В настоящее время инновационная деятельность провозглашена в качестве приоритетного направления государственной экономической политики. Основными носителями инновационной способности нации являются университеты, и, следовательно, они не могут быть непричастными к происходящим в обществе процессам. В этих условиях на высшие учебные заведения возлагается задача по интенсификации инновационной деятельности. Другой причиной обращения вузов к данной деятельности стало сокращение их государственного финансирования. Следует заметить, что это общемировая тенденция, которая обусловлена объективными экономическими, демографическими и социокультурными процессами, протекающими в обществе. В данных условиях актуализируется проблема переосмысления места и роли вуза в системе общественных институтов. Стремясь выжить в новых социально-экономических условиях, университеты в первую очередь обращаются к инновационной деятельности.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Кузнецова Е. В.,
Кировский государственный медицинский университет, г. Киров
Необходимость качественных сдвигов, происходящих в современной экономике,
связана с убывающими возможностями и снижающейся эффективностью традиционных
ресурсов экономического роста. Это означает, что доминантой в становлении модели
экономического роста России в ХХI веке становится система инновационного развития
научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг. Инновационные технологии
являются одним из главных базисов построения «экономики знаний», основанной на
высоких технологиях,
научнопромышленном потенциале и интеллектуальной
собственности.
Инновационная модель развития экономики предполагает системное внедрение
достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики, активизацию
инновационной деятельности предприятий и организаций. Важнейшую сферу такой модели
экономики занимает инновационная деятельность высшей школы государства.
В настоящее время инновационная деятельность провозглашена в качестве
приоритетного направления государственной экономической политики. Основными
носителями инновационной способности нации являются университеты, и, следовательно,
они не могут быть непричастными к происходящим в обществе процессам. В этих
условиях на высшие учебные заведения возлагается задача по интенсификации
инновационной деятельности. Другой причиной обращения вузов к данной деятельности
стало сокращение их государственного финансирования. Следует заметить, что это
общемировая тенденция, которая обусловлена объективными экономическими,
демографическими и социокультурными процессами, протекающими в обществе. В
данных условиях актуализируется проблема переосмысления места и роли вуза в системе
общественных институтов. Стремясь выжить в новых социальноэкономических
условиях, университеты в первую очередь обращаются к инновационной деятельности.
Внедрение в вузовскую жизнь инноваций диктуется не только изменениями,
происходящими в национальной экономике, оно способствует также более качественному
осуществлению основной миссии вуза — образовательной. Интеграция образования и
науки становится непреложным правилом для современных вузов. Как подчеркивается во
Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические
меры, «...повышение качества образования и научных исследований происходит в техслучаях, когда обеспечен их высокий уровень в стенах одного и того же учебного
заведения»1. Более того, осуществление вузом инновационной деятельности диктуется
интересами экономики страны, так как эффективное сотрудничество «производство —
университеты» гораздо более продуктивно, чем создание новых компаний для
инновационной деятельности.
Следует заметить, что высшее учебное заведение в современных условиях имеет
двойственную природу. С одной стороны ведущий вуз или университет является особым
учреждением и организацией, он имеет наивысший суммарный интеллект работников. Его
главными функциями являются: сохранение культурнообразовательного национального
потенциала, повышение уровня образованности населения и научнотехнического развития
страны, воспроизводство накопленных знаний и опыта поколений. В то же время, высшее
учебное заведение является субъектом рыночной экономики, товаропроизводителем
интеллектуального продукта и образовательных услуг. Такая двойственность означает, что
вуз, являясь составной частью экономической системы и, опосредовано связываясь с
материальной сферой, одновременно подвержен влиянию рыночных изменений.
Сегодня в России происходит активное инновационное развитие университетских
комплексов, включающих целую систему инновационнотехнологических единиц, тесно
связанных с федеральными и региональными структурами. Инновационная деятельность
высшего учебного заведения направлена на использование и коммерциализацию
результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления
номенклатуры и улучшения качества продуктов и услуг, совершенствованием технологии
их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и
зарубежном рынках.
Инновационная деятельность вуза предполагает целый комплекс организационных,
научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей
совокупности приводят к инновационным результатам. Вероятность коммерческого успеха
инноваций резко возрастает благодаря формированию специальных институтов,
организаций и систем обеспечения инновационного процесса университетских комплексов,
сформированных в единую инновационную сферу.
Центральную роль в инновационной сфере университетского комплекса играет
которая представляет собой организационно
инновационная инфраструктура,
1 Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Принята 9
октября 1998 г. в Париже на Всемирной конференции ЮНЕСКО.управленческую, материальнотехническую, информационную, финансовую и кредитную
базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и
оказанию услуг для развития инновационной деятельности. Вместе с тем состояние
инновационной инфраструктуры тесно связано с моделью экономического роста и с
уровнем технологического развития национальной экономики. Инновационная модель
экономического роста характеризуется повышением роли невещественных, инновационных
и информационных факторов роста, а также быстрым развитием сферы наукоемких услуг.
Мировая практика сочетания направлений и тенденций развития инновационных
процессов в образовании характеризуется наличием различных структур в инновационной
деятельности университетов.
Традиционные модели инновационного процесса,
осуществляемые как в рамках крупнейших университетских комплексов, так и в виде
научнотехнических и инновационных проектов, опираются на научнотехническую и
образовательную среду организационных структур с последующим их доведением до
стадии коммерциализации. Наибольшую роль в разработке научной идеи и, ее последующей
материализации играют новые организационные структуры – инновационные центры
технологически активные комплексы, входящие в структуру университета и являющиеся
главным фактором развития инновационной деятельности образовательного учреждения.
Инновационные центры в своем составе содержат технологические парки, технополисы;
регионы науки и технологий; инкубаторы инноваций.
Целью инновационной деятельности в системе высшей школы является повышение
эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики. Важной задачей
системы образования является подготовка и переподготовка кадров для инновационной
деятельности. Для достижения обозначенной цели необходимо совершенствовать систему
управления научной, научнотехнической и инновационной деятельности вузов, а именно,
ориентировать данную деятельности на рынок и потребителя это основа системы
управления вузами в современных рыночных условиях. Это предполагает резкое усиление
роли маркетинга, учета, быстро и резко изменяющейся окружающей среды вуза, спроса
потребителей и рынка, а, следовательно, быстрой адаптации системы управления вузом под
новые задачи, наукоемкую продукцию, технологии и услуги специалистов.
Инновационная деятельность вузов направлена на решение следующих задач:
развитие и совершенствование национальной и региональной инновационной
системы;
эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза,
формирование устойчивого интеллектуального потенциала,
способного
инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и
направленности;
коммерциализация научных идей, оригинальных инновационных проектов;
расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, аспирантов на
основе создания фирм и совместных предприятий, в том числе с вузами других
стран;
повышение уровня предпринимательской культуры и подготовка
квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса.
Инновационная деятельность высших учебных заведений базируется на интеграции
науки и образования. Экономическая основа такой интеграции представляет объединение
ресурсов и механизмов научного и образовательного комплексов для получения
народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Структурная основа предполагает
организационную интеграцию научных организаций и образовательных учреждений в
единые научнообразовательные комплексы с целью оптимизации структуры науки и
образования. Инновационная основа обеспечивает интеграцию инновационных потенциалов
сферы науки и образования с целью активизации инновационной деятельности в
российской экономике.
Таким образом, инновационная экономика, наука и образование становятся
обуславливающими национальную стратегию развития
главными приоритетами,
государства в ХХI веке, а инновационная деятельность высших учебных заведений создает
принципиально новый ресурс – инновационные знания, достижения и технологии будущего.