Мастер-класс на тему:
«Современные формы взаимодействия с семьёй»
«Чтобы узнать ребенка,
надо хорошо знать его семью»
В.А.Сухомлинский
Подготовила и провела: Куницына Ольга Владимировна, классный руководитель 6 класса МОУ СОШ пос. Титово.
05.03.2021г.
Актуальность мастер-класса объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.
Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.
Задачи мастер-класса:
· продемонстрировать участникам мастер-класса использование активных форм работы с родителями;
· показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;
· выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.
Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Ожидаемые результаты:
участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов работы классного руководителя, направленных на совершенствование форм работы с родителями; поймут их важность и необходимость для современного воспитания школьников;
практический выход: информационный лист, содержащий перечень наиболее удачных приемов, используемых в работе с родителями, а также советы классным руководителям для подготовки и проведения родительских собраний
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Своё выступление мне бы хотелось начать с интересной
притчи.
Притча о мудром воспитании.
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил
детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил
только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки
часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время,
мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие
подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети
плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё
сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть
немного аккуратней?
-Как вы думаете, кто же может исполнять роль мудреца для современных родителей?
(учитель)
- Кто может дать им урок, подтолкнуть к правильному решению? (учитель)
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию «Активные методы работы с родителями», так как взаимодействие педагога с родителями ведет к формированию успешного ученика, что и является целью нашей с вами педагогической деятельности.
Родители являются социальными заказчиками школы, а потому должны активно участвовать в воспитательном процессе школы и класса в частности. Что греха таить, работа с родителями часто строится по остаточному принципу. А встречи сводятся либо к вызовам в школу по не самым приятным поводам, либо к родительским собраниям, где, по сути, происходит разбор полётов. Это, конечно, тоже необходимо. Другой вопрос, какие формы использовать классному руководителю при взаимодействии с родителями, чтобы работа была результативной.
Всем хорошо известны слова басни И.А. Кралова:
Когда в товарищах согласья нет -
На лад их дело не пойдёт.
И выйдет из него не дело – только мука
Однажды лебедь, рак да щука
Везти с поклажей воз взялись,
Да вместе трое все в него впряглись!
- Как вы думаете, почему именно из этой басни вам предложили прослушать отрывок?
- Кто подразумевается под этими тремя героями?
- Итог данной басни нам всем хорошо знаком. Давайте представим себя на месте этих персонажей: учителя, ученика и родителя и попытаемся изменить ход истории, а точнее взгляд на воспитание.
Ещё А.С. Макаренко говорил, что воспитывает всё: вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
«Школа и семья призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой»
Так как Федеральный Государственный стандарт ориентирован на разностороннее развитие учащихся, то сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.
С каждым годом родители наших учеников всё больше молодеют, разница в возрасте растёт, а значит, и взгляды на мир и воспитание детей тоже меняются. Убедить родителей в том, что в воспитании не только школа, но и семья, и окружение играют огромную роль – сложно.
Наша задача – не переубеждать их в том, что они не правы, а показать, как ещё можно работать с детьми, и какие это даст результаты. Родители нам поверят, когда сами, своими глазами увидят результаты таких усилий! Лишь тогда в лице родителей мы приобретём единомышленников.
Мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Необходимо создать такие условия, при которых родители станут активными участниками образовательного и воспитательного процесса.
А это значит, что старые формы работы постепенно изживают себя, и на их место приходят новые приёмы и методы работы с родителями. Из пассивных слушателей родители должны превратиться в активных участников, партнёров.
Некоторые из форм работы всем знакомы:
· Посещение семьи
· Переписка с родителями
· Родительское собрание
· Вовлечение родителей в школьное самоуправление
· Ролевые игры
При работе с родителями, возникает ряд проблем: начиная со среднего звена, падает процент посещаемости родительских собраний, а также зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Для того, чтобы совместная работа была интересной, вовлекала каждого родителя, чтобы мамы и папы не жалели о потерянном времени и не смотрели на часы во время собрания, нужно выбирать активные методы взаимодействия.
Не зря подмечено «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций.
Итак, рассмотрим некоторые методы взаимодействия педагога с родителями.
Родители все разные, большинство уставшие, молчаливые, пассивные. Как с ними поздороваться. Можно предложить такой интересный метод –приветствие «Найди похожих», цель которого – преодоление неловкости, создание весёлой, непринуждённой обстановки, сплочение.
Проведение:
– Я буду говорить фразы, кому они подходят – встают.
· Кто пришел в брюках
· Кто пришел в юбке
· У кого есть наручные часы
· Кто сегодня завтракал
· У кого есть сотовый телефон
«Возьми салфеток»
После того как все взяли салфетки я произношу следующую фразу: «Теперь я попрошу Вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько каждый из вас взял салфеток».
