М.В. Закирьянова
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье описаны использования современных инновационных форм в организации профориентационной работы во внеурочное время в общеобразовательных учреждениях. Профориентация направлена на учащихся выпускных классов общеобразовательных школ.
Ключевые слова: инновационные формы, информационные методы работы, профориентационная работа
Основой эффективного и качественного обеспечения жизнедеятельности школы является профориентационная работа среди выпускников учащихся общеобразовательных учреждений. В ходе общего образования должны сформироваться личностные качества выпускников, необходимые для выбора профессии и достижения в дальнейшем профессионального и социального успеха. Программа школьной подготовки должна предусматривать меры по профориентационному просвещению среди учеников старших классов о целях, средствах, предметах труда, профессионально-важных качествах разных сфер деятельности. Кроме того, необходимо использовать современные инновационные формы, описание профессий и обеспечить свободный доступ учащихся к информационным профориентационным ресурсам.
В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса образовательного учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные формы: игропрактика, упражнения, метод мозгового штурма, беседы, развивающие семинары, тренинги и др.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения использования современных информационных технологий и ресурсов. Современный психолог должен не только обладать знаниями в области информационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Проектируемая нами методика организации профориентационной работы с использованием современных инновационных форм предполагает:
1. В качестве формы организации выбрать проведение выездного развивающего семинара профориентационной направленности для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ.
2. Содержание должно включать:
- профессиональное информирование;
- презентации новейших направлений профориентационной работы;
- профессионально-направленные лекции и беседы;
- экскурс с применением дистанционных технологий;
- игропрактика как новый вид работы профориентации психолога;
- индивидуальное и групповое диагностирование и профориентационное компьютерное тестирование.
3. Семинар проводится с широким применением современных информационных ресурсов: виртуальных презентаций, фото-слайдов и видео-роликов, образовательного сайта и портала и др.
4. В качестве конкурсного задания предлагается создание проекта презентации в Microsoft PowerPoint о той специальности и профессиональной области, в которой учащиеся видят в свое будущее. Выбор данного задания обусловлен тем, что создание презентаций в Microsoft PowerPoint наиболее доступное и известное для школьников. Вопросы викторин подготавливаются с учетом требований ФГОС среднего (полного) общего образования.
5. Во время проведения семинара необходимо привлечение других специалистов как образец для развития профориентации.
6. До начала и после выступления целесообразно проведение индивидуальных консультаций по вопросам профориентации, раздача информационного и справочного материала, газет. Кроме того, при наличии технической возможности желательна организация мини-экспозиции выступления и современных информационных направлений и технологий, используемой в учебном процессе. Это поможет заинтересовать и привлечь внимание школьников.
7. Выступление на семинаре направлено на информирование учащихся (знание специфики профессиональной отрасли, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, правил и порядка приема в вуз), формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных намерений, изучение школьниками своих личных качеств и способностей, которые проявляются в детстве и их соотнесение с профессиональной сферой, повышение мотивации школьников на дальнейшую профессиональную деятельность .
Профориентация – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда.
Профориентация как средство регулирования профессиональной направленности личности является социально значимым делом, так как в эпоху модернизации и внедрения инновационных форм во все сферы экономики и бизнеса российское общество остро нуждается в грамотных специалистах и квалифицированных кадрах. Для принятия мотивированного и взвешенного решения – выбора профессионального пути – молодому человеку необходимы четкие жизненные ориентиры, в том числе знания о специфике разных профессий, возможностях получения высшего профессионального образования по интересующему направлению, конъюнктуре современного рынка труда, перспективах трудоустройства и построения успешной карьеры. Следовательно, разработка научно-информационных материалов по изучению характера и методов ведения профориентационной работы приобретает особую актуальность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.