Опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка

  • Документация
  • docx
  • 23.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учитель английского языка делится опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье подчеркивается важность и целесообразность использования адаптированных образовательных программ как гаранта успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель приводит примеры собственных достижений в преподавании иностранного языка для «особенных» детей.
Иконка файла материала статья дети ОВЗ.docx

Опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка

Стрельникова Оксана Петровна

Учитель английского языка

МБОУ «СОШ №11» ИМОСК

Oksana.strelnikova.1982@mail.ru

 

 

Учитель английского языка делится опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье подчеркивается важность и целесообразность использования адаптированных образовательных программ как гаранта успешности обучения детей с  ограниченными возможностями здоровья. Учитель приводит примеры собственных достижений в преподавании иностранного языка для «особенных» детей.

Ключевые слова:

Федеральный закон;

Адаптированные образовательные программы;

Индивидуальный  дифференцированный подход;

профессиональный педагогический инструмент;

 

 

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" каждый ребенок, не зависимо от состояния здоровья, способностей к освоению образовательных программ и места проживания имеет право на качественное образование. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особых условиях обучения и воспитания. Состояние здоровья детей с ОВЗ препятствует освоению ими образовательных программ вне специальных условий воспитания и обучения. Группа школьников с ОВЗ очень неоднородна, так как в нее входят дети с разными нарушениями развития: опорно-двигательного аппарата,  слуха, зрения, речи,  с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта, а так же с задержкой развития. Таким образом,  главным приоритетом в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого воспитанника.

Большую проблему представляет недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ, причинами которой являются недостаточность внимания, гиперактивность, плохая память, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности в регуляции поведения, т. е. обучаемость у них значительно снижена. У  ребят, как это не печально, нарушена связь с миром, имеются проблемы в общении  со сверстниками и взрослыми из- за недостатка общения. Вместе с тем, ребёнок, имеющий инвалидность, возможно также способен и талантлив, как его сверстники. Но неравенство возможностей мешает обнаружить свои таланты и дарования.

Как же обучать таких детей иностранному языку? Я, как учитель английского языка, столкнулась с определенными трудностями в работе. Мне пришлось ознакомиться с большим количеством информации, изучить  опыт работы других учителей, пройти курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию и работе с детьми с ОВЗ. В ходе работы, я пришла к выводу, что главным образом необходимо развивать психические процессы: мышление, память, речь. Необходимо активизировать  познавательную деятельность, обогащать  знания об окружающем мире, а английский язык способствует этому как никакой другой предмет. Практическое овладение языком является не целью, а средством для решения этой задачи. Именно поэтому, программа по изучению иностранного языка должна быть адаптированной для каждого конкретного ученика.

 Программа для детей с ОВЗ не предполагает сокращения тематических разделов, но объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала уменьшается. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению, грамматике, развитию устной речи.

В своей работе большое внимание я уделяю работе с текстом, при этом рекомендуется:

- уменьшать объем изучаемой лексики (отбирать  широко используемые  лексические единицы);

- выбирать легко запоминающиеся конструкции по грамматике;

- подбирать аутентичные адаптированные тексты для чтения и аудирования;

- снизить требования к изучению иностранного языка.

В работе с детьми с ОВЗ необходимы индивидуальный подход к каждому ученику и педагогический такт. В своей работе я применяю специальные методики на всех этапах обучения: разъяснения нового материала, выполнения заданий, оценивания работы учащегося:

  • поэтапно, объясняю задания, часто работаем по шаблону;
  • задания выполняются учащимися последовательно;
  • прошу ребят повторить инструкцию к выполнению задания, если имеется необходимость;
  • максимально использую на уроке аудио и визуальные технические средства обучения;
  • стараюсь менять виды деятельности;
  • организую работу в парах, группах ( по возможности), даю индивидуальные задания;
  • обязательно провожу физкультурные паузы (например, во время физкультминуток можно отрабатывать глаголы действия, разучивать рифмовки, песни и т. д.);
  • всегда предоставляю дополнительное время для завершения задания,  для сдачи домашнего задания;
  • использую на уроках много наглядности и раздаточного материала, например;
  • применяю индивидуальный подход в оценивании ответов учащихся с ОВЗ;
  • разрешаю переделать задание, с которыми не справился ученик;
  • особое внимание уделяем работе над ошибками, детально анализируя их;
  • активно использую интернет ресурсы, такие как: https://learningapps.org , https://quizlet.com;

При подборе заданий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством учебной деятельности в том случае, если оно соответствует интеллектуальным, психическим, возможностям детей, а так же и их потребностям. В связи с тем, что группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является тщательный отбор содержания в каждой конкретной ситуации, соответствие возможностям учащихся, методов и форм организации обучения. Наиболее востребованными методами в практической работе считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, информационно-коммуникационный, поисковый; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Программа базируется на принципах коммуникативной методики, в основе которой лежит обучение практическому использованию языка в различных речевых ситуациях, встречающихся в повседневной жизни.

Осуществляя приведенные выше методы и приемы мне удается успешно осуществлять обучение ребят с ОВЗ. Ребята мотивированы к изучению иностранного языка. Учащиеся хорошо усваивают индивидуально разработанную адаптированную программу.

Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время так как важно  обеспечить  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой  школьного образования. АООП широко открывают двери учебных заведений  тем категориям детей, которые еще недавно и мечтать не могли об общем образовании, о школьной жизни наравне со здоровыми ровесниками. Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам это создание коррекционно-развивающей среды, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность и открытость. Является гарантом  укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.
Источники: 

1.      Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука», 2012.

2.      Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. «Педагогическое образование и наука», 2012.

3.      Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012.

4.      Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.

      5.   https://rosuchebnik.ru/material/adaptirovannaya-programma-dlya-detey-s-ovz/
      6.     https://koncpekt.ru/metodicheskaya-kopilka/obmen-opytom/4152-osobennosti-

      7.     https://mega-talant.com/biblioteka/statya-osobennosti-obucheniya-detey-s-ovz- 

 


 

Скачано с www.znanio.ru