Современный мир предъявляет новые требования к выпускникам школ. Владение иностранным языком, становится не просто конкурентным преимуществом, а необходимостью для успешной интеграции в глобальное информационное и профессиональное пространство. В связи с этим, задача учителя английского языка – не только научить грамматике и лексике, но и сформировать у учащихся устойчивую мотивацию к дальнейшему изучению языка, развить коммуникативные навыки, а также научить их самостоятельно решать проблемы и работать в команде.
Цель иноязычного образования (ПООП ООО) - формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции. Также средствами иностранного языка формируются ключевые универсальные учебные компетенции, включающие образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования. В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования основными подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативнокогнитивный.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует образовательный процесс на формирование универсальных учебных действий (УУД), необходимых для саморазвития и самореализации личности. Основным подходом формирования УУД, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход.
Одним из эффективных методов реализации данного подхода является организация проектной деятельности, которая предполагает активную познавательную деятельность учащихся, их вовлечение в процесс получения знаний и формирование личностных качеств. Проектная деятельность позволяет интегрировать языковые навыки с другими предметными областями, развивает критическое мышление, креативность и ответственность учащихся, а также способствует формированию УУД в соответствии с требованиями ФГОС.
Метод проектов, как инновационная педагогическая технология, позволяет комплексно решать целый ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач, соответствующих требованиям ФГОС:
* Формирование предметных знаний и умений, развитие языковых навыков (совершенствование навыков аудирования, говорения, чтения и письма в процессе работы над проектом), интеграция знаний из разных предметных областей (использование знаний из других дисциплин (история, география, литература, искусство, информатика и др.) для решения задач проекта), а также формирование информационной грамотности.
* Развитие критического и творческого мышления, развитие коммуникативных навыков (умение эффективно общаться, сотрудничать в команде, вести дискуссии, презентовать результаты своей работы) и умения планировать свою работу, управлять временем, контролировать процесс выполнения, оценивать результаты.
Метод проектов предоставляет широкие возможности для всестороннего развития личности ученика, способствуя формированию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Он позволяет учащимся применять полученные знания на практике, развивать критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки и ответственность, что в конечном итоге повышает качество образования и делает процесс обучения более интересным и эффективным.
Необходимо четко определить ключевые понятия, связанные с проектной деятельностью.
Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная на самостоятельную исследовательскую, поисковую, проблемную деятельность учащихся, направленную на достижение конкретного практического результата – проекта. Он подразумевает интеграцию знаний и умений из различных предметных областей для решения определенной задачи.
Проект – это завершенная работа, направленная на решение конкретной проблемы или достижение определенной цели, имеющая четкий план реализации, конкретные результаты и практическую значимость. Проект представляет собой спланированную и реализованную деятельность, приводящую к созданию определенного продукта (например, презентации, веб-сайта, буклета, спектакля и т.д.).
Проектная деятельность – это комплекс целенаправленных действий учащихся под руководством учителя, направленных на разработку и реализацию проекта. Она включает в себя этапы планирования, исследования, анализа, синтеза, презентации результатов и рефлексии. В процессе проектной деятельности ученики активно взаимодействуют друг с другом, самостоятельно принимают решения и несут ответственность за результат.
Через проектную деятельность у обучающихся формируются следующие умения и навыки:
Коммуникативные навыки: умение эффективно общаться, сотрудничать в команде, вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения.
Исследовательские навыки: умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы, собирать и анализировать информацию, делать выводы.
Информационные навыки: умение находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, включая интернет.
Организационные навыки: умение планировать свою работу, управлять временем, распределять обязанности в команде.
Креативные навыки: умение генерировать новые идеи, находить нестандартные решения, творчески подходить к решению задач.
Презентационные навыки: умение представлять результаты своей работы в понятной и убедительной форме.
Навыки самооценки и рефлексии: умение оценивать свою работу и работу других, анализировать допущенные ошибки и извлекать уроки.
Умение работать в команде: распределять роли, координировать действия, находить компромиссы.
Ответственность: за выполнение своей части работы и за общий результат проекта.
Умение применять знания на практике: интегрировать знания из разных предметных областей для решения практических задач.
Проектное обучение может быть двух видов:
- Индивидуальное- каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца, все собранные материалы представляет классу или любой другой группе слушателей (то есть защищает свой проект);
- Групповое (командное) - класс делится на группы (команды) по подготовке проекта. Причем темы проектов в группах могут совпадать, а могут отличаться, но придерживаться одной проблемы.
Есть ряд определенных правил и принципов при выполнении группового проекта:
1. Обязательное вовлечение в проект всех участников. Каждый член команды должен внести свой вклад в проект (делают иллюстрации, фотографии, видео, готовят защитное слово, ищут информацию, презентацию и т.д.)
2. Команды (если их несколько) не соревнуются;
3. Консультантом может быть учитель для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, оказать необходимую помощь, направлять их деятельность, обсуждать проблемные и затруднительные моменты.
4. В команде доброжелательные отношения и взаимоподдержка.
5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Рассматриваются различные типы проектов по доминирующей деятельности (исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные), по содержанию (монопредметные, межпредметные), по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые), по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Проектная деятельность помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся. Для этого необходимо, чтобы всем участникам проекта была интересна предложенная тема проекта, а также использовались разнообразные способы работы (фотографии, видеоматериал, иллюстрации, музыку, графическое написание). Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся и предоставлять им возможность продемонстрировать свои сильные стороны.
В своей практике я широко использую проектные технологии на разных этапах обучения. Например, обучающиеся начальной школы делают мини-проекты, это проекты о своей семье, доме, еде, любимом животном. Формы предъявления проектов могут быть разными: открытки, постеры, альбомы, мультимедийные презентации, небольшие видеосюжеты. Затем на более старшем этапе проекты усложняются и расширяются.