Ответы участников.
(Разбирая салфетки, кто-то поскромничал и взял всего одну салфетку, а кто-то не поскромничал и взял порядка 5 салфеток)
По результатам данного упражнения родители узнают, у кого когда день рождения, узнают о хобби друг друга, выявляются, те кто любит танцевать, кто любит петь, а кто увлекается спортом и много других интересных моментов из личной жизни друг друга.
- УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - форма взаимодействия
педагога и учащихся, в котором совместно ставится и решается проблема,
умственная задача.
Между какими субъектами может быть выстроено
взаимодействие на уроке?
(учитель-ученик, ученик-ученик, я-я)
Уважаемые коллеги, организуя сотрудничество мы
должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе, а не просто
что-то выполнять вместе!
Ситуацию необходимости сотрудничества можно справоцировать в ходе игры,
например, «Пчелы и змеи»
Давайте посмотрим ещё один из активных методов работы.
Называется он «Баба-Яга».
-Кто такая Баба-Яга? (сказочный персонаж)
- Что значит «ягать»? (с древнерусского «ягать» значит ругаться)
- Как ее обычно изображают? (изображается в виде лохматой плохо одетой женщины)
- Как вы думаете, всегда ли баба – Яга была такой? Если нет, то, как дошла до такой жизни?
Задание - предлагается исправить портрет бабы –Яги.
В результате могут быть подрисованы прическа, макияж, бижутерия.
Продолжается работа с «Бабой- Ягой»
После того как родители выполнят задание, они должны продемонстрировать результат и объяснить, как они видят ситуацию. После чего подводится итог – выбирается самая красивая новая Баба-Яга. (Так и ребенок может из замкнутого и неактивного ребенка превратиться в успешного ученика, в зависимости от того, каким видит его учитель. Ведь каждый ребенок может быть прекрасен в чем-то малом, небольшом).
«Запрет»
Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется
геометрическая фигура треугольник- выходит ко мне- Вы ребенок. А у кого в
руках окажется круг – будет мамой. Мать ребенка очень о нём заботится: следит
за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел. Запрещает прыгать
ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать
камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим всё перечисленное на конкретном
примере.
Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в школу. Ребёнок очень энергичный,
любознательный, задающий кучу вопросов.
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! (Завязываю глаза платочком)
Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро
обмениваются последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как
не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в школе, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты
помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама
кричит:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого!
Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
(Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:
- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня!
Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно
общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться
полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие
ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы.
Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании
окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на
социализацию ребенка.
Но в чём заключается «успешность»? Какими качествами должен обладать успешный Ученик?
- А что значит, быть успешным учеником?
Обобщим. Успешный ученик – это…
(человек, умеющий ладить с окружающими; человек, реализовавший свои способности, умеющий ставить цели и достигать успеха в поставленных задачах). И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достичь желаемых результатов.
Как учителя и классные руководители, мы вывели свою формулу успеха:
1. Ученик должен получать удовольствие от пребывания в школе и от
поддержки семьи.
2. Когда дети удовлетворены – они счастливы.
3. Когда они счастливы — они достигают желаемого.
4. Достигнув желаемого — они успешны.
5. Семья + школа = успешный ученик
Заключение. Выводы.
В результате проведённого мастер-класса можно сделать следующие выводы:
1. Для того, чтобы воспитать успешного ученика, необходимо сотрудничество семьи и школы.
2. Использование новых активных форм работы с родителями обучающихся является важным шагом к установлению партнёрских отношений между семьёй и школой, помогает определить оптимальные пути воздействия в
воспитательном влиянии на ребёнка.
Мы делаем свои первые шаги, но уже полученный опыт показывает заинтересованность многих родителей и детей в тех изменениях, которые приходят в школу в связи с внедрением новых образовательных стандартов.
Рефлексия
Возвращаясь к басне, можно сделать вывод, что сдвинуть этот воз мы можем лишь совместными усилиями: учителей, родителей, детей. Давайте же это сделаем!
Если вам понравился хотя бы один приём работы с родителями и вы готовы его перенести в практику своей работы, запишите его на мешочке и поместите мешочек на наш воз.
А в конце мы хотим поделиться с вами рецептом воспитания успешного ребенка:
Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце Любви, бросьте две пригоршни Щедрости, плесните туда же Юмора, посыпьте Добротой, добавьте как можно больше Веры и Надежды, всё хорошо перемешайте. Затем полученный состав положите на отрезок отведенной вам жизни и щедро делитесь со всеми окружающими вас людьми!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.