Инновационная музыкально-дидактическая игра (учебно-методическое пособие) “Музыкальный домик”
Оценка 4.9
Игры
docx
музыка
Детсад
19.05.2019
Дидактическое пособие «Музыкальный домик» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет во время непосредственно образовательной музыкальной деятельности, в режимных моментах, в развлечениях, в свободное время, как в подгруппах, так и индивидуально. Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям.
Цели: Формировать творческо-образное мышление, развивать чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику, природную музыкальность детей через музыкально-дидактическую игру.
паспорт на домик.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Сабинский детский сад общеразвивающего вида № 2 «Эллуки» п.г.т.
Богатые Сабы Сабинского муниципального района
Республики Татарстан»
Паспорт на дидактическую игру
(учебнометодическое пособие)
“В гостях у музыки”
Автор: музыкальный руководитель
Валиева Лилия Илдаровна п.г.т. Богатые Сабы, 2017 года
Дидактическая инновационная игра
“Музыкальный домик”
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного
возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психилогическими
особенностями дошкольников. Игра является основным видом деятельности ребенка
дошкольника. В музыкальном развитии дошкольников неоценимую помощь оказывают
дидактические игры. С их помощью в интересной, непринужденной форме решаются
задачи всестороннего развития и воспитания детей, формируются необходимые черты
личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Основным элементом
дидактической игры является обучающая задача.
Назначение дидактических игрввести ребенка в понимание свойств и качеств
чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают
процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию
свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.
Дидактическое пособие «Музыкальный домик» предназначено для работы с детьми
от 3 до 7 лет во время непосредственно образовательной музыкальной деятельности, в
режимных моментах, в развлечениях, в свободное время, как в подгруппах, так и
индивидуально. Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям
дошкольных учреждений, а также родителям.
Цели: Формировать творческообразное мышление, развивать чувство ритма,
музыкальный слух и общую моторику, природную музыкальность детей через музыкально
дидактическую игру.
Задачи:
1 Развитие музыкального слуха, приучая различать высоту звуков, их длительность,
направление движения мелодии;
2 Развитие голоса, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя
певческий диапазон;
3 Обучение детей восприятию музыкальных образов в выразительном движении в игре;
4 Развитие чувства ритма, ощущения в музыке ритмической выразительности, передавая ее
в движениях;
5 Развитие художественнотворческих способностей;
6 Формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений,
первоначальных сведений о музыке;
7 Привитие навыков культуры слушания музыки;
8 Ознакомление с музыкальными произведениями, воспитание любви к ним, запоминание и
накопление музыкальных впечатлений. Педагогическая ценность игры : Основное назначение музыкально – дидактической
игры «Музыкальный домик » формирование у детей музыкальных способностей, через
развитие у них чувства ритма, тембрового и фонематического слуха, звуковысотности во
время музыкальных занятий. Игра знакомит детей с новыми впечатлениями, развивает у
них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных
свойств музыкального звука. Игра создает положительный, эмоциональный фон, на
котором все психологические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет
индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и
представлений. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память,
мышление, воображение. Игра способствует обогащению знаний детей, расширения их
кругозора, уточнения понятий. Развитие тактильных ощущений способствует развитию
речи, мышления, памяти, а также хорошо влияет на нервную систему – успокаивает ,
помогает научиться концентрировать внимание. Тактильные ощущения помогают ребенку
составить свое представление о свойствах предметов и материалов, стимулируют развитие
познавательных навыков.
Данное авторское игровое пособие, является многофункциональным средством,
позволяющее изучать и закреплять чувство ритма, музыкальный слух, творческие
способности, навыки слушания и др. Оно предназначено для детей от 3 7 лет.
Дидактическая игра «Музыкальный домик » позволяет развивать интерес к изучению
нового в музыке и закреплению пройденного учебного материала. Так же дети изучают,
закрепляют основные цвета, эмоции, нотный стан, сами могут сочинить и сыграть попевки
на музыкальных инструментах. Играющих может быть от одного до десяти человек
(занятия проводятся по подгруппам).