На уроках иностранного языка в начальной школе распространены учебные проекты. В основном это краткосрочные проекты, на разработку требуется меньше количества времени, такие проекты используются на обобщающих и итоговых занятиях по темам курса. Во втором классе мы начинаем делать первые проекты, например, такие как: «My family», «My friend», «My favorite food» и продолжается в третьем классе. В четвертом классе дети создают проект на тему: «My favourite room», «My favourite clothes». Дети рисуют свою комнату или придумывают какую бы комнату они хотели бы и описывают ее. Изучая тему «Clothes» (одежда), дети рисуют на альбомных листах формата А4 свою любимую одежду и рассказывают про нее своим одноклассникам. В 7-8 классах дети могут подготовить проект (индивидуально или группой) про школьную форму, где обучающиеся рисуют школьную форму, создают презентацию и потом защищают свой проект новой школьной формы.
Важно отметить, что в эпоху цифровизации, метод проектов особенно эффективен при интеграции онлайн-среды и интернет-технологий. Современные информационные технологии значительно расширяют возможности организации и реализации проектной деятельности, позволяют:
-организовать дистанционное взаимодействие и сотрудничество участников проекта;
- предоставляют пространство для визуализации идей, планирования проектов, обсуждения идей;
- помогают учителю и участникам проекта осуществлять мониторинг и контроль хода проекта;
- создание веб-сайтов и блогов;
- создание интерактивных презентаций и визуализации проекта (на случай, если участники забыли флешки в день защиты проекта);
- создание онлайн-опросов и анкет для сбора отзывов и рекомендаций.
Таким образом, при повторении в 4 классе темы «My pet», при помощи на онлайн-платформе Google диск была создана папка для совместной работы учителя и обучающихся, ссылку на диск получали все дети. Дети записывали видео о своем питомце (снимали самого питомца и озвучивали его внешность, характер, что он умеет и любит делать), а потом оправляли на диск. Позже, видео демонстрировали в классе как защита проекта. Использование гугл или яндекс - облака участниками проекта очень удобно обучающиеся могут зайти в облако и посмотреть на каком уровне у них проект, добавить какую –то информацию, фотографии, сделать заметки. При этом, необходимо обучающимся сразу напомнить о важности соблюдения правил информационной безопасности и этики онлайн-взаимодействия.
В 6 классе обучающиеся выполняли экскурсионные проекты (Rainbow English для 6 кл. авторов Афанасьева О. В., Михеева И. В., (Дрофа, 2013). По итогу занятий по теме «Путешествие по России», детям было дано задание подготовить туристический маршрут с описанием достопримечательностей городов России. Обучающиеся по итогу подготовили презентации об изученных на уроках (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др.), о городах, которые они посетили и о своем родном городе. Дети подготовили презентацию и буклет для туристов, разработали маршрут самых интересных и важных достопримечательностей и музеев родного города. Подготовка к защите проекта длилась 2-3 урока. После прошла рефлексия. Обсудили не защиту участников проектов, а также только получили рекомендации какие еще интересные города России можно посетить.
С целью привлечения внимания обучающихся к глобальным экологическим проблемам, посильному участию в решении экологических проблем своего микрорайона, города семиклассники разрабатывают проекты на тему: «Защита окружающей среды». Изучают состояние проблемы загрязненности бытовыми отходами (мусор, полиэтилен, пластик), выясняют статистические данные, проводят анкетирование среди жителей, придумывают мероприятия проводятся по борьбе с вредными бытовыми отходами по месту проживания.
Обучающимся 8 классов нравятся готовить проекты на тему «The person I would like to emulate» или «My favourite actor/actress…». В основном обучающиеся любят готовить данные проекты индивидуально, описывая своего любимого актера, родственника, политического деятеля, спортсмена или певицу, они не только рассказывают биографию, но и называют их сильные качества этой личности, которые им нравятся, каких их самим не хватает, которые они хотели бы развить у себя.
Нельзя забывать и о критериях оценивания проекта. Оценивание проектной деятельности – важный этап, позволяющий определить эффективность работы, выявить сильные и слабые стороны, а также спланировать дальнейшую работу над совершенствованием навыков обучающихся. Критерии оценки должны быть четкими, понятными и известны ученикам заранее. Следующие критерии могут быть использованы для оценки проектных работ на уроках английского языка:
1. Содержание проекта (актуальность и значимость темы, полнота раскрытия темы).
2. Языковое оформление (грамотность, логичность и последовательность изложения материала, использование разнообразного словарного запаса).
3. Презентация проекта (четкость и ясность представления, уверенная и грамотная речь, ответы на вопросы аудитории).
Рекомендуется проводить предварительное обсуждение критериев оценки с учащимися, чтобы они могли внести свои предложения и почувствовать себя вовлеченными в процесс оценки.
Проектная деятельность предоставляет учителю широкие возможности для всестороннего развития личности ученика, способствуя формированию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Метод проектов позволяет учащимся применять полученные знания на практике, развивать критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки и ответственность, что в конечном итоге повышает качество образования и делает процесс обучения более интересным и эффективным.
Список литературы:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
3. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: Практическое пособие для работников образования. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
4. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. -2003.- №3.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 31 мая 2021. № 287
В данной статье мы рассмотрим теоретические и практические аспекты организации проектной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС. Мы проанализируем преимущества использования проектного метода, определим ключевые этапы проектной деятельности, предложим примеры проектных работ, а также обсудим критерии оценки результатов проектной деятельности. Цель данной статьи - предоставить учителям английского языка практические рекомендации по внедрению проектной деятельности в учебный процесс, которые помогут сделать обучение более интересным, эффективным и соответствующим требованиям современного образования, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.