Цель урока- создать набросок букета углем
Задачи:
Систематизировать знания о технике угля
Познакомиться с работами художников, работавших данной техникой
Создать свой пейзажный набросок
Обобщить полученные знания и умения путем создания презентации по данной теме.
Техника имеет многовековую историю, но не теряет актуальность и у современных художников, и у нас, когда особенно важны наброски пейзажей в летнее время во время пленэра.
Уголь (родств. agnis — огонь) —
материал для выполнения графических произведений, рисования, изготавливающийся из палочек или веток различных пород деревьев. В живописи углем выполняется подготовительный рисунок по грунтованному холсту.
История возникновения и развития рисовального угля
Рисовальный, художественный уголь – это обожженные палочки из ивы, ореха, сливы, липы, березы или розмарина. Первое документальное упоминание о рисовальном угле датируется 15 столетием: итальянский художник эпохи возрождения Ченнино Ченнини описывает в «Трактате о живописи» методику обжигания ивовых веток. Ветки очищались от коры и обжигались в плотно закрытых глиняных горшках при очень высокой температуре. Такие палочки использовались в качестве графитового карандаша для предварительных набросков на фресках и досках для живописи. Многие художники эпохи Ренессанс предпочитали рисовать угольными палочками из-за возможности корректировать рисунок. В 19 столетии появился прессованный уголь, который изготавливали из угольного порошка, скрепленного клеем.
Использования рисовального и прессованного угля в наше время
С появлением художественного угля в прессованной форме, его начали использовать не только для набросков и эскизов, но и как самостоятельный материал для написания картин. Одним из первых шедевров, написанных углем, стала картина И. Репина «Портрет Элеоноры Дузе» (1891г.). С помощью прессованного угля художник не только отобразил на картине внешнюю красоту и женское очарование героини, но и передал ее эмоции и переживания.
С помощью рисовального и прессованного угля художники-современники создают огромное количество воистину великолепных картин. Используя уголь, картине можно придать фактуру и реалистическое изображение, поиграть со светом и тенью. В руках умелого мастера положительные характеристики рисовального угля постоянно увеличиваются.
Виды угля
• древесный – виноградный или ивовый уголь разных диаметров и размера;
• прессованный – искусственный материал, изготовленный из порошка.
В прессованный уголек добавляют растительный клей, что помогает ему дольше держаться на бумаге.
На первых уроках рисунка мы осваивали карандашный рисунок, а только потом приступали к работе с углем. Хоть угольная графика осваивается быстрее, она требует определенной сноровки. Разная степень нажима, прорисовка отдельных деталей или растушевка – все это требует навыков и четких действий.
Вот основные техники:
растирание – распределяется по бумаге с помощью пальца или других приспособлений;
перекрестная штриховка – рисование в различных направлениях;
мягкая растушевка – распределение цвета без помощи пальцев или торшона.
Советы начинающим художникам.
Известные художники, работавшие углем. Уголь был одним из любимых художественных материалов, которыми выполняли свои наброски Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи. Прекрасные работы, выполненные углем, оставили потомкам такие мастера живописи, как Илья Репин и Теодор Жерико, Эдгар Дега и Поль Гоген. Широко известен «зигзаг» в творчестве Джона Сингера Сарджента, который, будучи на вершине славы, в 1907 году отказался от масляной живописи и переключился на рисунки углем, создав несколько сотен замечательных портретов.
Сандро Боттичелли
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи
Ольга, баронесса де МейерДжон Сингер Сарджент
Архитектурный эскиз к ротонде и лестнице музея изобразительных искусств. Джон Сингер Сарджент
Древесным (не прессованным) углем для создания набросков любили пользоваться художники и более поздних эпох: картину продолжали рисовать красками, а созданные углем контуры стряхивали. Например, Шишкин в картине «Облака» передает силуэт леса всего одной-двумя линиями в свободной манере, а остальное пространство заштриховывает. При этом беглая контурная линия сохраняет всю свою четкость и точность:
Роберт Лонго - американский художник и скульптор, чьим основным средством самовыражения является рисование углем на бумаге.
Уголь - такое короткое, контрастное и живое слово.По тактильным ощущениям рисовальный уголь немного похож на пастель, но все же он другой - иногда мягче, иногда нежнее и всегда строже. Глядя на гиперреалистичную графику Robert Longo, трудно поверить, что это не фотографии.
...Люди, которые не присматриваются к моим работам, принимают их за фотографии. Но чем ближе они подходят к ним, тем более теряются: это и не традиционная фигуративная живопись, и не модернистская абстракция, а нечто среднее. Будучи предельно детализированными, мои рисунки всегда остаются зыбкими и немного незавершенными."
Источники:
1. https://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post421625115/
2. https://www.izocenter.ru/blog/risovanie-uglem-ot-istokov-k-sovremennosti/
3. https://zen.yandex.ru/media/id/5d939dba2beb4900ac81b5ae/o-risovanii-uglem-s-naskalnoi-jivopisi-do-sovremennosti-5df38ddd1ee34f00b3a47a13
4. «Рисунок углем: шаг за шагом». Редактор: Зоммер Татьяна
Издательство: АСТ, 2006 г.
Серия: Мастер-класс
5. «ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ И РИСОВАНИЯ. КАРАНДАШ, УГОЛЬ, МАСЛО, АКВАРЕЛЬ, АКРИЛ»
Жанр: Учебная литература
Серия: Полный курс рисования, Год издания: 2012, Издательство: АСТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.