Дидактическая игра представляет собой плоский макет красочно оформленного
домика, вырезанного из фанеры, высотой 130 см, который опирается сзади на две
подставки,что позволяет ему устойчиво стоять. По бокам прикреплены две подвижные
створки, которые раскрываются в виде книги. Острые углы отсутствуют. На домик
прикреплены 10 кармашков, в которых лежат ламинированные картинки с заданиями,
нотный стан, где через шнур прикреплены пуговицыноты и внизу нотный стан с названием
нот. Дидактическая игра безопасна для детей всех возрастных групп.
Варианты заданий для детей в музыкальнодидактической игре
“Музыкальный домик”
Игра “Найди ключик” (для детей 37 лет).
Цель: продолжать обучать отгадыванию загадок, учить размышлять, рассуждать.
Ребята, посмотрите, какой красивый домик, он не простоймузыкальный. Но там замок, а
чтобы его открыть нужно отгадать загадку.
Он ключ, но ключ не для двери,
Он в нотоносце впереди. (скрипичный ключ)
Дети отгадывают загадку и достают соответствующую картинку из кармашка. Дети
постарше рассуждают, доказывают. Игра “Определи жанр музыки” (для детей 37 лет)
Цель:
развивать умение различать жанры музыки;
находить основные признаки каждого жанра;
развивать словарный запас детей.
Игровой материал: карточки, изображающие жанры (марш, песня, танец)
Дети слушают небольшие пьесы или отрывки музыкальных произведений, определяют жанр
музыки и указывают соответствующую картинку: марш, песня, танец.
Игра “Музыкальные загадки” для детей старшего возраста
Цель:закрепление знаний о музыкальных инструментах и их звучании, развитие
музыкального восприятия.
Игровой и демонстрационный материал: загадки на карточках и отгадки музыкальные
инструменты (карточки)
Правило игры: отгадай загадки о музыкальных инструментах.
Если отгадал верно, то сможешь поиграть на них.
Игра “Угадай на чем играю” (с 37 лет)
Цель:упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов;
развивать тембровый слух.
Описание: ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, ложки,
треугольник, барабан, металофон, колокольчик, погремушка.
Ход игры:
1 вариант. Ведущий за широмой поочередно играет на детских музыкальных инструментах
инструментах (в домике живет музыкант). Дети отгадывают инструмент по звучанию и
показывают соответствующую картинку.
2 вариант. Дети выбирают картинку и выбирают аналогичный инструмент из
предложенных. Называет его и играют на нем.
Игра «Угадай настроение» (для детей 6 – 7 лет)
Цель: привитие навыков культуры слушания музыки, через прослушивание музыкальных
произведений
Игровой материал: картинки смайликов, диск с знакомыми записями, цвета полосок
(голубой, зеленый, желтый, красный)
Ход игры. На диске записана музыка из детского альбома П.И. Чайковского (Пьесы
«Январь. У камелька.» «Февраль. Масленица» «Март. Песня жаворонка» «Апрель.
Подснежник» «Июль. Песня косаря» «Август. Жатва » «Сентябрь. Охота» «Октябрь.
Осенняя песня» «Ноябрь. На тройке» «Декабрь. Святки»).
Дети слушают внимательно музыку и показывают настроение (смайлик: весёлое, сердитое,
спокойное или грустное), определяют настроение по цветовой гамме: голубой цвет
спокойствие, покой, гармония, любовь; зеленый цвет жизнелюбие, воля, решительность;
красный цветсила, энергия, активность; желтыйлуч солнца, радость, и выкладывают
признаки характера: на картинках изображения, характеризующие мелодию прослушанного
произведения. Убаюкивающая или плачущая, острая или гладкая, солнечная или хмурая, военная или плясовая, низкая или высокая, быстрая или медленная, праздничная или
печальная, прыгучая или колыбельная, светлая или тёмная, твёрдая и мягкая, тяжёлая или
воздушная, богатырская или нежная, маршевая или волшебная.
Игра «Слушаем музыку” (для детей 67 лет)
Цель: закрепление пройденного материала по слушанию музыки.
Игровой материал: 45 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям
музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), СD диски.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагаются картинки
так, чтобы они были видны всем играющим. Проигрывают какоелибо произведение.
Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и
композитора, написавшего эту музыку. А так же найти картинку композитора.
Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.
