С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. Результаты исследований детской речи и данные, полученные другими советскими исследователями, показали, что основной формой воспитательного воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи, является общение, т. е. такое взаимоотношение взрослого с ребенком, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. Общение с ребенком должно лечь в основу всех форм воспитательного воздействия на него, начиная с первого месяца жизни. Начиная с третьего месяца по характеру крика мать может определить состояние своего ребенка: мокрый, голодный, болит живот. Поэтому принято подразделять крики детей на три вида: крики "боли", крики "удовольствия" и крики "голода".
Этапы формирования речи ребенка
Уважаемые родители! Данный перечень этапов формирования речи
может помочь вам проследить за речевым развитием вашего ребенка
от рождения до момента поступления в школу. Обращаем ваше
внимание, что эти этапы конечно примерные и возможны небольшие
отклонения от нормы. Но самые основополагающие периоды должны
быть приближены к норме.
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до
одного года).
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач.
Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и
плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов
речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на
голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему
обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной
песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону
говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на
интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. Результаты
исследований детской речи и данные, полученные другими советскими
исследователями, показали, что основной формой воспитательного
воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи, является
общение, т. е. такое взаимоотношение взрослого с ребенком, при котором
ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам
становится активно действующим лицом. Общение с ребенком должно
лечь в основу всех форм воспитательного воздействия на него,
начиная с первого месяца жизни. Начиная с третьего месяца по
характеру крика мать может определить состояние своего ребенка:
мокрый, голодный, болит живот. Поэтому принято подразделять крики
детей на три вида: крики "боли", крики "удовольствия" и крики "голода".
2 – 4 месяца
Начинается гуканье. Ребенок произносит некоторые губные и заднеязычные
звуки. Губные звуки представлены только в губно-губном варианте: по
большей части они носовые и часто смягчены. На третьем месяце ребенок
реагирует на «разговор» с ним взрослого смехом, некоторыми звуками голоса,
движениями ручек и ножек.
4 месяца
Начинается гуление. В период гуления здоровый ребенок произносит
много звуков, например: а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, пль, пф. При
молчаливом уходе за ребенком появление первых звуков запаздывает, и
речь начинает развиваться позднее. Увеличивается число звуков, которые
произносит ребенок: гласныезвуки «а», «э», «у», «и, а у некоторых детей
появляются сложные комплексы звуков, вроде «агу», «тиль», «тилья» и т. п.
Кроме этого, некоторые дети часто начинают пользоваться в общении
высокими певучими звуками наподобие трели, которые они произносят с
большим напряжением. Изменяется и характер всех звуков, произносимых
детьми: вместо отрывистых сейчас преобладают протяжные, певучие звуки
(«а-а-а», «р-р-р»).
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуля¬ционные
движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то
определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
1С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-
ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все
элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику,
интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и
связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это
время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию
и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов
и реакция на них).
В возрасте 7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все
более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10—11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже независимо от
ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых
формируется речь ребенка (правильная речь окружающих,
подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и
начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка
появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и
охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш
путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же
словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и
чувства. Например, слово каша, может означать в разные моменты вот каша;
дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет
папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в
которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым.
Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок
сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется
возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний,
накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит
значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные,
так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря
детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного
запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 году 6 мес.— 10—15 слов; к
концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 годам — около
1000 слов (т.е. за год около 700 слов!),
Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться
грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом —
примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама,
дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы
согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм
единственного и множественного числа имен существительных, времени и
лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
2В это время понимание речи взрослого значительно превосходит
произносительные возможности. Приблизительно в это время ребенок
начинает говорить фразами.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное
звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих,
шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и
йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык
слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в
некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое
восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.
Активный словарь ребенка к 4—6 лет достигает 3000—4000 слов. Значения
слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще
неверно понимают или используют слова, например по аналогии с
назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо
лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о
«чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и
на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя
речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет
происходит значительное усложнение содержания речи ребенка,
увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры
предложений. Приблизительно к 3 годам у детей оказываются
сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными
предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом
возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое
красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
К 4 годам в норме ребенок должен различать все звуки,
т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного
звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой
сложно-сочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы
пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»;
«Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки,
подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий
рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее
и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют
пересказ сказки (рассказа) из 40—50 предложений, что свидетельствует об
успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала
ребенок начинает различать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и
твердые согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная
(отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная
речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем
при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных
переживаний, впечатлений.
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).
3Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с
предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым
анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной
речи.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый
из них плавно переходит в последующий.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и
правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
быть психически и соматически здоровым;
иметь нормальные умственные способности;
иметь нормальный слух и зрение;
обладать достаточной психической активностью;
обладать потребностью в речевом общении;
иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка
позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и
представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым
тесным образом связаны с развитиием умственных способностей ребенка.
4