Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования
Оценка 4.7

Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
02.04.2018
Инновационная составляющая в подготовке специалистов  в системе высшего медицинского образования
Модернизация Российского образования многогранна и во многом определяется уровнем и масштабом инноваций, направленных на его постоянное совершенствование, обновление и развитие. Реформа образования должна быть направлена на подготовку нового типа специалиста-профессионала, носителя целостной научно-технической деятельности, отличающегося глобальностью мышления, энциклопедичностью знаний и аристократичностью духа, способного к творческой работе на всех этапах жизненного цикла системы: от исследования и конструирования до разработки технологий и предпринимательской деятельности.
Инновац. составл-щая в подготовке спец-та в вузе.doc
Инновационная составляющая в подготовке специалистов  в системе высшего медицинского образования Кузнецова Е. В. Коренные   изменения   в   социально­экономической   жизни   и   государственно­ политическом   устройстве   Российской   Федерации   обусловили   необходимость модернизации   системы   высшего   образования.   В   совокупности   с   наукой,   общественно­ политичес­кими   институтами,   культурой   система   высшего   образования   становится важнейшим   фактором   создания   в   России   инновационной   экономики   на   принципиально новой технологической основе, ключевым средством развития человеческого потенциала и обеспечения демократических свобод высоконравственной, интеллектуально и физически развитой личности.  Модернизация   Российского   образования   многогранна   и   во   многом   определяется уровнем   и   масштабом   инноваций,   направленных   на   его   постоянное   совершенствование, обновление   и   развитие.   Реформа   образования   должна   быть   направлена   на   подготовку нового   типа   специалиста­профессионала,   носителя   целостной   научно­технической деятельности,   отличающегося   глобальностью   мышления,   энциклопедичностью   знаний   и аристократичностью   духа,   способного   к   творческой   работе   на   всех   этапах   жизненного цикла   системы:   от   исследования   и   конструирования   до   разработки   технологий   и предпринимательской деятельности.  Инновационная деятельность в сфере образования должна быть ориентирована и на глубокое научное исследование самой этой сферы и на достижение единства научного, учебного и воспитательного процессов. Сложность заключается в том, что человечество никогда   еще   не   владело   таким   чудовищным   потенциалом   знаний,   а   сама   человеческая личность еще никогда не была столь отдаленной от понимания своей сущности, познание которой   оказалось   расщепленным   в   сфере   многочисленных   научных   дисциплин. Инновационная деятельность в системе высшего образования должна быть направлена на разработку и внедрение новых личностно­ориентированных технологий обучения. Особенно   часто   подчеркивается   недостаточная   практическая   подготовленность выпускаемых специалистов к их профессиональной деятельности. Очевидно, практическая деятельность менее контролируема, чем учебная, а ее результат зачастую менее жестко оценивается, так как не определен или очень отдален во времени. Реальная   оценка   сегодняшней   ситуации   побуждает   искать   новые   подходы   к качественному   изменению   состояния   всей   системы   высшего   образования.   При   этом   и содержание   педагогической   деятельности   в   индивидуальном   образовательном   процессе может не просто измениться, а выступить в качестве основного резерва принципиального изменения всей системы. Сегодня недостаточно, как это было ранее, обладать только знаниями, умениями и навыками. Требования современной жизни гораздо обширнее и сложнее, с другой стороны, важным является выяснение того, какую роль в профессиональной деятельности играют те или иные виды знаний, в каком соотношении и психологическом состоянии они определяют эффективность   профессиональной   деятельности   специалиста.   Становится   очевидным бесперспективность увеличения числа узкопрофессиональных дисциплин, с одной стороны, и отсутствие четкого понимания того, что должно составлять образовательную программу специалиста в современных условиях – с другой. Для того чтобы обучаемый стал специалистом ­ профессионалом, ему "необходимо выйти из пространства знаний в пространство деятельности и жизненных смыслов". Знание и   методы   деятельности   необходимо   соединить   в   органическую   целостность, системообразующим   фактором   которой   служат   определенные   ключевые   ценности. Основой  же образовательного  процесса  должны стать  не столько  учебные  дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Успешность деятельности специалистов во многом определяется не только высоким уровнем   обучения   и   образования,   но   и   уровнем   духовно­нравственной,   