Игра «Маленький композитор» (для детей 57 лет)
Цель: развитие образного мышления, творческих способностей в вокальной деятельности,
развития умения выкладывать карточками разный ритмический рисунок, выбирая карточки
в разной цветовой гамме, которые соответствуют цвету определенной ноты на нотном
стане.
Игровой материал: нотный стан, где ноты имеют свой цвет, и карточки большие и
маленькие в разной цветовой гамме, соответствующие каждой ноте.
1 вариант
Ход игры: музыкальный руководитель знакомит детей с разными карточками: большими и
маленькими разных цветов. Большая обозначает долгий звук, маленькая карточка
короткий. И напоминает о нотном стане с наименованием нот с соответствующим цветом.
Дети выкладывают карточки, прохлопывают ритм и пробуют пропеть свою песенку на
нотном стане по цветовой гамме.
2 вариант
Игровой материал: нотный стан, на протянутых нитях пуговицы (ноты), которые можно
перемещать
Ход игры: Ребенку предлагают стать композитором и сочинить свою музыку передвигая
пуговицы по нотному стану. Проговорив ноты песенки, предложить сыграть на
металлофоне, фортепиано.
Игра «Определи по ритм» (для детей 57 лет)
Цель: развитие чувства ритма, закрепление долгих и коротких звуков, закрепление
пройденного материала.
Игровой материал: карточки, на которых изображен ритмический рисунок знакомой
детям песенки, детские музыкальные инструменты.
Ход игры: педагог исполняет на музыкальном инструменте (металлофон, ложки, бубен)
ритмический рисунок знакомой песни. Дети по ритму определяют песню и находят
соответствующую картинку. Для закрепления ритма можно предложить ребенку сыграть
ритмический рисунок песни на любом инструменте. Игра «Пропой и сыграй попевку» (для детей 37 лет)
Цель: развитие визуального восприятия (цветные ноты), развитие музыкальных
способностей дошкольника, его мелодического и ритмического слуха, эффективное
усвоение запоминание песенок.
Игровой материал: синхронизационные карты детских попевок или цветомузыкальные
матрицыпесенки. Для исполнения детских песенок по цветным нотам, используются
музыкальные инструменты типа “Радуга”
Ход игры:
1 вариант:
Дети выбирают попевку с цветными нотами и исполняют ее на металлофоне или на
нотном стане с такой же цветовой гаммой, пропевая попевку. .
2 вариант:
Дети выбирают музыкальные инструменты, к которым завязан бантик разного цвета (по
типу “Радуга”). Берут карточку и исполняют на музыкальных инструментах попевку,
каждый играет по очередности своего цвета на карточке.
Игра “Научи матрешку танцевать” (для детей 47 лет)
Цель: развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма.
Игровой материал: 3плоскастные матрешки разного цвета, карточки длинные и короткие,
соответствующие цвету матрешки , деревянные ложки.
Ход игры:
Матрешки стоят на столе, звучит русская народная музыка. Музыкальный руководитель
обращается к детям: “Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые матрешки:
Дашенька, Машенька и Сашенька. Они очень любят танцевать веселую музыку и хотят
научиться танцевать Хотите научить матрешек танцевать?
1 вариант:
Выходят 3 ребенка и выбирают себе матрешку. Придумывают ритм из карточек длинных и
коротких, каждый цвет карточки соответствует своей матрешке. Остальные дети
стараются запомнить его и повторить ритм танца на деревянных ложках.
2 вариант:
Музыкальный руководитель играет на металлофоне мелодию и предлагает ребенку
выложить ритмический рисунок. А другому ребенку отстучать ритм на деревянных ложках
по данному ритмическому рисунку.
Инновационная музыкально-дидактическая игра (учебно-методическое пособие) “Музыкальный домик”
Инновационная музыкально-дидактическая игра (учебно-методическое пособие) “Музыкальный домик”
Инновационная музыкально-дидактическая игра (учебно-методическое пособие) “Музыкальный домик”
Инновационная музыкально-дидактическая игра (учебно-методическое пособие) “Музыкальный домик”
Инновационная музыкально-дидактическая игра (учебно-методическое пособие) “Музыкальный домик”
Инновационная музыкально-дидактическая игра (учебно-методическое пособие) “Музыкальный домик”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.