Одной из важных особенностей ребёнка в будущем является развитие мышления уже сегодня. Важно как можно раньше начать уделять этому внимание.
Есть такое понятие как «сензитивный период». Это оптимальный этап для развития того или иного навыка. Для детей периодом, когда закладывается фундамент, является возраст от 1 года до 7 лет.
Особенности мышления в дошкольном возрасте.
Мозг дошкольника подвижен и податлив, открыт новым знаниям. Именно поэтому полезные привычки, желание заниматься спортом, музыкой, театральным и художественным искусством закладываются именно в дошкольный период.
Для того чтобы ребенок мог анализировать и мыслить необходимо постоянно ставить перед ним новые задачи, а также модернизировать и усложнять уже полученные навыки.
Можно выделить несколько факторов, оказывающих сильное влияние на мышление ребенка:
· Круг общения. Чем старше ребёнок, тем больше вокруг него должно быть детей и взрослых. В этом помогают детские сады, кружки и секции. Малыш должен наблюдать разные модели поведения как взрослых, так и детей.
· Развитие речи. Ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли.
· Формирование аналитического мировосприятия. Дошколята характеризуются тем, что обращают внимание на формы, цвет, величину, пространственное расположение и временные рамки.
· Приобретение навыков и умений. Ребенок учится пересказывать, читать по слогам, петь.
· Становление личностных качеств. Характер, адаптивность, инициативность, организованность – всё это формируется в результате воспитательных мероприятий.
· Формирование самооценки. Развитый ребёнок способен оценивать себя.
· Появление самоконтроля. Ребенок учится управлять своим поведением и поступками.
Стадии развития мышления:
· наглядно-действенное;
· наглядно-образное;
· словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышление формируется в возрасте 1-3 лет. Когда в результате своих действий ребенок, сам того не осознавая, делает выводы «на будущее». И подтверждением тому являются разобранные на запасные части игрушки, клавиатуры, родительские гаджеты. Целью этих действия является познание «а что там внутри?».
В возрасте 3-7 лет формируется наглядно-образное мышление. Именно в этот период проявляются первые признаки анализа. Например, имея определённые навыки, ребёнок уже может сказать какой игрушка будет на ощупь, видя её на витрине магазина. Многие уже могут прогнозировать ситуацию.
Ближе к 6 годам появляются первые задатки словесно-логического мышления. На этой стадии ребенок начинает давать развернутые ответы после анализа информации, способен выстраивать в правильном порядке последовательность событий, может охарактеризовать практически любой предмет. Речь оказывает первостепенное значение на развитие мышления ребёнка.
И здесь важно знать следующее, что одним из структурных компонентов интеллектуальных и творческих способностей являются воображение и мышление, которые относятся к числу высших познавательных процессов.
Рассмотрим основные понятия и сущность развития пространственного мышления детей дошкольного возраста.
Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления – его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Слово позволяет обобщать безгранично – философские понятия материи, движения, законы, сущности, явления, качества, количества и т.д.
Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Любой вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность является основным условием возникновения и развития мышления, а также критерием истинности мышления. Существуют разные психологические теории мышления. В настоящее время мышление исследуется не только психологией, но и философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой.
Особенности развития мышления детей дошкольного возраста.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение ее выразить является проблемой для большинства людей. Поэтому с дошкольного возраста нужно развивать мыслительные операции:
· сравнение,
· анализ,
· синтез,
· абстрагирование,
· обобщение,
· конкретизацию.
Сравнение – это сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства (выделения общих свойств) и различия (выявления особенных свойств) каждого из сравниваемых объектов между ними. Эта операция лежит в основе всех других мыслительных операций.
Анализ – это мысленное расчленение предмета на части.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов или частей в единое целое. В реальном мыслительном процессе анализ и синтез всегда выполняются совместно.
Абстракция – это мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объектов при одновременном отвлечении от всех других их свойств и признаков. В результате абстракции выделенное слово или признак сам становится предметом мышления. Все математические понятия представляют собой абстрактные объекты. Например, понятие геометрической фигуры образуется путём выделения в наблюдаемых предметах их формы, протяжённости и взаимного положения в пространстве и отвлечения от всех других свойств (материала, цвета, массы и т.д.). При этом производится не только абстрагирование свойств и идеализация этих свойств путём мысленного перехода к предельным формам, которые реально, конечно, не существуют (идеальная прямая, точка, плоскость и т.д.). Все рассмотренные мыслительные операции лежат в основе конструирования.