социально­ психологической и физической культуры человека. Все это дает основание говорить о том, что высшее образование в нашей стране должно стать инновационным. Инновационное   образование   –   это   процесс   и   результат   целенаправленного формирования   определенных   знаний,   умений   и   методологической   культуры,   а   также комплексная   подготовка   специалистов   в   области   инновационной   деятельности   за   счет соответствующего содержания методов и технологии обучения. Тем   не   менее,   следует   отметить,   чаще   исповедуется   односторонний   подход, выражающийся   в   том,   что   вводится   многоуровневая   система   подготовки   в   высшем образовании,   отрабатывается   система   непрерывного   образования,   расширяется   ряд дисциплин   социально­экономического   цикла.   Таким   образом,   совершенствуется   только внешняя сторона воздействия и практически не учитывается личностный фактор будущего специалиста. В результате, как отмечает Б.Л. Агранович, выпускник "может знать все, но ничего не уметь делать". Действительно, даже отличник вряд ли готов к профессиональной деятельности,   в   которой   главное   не   только   формулы   и   правила,   а   умение   работать   с собственными (и иными) целями, владеть способами деятельности. Согласно   концепции   Д.Н.   Перкинс,   для   каждой   профессии   существует   нижний пороговый   уровень   развития   интеллекта.   Люди   с   IQ   ниже   определенного   уровня   не способны овладеть данной профессией. Если же IQ превышает этот уровень, то между уровнем   достижений   в   профессиональной   деятельности   и   уровнем   интеллекта   нельзя проследить никакой существенной корреляционной связи. Успешность профессиональной деятельности   в   большей   степени   определяют   мотивация,   личностные   черты   индивида, система ценностей и т.д.  В   настоящее   время   имеется   огромное   количество   как   теоретического,   так   и экспериментального материала, показывающего, что в условиях взаимодействия тех или иных средств, форм и методов обучения и воспитания эффект различен, и чаще он связан с особенностями индивидуальности обучающегося. Другая сложность в современной системе образования – это все увеличивающийся информационный поток и расширяющийся спектр технологических воздействий. Для этого четко   нужно   представлять,   как   влияет   многообразие   умственной   деятельности   (объем, интенсивность, сложность, последовательность изучения, концентрированность и др.) на глубину и характер усвоения изучаемого материала. Конечно, на успех обучения влияют также другие особенности психики: внимание, память, качество познавательных процессов, интеллект,   мотивация,   способности,   черты   личности   и   индивидуальности   и   т.д.   Но   в большей степени на продуктивность усвоения новых знаний влияет уровень обучаемости студентов. Под обучаемостью понимается сложная динамическая система интеллектуальных свойств   личности,   сочетание   которых   и   определяет   многообразие   индивидуальных различий в процессе обучения. В целом обучаемость входит в содержание умственного развития   личности   и   может   служить   его   самым   надежным   показателем.   На   фоне обозначенного возникает одна и та же проблема: возможно ли доведение каждого студента до одного высокого уровня овладения определенными знаниями, практическими навыками и умениями. Вероятно, положительный ответ будет не совсем правильный, в противном случае   надо   будет   признать   отсутствие   индивидуальных   различий.   Практика   же образовательной   деятельности   показывает,   что   каждый   может   достичь   определенного высокого результата, но путь и время его достижения будут различными. В этом плане инновационная деятельность в системе высшего образования должна быть направлена на разработку и внедрение новых личностно­ориентированных технологий обучения.  В   ведущих   университетах   мира   успешно   находят   применение   проблемно­ ориентированные   методы   и   проектно­организованные   технологии   обучения,   технологии "контекстного обучения", так называемые case­studies методы. Такие подходы в высшем образовании   позволяют   обеспечить   подготовку   специалистов,   готовых   на   практике использовать   фундаментальные   знания,   умеющих   анализировать   и   решать   проблемы   с использованием   междисциплинарного   подхода,   овладевших   методами   проектного менеджмента, готовых к коммуникациям и командной работе.  