Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
02.04.2018
Модернизация Российского образования многогранна и во многом определяется уровнем и масштабом инноваций, направленных на его постоянное совершенствование, обновление и развитие. Реформа образования должна быть направлена на подготовку нового типа специалиста-профессионала, носителя целостной научно-технической деятельности, отличающегося глобальностью мышления, энциклопедичностью знаний и аристократичностью духа, способного к творческой работе на всех этапах жизненного цикла системы: от исследования и конструирования до разработки технологий и предпринимательской деятельности.
Инновац. составл-щая в подготовке спец-та в вузе.doc
Инновационная составляющая в подготовке специалистов
в системе высшего медицинского образования
Кузнецова Е. В.
Коренные изменения в социальноэкономической жизни и государственно
политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость
модернизации системы высшего образования. В совокупности с наукой, общественно
политическими институтами, культурой система высшего образования становится
важнейшим фактором создания в России инновационной экономики на принципиально
новой технологической основе, ключевым средством развития человеческого потенциала и
обеспечения демократических свобод высоконравственной, интеллектуально и физически
развитой личности.
Модернизация Российского образования многогранна и во многом определяется
уровнем и масштабом инноваций, направленных на его постоянное совершенствование,
обновление и развитие. Реформа образования должна быть направлена на подготовку
нового типа специалистапрофессионала, носителя целостной научнотехнической
деятельности, отличающегося глобальностью мышления, энциклопедичностью знаний и
аристократичностью духа, способного к творческой работе на всех этапах жизненного
цикла системы: от исследования и конструирования до разработки технологий и
предпринимательской деятельности.
Инновационная деятельность в сфере образования должна быть ориентирована и на
глубокое научное исследование самой этой сферы и на достижение единства научного,
учебного и воспитательного процессов. Сложность заключается в том, что человечество
никогда еще не владело таким чудовищным потенциалом знаний, а сама человеческая
личность еще никогда не была столь отдаленной от понимания своей сущности, познание
которой оказалось расщепленным в сфере многочисленных научных дисциплин.
Инновационная деятельность в системе высшего образования должна быть направлена на
разработку и внедрение новых личностноориентированных технологий обучения.
Особенно часто подчеркивается недостаточная практическая подготовленность
выпускаемых специалистов к их профессиональной деятельности. Очевидно, практическая
деятельность менее контролируема, чем учебная, а ее результат зачастую менее жестко
оценивается, так как не определен или очень отдален во времени. Реальная оценка сегодняшней ситуации побуждает искать новые подходы к
качественному изменению состояния всей системы высшего образования. При этом и
содержание педагогической деятельности в индивидуальном образовательном процессе
может не просто измениться, а выступить в качестве основного резерва принципиального
изменения всей системы.
Сегодня недостаточно, как это было ранее, обладать только знаниями, умениями и
навыками. Требования современной жизни гораздо обширнее и сложнее, с другой стороны,
важным является выяснение того, какую роль в профессиональной деятельности играют те
или иные виды знаний, в каком соотношении и психологическом состоянии они определяют
эффективность профессиональной деятельности специалиста. Становится очевидным
бесперспективность увеличения числа узкопрофессиональных дисциплин, с одной стороны,
и отсутствие четкого понимания того, что должно составлять образовательную программу
специалиста в современных условиях – с другой.
Для того чтобы обучаемый стал специалистом профессионалом, ему "необходимо
выйти из пространства знаний в пространство деятельности и жизненных смыслов". Знание
и методы деятельности необходимо соединить в органическую целостность,
системообразующим фактором которой служат определенные ключевые ценности.
Основой же образовательного процесса должны стать не столько учебные дисциплины,
сколько способы мышления и деятельности.
Успешность деятельности специалистов во многом определяется не только высоким
уровнем обучения и образования, но и уровнем духовнонравственной, социально
психологической и физической культуры человека. Все это дает основание говорить о том,
что высшее образование в нашей стране должно стать инновационным.
Инновационное образование – это процесс и результат целенаправленного
формирования определенных знаний, умений и методологической культуры, а также
комплексная подготовка специалистов в области инновационной деятельности за счет
соответствующего содержания методов и технологии обучения.
Тем не менее, следует отметить, чаще исповедуется односторонний подход,
выражающийся в том, что вводится многоуровневая система подготовки в высшем
образовании, отрабатывается система непрерывного образования, расширяется ряд
дисциплин социальноэкономического цикла. Таким образом, совершенствуется только
внешняя сторона воздействия и практически не учитывается личностный фактор будущего
специалиста. В результате, как отмечает Б.Л. Агранович, выпускник "может знать все, но ничего не уметь делать". Действительно, даже отличник вряд ли готов к профессиональной
деятельности, в которой главное не только формулы и правила, а умение работать с
собственными (и иными) целями, владеть способами деятельности.
Согласно концепции Д.Н. Перкинс, для каждой профессии существует нижний
пороговый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не
способны овладеть данной профессией. Если же IQ превышает этот уровень, то между
уровнем достижений в профессиональной деятельности и уровнем интеллекта нельзя
проследить никакой существенной корреляционной связи. Успешность профессиональной
деятельности в большей степени определяют мотивация, личностные черты индивида,
система ценностей и т.д.
В настоящее время имеется огромное количество как теоретического, так и
экспериментального материала, показывающего, что в условиях взаимодействия тех или
иных средств, форм и методов обучения и воспитания эффект различен, и чаще он связан с
особенностями индивидуальности обучающегося.
