Нестандартный способ решения задач по физике и развитие логического мышления.
Оценка 4.8

Нестандартный способ решения задач по физике и развитие логического мышления.

Оценка 4.8
docx
23.12.2021
Нестандартный способ решения задач по физике и развитие логического мышления.
СТАТЬЯ.docx

Наталия Владимировна Феденева,

учитель физики

МБОУ «Гимназия №1 имени А.А. Иноземцева» город Братск.

Нестандартный способ решения задач по физике и развитие логического мышления.

Развитие творческого мышления  учащихся  в  процессе изучения ими физики является одной из актуальных  задач,  стоящих  перед преподавателями физики в современной школе.  Основным  средством  такого воспитания и развития математических способностей учащихся является решение задач. Каждая предлагаемая для решения учащимся задача может  служить  многим конкретным целям обучения. И все же главная цель задач - развить  творческое мышление учащихся, заинтересовать  их  физикой,  привести  к  «открытию» физических фактов. Достичь этой цели с помощью одних стандартных задач  невозможно,  хотя стандартные задачи, безусловно, полезны и необходимы, если они даны  вовремя и в нужном количестве. Одним из приемов решения физических задач, вызывающий наибольший интерес у учащихся, активизирующий их мыслительную деятельность, является эвристический прием. Эвристический прием при решении физических задач состоит в постановке и разрешении ряда взаимосвязанных целенаправленных качествен­ных вопросов. Этот прием прививает навыки логического мышления, анализа физических явлений, составления плана решения задачи, учит связывать данные ее усло­вия с содержанием известных физиче­ских законов, обобщать факты, делать выводы. Считается, что сложность учительского труда в том, чтобы найти путь  к каждому ученику, создать условия для  развития  способностей  заложенных   в каждом. А это наиболее  возможно  тогда,  когда  при  обучении используется эвристический метод. Эвристическое обучение  отличается  от  развивающего  и  проблемного качественно новой задачей: развитием не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования. В  результате  в  школах сложился определенный тип учебного процесса,  характеризующийся  стремлением учителя преподнести все знания  в  готовом  виде.  Такая  методика  обучения приводит  к  тому,  что  познавательная  деятельность  учащихся  приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные усилия  учащихся  направлены на восприятие готовых знаний, их запоминание и последующее воспроизведение. Эвристический  метод  обучения  позволяет   педагогу   предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска. Физические задачи классифицируют по различным признакам: по содержанию; по дидактическим целям; по способу задания условия; по степени трудности; по характеру и методу исследования. Основная цель решения физических задач заключается в том, чтобы школьники глубже поняли физические закономерности, научились разбираться в них и применять их к анализу физических явлений, к практическим вопросам. Эвристическая задача - лучший способ мгновенно  возбудить  внимание  и учебный  интерес,  приблизить  возможность  открытия.  Эвристические  задачи могут быть предложены как для классной, так и для  домашней  работы,  причем ученик должен иметь право выбора любого варианта задания. Наиболее понятной для учащихся,  на первом этапе знакомства с эвристическими операциями является индукция. Индукция – одна из операций эвристического мышления, которая предполагает поиск гипотезы относительно метода решения задач. Этот метод наиболее пригоден тогда, когда знания об отдельных фактах, полученные путем многократных опытов, позволяют сделать определенный вывод об изучаемом явлении или законе. Далее можно ознакомить учащихся со следующей операцией – редукцией. Редукция предполагает сведение задачи к одной или нескольким менее сложным, результат которых будет полезен при решении данной задачи.  Следующая операция наиболее близкая к редукции – специализация. Специализация предполагает переход от рассмотрения общего множества (общий случай, некоторый ряд элементов и др.) к рассмотрению его подмножества (частный случай, конкретный пример, отдельный элемент и др.). На практике это означает переход к менее сложной, частной задаче. Следовательно, эта операция может быть использована как для выявления на частных примерах общего свойства, так и для проверки правдоподобности интуитивно найденного решения (путем подстановки этих случаев в общее решение). Еще одной эвристической операцией является инверсия. Инверсия предполагает рассмотрение  задачи или ее элементов с противоположной стороны, как бы «с изнанки». Наиболее выразительной формой эвристического метода  является  эвристическая беседа, состоящая из  серии  взаимосвязанных  вопросов,  каждый  из  которых служит шагом  на  пути  решения  проблемы,  и  которые  требуют  от  учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск,  последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Наиболее эффективное средство для создания у школьников  эвристических ситуаций — использование противоречий, конфликта между усвоенными  знаниями, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми  требованиями, которые предъявляет новая задача. Школьники  должны  убедиться  в  том,  что решение задачи на основе уже имеющихся знаний  приводит  к  ошибкам.  Учитель сознательно  заостряет  конфликт,  подчеркивает  возникающее   противоречие, стимулирует  попытки  найти  выход  из  создавшегося  положения,   разрешить противоречие. Применяя те или иные методы, учитель должен предполагать, что ученик может и должен получить свое собственное решение творческой задачи.

Список литературы:

1. И. А. Зимняя. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования.// Интернет-журнал «Эйдос».

2. В. А. Адольф Формирование профессиональной компетентности будущего учителя. //Педагогика.- №1.1998

3. Г.Л. Абдулгалимов. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности. //Стандарты и мониторинг в образовании. №5.2009

4. Ф. Т. Шишкин. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного  подхода в образовании //Наука и школа №4.2008

 


 

Наталия Владимировна Феденева , учитель физики

Наталия Владимировна Феденева , учитель физики

Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность учащихся приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные усилия учащихся направлены на восприятие готовых знаний, их запоминание и…

Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность учащихся приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные усилия учащихся направлены на восприятие готовых знаний, их запоминание и…

Е ще одной эвристической операцией является инверсия

Е ще одной эвристической операцией является инверсия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2021