ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 18.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время инновационная деятельность провозглашена в качестве приоритетного направления государственной экономической политики. Основными носителями инновационной способности нации являются университеты, и, следовательно, они не могут быть непричастными к происходящим в обществе процессам. В этих условиях на высшие учебные заведения возлагается задача по интенсификации инновационной деятельности. Другой причиной обращения вузов к данной деятельности стало сокращение их государственного финансирования. Следует заметить, что это общемировая тенденция, которая обусловлена объективными экономическими, демографическими и социокультурными процессами, протекающими в обществе. В данных условиях актуализируется проблема переосмысления места и роли вуза в системе общественных институтов. Стремясь выжить в новых социально-экономических условиях, университеты в первую очередь обращаются к инновационной деятельности.
Иконка файла материала Инновац. деят-ть в высшей школе.doc
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Кузнецова Е. В.,  Кировский государственный медицинский университет, г. Киров Необходимость   качественных   сдвигов,   происходящих   в   современной   экономике, связана   с   убывающими   возможностями   и   снижающейся   эффективностью   традиционных ресурсов   экономического   роста.   Это   означает,   что   доминантой   в   становлении   модели экономического роста России в ХХI веке становится система инновационного развития научных   знаний,   новых   технологий,   продуктов   и   услуг.   Инновационные   технологии являются   одним   из   главных   базисов   построения   «экономики   знаний»,   основанной   на высоких   технологиях,   научно­промышленном   потенциале   и   интеллектуальной собственности.  Инновационная   модель   развития   экономики   предполагает   системное   внедрение достижений   науки   в   промышленность   и   реальный   сектор   экономики,   активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций. Важнейшую сферу такой модели экономики занимает инновационная деятельность высшей школы государства.  В   настоящее   время   инновационная   деятельность   провозглашена   в   качестве приоритетного   направления   государственной   экономической   политики.   Основными носителями инновационной способности нации являются университеты, и, следовательно, они   не   могут   быть   непричастными   к   происходящим   в   обществе   процессам.   В   этих условиях   на   высшие   учебные   заведения   возлагается   задача   по   интенсификации инновационной деятельности. Другой причиной обращения вузов к данной деятельности стало   сокращение   их   государственного   финансирования.   Следует   заметить,   что   это общемировая   тенденция,   которая   обусловлена   объективными   экономическими, демографическими   и   социокультурными   процессами,   протекающими   в   обществе.   В данных условиях актуализируется проблема переосмысления места и роли вуза в системе общественных   институтов.   Стремясь   выжить   в   новых   социально­экономических условиях, университеты в первую очередь обращаются к инновационной деятельности. Внедрение   в   вузовскую   жизнь   инноваций   диктуется   не   только   изменениями, происходящими в национальной экономике, оно способствует также более качественному осуществлению   основной   миссии   вуза   —   образовательной.   Интеграция   образования   и науки становится непреложным правилом для современных вузов. Как подчеркивается во Всемирной декларации  о высшем образовании  для  XXI  века: подходы и практические меры,   «...повышение   качества   образования   и   научных   исследований   происходит   в   техслучаях,   когда   обеспечен   их   высокий   уровень   в   стенах   одного   и   того   же   учебного заведения»1. Более  того, осуществление  вузом инновационной  деятельности  диктуется интересами экономики страны, так как эффективное сотрудничество «производство — университеты»   гораздо   более   продуктивно,   чем   создание   новых   компаний   для инновационной деятельности.  Следует заметить, что высшее учебное заведение в современных условиях имеет двойственную природу. С одной стороны ведущий вуз или университет является особым учреждением и организацией, он имеет наивысший суммарный интеллект работников.  Его главными   функциями   являются:   сохранение   культурно­образовательного   национального потенциала, повышение уровня образованности населения и научно­технического развития страны, воспроизводство накопленных знаний и опыта поколений. В то же время, высшее учебное   заведение   является   субъектом   рыночной   экономики,   товаропроизводителем интеллектуального продукта и образовательных услуг. Такая двойственность означает, что вуз,   являясь   составной   частью   экономической   системы   и,   опосредовано   связываясь   с материальной сферой, одновременно подвержен влиянию рыночных изменений. Сегодня в России происходит активное инновационное развитие университетских комплексов,   включающих   целую   систему   инновационно­технологических   единиц,   тесно связанных с федеральными и региональными структурами. Инновационная деятельность высшего   учебного   заведения   направлена   на   использование   и   коммерциализацию результатов   научных   исследований   и   разработок   для   расширения   и   обновления номенклатуры и улучшения качества продуктов и услуг, совершенствованием технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.  