«Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: проблемы, опыт и перспективы»
Оценка 5

«Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: проблемы, опыт и перспективы»

Оценка 5
docx
06.05.2022
«Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: проблемы, опыт и перспективы»
Инклюзивное образование.docx

Доклад на заседании ЦМК на тему: «Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании:

проблемы, опыт и перспективы»

 

Семенова Л. В. – преподаватель фармацевтических дисциплин

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Республики Башкортостан  «Стерлитамакский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на рабочем рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика.

Термин ребенок с ограниченными возможностями (disabled child) был заимствован из зарубежного опыта и в практике российских ученых укрепился в 90-х гг. ХХ века. В российской педагогике используется много разнообразных терминов, охватывающихся понятием «ребенок с ограниченными способностями»: педагогически запущенные дети, дети с недостатками в развитии, дети с нарушением развития.

Инклюзивное  (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же учебных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Идея инклюзивного обучения предъявляет особенные требования к личностной и профессиональной подготовке специалистов, имеющих базовое коррекционное образование, и преподавателей со специальным компонентом профессиональной квалификации и с базовым уровнем знаний. Базовый компонент - это профессиональная педагогическая подготовка (навыки и умения, методические, педагогические, психологические, предметные знания), а специальный компонент - педагогические и психологические знания:

·         Умение реализовывать разные способы педагогического взаимодействия между субъектами образовательной среды (с руководством, специалистами, коллегами-учителями, родителями, с обучающимися в группе и по отдельности).

·         Знание методов дидактического и психологического проектирования процесса учебы.

·         Знание психологических особенностей и закономерностей личностного и возрастного развития детей в условии инклюзивной образовательной среды.

·         Понимание и представление того, что такое инклюзивное обучение, в чем его отличие от традиционного обучения.

Принципом инклюзивного обучения состоит в том, что педагоги и администрация принимают детей вне зависимости от их интеллектуального, эмоционального, физического развития, социального положения и создают им условия на основе педагогических и психологических приемов, которые ориентированы на потребности детей.

При инклюзивном подходе образовательный процесс позволяет обучающимся приобрести нужные компетенции по образовательным стандартам. Главный субъект инклюзивного образования - ребенок с ограниченными возможностями. В сфере обучения понятие ребенок с ограниченными возможностями характеризует детей, который в силу умственных, психических, физических недостатков не могут овладеть обычной программой и нуждаются в специально разработанных содержании, методиках, стандартах образования.

 

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.      Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.      Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.      Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.      Все люди нуждаются друг в друге;

5.      Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.      Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.      Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.      Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Целью инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

 

Инклюзивное образование в России

По данным министра здравоохранения и социального развития на август 2015 года, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.

К 2014 году планировалось обеспечить высокую готовность детей обучению и их раннюю успешную социализацию, понижение случаев асоциального поведения и в дальнейшем успешную интеграцию. Также в рамках «Модели – 2020» по направлению «Создание условий для обучения лиц с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях» были обозначены следующие ожидаемые результаты:

1. К 2016 году в 70% неспециализированных образовательных учреждений должны быть созданы условия для обучения лиц с ОВЗ.

2. К 2020 году доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных образовательных учреждениях, должна достичь 70%.

Таким образом, мы видим, что инклюзивное образование в России прошло долгий путь от момента обоснования его значимости Л.С. Выготским до создания нормативно правовой базы и непосредственной реализации инклюзивного образования. Несмотря на то, что многое уже сделано для полноценной реализации инклюзивного образования, сделать предстоит еще больше.

В законопроекте "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей-инвалидов в массовых учебных заведения, а в докладе Государственного Совета РФ "Образовательная политика России на современном этапе" подчеркивается: "Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательных учреждениях  по месту жительства». Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                  Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

2.                  Закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 «Об образовании».

3.                  Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ

4.                  Уфимцева Л.П. Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.П. Уфимцева, О.Л. Беляева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2013. – №2. – С. 126–130.

5.                   Белекова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии / Л.Ю. Белекова // Интеграция образования. – 2013. – №1. – С. 59–64.

6.                  Черкесова Б.А., Лобова О.Б. Актуальные задачи реализации современной модели образования в многонациональном регионе / Б.А. Черкесова, О.Б. Лобова // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – №5. – С. 57–61.

 


 

Доклад на заседании ЦМК на тему: «Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: проблемы, опыт и перспективы»

Доклад на заседании ЦМК на тему: «Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: проблемы, опыт и перспективы»

Знание психологических особенностей и закономерностей личностного и возрастного развития детей в условии инклюзивной образовательной среды

Знание психологических особенностей и закономерностей личностного и возрастного развития детей в условии инклюзивной образовательной среды

Несмотря на то, что многое уже сделано для полноценной реализации инклюзивного образования, сделать предстоит еще больше

Несмотря на то, что многое уже сделано для полноценной реализации инклюзивного образования, сделать предстоит еще больше
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2022