – рисование в различных направлениях;
мягкая растушевка – распределение цвета без помощи пальцев или торшона.
 

Советы начинающим художникам.
Уголь рисовальный затачивается лишь с одной стороны под углом 45°, что дает возможность проводить тонкие и толстые линии. Лучшей основой для угля является шероховатая бумага, голубая или серая. Мягкость угля различается в зависимости от породы дерева, из которого изготавливается уголь для рисования. Используя уголь разных видов, можно получить еще более широкую тоновую палитру от матово-серого оттенка (чистый уголь) до густо-чёрного цвета (прессованный уголь).
Рисовать на картоне, ватмане, оргалите или холсте – решать Вам, главное, чтоб полотно было рыхлым или зернистым. Также необходимо позаботиться и о наличии ластика, мягкой тряпки, растушки и фиксатора для изображения. Фиксаторы для картин, написанных углем, существуют в виде специальных аэрозольных распылителей, которые предотвращают осыпание угля. Некоторые художники используют в качестве фиксатора обычный лак для волос, который распиливается с расстояния одного метра на горизонтально размещенное полотно

Известные художники, работавшие углем. Уголь был одним из любимых художественных материалов, которыми выполняли свои наброски Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи. Прекрасные работы, выполненные углем, оставили потомкам такие мастера живописи, как Илья Репин и Теодор Жерико, Эдгар Дега и Поль Гоген. Широко известен «зигзаг» в творчестве Джона Сингера Сарджента, который, будучи на вершине славы, в 1907 году отказался от масляной живописи и переключился на рисунки углем, создав несколько сотен замечательных портретов.

Сандро Боттичелли

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

Илья Ефимович Репин.
Портрет Элеоноры Дузе.

И.Е. Репин. Портрет брата

Теодор Жерико

Жокей, Эдгар Дега

Ольга, баронесса де МейерДжон Сингер Сарджент

Архитектурный эскиз к ротонде и лестнице музея изобразительных искусств. Джон Сингер Сарджент

Древесным (не прессованным) углем для создания набросков любили пользоваться художники и более поздних эпох: картину продолжали рисовать красками, а созданные углем контуры стряхивали. Например, Шишкин в картине «Облака» передает силуэт леса всего одной-двумя линиями в свободной манере, а остальное пространство заштриховывает. При этом беглая контурная линия сохраняет всю свою четкость и точность:

Роберт Лонго - американский художник и скульптор, чьим основным средством самовыражения является рисование углем на бумаге.
Уголь - такое короткое, контрастное и живое слово. По тактильным ощущениям рисовальный уголь немного похож на пастель, но все же он другой - иногда мягче, иногда нежнее и всегда строже. Глядя на гиперреалистичную графику Robert Longo, трудно поверить, что это не фотографии.

...Люди, которые не присматриваются к моим работам, принимают их за фотографии. Но чем ближе они подходят к ним, тем более теряются: это и не традиционная фигуративная живопись, и не модернистская абстракция, а нечто среднее. Будучи предельно детализированными, мои рисунки всегда остаются зыбкими и немного незавершенными."

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

На формате А3 изобразить «Букет» любым мягким материалом.

Источники:

1. https://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post421625115/

2. https://www.izocenter.ru/blog/risovanie-uglem-ot-istokov-k-sovremennosti/

3. https://zen.yandex.ru/media/id/5d939dba2beb4900ac81b5ae/o-risovanii-uglem-s-naskalnoi-jivopisi-do-sovremennosti-5df38ddd1ee34f00b3a47a13

4. «Рисунок углем: шаг за шагом». Редактор: Зоммер Татьяна
Издательство: АСТ, 2006 г.
Серия: Мастер-класс

5. «ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ И РИСОВАНИЯ. КАРАНДАШ, УГОЛЬ, МАСЛО, АКВАРЕЛЬ, АКРИЛ»
Жанр: Учебная литература
Серия: Полный курс рисования, Год издания: 2012, Издательство: АСТ