Другая сложность в современной системе образования – это все увеличивающийся
информационный поток и расширяющийся спектр технологических воздействий. Для этого
четко нужно представлять, как влияет многообразие умственной деятельности (объем,
интенсивность, сложность, последовательность изучения, концентрированность и др.) на
глубину и характер усвоения изучаемого материала. Конечно, на успех обучения влияют
также другие особенности психики: внимание, память, качество познавательных процессов,
интеллект, мотивация, способности, черты личности и индивидуальности и т.д. Но в
большей степени на продуктивность усвоения новых знаний влияет уровень обучаемости
студентов.
Под обучаемостью понимается сложная динамическая система интеллектуальных
свойств личности, сочетание которых и определяет многообразие индивидуальных
различий в процессе обучения. В целом обучаемость входит в содержание умственного
развития личности и может служить его самым надежным показателем. На фоне
обозначенного возникает одна и та же проблема: возможно ли доведение каждого студента
до одного высокого уровня овладения определенными знаниями, практическими навыками
и умениями. Вероятно, положительный ответ будет не совсем правильный, в противном
случае надо будет признать отсутствие индивидуальных различий. Практика же
образовательной деятельности показывает, что каждый может достичь определенного
высокого результата, но путь и время его достижения будут различными. В этом плане инновационная деятельность в системе высшего образования должна
быть направлена на разработку и внедрение новых личностноориентированных технологий
обучения.
В ведущих университетах мира успешно находят применение проблемно
ориентированные методы и проектноорганизованные технологии обучения, технологии
"контекстного обучения", так называемые casestudies методы. Такие подходы в высшем
образовании позволяют обеспечить подготовку специалистов, готовых на практике
использовать фундаментальные знания, умеющих анализировать и решать проблемы с
использованием междисциплинарного подхода, овладевших методами проектного
менеджмента, готовых к коммуникациям и командной работе.
Овладение профессиональной деятельностью, особенно в современных условиях,
требует определенных способностей. Остается открытым вопрос о механизмах, движущих
силах, причинах развития профессиональных способностей, это особенно важно в
процессе подготовки к профессиональной деятельности и связано с тем, что портрет
специальности, в соответствии с государственным образовательным стандартом, должен
учитывать существенные различия основных видов профессиональной деятельности, среди
которых
проектноконструкторскую,
научноисследовательскую,
выделяют:
производственноуправленческую и программистскую. Но не каждый выпускник готов к
эффективному выполнению нескольких видов профессиональной деятельности, следует
четко понимать, что для различных видов профессиональной деятельности в рамках
специальности удельный вес основных групп психологических качеств может быть
различным. Давно известно, что каждое из этих направлений требует конкретных
личностных особенностей человека, работающего в данном направлении. Более того, для
успешной работы личностные особенности должны подкрепляться и знаниями
определенной направленности. Есть все основания утверждать, что приход выпускника
вуза на предприятие в ту сферу, где в большей степени наблюдается соответствие его
личностным особенностям, дает обществу повод утверждать, что подготовка специалиста
осуществлена на должном уровне, и обратное, если такое соответствие не выдерживается.
В ходе обучения человек часто тратит много времени на дисциплины, которые едва ли
пригодятся ему на профессиональном поприще и, вместе с тем, недополучает того
материала, который будет востребован в будущем. Следовательно, один из путей
инновационной деятельности в высшем образовании – дифференциация будущих
выпускников по их личностным наклонностям. Накоплен достаточный опыт контроля и оценки личностных особенностей,
позволяющих на различных этапах обучения сориентировать будущего выпускника вуза в
то направление профессиональной деятельности, где возможна его наилучшая реализация
как специалиста. Таким образом, получается, что в рамках одной специальности возможны
различные траектории подготовки. Следует заметить, что различные технологии обучения
и различия в обучаемости студентов потребуют дифференциации временных затрат на
подготовку специалиста. Эти особенности организации учебного процесса должны быть
отражены в нормативноправовой базе системы образования.
В рамках существующих государственных образовательных стандартов можно
предусмотреть изучение студентом дисциплин, различных как по объему, так и по
содержанию, сориентированных на будущее направление деятельности выпускника. При
этом необходимо сохранить обязательный минимум программы подготовки по
рассматриваемой специальности.
Но по сей день в квалификационных характеристиках чаще акцентируется внимание
на том, какими видами профессиональной деятельности должен овладеть будущий
специалист, в то время как образовательный процесс никоим образом не
дифференцируется применительно к обозначенным видам профессиональной
деятельности. Немаловажным фактором является и то, насколько выбранный вид
профессиональной деятельности соответствует индивидуальнопсихологическим
особенностям будущего специалиста. Это в свою очередь приводит к формированию
индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль – это индивидуально
своеобразная система способов, к которым прибегает человек, осуществляя деятельность.
Все это обусловливает необходимость совершенствования учебного процесса в
плане внедрения новых технологий, учитывающих человеческий фактор и требования к
будущей деятельности.
В настоящее время признается, что только в том случае, когда обучаемый
рассматривается как личность, а учебный процесс направлен на формирование этой
личности, создаются условия для развития мыслительных, творческих способностей,
умения принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, формируются
мотивации для достижения поставленных целей.
Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования
Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования
Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования
Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования
Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования
Инновационная составляющая в подготовке специалистов в системе высшего медицинского образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.