В раннем детстве мышление развивается в процессе овладения орудийным действием, когда необходимо установить отношения между предметами. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Именно в это время закладывается фундамент интеллекта. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций. Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умение оперировать образами, представлять объект в разных положениях. Наглядно-действенная форма мышления характерна для детей от 1,5 до 5 лет. Хронологически начало формирования у детей наглядно-образного мышления приурочено к концу раннего возраста и по времени совпадает с двумя событиями: становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается все это достаточно развитым воображением ребенка. Когда ребенок находится еще на стадии наглядно-действенного мышления, он имеет возможность познавать окружающий мир, решать задачи, наблюдая за ним и производя реальные действия с предметами, находящимися в поле его зрения. Затем появляются образы этих предметов и возникает способность оперировать ими. Наконец, образ предмета может быть назван и поддержан в сознании ребенка не только внешними предметными сигналами, но и произнесенным словом. Это знаменует собой переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое в свою очередь предшествует и готовит почву для становления к концу дошкольного детства высшей формы мышления – словесно-логической.
Развитию наглядно-действенного мышления дошкольников способствуют игры – собирание картинок-пазлов, легоконструирование, модели из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур, кубик Рубика.
К старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным, и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно (В.С. Мухина). Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками, при конструировании и т.д. Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель ребенок это сделает легко. Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их «задачи на сохранение количества вещества». Например, ребенку предлагаются два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке? Дошкольник отвечает, что в лепешке. При решении подобных задач ребенок не может наглядно оценить происходящие с объектом перемены (например, изменение площади) и остающиеся постоянными признаки (количество вещества). Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий. Постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит, когда действия с материальными предметами заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие мышления в свою очередь идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.
Абстрактно-логическое мышление – мышление абстракциями, категориями, которых нет в природе. Эта форма мышления начинает формироваться у детей дошкольного возраста с 5 лет. Абстрактно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.
Н.Н. Поддьяков изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста:
· Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.
· В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи «руками и глазами», хотя в речевой форме им уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.
· Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной (теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.
· Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.
· Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
· Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.
Вывод, который был сделан Н.Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». Таким образом, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и в том числе словесно-логическое.
Таким образом, по вопросу изучения сущности мышления и особенностей его развития в дошкольном возрасте можно сделать следующие обобщения:
· мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в суждениях, понятиях;
· мышление – это внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, по- буждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д.;
· мышлению присущ опосредованный характер;
· мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретенные теоретические знания;
· мышлению присуща обобщенность;
· ребенок дошкольного возраста может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятия, представления или понятия;
· различают три основных вида мышления: предметно- действенное, наглядно-образное и абстрактное;
· в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте;
· мышление можно рассматривать как деятельность, выросшую из практической и возникшую в процессе жизни индивидуума;
· о мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними;
· с момента овладения речью у ребенка развивается речевое мышление;
· в конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения;
· усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.
Далеко не всегда отражение действительности в ее пространственных связях и отношениях (оперирование ими) выступает как самостоятельная задача мышления. Вместе с тем есть такие области человеческой деятельности, в которых установление пространственных соотношений, их преобразование являются специальной и нередко очень сложной задачей. Описываемая этим термином психическая реальность столь специфична, что дает право на выделение ее в специальный вид и обозначение специальным термином. Более точно следовало бы говорить о мышлении пространственными образами, но в целях краткости используется термин «пространственное мышление».
Пространственное мышление. Многочисленными исследованиями, выполненными в рамках общей, возрастной и педагогической психологии, показано, что интеллектуальное развитие личности в онтогенезе неразрывно связано с овладением пространством сначала практически, а затем и теоретически. Само развитие овладения пространством понимается при этом, как усложнение и качественное изменение видов и способов ориентации. Важной стороной интеллектуального развития является пространственное мышление, обеспечивающее в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений формы, величины, направления, протяженности и т.п., создание на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач.
В ходе онтогенеза пространственное мышление (далее – ПМ) проходит ряд закономерных этапов своего становления. Вначале ПМ вплетено в другие виды мышления, а в своих наиболее развитых и самостоятельных формах оно выступает в виде пространственных образов.
Итак, пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. ПМ оперирует образами и в процессе этого оперирования происходит их воссоздание, перестройка, видоизменение в требуемом направлении. Образы здесь являются и исходным материалом, и основной оперативной единицей, и результатом мыслительного процесса. Это не означает, конечно, что при этом не используются словесные знания. Поскольку ПМ формируется главным образом на наглядном материале, то многие исследователи относят его к разновидности визуального мышления (Р. Арнхейм, А. Родван, Д. Хебб и др.). ПМ в наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими являются зрительные образы.