Овладение   профессиональной   деятельностью,   особенно   в   современных   условиях, требует определенных способностей. Остается открытым вопрос о механизмах, движущих силах,   причинах   развития   профессиональных   способностей,   ­   это   особенно   важно   в процессе   подготовки   к   профессиональной   деятельности   и   связано   с   тем,   что   портрет специальности, в соответствии с государственным образовательным стандартом, должен учитывать существенные различия основных видов профессиональной деятельности, среди которых проектно­конструкторскую, научно­исследовательскую,     выделяют:   производственно­управленческую и программистскую. Но не каждый выпускник готов к эффективному  выполнению   нескольких  видов   профессиональной   деятельности,  следует четко   понимать,   что   для   различных   видов   профессиональной   деятельности   в   рамках специальности   удельный   вес   основных   групп   психологических   качеств   может   быть различным.   Давно   известно,   что   каждое   из   этих   направлений   требует   конкретных личностных особенностей человека, работающего в данном направлении. Более того, для успешной   работы   личностные   особенности   должны   подкрепляться   и   знаниями определенной  направленности.   Есть  все  основания  утверждать,   что  приход  выпускника вуза на предприятие в ту сферу, где в большей степени наблюдается соответствие его личностным особенностям, дает обществу повод утверждать, что подготовка специалиста осуществлена на должном уровне, и обратное, если такое соответствие не выдерживается. В ходе обучения человек часто тратит много времени на дисциплины, которые едва ли пригодятся   ему   на   профессиональном   поприще   и,   вместе   с   тем,   недополучает   того материала,   который   будет   востребован   в   будущем.   Следовательно,   один   из   путей инновационной   деятельности   в   высшем   образовании   –   дифференциация   будущих выпускников по их личностным наклонностям. Накоплен   достаточный   опыт   контроля   и   оценки   личностных   особенностей, позволяющих на различных этапах обучения сориентировать будущего выпускника вуза в то направление профессиональной деятельности, где возможна его наилучшая реализация как специалиста. Таким образом, получается, что в рамках одной специальности возможны различные траектории подготовки. Следует заметить, что различные технологии обучения и   различия   в  обучаемости   студентов   потребуют  дифференциации   временных   затрат   на подготовку специалиста. Эти особенности организации учебного процесса должны быть отражены в нормативно­правовой базе системы образования. В   рамках   существующих   государственных   образовательных   стандартов   можно предусмотреть   изучение   студентом   дисциплин,   различных   как   по   объему,   так   и   по содержанию, сориентированных на будущее направление деятельности выпускника. При этом   необходимо   сохранить   обязательный   минимум   программы   подготовки   по рассматриваемой специальности.  Но по сей день в квалификационных характеристиках чаще акцентируется внимание на   том,   какими   видами   профессиональной   деятельности   должен   овладеть   будущий специалист,  в   то   время   как   образовательный   процесс   никоим   образом   не дифференцируется   применительно   к   обозначенным   видам   профессиональной деятельности.   Немаловажным   фактором   является   и   то,   насколько   выбранный   вид профессиональной   деятельности   соответствует   индивидуально­психологическим особенностям   будущего   специалиста.   Это   в   свою   очередь   приводит   к   формированию индивидуального   стиля   деятельности.   Индивидуальный   стиль   –   это   индивидуально своеобразная система способов, к которым прибегает человек, осуществляя деятельность.  Все   это   обусловливает   необходимость   совершенствования   учебного   процесса   в плане внедрения новых технологий, учитывающих человеческий фактор и требования к будущей деятельности. В   настоящее   время   признается,   что   только   в   том   случае,   когда   обучаемый рассматривается   как   личность,   а   учебный   процесс   направлен   на   формирование   этой личности,   создаются   условия   для   развития   мыслительных,   творческих   способностей, умения   принимать   оптимальные   решения   в   нестандартных   ситуациях,   формируются мотивации для достижения поставленных целей.

Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования

Инновационная составляющая в подготовке специалистов  в системе высшего медицинского образования

Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования

Инновационная составляющая в подготовке специалистов  в системе высшего медицинского образования

Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования

Инновационная составляющая в подготовке специалистов  в системе высшего медицинского образования

Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования

Инновационная составляющая в подготовке специалистов  в системе высшего медицинского образования

Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования

Инновационная составляющая в подготовке специалистов  в системе высшего медицинского образования

Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования

Инновационная составляющая в подготовке специалистов  в системе высшего медицинского образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018