Инновационная деятельность вуза предполагает целый комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновационным результатам. Вероятность коммерческого успеха инноваций   резко   возрастает   благодаря   формированию   специальных   институтов, организаций и систем обеспечения инновационного процесса университетских комплексов, сформированных в единую инновационную сферу.  Центральную   роль   в   инновационной   сфере   университетского   комплекса   играет   которая   представляет   собой   организационно­ инновационная   инфраструктура, 1 Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Принята 9 октября 1998 г. в Париже на Всемирной конференции ЮНЕСКО.управленческую, материально­техническую, информационную, финансовую и кредитную базу   для   создания   условий,   способствующих   эффективному   распределению   средств   и оказанию   услуг   для   развития   инновационной   деятельности.   Вместе   с   тем   состояние инновационной   инфраструктуры   тесно   связано   с   моделью   экономического   роста   и   с уровнем   технологического   развития   национальной   экономики.   Инновационная   модель экономического роста характеризуется повышением роли невещественных, инновационных и информационных факторов роста, а также быстрым развитием сферы наукоемких услуг. Мировая   практика   сочетания   направлений   и   тенденций   развития   инновационных процессов в образовании характеризуется наличием различных структур в инновационной деятельности   университетов.   Традиционные   модели   инновационного   процесса, осуществляемые   как   в   рамках   крупнейших   университетских   комплексов,   так   и   в   виде научно­технических   и   инновационных   проектов,   опираются   на   научно­техническую   и образовательную   среду   организационных   структур   с   последующим   их   доведением   до стадии коммерциализации. Наибольшую роль в разработке научной идеи и, ее последующей материализации   играют   новые   организационные   структуры   –   инновационные     центры   ­ технологически активные комплексы, входящие в структуру университета и являющиеся главным фактором развития инновационной деятельности образовательного учреждения. Инновационные центры в своем составе содержат технологические парки, технополисы; регионы науки и технологий; инкубаторы инноваций.  Целью инновационной деятельности в системе высшей школы является повышение эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики. Важной задачей системы образования является подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности. Для достижения обозначенной цели необходимо совершенствовать систему управления научной, научно­технической и инновационной деятельности вузов, а именно, ориентировать   данную   деятельности   на   рынок   и   потребителя   ­   это   основа   системы управления вузами в современных рыночных условиях. Это предполагает резкое усиление роли маркетинга, учета, быстро и резко изменяющейся окружающей среды вуза, спроса потребителей и рынка, а, следовательно, быстрой адаптации системы управления вузом под новые задачи, наукоемкую продукцию, технологии и услуги специалистов.  Инновационная деятельность вузов направлена на решение следующих задач:  развитие   и   совершенствование   национальной   и   региональной   инновационной системы;    эффективное   и   рациональное   использование   интеллектуальных   ресурсов   вуза, формирование   устойчивого   интеллектуального   потенциала,   способного инициировать   и   реализовывать   инновационные   проекты   различной   сложности   и направленности;  коммерциализация научных идей, оригинальных инновационных проектов; расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, аспирантов на основе создания фирм и совместных предприятий, в том числе с вузами других стран; повышение   уровня   предпринимательской   культуры   и   подготовка квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса. Инновационная деятельность высших учебных заведений базируется на интеграции науки и образования. Экономическая основа такой интеграции представляет объединение ресурсов   и   механизмов   научного   и   образовательного   комплексов   для   получения народнохозяйственного   и   коммерческого   эффектов.   Структурная   основа   предполагает организационную   интеграцию   научных   организаций   и   образовательных   учреждений   в единые   научно­образовательные   комплексы   с   целью   оптимизации   структуры   науки   и образования. Инновационная основа обеспечивает интеграцию инновационных потенциалов сферы   науки   и   образования   с   целью   активизации   инновационной   деятельности   в российской экономике.  Таким   образом,   инновационная   экономика,   наука   и   образование   становятся   обуславливающими   национальную   стратегию   развития главными   приоритетами, государства в ХХI веке, а инновационная деятельность высших учебных заведений создает принципиально новый ресурс – инновационные знания, достижения и технологии будущего.