Одним из наиболее важных образов в развитии пространственного мышления дошкольников является модель. Она представляет собой систему, которая в той или иной степени сходства воспроизводит другую систему (оригинал) и замещает ее в познавательном процессе так, что изучение модели позволяет получить информацию о воспроизводимой отражаемой системе (оригинале). Модели могут быть вещественными (пространственно-материальными) и мысленными (графическими и знаковыми). Мысленные модели в процессе познания существенных отношений объектов выполняют функции упрощения, идеализации, отображения и замещения. И.С. Якиманская называет свободное оперирование пространственными образами тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. В работах И.Я. Кашгунович, B.C. Столетнева, И.С. Якиманской и др. достаточно детально изучены многие аспекты формирования и развития ПМ в процессе школьного обучения. При этом в работах, исследовавших возрастные и индивидуальные особенности развития ПМ, чаще всего рассматривался какой- либо один конкретный возрастной этап, а не сравнительно- возрастная динамика развития ПМ. Проблеме ПМ в последнее время в психологии стало уделяться значительно больше внимания. Ему посвящены работы А.Н. Леонтьева, С.Д. Смирнова, А.Р. Лурия, А.А. Госпеева, В.М. Гордона, И.С. Якиманской, Е.Н. Кабановой-Меллер, М.В. Рыжика, Л.М. Фридмана и других. В них рассматриваются вопросы значения ПМ человека для формирования понятий и для продуктивной деятельности, возрастные и индивидуальные особенности образного и пространственного мышления, возможности его при решении разнообразных проблем; приводятся феноменальные случаи образного, пространственного мышления, изучаются виды образов.
Несмотря на изученность вопроса, в настоящее время неизвестны в полной мере условия его полноценного формирования в дошкольном возрасте. Умение ориентироваться в пространстве в дошкольном возрасте заключается в том, что дети определяют пространственные отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими). Ребенок 5–6 лет способен выйти на новый уровень ПМ, избавившись от мыслительного эгоцентризма. Самостоятельно избавиться от мыслительного эгоцентризма ребенок сможет не ранее 8 лет. Возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие компетенции, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старшего возраста.
Приведем пример мыслительного эгоцентризма ребенка 4–5 лет. На рисунке слева направо изображено три горы (вторая больше первой, третья больше второй). За самой высокой горой (правый угол рисунка) изображено дерево, а на самой маленькой горе сидит человек. Логика рисунка такова, что человек на маленькой горе видит только большие горы, но он никак не может увидеть дерево. Взрослый спрашивает ребенка: «Что видит человек, сидящий на горе?». Ребенок младшего дошкольного возраста не умеет «переставлять» объекты в своей голове, он не видит объекты глазами другого человека, поэтому ответ ребенка будет следующим: «Человек видит дерево». Младший дошкольник не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого человека может находиться слева. Профилактику пространственного мыслительного эгоцентризма можно проводить через игры, направленные на освоение пространства, например, игра «Найти клад» по плану квартиры (дома, участка) .
Развитию зрительно- нтеллектуальных операций способствует срисовывание (продолжение) клеточных орнаментов. Преодолению мыслительного эгоцентризма также служат логические задачи: «У Пети было две сестры: Маша и Катя. Сколько сестер было у Маши?». Пятилетний мальчик, идентифицирующийся с персонажем «Петя», делает ошибку в подсчете сестер. Преодоление мыслительного эгоцентризма позволит ребенку (в дальнейшем) понять все математические операции и причинно-следственную логику.
Формируются пространственные представления у детей в процессе обучения следующим путем:
· наблюдение;
· восприятие и осмысливание информации;
· практическая деятельность (измерение, построение, рисование, моделирование, конструирование, решение задач и др.);
· мысленное оперирование пространственного представления. На основе этих умений выделяются уровни сформированности пространственного представления детей.
Уровни формирования ПМ.
Первый уровень – аккумулятивный включает в себя накопление и узнавание пространственных признаков и отношений. Здесь дети накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения. Дают название объекту, находят его на рисунке среди предметов реальной действительности.
Второй уровень – репродуктивный воспроизведение представлений памяти. У детей развита способность воспроизводить в представлении, словесно, на рисунке, в виде модели известные им пространственные признаки и отношения. На данном этапе у детей значительно расширился запас пространственной терминологии, накоплены разные виды пространственного представления и отношений, дети умеют устанавливать связи между пространством, количеством и временными представлениями.
Третий уровень – конструктивный самостоятельное конструирование пространственного образа. Дети активно используют как опору в мыслительной деятельности уже оформленные представления в синтезе с количественными и временными отношениями. Они умеют давать словесное описание пространственных признаков и отношений, опираясь на отдельные элементы пространственных понятий о форме, величине, расстоянии и др. На основе сформированных пространственных представлений они создают новые представления и оперируют ими, пользуясь словесным описанием, числовыми данными, рисунками.
Четвертый уровень – интеллектуальный предполагает мысленное оперирование пространственными представлениями.
Выводы:
· развитие ПМ детей дошкольного возраста обеспечивает интеллектуальное и творческое развитие;
· в дошкольном возрасте развитие ПМ опирается на образы (модели, рисунки, постройки и др.);
· развитием ПМ в дошкольном возрасте необходимо заниматься целенаправленно.
Современные средства развития ПМ детей дошкольного возраста. «Информационный взрыв» сыграл огромную роль в перестройке портрета современного дошкольника. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются уже в 3–4 года. Сегодняшние дети «умнее своих предшественников», что связано в первую очередь с ранней доступностью средств массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, ранним освоением мобильной связи и компьютерных игровых комплексов. Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Компьютерная программа и игра выступают в единстве и в новом инициативно-проблемном качестве. Здесь игра является носителем нового содержания. В играх совершенствуются умственные операции. В период от 3 до 7 лет под влиянием конструкторской, продуктивной, художественной деятельности у ребенка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединять их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношение частей. В игре поэтапно развивается восприятие ребенка. Именно на основе восприятия формируется мышление. На первом этапе перцептивные действия начинают функционировать непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если для сравнения ребенку будут даваться эталоны (шар, пирамида, куб, другие геометрические формы различных цветов). На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.
Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Например, при развитии способностей к конструированию, параллельно развиваются тонкие и точные ручные движения, которые сами по себе являются способностью особого рода. Легоконструирование предполагает работу с достаточно мелкими деталями и требует соответствующих движений мелкой моторики. Умение пользоваться речью может рассматриваться как относительно самостоятельная способность, но также, как органическая часть, входить в способности к конструированию, обеспечивая в будущем становление и обогащение интеллектуальных, межличностных и творческих способностей.
Возможности игры в легоконструктор и основы робототехники в развитии пространственного и творческого мышления детей дошкольного возраста.
Уже с самого раннего детства ребёнок окружён изобилием различных девайсов и, таким образом, вовлечён в технический прогресс. Формирование творческого потенциала в научно-технической области целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте.
Звеном, обеспечивающим преемственность развития основ конструирования и программирования, является поэтапное развитие технических способностей. Технические способности – взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга личностные качества: к пониманию техники, к обращению с техникой, к изготовлению технических изделий, к техническому изобретательству. При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы. Л. Терстон рассматривает технические способности как общие умственные . Исследователи В.Ю. Шурыгин, А.В. Дерягин под техническими способностями понимают взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга качества к пониманию вопросов, связанных с техникой, к изготовлению технических устройств, к техническому изобретательству. Это те способности, которые проявляются в непосредственной работе с различным техническим оборудованием или его частями .
Под техническими способностями В.А. Крутецкий понимает следующие компоненты:
· наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства;
· точность и живость пространственных представлений;
· комбинаторную способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов);техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).
И.В. Абокумова, К.А. Бабиянц рассматривают техническую одарённость как психологические особенности, проявляемые в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами. Чаще всего под этими особенностями подразумеваются техническое мышление и техническая осведомленность. В качестве измеряемых показателей чаще всего выступают общая техническая одаренность или технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, пространственные представления и техническое понимание.
Технические способности – это личностные качества человека, позволяющие ему достигать особых успехов при создании различных приспособлений, механизмов и устройств. У такой личности должна быть хорошо сформирована мелкая моторика, пространственное представление, логическое мышление, а также высокий интеллектуальный уровень. Мы понимаем под развитием технических способностей организацию взаимодействия значимого взрослого и ребенка в зоне его ближайшего развития, ориентированного на создание различных приспособлений, механизмов и устройств, используемых человеком в своей деятельности по преобразованию окружающего мира.
Динамика развития технических способностей у детей дошкольного и начального школьного возраста.
Возраст |
Характерные особенности данного возраста |
|
Дошкольный возраст |
Младший возраст |
Развитие мелкой моторики рук |
Средний возраст |
Развитие пространственного мышления |
|
Старший возраст |
Включение в разные виды деятельности, развитие логики |
|
Младший школьный возраст |
1–2 класс |
Понимание логики технических устройств, яркое проявление технического мышления |
3–4 класс |
Установка причинно-следственных связей между объектами технической системы. Создание собственной конструкции, обладающей сложной организацией |
Таким образом, преемственность в развитии технических способностей детей дошкольного возраста выстраивается как целенаправленное развитие от сенсомоторных возможностей, пространственного и творческого мышления к обеспечению базиса индивидуальных способностей в области технического творчества: наблюдательность в области технических устройств, комбинаторность, техническое мышление, построение системы знаков, представляющих программную цепочку.
Материал заимствован с сайта https://do.vshda.ru/mod/lesson/view.php?id=2043&pageid=3755
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.